Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Третье наставление 4 страница



Посредством более продолжительной способности фиксирования взгляда и соответственно сознательного устремления взгляда на рассматриваемый предмет, взгляд приобретает склонность "расплываться". Значение этого факта для дальнейшего течения упражнения мы сейчас объясним. Посмотрите обычным образом перед собой, но "пристально" и снова подумайте при этом о чем-либо. Этот ход мыслей прерывается при каждом прерывании взгляда. Теперь посмотрите "расплывчато", т. е. сквозь предмет, как если бы глаза были устремлены в бесконечность. Этот вид совершенно не мешает ходу мысли, даже если вы будете "скользить" вокруг этим расплывчатым взглядом!

Когда взгляд устремлен в бесконечность, то хрусталик и связанные с ним мышцы расслаблены. Общеизвестен зоркий взгляд горцев и моряков дальнего плавания именно из-за постоянной устремленности взгляда вдаль и вызванное, в связи с этим, расфиксирование глаз. Когда ваши глаза устанут после долгого смотрения, то попробуйте на несколько секунд этот взгляд расплывчатого смотрения, и вы сейчас же оцените благотворный эффект этого упражнения.

Многолетнее перенапряжение глаз при чтении, ручных работах и тому подобное воздействие на аксомодацию хрусталика в такой мере, что со временем станет необходимым ношение очков. Здесь упражнение в ТРАТАКЕ много может помочь, даже если оно не устраняет все заболевания глаз как это часто утверждается.

Во-вторых, эта расплывчатость взгляда известным образом является переходом к более высокой ступени ТРАТАКИ, как скорее переходом к САМБХАВИ МУДРА. Не следует упражняться до тех пор, пока потекут слезы. Совершенно достаточно, если при закрывании появится чувство давления поверх нёба. Это чувство возникает даже при включении "расплывчатого" взгляда, хотя и значительно слабее. Как мы видим, ТРАТАКА тем самым достигла своей цели – закройте глаза, это уже является САМБХАВИ МУДРОЙ. Твердый взгляд является следствием концентрации, а не наоборот.

Тем самым твердый взгляд без мигания зависит от степени концентрации. Если вы овладели концентрацией мысли, то взгляд без мигания приходит сам собой.

НАДИ-СУДДХИ ("Очищение нервов")

Сидя на шерстяном платке, который положен на шкуру антилопы, шкуру тигра или на траву куша, и на земляную насыпь, с лицом обращенным на восток или на север и после очищения НАДИ, должен ты упражняться в ПРАНАЯМЕ.

Чандакапали сказал:

Как делают очищение НАДИ и что это такое? Об этом хотел бы я слышать, расскажи мне это, о ты, Глубина Сострадания!

Гхеранда сказал:

Воздух не проходит через НАДИ когда они полны нечистот. Как можно иметь успех в ПРАНАЯМЕ, как можно постигнуть познание истины (ТАТТВА-ДЖНЯНА)? Поэтому надлежит вначале упражняться в очищении НАДИ и лишь потом в ПРАНАЯМЕ.

Существует два способа очищения НАДИ – САМАНУ (с МАНТРОЙ) и НИРМАНУ (без МАНТРЫ). САМАНУ осуществляется с БИДЖА (буквенной МАНТРОЙ). НИРМАНУ – посредством ДХАУТИ (очистительных упражнений).

Очистительные упражнения (ДХАУТИ) были упомянуты раньше, при описании очистительных действий. Слушай теперь об очищении НАДИ с МАНТРОЙ, о Чанда!

Сидя в ПАДМАСАНЕ на своём сидении, йогин должен прежде всего отдать почтение своему Гуру так, как его наставил учитель, и затем выполнить очищение НАДИ для достижения ПРАНАЯМЫ.

Мудрый йогин, медитируя о ВАЙЮ-БИДЖА, который походит на дым и лучист, дышит через ЧАНДРА-НАДИ (левую ноздрю) при 16-кратном повторении БИДЖА.

Затем он задерживает дыхание при 64-кратном повторении БИДЖА и выпускает дыхание через СУРЬЯ-НАДИ (правую ноздрю) при 32-кратном повторении БИДЖА.

Затем, вызывая огонь (ТЕДЖАС-ТАТТВА) у основания (корня) пупа, медитирует он в связи последнего с землей (ПРИТХИВИ-ТАТТВА), в то время как он при 16-кратном повторении АГНИ (огонь)-БИДЖА, вдыхает через СУРЬЯ-НАДИ.

При 64-кратном повторении БИДЖА, он делает задержку дыхания (КУМБХАКА) и при 32-кратном повторении БИДЖА, он снова выдыхает через ЧАНДРА-НАДИ.

