Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

2 страница. Б бадарийская культура - культура древнего Египта



Б

БАДАРИЙСКАЯ КУЛЬТУРА - культура Древнего Египта. Следует за тазианской.V тыс. до н.э. БАЗИЛИКА - одна из двух ведущих архитектурных форм в церковномзодчестве (базиликальная и центрально-купольная). Б. (от др.-греч. "царскийдом") в античные времена представляла собой общественное здание, гдепроизводился суд, велись торговые сделки и т.п. По типу Б. в IV-VI вв.строятся и первые христианские церкви в Византии. Они имели вытянутуюпрямоугольную форму, разделенную на 3 или 5 продольных частей - нефов рядамистолбов или колонн, при этом средний главный неф был выше и шире боковых. Вв. части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом - апсидой, помещалсяалтарь, в з. - вход. Продольные нефы пересекались поперечным трансептом,выступающим с обеих сторон, так что здание имело в плане форму креста -главного символа христианства. В дальнейшем тип храма-Б. утвердился в 3.Европе (романский стиль), а в самой Византии и на Руси преобладалцентрально-купольный. Отдельные сооружения сочетают в себе обаконструктивных принципа. Напр., храм св. Софии в Константинополе соединяет всебе базиликальный план с купольным перекрытием и центрально-купольный типконструкции христианского храма. Здания этого типа либо квадратные в плане,либо круглые. Круглые (или лепестковые) имеют внутри колонны, несущие купол.Более распространены квадратные храмы. Четыре массивных внутренних столбаделят их пространство на 9 ячеек, соединенных арками, и поддерживают купол,находящийся в центре. Купол символизирует небесный свод. БАЙКАЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА - культура в Прибайкалье. Неолит. V-II тыс. дон.э. Выделяются этапы (культуры?): хиньская, исаковская, серовская,китойская. БАЛАНОВСКАЯ КУЛЬТУРА - культура бронзового века Среднего Поволжья.Некоторые исследователи считают ее локальной группой фатьяновской культуры.Круглодонные сосуды, шаровидные амфоры. Шлифованные боевые топоры, медныеизделия. БАЛТИЙСКОЕ ЛЕДНИКОВОЕ ОЗЕРО - пресноводный водоем, существовавший междуотступлением последнего ледника из Балтики и вторжением в нее морских вод(14-8,5 тыс. лет назад. (См.: Литориновое море.) БАЛТЫ - народность. Впервые описывает их в VI в. готский историкИордан, тогда они уже занимали территорию от берегов Балтики до НижнегоДона. В др.-рус. летописях сохранялись некоторые имена балтских племен:литва, летгола, земигола, жмудь, корсь, ятвяги, голядь и пруссы. Днепровскиебалты в VI-IX вв. ассимилировались славянами. БАРОККО - направление в искусстве Европы и Америки конца XVI-XVIII в.(от ит. "странный, неправильный"). Сложилось впервые в Италии. Б. вархитектуре - торжественный и пышный стиль, характеризуется изогнутымиформами и линиями, обилием лепных или разных резных внешних и внутреннихукрашений, затейливыми завитками узоров, статуями, лепными виньетками и т.п. Сложившийся в конце XVII в. в России стиль, называемый нарышкинским илимосковским Б., вырос на основе местных архитектурных традиций. Большейчастью эти памятники строились как типичные для Руси ярусные храмы "подколоколы". Основная часть их (напр., построенных рус. крепостнымархитектором Яковом Бухвостовым церквей Спаса в Уборах и Троицы в с.Троицком-Лыкове) - восьмерик на четверике с восьмилотковым сомкнутым сводоми колокольней над ними с небольшой главкой. Эти церкви-колокольни имели врус. архитектуре древние традиции. К ним относятся Духовская церковь XV в. вТроице-Сергиевом монастыре, церковь-колокольня в Александрове XVI в. и др.Церковь Покрова в Филях также в общем относится к башнеобразным храмам,имеющим др.-рус. традиции. Исключение составляет церковь Знамения вДубровицах (1690-1704) в подмосковной вотчине кн. Б. А. Голицина,отличающаяся от других храмов скульптурой не только снаружи, но и внутрихрама. В угоду Петру I церковь была сооружена с использованиемз.-европейских архитектурных приемов Б. Здесь была смело введена религиознаяскульптура, сопровождавшаяся надписями на латыни. В противоположность рус.