Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Об экологии сознания



Сейчас мы в России получили возможность открыто гово­рить о тех вещах, которые раньше обсуждать было запрещено. В последние десятилетия наша наука «имела право» изучать только одну пространственную мерность многомерного миро­здания: только материальный план. Но сейчас появилась воз­можность — и даже необходимость — расширить кругозор на всю вселенную, как она есть. Теперь — то уникальное время настало, когда мы можем говорить об этом открыто. И это время надо использовать.

В 70-е годы на Земле, по данным ЮНЕСКО, было всего 15% атеистов. Остальные 85% — это около 30% христиан, около 30% буддистов и индуистов, 15% мусульман и др. У нас декла­рировалось, что «материалистическое мышление идет победной поступью», «религия отжила себя». Оказалось, что все не так. Оказалось, что люди продолжали искать религиозные ценности, потому что материализм не может удовлетворить людей разум­ных. Хотя несомненно, что в любом обществе, даже в Индии, имеется какой-то процент атеистов. Это — в основном пьяницы, преступники, это — те люди, которые предпочли жить только ради своих удовольствий, жить за счет других людей, и религия мешает им осуществлять их образ жизни. И поэтому они нашли для себя выход — отвергнуть идею Бога, своей ответственности перед Богом. Такие люди всегда, конечно, будут. Но можно надеяться на то, что атеизм не повторится больше никогда в истории в таких катастрофических масштабах, на такой большой и страшный период.

Если принять мир таким, как его знает религиозная часть человечества, то встает проблема экологии сознания. Причем, экологии сознания — не в пределах человеческого тела, и даже не в пределах социума, в котором мы живем, а в пределах многомерной вселенной.

Религиозный подход объясняет нам, что основная часть жизни человека протекает не в воплощенном состоянии, а в со­стоянии духа. Если атеисты считают, что здесь — на Земле — мы живем единственно возможной жизнью, и кто уходит из нее — тех надо оплакивать, им нужно всячески сострадать и т.д., то на самом деле все обстоит наоборот. На самом деле Океан Сознания все­ленной глядит непрерывно на нас — потерявшихся на Земле в иллюзиях тождественности своим физическим оболочкам. И жизнь истинная — там, а не здесь на Земле.

Но зачем мы сюда попали? Мы попали — в школу... Чему учиться? В чем вообще смысл всего происходящего, смысл жизни, смысл эволюции? На эти вопросы есть законченный ответ.

Чтобы ответить на них, нужно сначала сформулировать, что такое Бог (сразу оговоримся, что речь здесь пойдет не о языческих богах-духах, как это имело место в древнеиндийской, древнегреческой, древнеримской философии. Будем опираться сразу на теологический подход развитых религий).

Итак, Бог — это Творец. Это — Отец Небесный, если взять иудейско-христианскую традицию. Если взять традицию школы Рамакришны, то Бог — это также и Мать. Бог — это Создатель, это — Высший Учитель, это — Цель каждого человека.

Есть еще одно значение слова Бог. Бог — как Абсолют, то есть Творец, единосущий со Своим Творением, создавший его из Себя. А в это Творение входит и Земля, и вся материя на ней, и наши материальные тела, к которым мы так хорошо привыкли, в которых мы живем.

Итак, есть два значения слова Бог: в узком смысле слова — как Творец, Учитель, Цель, и в широком — как «Все». Это — очень важный момент, который позволяет определить термины для начала любой религиозной дискуссии, потому что разные люди, представители разных школ, понимают под словом Бог иногда разное, и из-за этого трудно бывает найти общий язык.

Ответим теперь на следующий вопрос: для чего все это нужно Богу, для чего нужно было «творить» это Творение? И ответ выглядит так: это есть эволюция Самого Бога.

Бог эволюционирует. А каждый из нас есть клеточка Организма Абсолюта. Бог сотворил материю, создав этим условия для развития других — энергетических — элементов Своего Организма, которыми и являемся, в частности, мы.

