Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Высшего профессионального образования 1 страница



«Кемеровский государственный университет»

Факультет филологии и журналистики

.

Рабочая программа дисциплины

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДО XX ВЕКА

История русской литературы XIX века (третья треть)

Направление подготовки

031001.65 – Филология

Профиль подготовки

Отечественная филология (русский язык и литература)

Квалификация (степень) выпускника

Специалист

Форма обучения

Очная, заочная

Кемерово, 2012

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………...7

Тематический план………………………………….....................................9

Содержание курса………………………………..…………………………14

Список основной учебной литературы……………………………………55

Формы контроля…………………………………………………………….56

Изменения и дополнения…………………………………………………...58

1. Пояснительная записка.

Курс "История русской литературы Х1Х века (третья треть)" - завершающий этап изучения русской классической литературы Х1Х века.

Данный курс является частью общего базового курса "История русской литературы", что предполагает определенную преемственность в изучении учебного материала классической литературы Х1Х века. Курс построен таким образом, что рассмотрение тем во многом основывается на актуализации знаний, полученных при изучении смежных дисциплин ("Введение в литературоведение", "История зарубежной литературы" и д.р.)

По учебному плану данный курс учебный курс рассчитан на преподавание и изучение в течении одного учебного семестра и составляет 36 часов аудиторных занятий. Основная форма контроля - экзамен. В процессе освоения материала курса предполагается проведение коллоквиумов по двум монографическим темам курса "Творчество Л.Н. Толстого" и «Творчество Ф.М. Достоевского» (коллоквиум проводится по монографии М. М. Бахтина "Проблемы поэтики Ф.М. Достоевского"), рассмотрение основных тем на индивидуальных консультациях. Курс "История русской литературы Х1Х века (третья треть) читается во 2 семестре студентам 3 курса дневного отделения факультета романо-германской филологии (специальность 0217000).

Историко – литературный период - вторая половина Х1Х века - характеризуется как эпоха расцвета романа. Конец 50-х до середины 70-х гг. Х1Х века - период подъема, "эпоха возрождения", по определению М.Е. Салтыкова-Щедрина, в русской культуре. При изучении литературы этого периода студенты должны получить представление как об историко-литературном процессе в целом, о жанровой динамике в процессе литературной эволюции, так и о творческой индивидуальности писателей, чье творчество проявилось в данную эпоху.

Поскольку главной задачей курса является, прежде всего, изучение творческого пути выдающихся русских писателей в историко-литературном контексте эпохи, ряд тем данного курса изучается монографически - творчество Л. Н.Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова. Данные темы выходят за рамки изучаемого периода литературы, поэтому вопросу периодизации при изучении этого курса придается важное значение. Особенности историко-литературного процесса середины Х1Х века предопределяют необходимость выделения вопроса о типологии реалистического романа, и цикла. Рассмотрение монографических тем в контексте эпохи предполагает формирование целостного представления об особенностях развития реализма в этот период. Преподавание и изучение курса истории русской литературы на филологическом факультете предопределяют необходимость особо акцентировать вопрос о связях и взаимовлиянии произведений русской и западно-европейской литературы, в большей степени английской и французской.

Особо выделен в рамках курса период восьмидесятых годов Х1Х века, поскольку этот период приобретает итоговый характер, с одной стороны, и в то же время, становится эпохой, когда формировались новые качества русской прозы, которые проявились и развивались в дальнейшем.