башенным церквам верхний ярус тяжелее и массивнее, чем нижний, а над низкорасположенными окнами апсид высится массивная рустованная стена. Все этиэлементы з. Б. Только в XVIII в. рус. Б. приобретает з.-европейские черты. В этомстиле строились многие дворцы. Таков Екатерининский дворец в Царском Селе.Его огромной длины фасад, скульптуры, яркая позолота на белом и голубомфоне, серебристые крыши поражают великолепием. Не менее прекрасны иторжественны Зимний дворец, Смольный институт. БЕРИНГИЙСКИЙ МОСТ - суша, периодически соединявшая Азию с Америкой врайоне Берингова пролива. По нему шло распространение животных и человека изАзии в Америку. БЛИТТА-СЕРНАНДЕРА СХЕМА - деление голоцена на климатические периоды -арктический, субарктический, бореальный, атлантический, суббореальный исубатлантический. Основана на изучении спор и пыльцы в торфяниках Норвегии иШвеции. БОГАЗК Й - древний Хаттусас, столица Хеттского государства. Построен нар. Галис (Турция) в 1500 г. до н.э. Площадь 121 га. Окружен оборонительнойстеной из сырцового кирпича. В стене ворота, украшенные монументальнымирельефами с изображениями львов, воинов и сфинксов. Найдена библиотека с1000 глиняных табличек с надписями, которые дали важную информацию о хеттах.Город пал в 1200 г. до н.э. БОЕВОЙ ТОПОР - типичен для фатьяновской, балановской и др. культуршнуровой керамики. Полированный каменный топор с просверленным отверстием имолотковидным обухом топора. На в. известны медные и золотые топоры. Увикингов были железные боевые топоры. БОЛА - оружие. Возникло в раннем палеолите и употребляется до сих пор вЮ. Америке. Состоит из двух или более камней, обернутых кожей и привязанныхк ремню или веревке. Их раскручивают над головой и бросают в бегущееживотное или большую птицу. С помощью крутящегося бола, длина которого можетдостигать метра, не только легче попасть в цель, но и можно опутать ногиживотного. При промахе его нетрудно отыскать и вновь использовать. БОНДАРИХИНСКАЯ КУЛЬТУРА - культура бронзового века лесостепной полосы.Дон. БОРДА СТАТИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД - метод фр. ученого Ф. Борда, которыйсоставил список различных типов каменных орудий (типологический лист),определил их процентное отношение, составил графики, чтобы выявить различиямежду культурами палеолита Франции. БОРЕАЛ - одна из начальных фаз голоцена высоких широт, продолжавшаясяпримерно от 9,5 до 7,5 тыс. лет назад. БОРОДИНСКИЙ КЛАД - найден в Одесской области, состоит из трехнаконечников копий из бронзы, булавки и кинжала из серебра, бронзовыхпластинок, трех булав из алебастра, пяти каменных топоров. Интересенразличным происхождением вещей: булавка сходна с булавками шахтовых гробницМикен, топоры происходят с Кавказа, копья - с Прикамья. Датируется XV-XIIIвв. до н.э. БОТАЙ - поселение энеолита в С.-З. Казахстане. III тыс. до н.э. Одно издревнейших коневодческих поселений степной полосы Евразии. Происходит отсуртандинской культуры Ю. Зауралья. Площадь до 15 га. Состояло из одинаковыхглинобитных домов. Орудия из камня и керамика большей частью суртандинская(ю.-уральская). Имеются предметы средне-восточного типа. Тонны костейлошади, единично кости быка (бизона?). БОЯН - культура развитого неолита Молдавии, Румынии и Болгарии.3500-2700 г. до н.э. Керамика украшена геометрическими фигурами,инкрустированными белой пастой. БРАК И СЕМЬЯ. Брак - оформленный обычным правом или законом союз междумужчиной и женщиной, посредством которого регулируются отношения междуполами и определяется положение ребенка в обществе. Семья - формасожительства брачной пары для самовоспроизводства. Брачные нормы -допускаемый традицией или законами порядок, по которому регулируютсясоединения брачащихся. Формы Б.: Б. умыканием - кража невесты с согласия илибез согласия ее самой или ее родителей; Б. выкупом (калымный брак) - платаза невесту ее семье в денежной или товарной форме; тот же характер носит Б.отработкой - жених работает в хозяйстве родителей невесты определенный сроки только по истечении его имеет право вступить в Б. Известны и многие другиеформы Б. Для общества после неолитической революции характерен моногамныйБ., но известны и полигамия (многобрачие), понимаемая как многоженство(классический пример - гарем), и полиандрия (от др.