И, как в человеческом теле есть различные клетки, живу­щие своей в какой-то степени автономной жизнью, — клетки костей, клетки мышц, клетки крови, клетки мозга, — так и в Теле Абсолюта жизнь развивается в разных формах — в минераль­ной, растительной, животной, человеческой.

Жизнь во вселенной идет циклически. Это известно и современной астрономии. Но об этом говорилось еще в древних Ведах, об этом говорил Кришна в Бхагавадгите. Каждый новый цикл — это очередной этап эволюции Бога. В Бхагавадгите Кришна сравнивает это с днями и ночами Брахмана. Бог как бы засыпает — и исчезает проявленный мир. Но начинается утро, пробуждение — и Бог снова творит, начиная новый цикл мате­риального мира, на материальных носителях начинается новый виток эволюции единиц сознания. Потом этот мир, когда его назначение исчерпывает себя в данном варианте, исчезает — наступает ночь. Затем — в новых условиях — воссоздается, с тем, чтобы продолжилось развитие в условиях, более отвечаю­щих задачам нового этапа эволюции Бога.

Меня однажды спросили: для чего Бог сотворил человека? Я ответил так: Бог не сотворял человека вовсе. Если взять Библию, то этот эпизод там описан неверно. Там речь идет о сотворении не человека, а человеческого тела. Это — ложный подход. Ведь человек не есть тело. Человек есть сознание, которое живет в теле — и намного дольше, чем тело. Именно сознание эволюционирует, воплощаясь в разные тела. Это под­тверждается всеми мистиками разных культур и эпох. Поэтому нет вообще большого смысла говорить о сотворении тела. Тело могло быть сотворено, как это описано в «Тайной доктрине» Блаватской. Или оно произошло в результате эволюции тел приматов. Мне лично вторая точка зрения больше подходит: она вписывается в общую закономерность развития (управляемого развития!) материи на Земле. Но это — не принципиально с точки зрения нашего сегодняшнего разговора. Принципиально другое: человек не есть тело. Человек — единица сознания.

Но откуда взялись эти единицы сознания? Они есть результат предшествующих этапов эволюции энергии в Организ­ме Абсолюта в пределах данного вселенского эволюционного цикла. Сначала рассеянная энергия «формуется» на кристалли­ческих решетках минералов, образуя микрозачатки будущих человеческих душ. Потом эти сформировавшиеся сгусточки энергии воплощаются в тела растений, постепенно усложняясь. Потом — в телах животных, потом — в телах людей.

Если принять эту концепцию, то видно, что никакого «со­творения человека» вовсе не было. Никто его не сотворял. Про­сто идет эволюция Самого Бога. В пределах эволюции Бога идет эволюция отдельных элементов Его Организма. Этими элемен­тами являемся мы.

Эволюционный подход позволяет объяснить, в частности, и то, почему столь различны люди. Почему одних неудержимо влечет лишь к пьянству и примитивным потехам — другие же занимаются изучением проблем философии? Ведь далеко не все здесь удается объяснить генетикой, патологией беременности и воспитанием. А дело еще в том, что, если человек имеет пока лишь первые вопло­щения в физические тела, то от него сейчас еще нельзя ожидать, что он будет высокоинтеллектуальным человеком. Ему нужно пройти многие, многие жизни, прожить воплощения в разных телах, чтобы стать разумным философом. Это есть психогенез — развитие психики, сознания, души человека.

В чем различие между психогенезом и онтогенезом? Он­тогенез — это развитие индивида от зачатия до смерти физиче­ского тела. Это — краткий, по сравнению с невоплощенным состоянием, отрезок жизни, когда образуется комплекс челове­ка (или другого существа) с его временным физическим телом.

А психогенез есть развитие в огромных, по сравнению с земными, масштабах времени — в космических масштабах.