Жанровая система реализма во второй половине Х1Х века необычайно сложна и характеризуется расцветом романа (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский), широким распространением прозаического цикла (сатирического, очерково-публицистического в творчестве М.Е. Салтыкова- Щедрина, Г. Успенского). В кризисный период 1880-х ведущее место приобретают малые жанры (прозаические) - рассказ, повесть, психологическая новелла. Традиционная жанровая структура повести трансформируется, поскольку повесть перенимает в "переходный период" функции романа. Писатели нового литературного поколения - В.М. Гаршин, В.Г. Короленко создают преимущественно повести и рассказы, причем в и творчестве происходит обогащение реализма романтическими тенденциями, появляются такие жанровые формы, как легенда, сказка, аллегория, лирическая миниатюра В многообразном творческом наследии одного из самых оригинальных русских писателей - Н.С. Лескова - наряду с романами большое место занимает особый тип повести - сказовая повесть. Преобладанием малых прозаических жанров отмечено творчество А.П. Чехова, в котором одновременно сосуществуют проза и драматургия. Драматургии в рамках лекционного курса уделяется особое внимание. Рассматриваются две большие темы: драматургия Л.Н. Толстого («Плоды просвещения», «И свет во тьме светит», «Живой труп») и драматургия А.П. Чехова. Преподавание курса предполагает необходимость восприятия изучаемого материала в соотнесенности с предшествующими курсами истории литературы и подготовкой студентов к пониманию тех перспектив развития литературного процесса, которые будут изучаться ими на следующих этапах обучения.

Чтение художественных текстов, среди которых такие объемные произведения как "Война и мир", "Анна Каренина", «Воскресение» Л.Н. Толстого, «Идиот", "Бесы", "Братья Карамазовы", Ф.М. Достоевского, "История одного города", "Господа Головлевы" М.Е. Салтыкова-Щедрина, представляет одну из самых значительных трудностей курса. Поэтому в задачи курса входит не только освоение научной базы, но и необходимость активизации навыков литературоведческого анализа. Проблемный характер изучаемого материала предопределяет задачу развития творческих способностей студентов.

В результате изучения материала студенты должны усвоить основные реалии и факты развития литературы второй половины Х1Х века. представлять особенности и специфику историко-литературного процесса в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, знать основной корпус художественных произведений ориентироваться в научной справочной учебно-методической литературе уметь ею правильно пользоваться.

Курс истории русской литературы Х1Х века является одной из ведущих дисциплин, преподаваемых на филологических факультетах университета. В его задачи входит задача дать студентам методологическую, историко-литературную концепцию предмета, нарисовать связную, целостную картину историко-литературного процесса, обусловленного всем ходом общественного движения.

2. Тематический план

Темы Объем часов Лекции Практ., коллоквиум Самост. работа студентов Формы контроля
             