-греч. "поли" - много,"андрэ" - муж) - многомужество (распространено в Тибете). Формы С.: парнаяС. - нестабильное соединение пар для сожительства и воспроизводства себеподобных, отражающее несамостоятельность С. в условиях родового общества;индивидуальная С. (малая С.) - в условиях отцовского рода долговременноесожительство, носящее признаки социального противостояния родовойорганизации; моногамная С. - социально-экономическая ячейка общества,разделенного на социальные группы. Экзогамия (от др.-греч. "экзо" - снаружи,вне и "га мое" - брак) - буквально "брак вовне", существенный признак рода.Неукоснительное соблюдение принципа экзогамии сыграло важную роль вхозяйственной и семейно-брачной жизни членов рода. Эндогамия (от др.-греч."эндон" - внутри и "гамос" - брак) - буквально "брак внутри". Эндогамия -важный признак племени. При первобытных формах брака семья не имела своегохозяйства; оно было общим, и, как следствие этого, Б. был легко расторжим.Напр., чтобы развести супругов в Индокитае, было достаточно сломать присвидетелях две палочки, которыми едят рис. В Таиланде муж может продатьлюбую из жен, за исключением первой, "непродажной", - с ней надоразводиться. У эскимосов на Аляске мужчина, желающий развестись, уходит издому и отсутствует несколько дней. Жена должна понять этот "намек" иисчезнуть. В Центральной Африке, Азии у некоторых народов существовалобычай: если жена просит разрешения выйти из дома, а муж при этом неговорит: "Возвращайся поскорее!", брак считается расторгнутым. БРОВКА - полоска нетронутой земли между квадратами или более крупнымиучастками раскопа, оставленная для того, чтобы лучше проследить стратиграфиюпамятника. БРОНЗОВЫЙ ВЕК - один из трех веков общей археологической периодизации(каменный, бронзовый и железный века). Эпоха распространения бронзы (сплавмеди и олова в соотношении 9:1). В сравнении с медью бронза плавится приболее низкой температуре, дает меньше трещин при плавлении, и главное -орудия из нее более твердые и прочные, чем медные. Литье бронзовых орудийтребовало редко встречающегося олова, что привело к развитию торговли оловоми распространению технических новинок и знаний. В Азии Б. в. совпадает споявлением цивилизации, поэтому здесь это название практически неиспользуется. Ранний Б. в. в В. Европе изучен еще недостаточно. Поздний Б.в. (культуры: древнеямная, срубная, абашевская, андроновская, катакомбная идр.) - период формирования крупных этнокультурных общностей и миграций. ВАмерике бронза использовалась до 1000 г. н.э. (Аргентина). Ее знали ацтеки,но она не играла такой большой роли, как в Старом Свете. На Ближнем иСреднем Востоке III тыс. до н.э., в Европе - II тыс. до н.э. Б. в. следуетза энеолитом и предшествует железному веку. БУДИМО - раннеашельские стоянки на с. Испании. БУГО-ДНЕСТРОВСКАЯ КУЛЬТУРА - культура неолита. Домашние животные(свинья, бык). Найдены и отпечатки зерен пшеницы на керамике. Встречаютсяостродонные сосуды и плоскодонные горшки. Орнамент криволинейный и налепной.Есть сосуды и с отпечатками гребенки. Предшествует триполью. Время - VI-Vтыс. до н.э. БУМЕРАН Г - представляет собой серповидный кусок дерева длиной всреднем ок. 75 см. Но иногда его длина достигает и 2 м. Используется Б. какударный и отражательный инструмент, но основное его назначение -метательное. Дальность полета до 100 м. Особый вид легкого Б. обладаетспособностью возвращаться к хозяину в случае промаха. Б. сохранились уплемен Америки и в особенности Австралии. Рус. путешественник Э. Р.Циммерман, побывавший в Австралии в 80-х г. XIX в., так описывает полет Б.:"Австралиец швырнул свое деревянное плоское оружие, по форме напоминающеесерп, а величиной около аршина. Бумеранг, крутясь, пролетел высоко повоздуху шагов триста впереди, описав параболу, стал было спускаться, но недошел шагов на двадцать до земли, вдруг перевернулся в воздухе и полетелназад; описав параболу, он наконец упал к ногам туземца. В другой раз негрбросил свое оружие так, что оно, пролетев вперед, перевернулось инаправилось по воздуху в сторону, потом, не падая наземь, перевернулось ещераз и полетело опять в другую сторону".

