Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
пути. Высшая цель познания всех четырех истин заключается тоже в нирване.
Буддизм как более разработанная и, следовательно, привлекательная философская религия, с течением времени завоевал прочные позиции среди правящих верхов древнеиндийских государств. Однако с самого начала он пережил эпоху трудностей, почти гонений. Так, Каутилья рекомендует налагать штраф в размере 100 пан на того, кто «кормит во время жертвоприношений в честь богов и усопших низкого рода отшельников, как буддистских, адживака и пр.» (Артхашастра. III. 20). Адживака — это джайнисты.
Славу буддизму в Индии принес царь Ашока, второй властитель из династии Маурьев, объявив его государственной религией. Право и государственные институты в это время испытали на себе сильнейшее влияние учения последователей Шакьямуни.
Во-первых, важное место в государственном устройстве стала занимать буддийская сангха (община). Она дала повод некоторым националистически настроенным индийским историкам видеть в ней образ республиканских учреждений в целом монархической Индии. Сангха состояла исключительно из монахов без различия их варнового происхождения и, действительно, в первые десятилетия своего существования могла дать повод рассматривать ее как демократическое учреждение. Однако очень скоро, в связи с формализацией буддийской философии и перерождением ее в религию, сангха превратилась в теократическое образование.
Тем не менее сангха претендовала на положение зСаглз т згаШ. Об особом ее отношении к буддийскому государству говорит VII наскальный эдикт царя Ашоки. В нем Ашока назначает особый штат государственных чиновников (с!пагта таЬатагга), задачей которых является «надзирать за делами сангхи, другим из них заботиться о браминах и аджива-ках, другим — о Ниргратхас [джайнистских монастырях] и другим — за остальными религиозными сектами».
Во-вторых, приведем характерную деталь, свидетельствующую о двух важных вещах, неизбежно отражающихся в праве: 1) о прозелетизме буддизма и, как следствие его, 2) о стремлении переустроить мир по-своему. Царь, изменивший имя при венчании на царство согласно древним ведическим традициям, отныне зовущийся «РпуасЬга»,
стремится привить подданным понятие о дхарме и учение Просветленного, как сказано в XIII наскальном эдикте. Это совершенно новая вещь для ведийского арийца. Кроме того, царь предупреждает своих подвластных, что отклонение от дхармы (сШатта — пали) для них чревато наказанием. И действительно, известно, что Ашока, несмотря на проповедь морали Будды, вырезал население целых областей, отказавшееся подчиниться его пониманию дхармы.
Губернаторы провинций (га^иказ) получают еще задание наставлять своих подчиненных в дхарме {Наскальный эдикт VII). Царь разрешает докладывать ему в любое время и в любом месте о государственных делах {Наскальный эдикт VI). Выработана широкая программа подчинения учению Будды при управлении государством:
«Править согласно дхарме, отправлять правосудие согласно дхарме, способствовать счастью людей и защищать их согласно дхарме» {Эдикт I на обелиске).
В-третьих, вырабатывается особое понятие ОЬагта-уцауа: учение о соединении обычной деятельности человека с дхармой для подчинения этой деятельности дхарме. Ашока часто говорит об этом, называя такое явление «завоевание дхармой» — кшатрий все-таки! Дхарма, завоевывая человека, подчиняет себе его правила деятельности, одновременно становясь целью этой деятельности. Такая двойственная роль дхармы способствует спасению как человека, так и дел его от впадения во зло и как следствие, приближает царя к нирване. Надо заметить, буддизм разрешает вхождение в нирвану всем без исключения, для этого не обязательно становиться монахом. Причем с целью буквального приближения власти как дхармы к населению Ашока вводит обряд объезда государем и его чиновниками подвластной территории:
«Везде в подвластных мне землях, областях и государствах чиновники должны объезжать подчиненную им территорию в течение 5 лет, провозглашая принцип дхармы, а равно осуществляя другие дела...» {Наскальный эдикт III).
Изменения, таким образом, коснулись и области правосудия. Так, Ашока ввел за правило раз в год амнистировать заключенных {Эдикт V на обелиске), а равно провозгласил:
«При правосудии и наказании беспристрастность желательна. Поэтому отныне я провозглашаю, что преступники, обвиненные и осужденные на смертную казнь, должны
Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 207 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!