    Дневное отделение  
1. Вводная лекция. Цели и задачи курса. Литературная эпоха второй половины XIX века.     - 4 ч. Чтение текстов художественных произведений. Заполнение читательского дневника. Устные вопросы.  
2. Раннее творчество Л.Н. Толстого       Чтение текстов художественных произведений. Заполнение читательского дневника. Устные вопросы.
3. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»       Чтение текстов художественных произведений. Заполнение читательского дневника. 2ч. Проверка заполнение читательских дневников.
4. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренин»     - Чтение текстов художественных произведений. Подготовка к коллоквиуму. Индивидуальные консультации по подготовке коллоквиума
5. Кризисный период творчества Л.Н. Толстого       Чтение текстов художественных произведений. 2ч. Индивидуальные консультации по написанию контрольных работ
6. Роман Л.Н. Толстого «Воскресение». Повесть «Хаджи-Мурат»     - Чтение текстов, подготовка к коллоквиуму. 2ч. Проверка заполнения читательских дневников, конспектов статей к коллоквиуму
7. Раннее Творчество Ф.М. Достоевского.     - Чтение текстов. 2ч. Проверка подготовки к коллоквиуму. Консультация
8. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»       Подготовка к коллоквиуму. 2ч. Проверка подготовки к коллоквиуму. Консультация.
9. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»       Коллоквиум «Поэтика романов Достоевского» Заполнение тестов для самоконтроля. Коллоквиум.
10. Роман Ф.М, Достоевского «Бесы»     - Коллоквиум» Поэтика романов Достоевского» Индивид. Консультации по написанию курсовых работ. Коллоквиум
11. Роман Ф.М, Достоевского «Братья Карамазовы»       Чтение текстов. 2ч. Проверка читательских дневников.
12. Роман М.Е. Салтыкова – Щедрина «История одного города       Чтение текстов. Подготовка к собеседованию. 2ч. Собеседование по текстам произведений.
13. Роман М.Е. Салтыкова – Щедрина «Господа Головлевы»     - Чтение текстов. Подготовка к собеседованию. 2ч. Собеседование по текстам Л.Толстого. Консультация.
14. Творчество Н.С. Лескова.       Чтение текстов. 2ч. Подготовка к собеседованию. Собеседование по текстам Л.Толстого. Консультация
15. Творчество В.М. Гаршина     - Чтение текстов. 2ч. Индивид. Консультации по трудным темам. Проверка читательских дневников
16. Художественный мир Чехова – прозаика       Чтение текстов 2ч. Индивидуальные консультации по рефератам
17. Новаторство драматургии А.Чехова     - Чтение текстов 2ч. Консультация по трудным темам. Собеседование.
    Заочное отделение  
1. Вводная лекция. Цели и задачи курса. Литературная эпоха второй половины XIX века.     - 4 ч. Чтение текстов художественных произведений. Заполнение читательского дневника. Устные вопросы.  
2. Раннее творчество Л.Н. Толстого     -   Устные вопросы.
3. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»     - Чтение текстов художественных произведений. Заполнение читательского дневника. 2ч. Проверка заполнение читательских дневников.
4. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина»     -   Индивидуальные консультации по подготовке коллоквиума
5. Кризисный период творчества Л.Н. Толстого     - Чтение текстов художественных произведений. 2ч. Индивидуальные консультации по написанию контрольных работ
6. Роман Л.Н. Толстого «Воскресение». Повесть «Хаджи-Мурат»     - Чтение текстов, подготовка к коллоквиуму. 2ч. Проверка заполнения читательских дневников, конспектов статей к коллоквиуму
7. Раннее Творчество Ф.М. Достоевского.     - Чтение текстов. 2ч. Проверка подготовки к коллоквиуму. Консультация
8. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»     - Подготовка к коллоквиуму. 2ч. Проверка подготовки к коллоквиуму. Консультация.
9. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»         Заполнение тестов для самоконтроля. Коллоквиум.
10. Роман Ф.М, Достоевского «Бесы»         Индивид. Консультации по написанию курсовых работ. Коллоквиум
11. Роман Ф.М, Достоевского «Братья Карамазовы»     - Чтение текстов. 2ч. Проверка читательских дневников.
12. Роман М.Е. Салтыкова – Щедрина «История одного города     - Чтение текстов. Подготовка к собеседованию. 2ч. Собеседование по текстам произведений.
13. Роман М.Е. Салтыкова – Щедрина «Господа Головлевы»     - Чтение текстов. Подготовка к собеседованию. 2ч. Собеседование по текстам Л.Толстого. Консультация.
14. Творчество Н.С. Лескова.     - Чтение текстов. 2ч. Подготовка к собеседованию. Собеседование по текстам Л.Толстого. Консультация
15. Творчество В.М. Гаршина     - Чтение текстов. 2ч. Индивид. Консультации по трудным темам. Проверка читательских дневников
16. Художественный мир Чехова – прозаика     - Чтение текстов 2ч. Индивидуальные консультации по рефератам
17. Новаторство драматургии А.Чехова     - Чтение текстов 2ч. Консультация по трудным темам. Собеседование.

Содержание курса

ТЕМА № 1.

Вступительная лекция..

Развитие критического реализма в русской литературе второй половины Х1Х в. было обусловлено усилением многообразных связей литературы и других форм общественной деятельности, благодаря которым литература становится все более ощутимым фактором духовного развития общества. Демократизация общественного сознания, масштабные исторические события внутри страны, рост демократического движения оказали влияние на литературное творчество.