В

ВАЛДАЙСКОЕ ОЛЕДЕНЕНИЕ - последнее оледенение Рус. равнины.Соответствует позднему вюрму Альпийского ледника. В максимуме (22500-17770лет назад) доходил до Балтийской гряды, Орши, междуречья верхнего Днестра и3. Двины, до Смоленска (между Смоленском и Белым), Вышнего Волочка, Пестова,Молого-Шекснинской озерной равнины. ВАЛЛОНЕ - один из наиболее древних памятников Европы. Грот расположенна ю. Франции, недалеко от г. Ниццы. На глубине 108 м под отложениямиморских глин - слой с находками 900 - 950-ты-сячелетней давности: 11 орудийиз отщепов, галька с ретушью. Кости вымерших животных - ю. слона, макаки,лошади Стенона и др. ВАРВОХРОНОЛОГИЯ - метод определения хронологии по варве - годичнойленте глины, отложившейся на дне ледниковых озер и состоящей из двух слоев -тонкого, мелкозернистого зимнего и более толстого крупнозернистого, летнего.Подсчет варв (ленточные глины) дает возможность определить возраст находок,лежащих под слоем ленточных глин. Охватывает период в 17 тыс. лет.Применяется и к озерным отложениям внеледниковых областей, имеющимотчетливую годичную слоистость. ВЕДЫ И МИФЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА - веды (санскрит, веда - знание) -сборники древних гимнов и жертвенных формул (конец II - начало I тыс. дон.э.). Считается, что веды составили арийские племена, которые ок. 4 тыс.лет назад завоевали Индию. Для. того чтобы не смешаться с местными жителямии не "загрязнять" свою веру их культами, арии собрали все свои священныегимны в Ригведу (Хвалебную веду, или Веду гимнов). Вначале Ригведу училинаизусть из поколения в поколение. Ок. тысячи лет назад ее записали. Ригведасостоит из 1028 мантр - гимнов, песен. Они сгруппированы в 10 мандалов, иликниг. Отрывки и отдельные молитвы были позднее выписаны из Ригведы дляудобства молений, и из них составлены две новые веды - Яджурведа (Ведажертвенных формул) и Самаведа (Веда напевов). Еще позднее была составлена наоснове их еще одна книга священных гимнов - Атхарваведа (Веда магическихзаклинаний). В Индии в торжественные дни и сейчас исполняются отрывки изРигведы. В Ригведе и других древнейших письменных источниках дается свояверсия происхождения человека. В 10-й книге 129-я песня говорит так: Не было не-сущего, и не было сущего тогда. Не было ни воздушного пространства, ни неба над ним. Что двигалось туда и сюда? Где? Под чьей защитой?.. Кто воистину знает? Кто здесь провозгласит? Откуда родилось, откуда это творение? Далее боги (появились) посредством сотворения этого (мира). Так кто же знает, откуда он появился? Откуда это творение появилось: Может, само создало себя, может, нет, - Тот, кто надзирает над этим (миром) на высшем небе, Только он знает или же не знает. В другой веде говорится о сотворении мира более конкретно: Закон и истина родились Из воспламенившегося жара. Отсюда родилась ночь. Отсюда - волнующийся океан. Из волнующегося океана Родился год, Распределяющий дни и ночи, Владыка всего, что моргает. Солнце и Луну сотворил Последовательно создатель, И день, и землю, И воздушное пространство, затем свет. Другие мифы древних индийцев представляли творение мира и человека так.Вначале не было ничего. Потом возникли воды. Воды породили огонь. Великойсилой тепла в них рождено было Золотое Яйцо... Через год из Золотого Яйцавозник прародитель Брахма. Он разбил яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняяполовина стала Небом, нижняя - Землею, а между ними, чтобы разделить их,Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил Землю среди вод,создал страны света и породил начало времени. Люди же появились из телаПуруши - первозданного человека, которого боги принесли в жертву в началемира. Они рассекли его на части. Из уст его возникли брахманы - жрецы, рукиего стали кшатриями - воинами, из бедер его были созданы вайшью -земледельцы, а из ног родились шудры - низшее сословие. Из разума Пурушивозник месяц, из ока - солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания -ветер. Воздух произошел из его пупа, из головы произошло небо, а из ушейсоздались страны света, ноги же стали землею. Так из великой жертвы вечныебоги сотворили мир. Древние греки иначе представляли себе происхождение человека. Вначалебыл Хаос, а потом родилась от него Гея - богиня Земли, и родила она Небо -Урана, а от их брака родились титаны... и страшные великаны... ВозненавиделУран своих детей-великанов и заключил их в недрах земли в глубоком мраке...