Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Генезис сознания: отражение ( информационное взаимодействие) и социокультурогенез



Сознание можно интерпретировать как сложную многоуровне­вую систему, включающую в себя природно-психические, инди­видуально-личностные и социокультурные проекции. Соответс­твенно проблема генезиса (происхождения) сознания может быть рассмотрена на нескольких уровнях: в контексте общеприродной эволюции, в связи со становлением культуры и общества и в аспек­те онтогенеза (индивидуального развития человека).

Если Р. Декарт и И. Кант объявили сознание первичной реальностью, не детерминированной никакими факторами, то К. Маркс и Ф. Энгельс сформировали идею вторичности сознания, его обусловленности внешними факторами. Сознание есть осознанное бытие. К. Маркс считает, что вне и до реальной человеческой жизнедеятельности сознание не формируется и оно не является исходным ­ теоретико-познавательным отношением человека к миру. Маркс вслед за материалистами-просветителями утверждает, что сознание есть идеальное отражение действительности в голове человека. Развитие форм отражения является генетической предпосылкой сознания. Кроме этого, важное значение имеет развитие и совершенствование мозга и формирование языка.

Что собой представляет сознание как отражение действительности? Какие формы от­ражения предшествовали сознанию? Возникновение сознания было бы чудом без той эволю­ции различных форм отражения в живой природе, которая является его предысторией. В про­цессе развития философии и науки было доказано, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения. Это положение поставило перед наукой фундаментальные вопросы о характере отражения как атрибута материи, о специфике различных форм его проявления на всех уровнях эволюции материи, о сознании как высшей форме отражения, связанного с деятельностью головного мозга человека.

Отражение характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особен­ности и черты воздействующих на них явлений. Тип, содержание и форма отражения опреде­ляются уровнем и особенностями системно-структурной организации отражающих объектов, а также способом их взаимодействия с отражаемыми явлениями. Вне и независимо от взаимо­действия отражение не существует. Результат процесса отражения проявляется во внутрен­нем состоянии отражающего объекта и его внешних реакциях. В разработке теории отражения выделяются две концепции: функциональная и атри­бутивная. Сторонники функциональной концепции отражения утверждают, что в неорганиче­ских объектах есть лишь предпосылки свойства отражения, но не его активное проявление. Сторонники атрибутивной концепции настаивают на всеобщности свойства отражения. По-видимому, в основе этих концепций лежит соответствующее понимание природы информации и информационного взаимодействия.

Основные вехи в развитии материи и эволюции свойств отражения следующие.

1) Отражение в неживой природе;

2) Отражение в живой природе;

3) Социальное отражение.

Обычно утверждают о наличии трёх уровней отражения: в неживой природе, в живой природе и о социальном отражении или собственно сознании человека и общества. Отражение в неживой природе как информационное отражение дискусссионно. Неживая природа обладает элементарными формами отражения. Отражение в нежи­вой природе на уровне механических и физических систем проявляет слабую активность. Во­прос о переходе от неживой к живой материи недостаточно изучен. На современном этапе в этом плане особого внимания заслуживают данные молеку­лярной биологии. В молекулах ДНК и РНК зафиксирована и воспроизводится вся необходи­мая информация, программирующая индивидуальное развитие и преемственность в цепи по­колений живых систем. Генетическая информация - это уникальная, специфическая форма отражения предшествующей истории, развития живых объектов в молекулах ДНК.

На уровне живой природы можно выделить следующие этапы отражения:

Раздражимость - ответная реакция организма на воздействие окружающей среды. Эта форма отражения присуща некоторым видам растений и одноклеточным живым организ­мам. Специфика этой формы отражения состоит в том, что: организм реагирует на биологиче­ски важные факторы; организм реагирует как целое, поскольку нет дифференцированных ор­ганов, частей организма; изменения происходят без временного разрыва, так как сохраняю­щие реакции запускаются сразу.

Следующий тип отражения - чувствительность - способность организма иметь ощу­щения, отражающие отдельные свойства предметов, воздействующих на организм. У низших животных недифференцированны органы чувств. В дальнейшем появляются особые органы чувств, которые образуют центральные нервные узлы у беспозвоночных и центральную нерв­ную систему у позвоночных. В результате формируются органы отражения- ЦНС и головной мозг. Высшей формой биологического отражения является психика. Формирование ее было связано с появлением особого, более мощного, чем на предыдущих уровнях, взаимодействия организма и среды, связанного с ориентировочно-поисковым поведением животных, форми­рованием программ безусловных и условных рефлексов и т.д. Условные рефлексы присущи как высшим животным, так и человеку, но сознание человека качественно отличается от пси­хики животных.

Мозг воспринимает воздействия внешней среды и формирует ее идеальный образ. С точки зрения современной нейрофизиологии идеальное есть пред­метная (относящаяся к предмету), функционально выделенная сторона нейродинамического кода или нейродинамической модели. Информа­ция о внешних предметах, закодированная в электромагнитной волне, проходя через оптическую систему (хрусталик глаза) и попадая на сет­чатку, перекодируется в форме нервного импульса, передающегося по зрительному нерву в затылочную часть мозга, где она опять перекоди­руется на нейронном носителе. Нейродинамический код - это сплав ин­формации об объекте с нейрофизиологическим субстратом. В результа­те сложнейших процессов, механизм которых не ясен до сих пор, пред­метная, информационная, предметная часть нейродинамического кода выделяется в идеальный образ, в котором нейрофизиологический суб­страт не представлен (элиминирован).