История русской литературы второй половины Х1Х века, история могучего расцвета реализма во многом определена особенностями общественно-исторического развития страны. Период середины Х1Х в. определяется как "эпоха подготовки революции", "перевал русской истории". Рост демократического движения, определивший демократические преобразования в России середины Х1Х в. и предопределил необходимость проведения реформы отмены крепостного права, ставшую, несмотря на ограниченность проведенных преобразований, значительной вехой в развитии общества и сыгравшей значительную роль в подъеме чувства личности в обществе. Закономерно, что на данном историческом фоне роман начинает занимать ведущее место в не только в литературном процессе, но и в целом в общественном сознании, перенимая функции и задачи философии, что способствовало вовлечению новых тем в орбиту художественного осмысления, обновлению и углублению социально-исторической, философской проблематики, порождая переосмысление и разрушение традиционных форм романа и формируя новые жанровые качества в романе как ведущей форме нового времени.

История русской литературы последней трети Х1Х века тесно связана с идейным и художественным наследием -60-х гг. В -70-е годы продолжали свою активную деятельность крупнейшие писатели-реалисты. Это время расцвета творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого;. Именно в связи с творчеством этих писателей изучаются современные научные концепции реализма, вопросы поэтики и типологии русского романа.

Творчество писателей-народников рассматривается обзорно в связи с развитием и распространением народничества. на данном этапе общественного развития.

1880- гг. определяются как "период безвременья", "эпоха ломки", не выдвинувшей ни одного крупного писателя, наиболее полно выразившего тенденции времени. Старшее поколение писателей завершало свой литературный путь (Л. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.С. Лесков, И.С.Тургенев, А.Н. Островский); А.П. Чехов и В.Г. Короленко только начинали свою литературную деятельность. Но и те и другие остро ощущали необходимость обновления реализма, поисков новых форм в искусстве.

Изменилось и соотношение жанров. Роман, игравший еще в -70 гг. ведущую роль, уступает место очерку, рассказу, повести.

Вопрос о своеобразии русского реализма конца Х1Х века подробно рассматривается в связи с анализом творчества В.М. Гаршина, А.П. Чехова.

Тема № 2. " Раннее творчество Л.Н. Толстого."

-------------------------------------------------------------------

"Трилогия тревожных исканий" - первое произведение Л. Толстого. Особенности нового творческого метода. ("Диалектика души". Сочетание "мелочности и генерализации"). Переосмысление традиций предшествующих этапов развития литературы. " Обращение к веку дедов, а не отцов" (Б. Эйхенбаум) Роль традиций просветительства и сентиментализма. Преодоление традиций романтизма. Особенности сюжетно-фабульного построения. (Отсутствие фабулы) Форма повествования в трилогии. Поэтика пространства и времени. Идея нравственного совершенствования, и ее роль в творчестве Толстого.

Цикл "Севастопольские рассказы". Идейно - тематическая общность как основа целостности цикла. Жанровые особенности произведений, включенных в цикл. (лирический очерк, рассказ с элементами эпического повествования, романизированная повесть). Традиции Стендаля в изображении войны.. Психология новичка на войне. Патриотизм. Формирование новых принципов изображения войны.

Природа и цивилизация в повести "Казаки" Руссоистские мотивы. Переосмысление концепта "лишний человек» в "Казаках". Преодоление традиций романтизма. Идея самосовершенствования личности. Двунаправленность философского эксперимента в повести. Эксперимент как этап духовных исканий становящегося и развивающегося героя Л. Толстого.

Рассказ Л.Н. Толстого. "Люцерн". Традиции просветительства в антитезе «природа и цивилизация». Проблемы философии истории в рассказе «Люцерн»

Моралистический пафос рассказа. Трактатная основа произведения.

ТЕМА № 3: Жанровое своеобразие романа "Война и мир" Л.Н. Толстого.