Младший из них, коварный Кронос (Время), хитростью низверг своего отца иотнял у него власть... Кронос боялся, что и против него восстанут дети, иповелел жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостнопроглатывал их. Младшего сына Рея скрыла, дав Кроносу проглотить вместо негокамень. Звали сына Зевс. Вырос Зевс, вскормленный из рога волшебной козыАмалфеи, и сверг Кроноса, заточил титанов в недра земли, а своих братьев исестер освободил из чрева Кроноса. Поселились боги на Олимпе, и сталирождаться от богов люди. В Библии о происхождении человека говорится так: "Вначале Бог создалнебо и землю. Земля была бесформенна, пустынна и погружена в вечный мрак.Всюду простирались только воды, а над ними носился Дух Божий. И сказал Бог:да будет свет! Увидев, что свет хорошо, он отделил его от тьмы и назвалднем, а тьму назвал ночью. На следующий день он сотворил небесный сводпосреди вод, разделивший их на две части, на воды, которые были на земле поднебом, и на воды, которые в виде туч и дождей повисли в небе. На третий деньон собрал воды под небом в одно место, и тогда показалась суша... И повелелон тогда, чтобы на земле произросли многие виды растений, дающих семена, идеревьев, родящих плоды. На четвертый день он создал тела небесные... Напятый день он призвал к жизни чудища морские и всякую иную живую тварь,обитающую в воде, а также птиц, парящих над землей. И благословил их,сказав: плодитесь и размножайтесь и заполняйте как море, так и воздух. Нашестой день создал он скотов и гадов и всяких других животных,передвигающихся по земле. И под самый конец сотворил человека по образу иподобию своему, чтобы властвовал над всею землею, над всем, что жило и рослона земле. На седьмой день Бог отдыхал после своей работы и день этотблагословил и сделал его праздником на вечные времена". ВЕРОВАНИЯ ПЕРВОБЫТНЫЕ - следы первых верований первобытного человекаотносятся к эпохе мустье (ок. 100 тыс. лет назад). В позднем палеолитечеловек изображал в пещерах и на открытых местах различных священныхживотных, по которым можно судить о первобытных верованиях. Фр. археологАндре Леруа-Гуран, профессор Коллеж де Франс, подсчитал животных, которымпоклонялись люди в палеолите. В 66 пещерах Франции и Испании оказалисьизображения 610 лошадей, 510 бизонов, 205 мамонтов, 137 туров, 247 ланей иоленей, 84 с. оленей, 36 медведей, 29 львов, 10 носорогов и т.д. Многорисунков сохранилось на дротиках, рукоятках "жезлов" и т.п. Ок. 10-12 тыс.лет назад украшение пещер прекращается. Остаются только рисунки на предметахобихода и орудиях. Животные, которым древние охотники приносили жертвы, былиразными: мамонты, носороги, бизоны, кабаны, лошади, быки, олени, лоси, рыбы,серны, барсуки и многие другие. Индейцы до сих пор поклоняются разнымживотным. Одни называют себя детьми великого кролика Манабуша, другие -сыновьями лисы, третьи (могикане), как мы помним по романам Фенимора Купера,- змеи. Ок. 10-12 тыс. лет назад резко меняются все верования человека. Кое-гдеок. 8-9 тыс. лет назад появляются настоящие храмы, устроенные в поселках,где жили люди. Вместо тайных храмов в пещерах святилища делают открытыми.Если ранние тайные святилища могли посещать лишь посвященные мужчины, тотеперь - все жители поселка. Если до сих пор каждое племя верило в разныхживотных (судя по рисункам в пещерах, верили почти во всех животных, накоторых охотились), то теперь их количество резко сократилось. Напр., в Вавилоне и Ассирии было всего 4 главных (астральных) бога:Мардук - крылатый бык, главный бог, Набу - крылатый человек, Негал -крылатый лев и Нинуркт - крылатый орел. Образ быка принимал часто и главныйбог древних греков - Зевс (напр., когда похищал Европу). Причем смена боговне была кратковременной. В Вавилоне быку Мардуку поклонялись много сотенлет. Во времена палеолитических и мезолитических охотников к богамотносились менее уважительно. Аборигены Австралии, бушмены Африки, индейцыАмерики и другие племена часто выбирают себе то или иное божество, молятсяего изображению, просят его помочь, но до поры до времени. Если это божество"не помогает", то первобытный охотник просто выбрасывает его и ищет себенового покровителя. Напр., папуасы кивай не верят в какое-либо верховноесущество или в богов, они не приносят публичных жертв, не молятся вместе, иу них нет священнослужителей. Каждый, как правило, сам совершает своиобряды, нужные для общения со сверхъестественными силами. К любомусверхъестественному существу кивай обращается с просьбами до тех пор, покаему кажется, что это приносит плоды, но если он убедится в противоположном,то начинает искать себе других сверхъестественных покровителей, чаще всегоони дают ему советы во сне. Интересное наблюдение сделал академик Б. А. Рыбаков. Он проследил вбыту и обрядах славян обычаи, которые существовали ок. 6 тыс. лет назад, вэнеолите. И сейчас, и тысячу лет назад на рус. избах устанавливалисьодинаковые наличники с замысловатыми кружевами. Рыбаков установил, что ониозначали изображение мира, вселенной. И оказалось, что жители Русипредставляли мир так же, как и 5-6 тыс. лет назад изображали его людинеолита и энеолита Ю.