Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Преступление считалось нарушением дхармы, нарушение дхармы — это уже нарушение вселенского порядка. Поэтому данда, право царя наказывать преступника, было асболютным. Царь, отказывающийся наказывать преступников, сам подлежал наказанию; грехи преступников переходили к нему {Апастмбашастра. I. 25. 5; Ману. VIII. 317). Другой важной особенностью уголовного права было влияние варн. Общим правилом являлось увеличение наказания за содеянное по мере снижения статуса варны. За одно и то же преступление члены нижестоящих варн наказывались строже, чем члены вышестоящих.
Шастры разделяют уголовные преступления на преступления против личности и преступления против собственности. Совершенно особый вид преступлений составляют религиозные преступления — своего рода сптеп 1аезае ведических арийцев. Главный принцип, которым руководствовались индийцы при наложении наказания, — установление соразмерности наказания преступлению. Чрезмерное наказание нарушало дхарму так же, как и само преступление {Ману. VIII. 127).
Надо отметить и другую интересную особенность — уже в Ведах практически отсутствует право кровной мести. Самое распространенное наказание за убийство — вира, которая исчисляется в коровах. В позднюю эпоху вира исчислялась уже в денежном эквиваленте. Смертная казнь, надо заметить, — вещь чрезвычайно редкая, при этом в ходу были калечащие наказания.
Преступления против собственности квалифицировались как грабеж и как воровство. Каутилья говорит: «Грабеж есть действие похищения в присутствии [владельца]. Похищение при отсутствии владельца и без причинения насилия есть воровство» {Артхашастра. III. 17; ср. также: Ману. VIII. 332). Эти виды преступлений наказывались кратными денежными штрафами, правда, законы Ману для некоторых из них предусматривали телесные наказания.
Действие принципа талиона в шастрах прослеживается очень слабо.
Шастры очень хорошо знали понятие необходимой обороны:
«Убивающий, защищая самого себя, при охране жертвенных даров, при защите женщин и брахмана по закону не совершает греха... Убийство убийцы — открытое или тайное — никогда не является для убивающего грехом; в этом случае бешенство нападает на бешенство» {Ману. VIII. 349, 351). В последнем случае, как представляется, мы имеем все же дело с пережитками кровной мести.
Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 176 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!