Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Каролингский Ренессанс — период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII—середине IX века, в эпоху правления королей франков Карла Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого из династии Каролингов. В это время наблюдался расцвет литературы, искусств, архитектуры, юриспруденции, а также теологических изысканий. Во время Каролингского возрождения мощный импульс получило развитие средневековой латыни, на основе латинского алфавита возник особый шрифт, каролингский минускул, что обеспечило принятие европейскими нациями общего языка и стиля письма. Термин «возрождение» применительно к средневековой истории (в том числе и словосочетание «каролингское возрождение») появился благодаря французскому историку Жан-Жаку Амперу в 1830-х годах. Статья Гаспарова:
1)«дух» латинской культуры каролингской эпохи оставался религиозным, церковным во всех своих основаниях, образцом же и идеалом для неё служили не республики цветущей античности, а христианская империя Константина. Возрождение античной культуры на новой, христианской основе: античные поэты дают литературе блеск формы, а христианство – истинность содержания
2)Для подъёма культуры было необходимо воссоединить остатки античной культуры и христианской в едином центре, которым стала Империя Карла
3) отправная точка – 800 г. Карл великий получил императорскую корону от Папы Римского Льва III.
4) карл организовал комиссию, чтобы очистить текст канонической Библии от ошибок и распространить её по стране, реорганизовал монастыри, был создан универсальный первый всборник проповедей (Павел Диакон), капитулярий о науках 787 г. – при каждом монастыре открываются школы
5) «Академия Карла Великого» в Ахене – как бы сразу академия наук, министерство просвещения и дружеский кружок. Изучались латынь, классики и 7 благородных наук, каждый член академии принимал античный или библейский псевдоним. Карл – Давид, его дочери Луция, Математика, Алкуин – Флакк (как Гораций), Эйнхард – Веселиил.
780-е – итальянский период – приток итальянских учёных: грамматик Пётр диакон Пизанский, богослов Павлин, Павел Диакон, автор «Истории лангобардов»
790-е – англо-скансонский период – Алкуин,
Ирландские иммигранты дали знакомство с греческим и расширенные познания в географии и астрономии (Дунгал, Клемент, Дикуил)
6) Людовик Благочестивый (814-840)
Децентрализация империи
Центральная фигура – Храбан Мавр – ученик Алкуина, начало монастырского периода Каролингского Возрождения
7) смута после смерти Людовика, культура сосредотачивается в монастырях, мастерские по переписке книг, большинство античных рукописей, дошедших до нас, были переписаны в 9 веке
8) жанры
Жития – облик идеального христианина, простой язык
Панегирическое послание – обращение к духовным/светским властям (в эпоху карла великого панегирик был господств жанром)
Дружеское послание – обращение не к высшему, а к равному (Валахфид Страбон)
Поучительные послания и медитации в стихах на богословские темы («Об умеренности» Милона)
Описательная поэзия
Надписи и эпитафии – развитие античной эпиграммы
Гимны и стихотворные молитвы
Эклоги (вследствие культа Вергилия)
Исторические поэмы – «Деяния императора Карда Великого»
Дружинная и городская поэзия
Латинские переложения сюжетов германского фольклора
9) Стихотворная техника
Метрическое стихосложение - это типа по античному образцу (гекзаметры, элегические дистихи всякие) – алкуин, Храбан Мавр,
Ритмическое стихосложение – силлабо-тоника – гимны Августина
Секвенции – проза, положенная на музыку, духовная тематика
10) отличившиеся (по статье аверинцева)
Деяния Карла и его родни воспел в своих поэмах Ангильберт (ум. 814). Одна из них посвящена разгрому аваров при очередной попытке проникнуть в пределы империи. Другая поэма, известная под названием «Император Карл Великий и папа Лев» (авторство Ангильберта предположительно), посвящена событию более важному: это рассказ о том, как встретились император и папа Лев III для заключения конкордата.
Большим мастером стиха был Теодульф (ум. 821), автор многочисленных дидактических произведений. Ему принадлежит большое аллегорическое стихотворение, изображающее мир наук: у корней древа познания сидит Грамматика, матерь всех знаний в понимании Теодульфа. Ветви древа — Риторика и Диалектика. Тут же находятся Логика и Этика. На другой стороне древа — Арифметика, Геометрия с циркулем в руках, Астрономия, увенчанная диадемой, изображающей небо, и Музыка, бряцающая на лире. Эта аллегория важна как свидетельство необыкновенно высокого мнения Академии Карла о месте гуманитарных наук в общем образовании.
В поэме «Послание к королю», великолепном образце поэтической эпистолярной поэзии эпохи Каролингов, Теодульф создал семейный портрет императора и его близких — детей и вельмож. У поэта, как и у резчиков и мозаичистов его времени, условные черты соседствуют с конкретными реалиями, следование античной традиции — со смелым новаторством. Император предстает в виде земного божества:
Самым выдающимся писателем и поэтом Академии был Алкуин (ок. 735—804).
Учителем Алкуина в области поэзии был прежде всего Вергилий Среди учеников Алкуина были и выдающиеся политические деятели вроде Гримальда, ставшего со временем канцлером императора Людовика Немецкого. Учеником Алкуина был и выдающийся педагог и латинист Храбан Мавр (784—856), автор большого количества трудов по самым различным вопросам истории церкви и проблемам теологии, человек, искушенный и в писании звучных латинских стихов, и в изящной прозе.
Его учеником был замечательный поэт первой половины IX в. аламанн Валахфрид Страбон (809—849), блестяще усвоивший богатейшее наследие классической латинской версификации и применявший его для создания произведений, насыщенных проблематикой его эпохи.
Развитие светской поэзии на латинском языке оказало некоторое воздействие и на литературу церковную. В IX в., пока сохраняется своеобразная атмосфера каролингского гуманизма, появляются новые образцы латинской агиографической литературы, во многом отличающиеся от первых этапов. Уже создан и записан «Беовульф», первый великий эпос на живом средневековом языке. Уже записана безвестным клириком «Песнь о Хильдебранде и Хадубранде». Близится эпоха записи и переработки великих эпических творений, еще бродящих в устной традиции, но уже становящихся фактом письменности тех новых народностей, которые начинают собственную историческую жизнь. Латинские средневековые писатели уже сыграли свою роль хранителей античной традиции — роль звена, смыкающего античную древность с новым миром, возникающим на ее обломках; литература Западной Европы, сохраняя латинскую письменность, становится многоязычной, находит новые огромные возможности для дальнейшего художественного развития, отозвавшегося прежде всего в памятниках героического эпоса.
Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 1708 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!