Философский анализ идеального образа предполагает ответ на вопрос, что собою представляет сознание с точки зрения его материального носителя – мозга? Сознание не может существовать в отрыве от материи. Это противоречит современной науке. Мозг представляет собой сложную функциональную систему, тончайший нервный ап­парат, высшую форму организованной материи в известной нам части Вселенной. От уровня структурной организации мозга зависит и уровень его отражательной способ­ности. Сознание человека формируется в связи с развитием его мозга. Врожденное недораз­витие мозга, как доказывает современная медицина, сопровождается слабоумием, слабо­стью волевой сферы и т.д.

Кора головного мозга состоит из огромного количества нервных клеток - нейронов (до 15 млрд.), что в принципе может позволить одному человеку хранить в уме запас сведений, накопленный человечеством. Если эти клетки расположить в ряд, то они образуют цепь дли­ной 15 тыс.км. Каждая из них посредством отросточков (длинных - аксонов и коротких - дендритов) находится в контакте с тысячами других, образуя в целом ажурную сеть с неисчисли­мым множеством связей, уходящим по нервным волокнам к нервным окончаниям органов чувств.

Как в философии, так и в ряде отдельных наук, в художественной литературе, ставит­ся и по-своему осмысливается вопрос, возможно ли создание искусственного интеллекта? Начальную теоретическую основу для формализации мыслительных процессов создала формальная логика Аристотеля. С тех пор задача создания искусственного интеллекта неиз­менно занимала ученых. Достаточно вспомнить, что первую логическую машину создал Р. Луллий (XIII век). Лейбниц мечтал о том, когда люди со временем вместо того, чтобы спорить, будут вычислять. С возникновением кибернетики актуализировалась задача создания искус­ственного интеллекта.

На современном этапе в создании искусственного интеллекта большую роль играют ЭВМ. В ряде случаев благодаря огромному быстродействию ЭВМ на них удается реализовывать сложные математические процедуры, недоступные невооруженному головному мозгу. ЭВМ - усилитель человеческого интеллекта, но создать искусственный интеллект, а не от­дельные его элементы, на современном этапе вряд ли возможно. Для формирования мышле­ния недостаточно только мозгового субстрата или аналогичного ему сложного кибернетиче­ского устройства. Необходимо, чтобы; а) мозговой субстрат был частью активно приспосабли­вающегося к среде организма; б) чтобы этот организм выступал не только как биологический индивид, а был включен в более сложное социальное целое, накапливал бы не индивидуаль­ный, а социальный опыт, был включен в общественно-историческую практику. С этих позиций моделирование человеческого мышления в кибернетике означает не только моделирование мозгового субстрата, но и моделирование жизни и истории развития цивилизации.

Итак, мозг связан с сознанием, но наличие мозга еще не дает сознания. Сознание может развиваться только в условиях культуры, в социальной форме отражения.

К отличительным признакам сознания человека, отличающим его от психики живот­ных, можно отнести:

1) изготовление орудия труда и использование их как средства производства матери­альных благ;

2) целеполагание - функциональное свойство сознания человека, заключающееся в способности сознания конструировать в идеальной форме и полагать в качестве цели образы продуктов деятельности; деятельность как специфически человеческая форма активного от­ношения к природному, сознательному и духовному миру.

3) Абстрактное (понятийное) мышление. Животные лишены понятийного мышле­ния. Формы опосредованного и обобщенного отражения, зачатки которого имеются у живот­ных, в результате длительной исторической эволюции перерастают в специфические челове­ческие формы отражения - язык и мышление.

4) Самосознание - способность рефлексивно относиться к продуктам духовной дея­тельности; выделить себя из окружающего его мира, осознавать свое отношение к миру, себя как личность, свои поступки, интересы, мысли, желания. Становление самосознания обуслов­лено широким социально-культурным контекстом и возникает в процессе деятельности между людьми. Образ своего самосознания включает такие компоненты, как когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости (самопознание); эмоцио­нальной (самоуважение, себялюбие и т.п.); оценочно-волевой (стремление повысить свою самооценку, завоевать уважение и т.д.).

Оно пробуждается в общении, взаимодействии с людьми - носителями культуры и разума. Здесь важнейшая роль в социокультурегенезе сознания принадлежит языку. Язык является материальным носителем сознания, способом его выражения, сохранения и передачи другим людям. Процесс объективации содержания сознания совершается не только в вербальном языке, но и в языке символов, предметов культуры и т.д. Кроме того, язык является средством понимания мира. Он выражает наше видение мира. Язык – это универсальный культурный механизм сохранения и трансляции информации.

Важное значение для формирования сознания индивида имеет социальная среда. Индивидуальность сознания обязательно коррелируется в соответствии с установками, ценностными ориентациями того социального слоя, к которому принадлежит конкретный человек. Жить в обществе и быть свободным от него невозможно. В этом смысле можно утверждать, что сознание есть продукт истории, результат самых различных форм человеческих коммуникаций; оно формируется и развивается в процессе всевозможных форм деятельности.

Взгляд сознания на мир - это взгляд с позиций этого мира культуры и соответствующего ему опыта деятельности.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 1486 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...