-В. Европы (трипольцы). Примерно так же описаноустройство мира в Ригведе. Главными молениями наших далеких предков былимоления о воде. В славянских праздниках и обрядах - "русальной недели","купала", бросании чучел в воду, пускании венков по реке, жертвоприношенииродникам и источникам - сохранились пережитки обрядов земледельцев каменноговека. При раскопках трипольских поселений (см.: трипольская культура) частовстречаются своеобразные ритуальные сосуды - 3 или 4 (а иногда и одна)женские фигуры воздевают к небу огромную чару. Такой обычай, связанный смагией плодородия, сохранился у многих народов и сейчас. Напр., у. болгар, когда творят священный новогодний хлеб, три старшиеженщины в семье трижды вздымают к небу квашню с тестом. По свидетельствудревних авторов, славяне поднимали к небу ковш, наполненный зерном. Этотобряд перешел потом и в православную церковь. Есть и изображения обрядазаклинаний воды - на трипольском поселении Незвиско найдены миниатюрноепряслице, статуэтка сидящей женщины, модель магического сосуда и миниатюрныйчерпачок. На другом поселении найдена глиняная статуэтка - наорнаментированном стульце сидит обнаженная женщина, на коленях магическаячара для воды. Женщина держит чару обеими руками и откинула корпус назад,чтобы не заслонить небо над сосудом. Статуэтки изображали один из обрядовзаклинания воды. Такие "чаровники"-чародейки в XI-XII вв. на Руси называлисьеще и "облакопрогонителями", т.е. колдунами, повелевающими облаками. На трипольских поселениях (как и на всех раннеземледельческихпоселениях) в большом количестве встречаются и глиняные статуэтки божествплодородия. Во многих из них вмурованы зерна пшеницы. На животах этихфигурок - то оттиск зерна, то небольшой бугорок, означающий беременность, тоизображение колоса. Иногда живот женщины прикрыт магическим рисунком изчетырех квадратов с точками в каждом из них - символ поля с семенами.Пережитки этого древнего обычая видят в изображениях Богоматери, у которойна Руси иногда рисовали на животе еще не родившегося Христа. На древних сосудах масса непонятных магических знаков, все они, видимо,связаны с земледельческой идеологией древних. Кресты и круги, колеса с 6спицами означали солнце; просто полумесяцы - лунные знаки; знаки деревьев споднятыми ветвями, "елочки", колосья означали жизнь, рост, плодоносящую силуземли. Знаки в виде большой спирали означали бег времени, косо поставленныйквадрат, разделенный на четыре части с точками внутри, доживший до XX в. насвадебных рубахах и поневах, означал зарождение новой жизни. На трипольскихстатуэтках его рисовали прямо на животе женщин - что "она понесла во чреве".Изображение женских грудей широко распространено в орнаменте большинстваземледельческих культур Европы от неолита до бронзового века. Этиизображения - самый устойчивый элемент трипольского искусства. На большихсосудах со всех четырех сторон выступают массивные груди, выполненныерельефно и натуралистично, иногда рядом помещался овальный знак плодородия. Поздние отзвуки этих представлений отразилисьв культуре Артемиды-Дианы, которую дунайские племена энеолита изображали ввиде женщины с несколькими парами грудей. Богиня была воплощениемматеринства, расточающая свои блага во все стороны. Очень много в орнаменте изображений змей, видимо, ужей. У греков,армян, украинцев, белорусов, литовцев, болгар и сербов встречается древнийкульт ужа. Ужей держат в домах, поят молоком, почитают как священноесущество, покровителя дома, огородов и полей. Интересны названия ужа:"домовик" (русские), "стопанин" - хозяин (болгары), "домакин" (сербы),"гад-господарик" (чехи), "чувар" - страж и "чуваркуча" - охранитель семьи идома (сербы). Уж представлялся, очевидно, посредником между землей, покоторой он ползал и в толще которой прятался в нору, и небом, откуда он могвызвать дождь, как бы высасывая его из сосцов Матери Неба. Не случайнотрипольцы изображали ужа, обвивающего груди Венеры. Как же представляли люди 6 тыс. лет назад картину мира? На древнихсосудах трипольцы обычно рисунки делили на три части: в верхней частиизображалось скопление воды, в середине помещалось изображение солнца, луны,полос дождя, внизу растут деревья, стоят люди или животные. Сложноетрехчленное деление орнаментируемой поверхности у трипольцев, видимо,отражает представление о трехчленном делении мира. Такое же членение мынаходим в древнейших индоевропейских текстах - гимнах Ригведы (ок. II тыс.