Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Переходный период в средневековье продолжается до конца IX – начала X вв.
Только к X в. выкристаллизовывается система феодальных отношений, мировоззрение.
X-XI в. - раннее Средневековье. От этого времени осталось очень мало памятников.
XII-XIII в — зрелая средневековая культура. Эпоха, в которой связывается философия, система жанров. В этот период поднимаются города, начинают производить собственную культуру, выдавать собственные памятники.
XIV-XV вв. - позднее Средневековье. Колоссальный итог предшествующего развития. Эпоха, подготавливающая Ренессанс. В Италии XIV в — уже эпоха Возрождения.
С.С.Аверинцев предлагает другую периодизацию. Он предлагает пренебречь знакомой периодизацией на античность, средневековье, возрождение и т.д. И посмотреть на другие важнейшие составляющие культуры, определяющие разные типы состояния культур. Он выделяет три качественных состояния в истории литературы и культуры европейского круга.
· Дорефлективно-традиционалистский. Преодолен греками в V-IV в. до н.э. Словесность начинает осознавать себя как реальность особого рода за счет того, что противопоставляет себя реальности быта и реальности культа. Рождается поэтика, риторика — надлитературные реальности, осмысляющие что есть литература. Перерождаются жанры. Появляется авторство. Но доминирующая роль принадлежит жанрам. Автор не конкретного произведения, а жанра. Поэтому следует говорить об авторитете. Литература продолжает быть в сущности традиционалистской.
· Рефлективно-традиционалистский. Состояние было оспорено к концу XVIII в.
· Конец традиционалистсткой установки.
3 век – кризис Римской империи, гражданские войны Диоклетиан Константин (провозглашен императором в 312 году) установил союз с церковью
Западная Римская империя 385 – 480
Великое переселение народов – 4 – 5 вв. Причина: ослабление Рима, соблазн, своя земля истощена.
Постепенно. К концу 4 века начинается принятие христианства. Сначала католичество в виде арианской ереси (согласно арианцам Бог-Сын – творение Бога_отца), затем оказалось, что ортодоксальное католичество гораздо выгоднее.
Конец 4 века – Иероним переводит Библию на латинский язык, затем Библию переводят на готский язык.
Все образованные люди получили античное образование (Августин, Иероним). Читали все тех же античных авторов – Цицерона, Вергилия, Овидия, Плавта. Воспитаны на античных памятниках.
В 4 веке понимают, что христиане сами должны писать на христианские темы.
Новая система образования: семь свободных искусств:
· грамматика, риторика, логика
· арифметика, геометрия?, музыка
· богословие
Для политической жизни раннего средневековья характерны три типа власти:
Ксенократия – этнически чуждая власть
Бюрократия – отчужденная от общества чиновничья каста
Теократия – держатели трансцендентного религиозного авторитета.
Язык, письменность, этническая принадлежность обретали смысл только в свете религиозных идей.
Основатель монашества – Антоний Великий (3-4 вв). Умиление страданием, стремление к самоотречению – непременная ступень самостановления, открывающая глубины психики. Традиционно связано с социальной утопией.
Нужно новое искусство, на смену статуе, идолу приходит плоское изображение, икона, над телом доминирует лицо, над лицом – глаза. Средневековое искусство переносит человека извне вовнутрь, эллин молится перед храмом, христианин внутри. Наследники античного красноречия – проповедники. На смену драме – гимны.
блаженный Иероним, блаженный Августин (клирикальная литература).
Жанр видения: о путешествии души в потусторонний мир, где видит мучения грешников.
Жанр хроники: не было понятия историзма. Перемежается преданиями, рассказами о святых и т.д. влияние божественного или дьявольского мира. Двоемирие. VI – VII века.
Жанр жития святого. “Роман о Розе” – образец аллегоричности.
Книги на лат. языке. Универс. среди наречий:
- искусство;
- наука;
- религия.
Ораторская проза, риторика (Цицерон был полностью усвоен культурой), Тацит, Гомер, Вергилий, Овидий (4 эклоги “Энеиды”).
Античная философия (Аристотель, Платон).
Рыцарский роман (“Левкиппа и Клитофонт”);
Роман об Энее.
Роман об Александре.
Лекция:
историк связывает новый период Средние века (название придумали гуманисты) со сменой способа производства (рабовлад.Рим сменяется феодальной Европой. Процесс постепенного освобождения рабов. Возникает система колоннатов. Владелец дает рабам некоторый участок и требует отдачи части дохода. Система феодов, доменов, владений. Система сузеренов, их вассалов, которые раздробляют участки и отдают их крестьянам. Заключается пакт между крестьянами и военными сословиями. Возникает три сословия.)
Конец II-III в. издание закона, по которому этнически чуждые Риму элементы имеют право на присовение себе звания римского гражданина.
Конец IV-н.V века падение Римской империи. Передел мира.
Верхняя граница — XVII в. буржуазная революция во Франции и Нидерландах. 1789 г.(Фр.).
Для историка культуры даты другие. Целесообразно для обозначения культурной эпохи утпотреблять термин «Средневековье».
Сердневековье как культурная эпоха. Ощутимой вехой для всех обитателей Римской империи в смысле развития новой идеологии было начало IV в. правление Константина, принимающего христианство в качестве официальной религии. Начало бурного формирования бурного нового сознания. Начало длинного переходного периода, в котором с одной стороны угасает античная картина мира и ант.памятники предаются все большему забвению, с другой стороны все больше вливаются варварские обычаи. Постепенная кристаллизация нового видения мира. Христианство все больше упрочивает свои позиции. Все больше варварских государств принимает христианства. Самыми упорными племенами были саксы, которые в конце VIII — начале IX в. были язычниками.
Невозможно было найти чисто христианскую или чисто языческую концепцию мира в литературе или сознании людей. Все время происходит взаимопроникновение языческого и христианского самосознания.
Двоеверие.
Рыбаков: «двоеверие — компромиссное равновесие яз.и христианских элементов в культуре народа».
Успенский: «двоеверие -функциональное объединение христ.и языч.начала».
Это не механическое сочетание черт разных видений мира, а некий синтез, некая уравновешенная работающая структура.
Гуревич говорит, что это ядро средневекового мировоззрения. Именно когда в сознании две культуры соединились, возникло средневековое мировоззрение.
Успенский говорит о том, что двоеверие связано с процессом бессознательного усвоения язычниками христианской идеологии. Были церковники, которые сознательно для привлечения большего количества паствы объединяли некие элементы христ. И варварских культов. Этот процесс сознательного внедрения христ.в яз.умы — воцерковление. В центре — античные празднества, которые подверстываются под христианские или наоборот.
Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 933 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!