Существуют разные схемы психотипизации людей. Все они позволяют выделить в психогенезе ряд стадий, эволюцион­ных ступеней. Одна из них, например, — система индийских варн. В ней шудры — это те люди, которые имеют пока еще малый опыт человеческих воплощений, они сейчас могут разви­ваться за счет того, что будут учиться у более продвинутых людей (отметим сразу, что речь здесь должна идти не о социаль­ном происхождении, а о варнах в том виде, как этому учили Кришна и Гаутама Будда: варна есть уровень эволюционной продвинутости человека, не обязательно связанный с его соци­альным происхождением). Функция шудр в обществе состоит в том, что они исполняют различные вспомогательные задачи. Следующая стадия психогенетического развития — вайшьи, т.е. люди, которые уже имеют возможность вследствие своей продвинутости — работать самостоятельно и творчески, пока в небольших масштабах. Затем — стадия кшатриев, то есть ши­роко мыслящих администраторов, организаторов, лидеров. И наконец, стадия брахманов — тех людей, которые достигли того уровня, когда они уже могут плодотворно изучать науку Жизни и становиться духовными учителями.

Обратим внимание, кстати, что стадии психогенеза анало­гичны стадиям онтогенеза развитых людей. Каждый человек в своем онтогенезе сначала быстро проходит уже пройденные в предыдущих воплощениях стадии, а затем начинает осваивать новые.

Кроме приведенной индийской есть еще ряд схем психотипизации. Их, в частности, приводил Гурджиев; имею в виду книгу П.Д.Успенского «В поисках чудесного». Есть об этом в нашей книге «Искусство быть счастливым». Обзор этих схем приведен в нашем сборнике «Проблемы психической саморегуляции», выпуск 1, в статье Дубровина.

Что же должен делать человек в своей воплощенной жиз­ни? Теперь, ориентируясь на те знания, о которых мы сейчас говорили, можно обрисовать основные принципы, по которым человек должен развиваться. Очень четко задача человека сформулирована Иисусом Христом. Главная заповедь Нового Завета звучит так: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». Это — главная заповедь учения Иисуса Христа. Иными словами говоря, — станьте божественно совершенными

В современном православии, кстати, эта точка зрения почти полностью отвергнута. Там, если кто-то делает больше, чем принято в православной традиции, он принимает на себя массу укоров и гнева:"Что ты: хочешь стать святым, хочешь стать лучше других? Ты прельстился кознями дьявола!" Это можно называть антихристианством. А Иисус сформулировал четко: сделайте все, чтобы стать божественно совершенными здесь, сейчас, в этой жизни. Другое дело, что мало кто может сделать это реально, ибо сначала нужно подойти к высшим стадиям психогенеза для того, чтобы в этой жизни довершить свою личную эволюцию. Но постараться — должен каждый. Это га­рантирует ему успех, хотя, может быть, пока еще не полный.

Истинно положение о том, что человек воплощается во многих телах. Это — эволюционный подход. Интересно проана­лизировать, почему его отвергло практическое земное христи­анство в своем большинстве (надо делать различие между христианством — как учением Иисуса Христа, и христианством — как мнением тех или иных групп христиан). Чем было вызвано отрицание христианскими иерархами с середины VI века кон­цепции множественности воплощений? Именно требованием того, чтобы люди не засыпали, не расслаблялись, рассчитывая на то, что в следующий раз, мол, сделаю, а сейчас можно еще позабавиться. То есть логичность в этом подходе есть. Хотя Христос-то как раз учил о перевоплощениях. Хотя бы то, что Иоанн Креститель и есть Илия, которого ждали, но не узнали, когда он пришел. Этому же целиком посвящено Евангелие от Филиппа.

Итак, мы должны постараться сделать на Земле как можно больше. Что конкретно мы должны делать? Если без конца твердить: «давайте будем совершенными, как совершенен Бог» — от этого ведь ничего не измениться. Потому что эти слова еще не конкретны. Что такое Совершенство? Кто-то скажет, что деньги научиться зарабатывать. Кто-то — что мебель нужно в комнату купить совершенную и мы в эстетике будем совершенны. Кто-то решит стать совершенным убийцей, изучая боевые искусства... Целесообразно разделить понятие о Совершенстве на три основных аспекта. Это — Любовь, это — Мудрость, это — Сила. Такой подход уже носит гораздо большую конкретность.