до н.э.). Ригведа делит мир на три части: Свах - верхнее небо с запасамиводы, Бхувах - воздушное пространство со звездами, солнцем и луной, Бхул -земля, почва. Установлено, что между др.-греч. и древнеиндийской мифологиейимеется тесная связь, которая говорит о единой семье индоевропейскихнародов. Сходство это иногда поразительно. Имеются даже боги-двойники,напр., богу древних греков Урану соответствует индийский бог Варуна и т.д. ВЕРХНЕВОЛЖСКАЯ КУЛЬТУРА - культура Рус. равнины. Ранний неолит леснойзоны. VI-III тыс. до н.э. Стоянки (Ивановское III, VII, Языково I, Сахтыш IIи др.) расположены по берегам озер и рек. Охота и рыболовство. Шалаши.Горшки с острым и округлым дном, наколы, гребенка. ВЕРХНИЙ (ИЛИ ПОЗДНИЙ) ПАЛЕОЛИТ - датируется временем 40-10 тыс. летназад. Время существования человека современного типа Homo sapiens.Пластинчатая техника. Больше 1000 стоянок открыто на территории нашейстраны. Загонная охота. К концу периода появляются лук и стрелы. Широкоразвивается скульптура, пещерная живопись. ВИНЧА - большой холм (телль) в окрестностях Белграда. Неолит. Нижний,древнейший слой относится к культуре Старчево. Два верхних - средне- ипоздненеолитический дали название культуре В. Дата - 4500-4000 г. до н.э.Темнолощеная керамика с каннелюрами и нарезным орнаментом. Сельскоехозяйство, торговля. ВЛАСТЬ И ЧЕЛОВЕК - нет никаких археологических данных о наличииправителей или органов власти с момента появления человека ок. 2,6 млн. летназад до эпохи цивилизации. Хотя в мире животных, из которого вышел человек,их элементы уже наблюдаются. Напр., у гоминоидов преобладает системадоминирования. Особенно четко она выражена у бабуинов, меньше у шимпанзе. Уприматов наиболее сильные самцы (один или группа) подчиняют себе силой всесообщество. Им принадлежит все: самки, вся пища, наиболее защищенные иудобные для отдыха места и т.п. Выжить для примата - это прежде всегоприспособиться к сообществу сородичей. Однако при резком измененииприродно-климатических условий (как при изобилии, так и при крайнемнедостатке пищи) власть вожаков уменьшается. При экологических кризисахсообщество (стадо) распадается на семейные группы. Власть вожаков падает.Однако при улучшении условий и увеличении пищи сообщество вновь объединяетсяи восстанавливается доминирование. Вместе с любимыми самками и их детенышамивожаки образуют привилегированную "элиту", которая получает доступ к пище иблагоприятным местам отдыха в первую очередь. Следов системы доминирования у человека не прослежено ниархеологически, ни этнографически. Видимо, слабость человека на раннихстадиях существования заставила его отказаться от системы доминирования,избежать неравномерности в распределении средств существования и установитьстрогий общественный контроль за вождями и старейшинами. В пещере Шанидаробнаружено погребение с большими почестями неандертальского человека, хотяон был инвалидом и не обладал большой силой. Видимо, у человека почетноеместо тогда зависело не от силы, а от других причин. В период сложенияпервых цивилизаций заметно обращение обществ к системе доминирования.Характеризуя древнюю Ниневию, один из центров древней цивилизации, известныйпопуляризатор археологии К. Керам пишет, что "это был город, где властьпринадлежала узкой прослойке господ... и бесправия серой массы... обязанныхработать и лишенных всяких прав. Не раз пытались с помощью красивых словпрельстить иллюзией свободы. Они должны работать, как говорили, для того,чтобы другие могли воевать". Доместикация и культивация дали возможностьнакапливать (а следовательно, и присваивать) материальные блага, которой небыло при присваивающем хозяйстве. ВОЗРАСТ ЗЕМЛИ - возраст планеты Земля сейчас исчисляется 5 - 5,5 млрд.лет. ВОЛОСОВСКАЯ КУЛЬТУРА - культура Среднего Поволжья. Энеолит. III-II тыс.до н.э. Ранний этап - кругло-донная, позже - плоскодонная керамика, ворнаменте - гребенка. В тесте сосудов примеси органики. На позднем этапемедные изделия (2870-1830 г. до н.э.). ВОЛЫНЯНЕ - племенная группировка в. славянства, имевшая еще названиебужане. Летопись связывает ее с Бугом: "Се бо токмо словенскъ язык в Руси:...бужане, зане седоша по Бугу, послеже же волыняне". Из летописи ясно, чточасть дулебов, обитавшая по Бугу, первоначально называлась бужанами, а потом- В. Хорошо изучены курганы В. В могильниках встречаются погребения струпосожжением и трупоположением. Есть курганы с древлянскими идреговичскими материалами и погребениями на территории В. ВОРОТА, КРЫЛЬЦО - важнейшие элементы рус. архитектуры. Простейшие из К.