Особенности жанровой структуры «Войны и мира». Причины споров по поводу определения жанра «Войны и мира». "Война и мир" - роман-эпопея (Сабуров А.П., Чичерин А.В.): военно-историческое повествование, народ в "Войне и мире", Жизнь "историческая" и жизнь "частная". "Война и мир"- "история -искусство" (Е.Н. Купреянова). Философия истории Л. Толстого

. Проблеме свободы и необходимости в общей композиции романа и система персонажей в романе. Кутузов и Наполеон. Проблема фатализма и волюнтаризма. "Война и мир" - новая разновидность романа" ("Роман- поток" Н.К. Гей, "роман- история" Е.Н. Купреянова, "социальная эпопея" И, П. Ивенский, "исторический роман-эпопея" Корнилов, Хализев) Принципы создания характеров в романе. Герои "пути" и герои "статичные". (" Внутренние источники человеческой жизни"). Общее и личное в романе. Эпилог в романе и проблема романного завершения.

Тема № 4. Роман Л.Н. Толстого "Анна Каренина".

-------------------------------------------------------

Жанровое своеобразие романа "Анна Каренина". Специфика освещения семейной тематики и проблематики в русской прозе конца 1870-х гг. романы Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы", "Подросток", "Господа Головлевы" М.Е. Салтыкова - Щедрина. Превращение традиционного романа семейного типа в социально- исторический, общественный, философский роман на русской почве. "Мысль семейная " в романах "Война и мир" и "Анна Каренина".

Особенности архитектоники романа. "Большой диалог" романа и принципы переосмысления традиций западно-европейского романа (французский адюльтерный роман и английский семейный роман) Пути исканий толстовских героев в романе. Анна Каренина и Константин Левин. Новые тенденции в форме выражения авторской позиции. Смысл "загадочного» эпиграфа.

Тема № 5: Художественные и этико-религиозные искания Л.Толстого в кризисный период.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

"Исповедь" как знамение "переходной эпохи". Новой тип авторской позиции в "Исповеди" Л.Н. Толстого.

Формирование этико-религиозного учения Л. Толстого. Основные положения толстовского вероучения. "Ветхий " и "Новый завет" в исканиях Л. Толстого. Трактатное наследие Л. Толстого. Новые взгляды на искусство. (Трактат

"Что такое искусство", "О Шекспире и о драме"). Кризисные тенденции в повестях послекризисного периода.

("Смерть Ивана Ильича", "Крейцерова соната", "Отец Сергий"). Концептуальная заданность, иллюстративность, притчевость. произведений кризисного периода. Этический эксперимент как основа сюжета.

Тема № 6: Роман Л. Н. Толстого "Воскресение". Повесть "Хаджи-Мурат"

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Роман "Воскресение" - единственное произведение романного жанра в "переходное время". Причины обращения к типу "кающегося дворянина" в1880-х гг. Особенности сюжетной ситуации в романе. Духовное прозрение как единственный динамичный процесс эпохи. Сакральное значение сюжета путешествия в Сибирь. Трансформация метода "диалектики души" в произведениях послекризисного периода и ее причины.

Влияние публицистики и этико-религиозных трактатов на форму произведения. (роман-трактат) Суть философского эксперимента и идея духовной революции в романе. Функции эпиграфов.

Повесть "Хаджи-Мурат" как "художественное завещание» Л. Толстого.

Причины обращения к кавказской тематике. Переосмысление традиций романтизма. Повесть "Хаджи-Мурат" как не написанный крестьянский роман Толстого.

Принцип параллелизма в повести. Значение сопоставления "деспотизма азиатского и деспотизма европейского " в повести. Традиции "Капитанской дочки" А.С. Пушкина в "Хаджи-Мурате".

Тема № 7. «Раннее творчество Ф.М. Достоевского».