Мы можем сказать, что Богу присуща совершенная Любовь, присуща совершенная Мудрость, присуща совершенная Сила. Кстати, у некоторых молодых еще в психогенезе людей возникают сомнения относительно совершенства Божественной Любви. Они говорят: почему умирают дети, почему люди страдают от рака, почему бывают войны на Земле? Где же тогда Божественная Любовь? И если Бог — такой жестокий, то Он мне не нужен, буду лучше без Него обходиться!

Как тут ответить? Можно рассмотреть каждый конкретный пример и показать, что не Бог явился причиной страданий, а мы сами. Ведь не Бог делает нам судьбы, а мы, именно мы их формируем своими делами, словами и мыслями, а Бог только подправляет наши пути. Но можно применить и более глобаль­ный подход. Если мы примем, что жизнь в теле есть лишь краткий миг в Вечности вселенной, краткий миг в эволюции меня, — если каждый примет это для себя и также для всех других людей, то тогда такие вопросы исчезнут.

Есть у Бога, как Отца, дети послушные и дети непослуш­ные. Как мы, люди, воспитываем послушных и непослушных детей? Послушных мы воспитываем при помощи ласки, нежно­сти. Мы их не наказываем, если мы — любящие, мудрые, силь­ные родители. А если дети непослушны — то приходится иногда воздействовать через боль. Если ребенок рвется на проезжую часть улицы, а машины идут, приходится иногда и отшлепать его, сделав больно, заставить его плакать, страдать. Вот точно так же и Бог воспитывает нас, когда мы забываем, например, что должны торопиться в своем объективно обусловленном дви­жении к Совершенству.

Теперь как раз уместно начать разговор об этике. Это слово имеет два значения. Первое — наука о морали. Второе — совокупность основных принципов поведения, жизни, лежащих в основе эволюции. Эти принципы составляют основу развития всех высокоразвитых живых существ, независимо от того, на какой планете во вселенной они развиваются. Уверен, что прин­ципы, о которых мы говорим, наилучшим образом были сформулированы на Земле в трех исторических книгах: Новом Завете, Бхагавадгите и Дао-дэ-цзин.

В чем суть Учения Иисуса Христа? Что Он сказал нового после язычества и Ветхого Завета? Во-первых, Он сказал, что Бог — не карающее грешников чудовище, а «Бог есть Любовь». Отец Небесный относится к каждому из нас, как к своему ребен­ку. А отношение совершенного отца или совершенной матери есть любовь. Есть и второе значение у формулы, данной Иисусом: если мы хотим стать совершенными, как Бог, то мы должны научиться Божественной Любви. И Иисус учил, как к этому приблизиться. Он говорил: учитесь любить других людей, причем, всех, и «хороших», и «плохих», и «врага» накорми, если он голоден, и проклинающего тебя не проклинай, а благословляй. И Иисус, и Лао-Цзы, и Кришна учили нас смиренномудрию: не зазнавайтесь, ни мни о себе, что ты лучше и выше других, и, кто хочет стать первым, — стань последним. И эмоции свои окультуривай: страсти гони прочь, а учись покою и любви. И стремись к Совершенству, отказываясь на этом пути от при­вязанностей к земному и от порочных желаний.

Некоторые люди смотрят в сторону Бога, ориентируясь на Него. Другие — пытаются сделать вид, что Бога не существует. Кому из них лучше? Разница лишь в скорости движения и в количестве счастья или страдания, которые человек сам берет в свою судьбу.

Вопрос: Может ли быть нравственным нерелигиозный человек?

Ответ: Высокая нравственность может быть нерелиги­озной в тех случаях, когда человек прошел уже достаточную эволюцию и он не может уже жить иначе, как по любви, хотя в теоретическом отношении еще не во всем разобрался в этой жизни. Таких людей очень мало. Мы знаем это по той ситуации, которая сложилась в нашем обществе за десятилетия господст­ва КПСС, где требовалось всех осуждать, ко всем относиться нетерпимо. Эта нетерпимость и воспитала то общество, которое у нас сейчас есть. Были ли в нем приличные атеисты? Да, были. Но посмотрим, как их было мало — и ужаснемся.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 225 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...