состоят из лестницы и верхней площадки - рундука. Сложное К. имело дварундука. К. были открытые и закрытые. Крыша поддерживалась колонками. Сбокурундуки и всход ограждались перилами, которые нередко зашивали досками. Вболее позднее время перила делали из резных и точеных балясин. Крыша надверхним рундуком часто была двускатной. Встречаются К. с двумя симметричнорасположенными всходами, направленными в разные стороны от рундука.Интересной архитектурной деталью построек были галереи (всходы),опоясывающие дом на уровне перекрытий второго этажа. Сбоку галереиограждались перилами, навесом над ними часто служило продолжение скатакрыши, поддерживаемое колонками. Позднее такие галереи - гульбища -устраивались и во дворцовых постройках и в церквах. Существенным архитектурным элементом рус. усадьбы были В.,располагавшиеся чаще всего близ фасада дома и обильно украшавшиеся.Украшения В. воспеваются в песнях и былинах. В с. и средней полосе России,где бытует крытый двор, В. прорубаются в бревенчатых стенках двора. Ониподвешиваются на толстых бревнах, косяках-вереях, соединенных вверхуперекладиной - притолокой. В. обильно украшались: по ним в деревне частосудили о "справности" всего хозяйства. В рус. деревнях был распространенасимметричный тип В. с проезжей частью и одной калиткой. Они крепились натрех вереях, перекрывались не только В., но и вся передняя часть двора отизбы до амбара. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ - население Центральной и В. Европы, в древностиговорившее на едином языке и имевшее единую, однородную культуру (позднееразделилось на 3 народности - русские, украинцы и белорусы). В V-VI вв.в.-славянские памятники характеризуются специфичной лепной керамикой в видевысоких горшков с усеченно-коническим туловом. Наземные постройки с поламииз деревянных плах, редко - полуземлянки (на ю.). Ранние захоронения безкурганов, с останками сожжения трупов. В VI-VII вв. появляются курганы.Иордан (VI в.) называет В. с. склавенами (славенами). Они заселялитерриторию от Верхней Эльбы до Среднего Днепра, Среднее Подунавье, верховьяОдры, Вислы, Днестра и Полесье до Киева. В отдельных группах не устраиваликурганов, хоронили без сожжения покойников в могилах в вытянутом положении(ю.-в. Нижнего Подунавья до Северного Донца). Третья группа - венеды (поИордану) расселялась между низовьями Эльбы и Вислы. Срубные дома. Кремация ирассеивание праха в определенных местах. Четвертая группа расселялась вбассейне рек, впадающих в о. Ильмень и Псковское. Отличия от других групп -захоронения в длинных курганах. ВОТИВНЫЕ ПРЕДМЕТЫ - вещи, принесенные в святилища для божеств. ВУЛЛИ ЛЕОНАРД (1880-I960) - археолог. Вел раскопки в У ре в 1922-1929г., Эль-Убейде, Кархемыше, Тель-эль-Амарне и Алалахе. Впервые исследовалзиккураты и открыл следы "потопа" в Уре (См.). ВУЛКАНИЧЕСКИЙ ПЕПЕЛ - рыхлый продукт извержения вулканов,распространяется иногда на огромные территории. В. п. древних вулкановКавказа найден у Днепропетровска, Воронежа, на Апшероне. В. п., образующийслои в морских и континентальных отложениях, используется для датировкипамятников каменного века. ВЮРМ - последняя ледниковая эпоха, выявленная впервые в Альпах, вРоссии соответствует валдайскому оледенению, в Америке - висконсинскому ит.п. Начало его датируют от 185 до 70 тыс. лет назад, а окончание - ок. 10 -12 тыс. лет назад. Максимум похолодания вюрма - 20 - 16 тыс. лет назад.Уровень Мирового океана был в вюрме на 100 м ниже нынешнего. В.подразделяется на несколько стадиалов и интерстадиалов (калининское,осташковское оледенение; микулинское, молого-шекснинское межледниковье идр.). ВЯТИЧИ - союз в. славянских племен, верхнее и среднее течение Оки. ВПВЛ говорится: "радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу,как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах. И бракову них не бывало; но устраивали игрища между селами, и сходились на этиигрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен посговору между ними, имели же по две-три жены. И если кто умирал, тоустраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали в этуколоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, выкладывали их в небольшойсосуд и ставили на столбах при дорогах". Археологически для В. типичнысемилопастные височные кольца. Раскопано ок. тысячи курганов В.



Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 203 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...