Периодизация творчества Ф.М. Достоевского. Основные этапы творческого пути. Роман Ф.М. Достоевского. «Бедные люди» В. Белинский о романе. Преодоление традиций «Натуральной школы». Роман в оценках критики. Форма повествования в романе. Повесть Ф.М. Достоевского «Двойник» в творческой эволюции писателя. Традиции «петербургских повестей». Традиции Гоголя, Пушкина в произведении. Новый этап в развитии темы «маленького человека». Проблема фантастического в «Двойнике». Новаторство в раннем творчестве Ф.М. Достоевского.

Достоевский в кружке Петрашевского.. Каторга и ссылка. Формирование концепции почвенничества. «Записки из подполья» пролог к зрелому романному творчеству Ф.М. Достоевского. Новый тип героя в «Записках их подполья» - «человек из подполья».

Значение образа «подполья» в повести. Новизна постановки «голоса героя» в повести. Особенности воплощения формы исповеди в произведении. Соотношение «теоретической» и сюжетной частей в композиции произведения.

Тема № 8. Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

------------------------------------------------------------------------------------------------

Преступление как сюжетная основа романа. Принципиальное отличие "Преступления и наказания" от традиционного

авантюрно-детективного романа. Ситуация исторического перехода в романе. Образ Петербурга в романе. «Множественность самостоятельных и неслиянных голосов». (М.М. Бахтин.) Теория Раскольникова. Ее социальное и нравственно-философское содержание. Особенности жизни идеи на страницах полифонического романа. Раскольников как герой-идеолог. Поединок Раскольникова и Порфирия Петровича.

Роль диалогов в раскрытии идеи Раскольникова. Система двойников в романе. Раскольников. Лужин. Свидригайлов.

Раскольников и Соня. Идейно - композиционная роль их диалогов в романе. Мифологические проекции в романе. Легенда о воскресении Лазаря. Эпилог в романе. Особенности завершения художественного целого в мире полифонического романа.

Тема № 9. Роман Ф. М.Достоевского "Идиот".

-------------------------------------------------------------------

"Скрытый миф " в романе. Жанровое своеобразие романа. Параллель двух "экспериментов"

в романе. (Мышкин в Швейцарии и Петербурге) Пространственно-временная организация произведения. Образ главного героя, прототипы кн. Мышкина. Особенности построения "далевого образа" в романе. Окказиональный характер интерпретации темы второго пришествия у Достоевского. Кн. Мышкин как герой идеолог. Система двойников в романе. Нравственно-этическое воздействие Мышкина на героев романа. Роль евангельской легенды о возрождении блудницы в эволюции образа Настасьи Филипповны. Семантика имен и система персонажей. Эпилог в романе. Проблема идеала. Циклический характер развития темы второго пришествия у Достоевского

Тема № 10. Роман Ф. М. Достоевского "Бесы".

--------------------------------------------------------------

Роман "Бесы" как роман - памфлет. Место романа в ряду антинигилистических романов второй половины Х1Х века. Философия нигилизма в романе. «Западнические» идеи в процессе историко-культурной эволюции.

Тургеневская тема в романе, ее отражение в структуре сюжета. Проблемы духовного наследия. Апокалипсические мотивы в "Бесах". Роман "Бесы" в осмыслении русской религиозной философии. Основной миф в романе. Ставрогин как герой- идеолог. Роль традиций Гете и Лермонтова в построении образа главного героя романа. Двойники Ставрогина. Теория Шигалева. Образы Шатова и Кирилова. Философский смысл самоубийства Кирилова. Петр Верховенский как "идеолог на практике".

Женские образы в романе. Символика образа "хромоножки" - юродивой. Мотив "Матери земли". Переосмысление дилеммы Раскольникова в романе "Бесы".

"Исповедь" Ставрогина и роль старца Тихона в романе. Смысл названия и эпиграфов к роману.

Тема № 11: Роман Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы».

------------------------------------------------------------------------------------

"Братья Карамазовы» - синтез романного творчества Достоевского. Проблема "отцов и детей" в романе. Образ Федора Павловича Карамазова.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 195 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...