Медитируя у корня носа ("агра" означает как "острие", "кончик", так и "корень") о круге Луны (индусы представляют себе изображение зайца на поверхности Луны), вдыхает он снова через ИДА-НАДИ (левую ноздрю) при 16-кратном повторении БИДЖА "ТХАМ".

При 16-кратном повторении БИДЖА "ВЬЯМ" он задерживает дыхание. При этом он думает, что НАДИ переполнены нектаром (Луны) и очищаются, и при 32-кратном повторении БИДЖА "ЛАМ" и при представлении, что это очищение продолжительно, он снова выдыхает (через ПИНГАЛА-НАДИ).

Когда он таким образом производит очищение, НАДИ очищаются. Затем принимает устойчивую сидячую позу (АСАНА) и упражняется в ПРАНАЯМЕ.

Задержка дыхания (КУМБХАКА) имеет восемь видов: САХИТА, СУРЬЯБХЕДА, УДДЖАЙИ, СИТАЛИ, БХАСТРИКА, БХРАМАРИ, МУРЧХА и КЕВАЛИ.

4 САХИТА ("Вместе шедший")

Сахита бывает двух видов: САГАРБХА и НИРГАРБХА. САГАРБХА выполняется с БИДЖА, НИРГАРБХА – без БИДЖА.

Я расскажу тебе сначала о САГАРБХА-ПРАНАЯМЕ. Сидя в удобном положении, с лицом обращенным к востоку или к северу, думают сначала о Брахме полном РАДЖАСА, о красном цвете и о форме (санскритской) буквы А.

Мудрый вдыхает через ИДА-НАДИ, повторяя 16 раз А-БИДЖА. В конце вдоха (ПУРАКА) и при начале задержки дыхания, он делает УДДИЯНА-БАНДХУ.

Затем он должен думать о Хари (Вишну), полном САТТВЫ, синем цвете и о форме буквы У, в то время как он при задержке дыхания повторяет 64 раза У-БИДЖА.

О Шиве, как о полном ТАМАСА, белом цвете и о форме буквы М (точка) думая, выдыхает он через правую ноздрю при 32-кратном повторении М-БИДЖА.

Затем он снова вдыхает через ПИНГАЛА-НАДИ, задерживает дыхание и выдыхает через ИДА-НАДИ, повторяя эти БИДЖА в том же порядке.

В этом он должен упражняться снова и снова. При конце вдоха и во время задержки дыхания, он должен зажимать себе обе ноздри большим пальцем, мизинцем и безымянным пальцем правой руки, не пользуясь указательным и средним пальцами.

Смысл этих упражнений состоит в сохранении полярности магнетических потоков: весь процесс дыхания построен на противоположности положительного магнетического потока (правая сторона тела и правая ноздря) отрицательному (левому) потоку.

Зажимание крыльев носа должно выполняться пальцами соответствующей полярности. Большой палец правой руки магнетически положителен. Он должен поэтому зажимать правую ноздрю; мизинец и безымянный палец правой руки заряжены отрицательно и поэтому зажимают магнетически отрицательную левую ноздрю. Эти же пальцы левой руки, примененные таким же образом, нарушили бы эту полярность и несколько нейтрализовали бы действие этого упражнения.

НИРГАРБХА-ПРАНАЯМА выполняется без БИДЖА. Вытянутой левой ладонью водят (считают) на левом колене. Продолжительность вдоха, задержки и выдоха равна от одной до ста МАТР (повторений БИДЖА).

Слово МАТРА ("мера") есть единица отсчета времени при счете. Эту МАТРУ в индийских книгах принимают или за нормальный вдох, или однократное повторение слога ОМ, или однократное мигание, или проведение ладонью по колену.

ПРАНАЯМА имеет три ступени: высшая ступень имеет 20 МАТР, средняя 16 и низшая 12 МАТР.

Тем самым подразумевается следующее увеличение продолжительности вдоха, задержки и выдоха:

низшая ступень: 12 МАТР вдох, 48 МАТР задержка, 24 МАТР выдох.

средняя ступень: 16 МАТР вдох, 64 МАТР задержка, 32 МАТР выдох.

высшая ступень: 20 МАТР вдох, 80 МАТР задержка, 40 МАТР выдох.

Посредством упражнения в низшей ступени возникает пот, при средней дрожание позвоночника, при высшей поднимаются от пола (в левитации). Это признаки успеха в трёх ступенях ПРАНАЯМЫ.

Посредством ПРАНАЯМЫ достигается КХЕЧАРИ-СИДДХИ, устраняются болезни,

ПРАНАЯМА пробуждает КУНДАЛИНИ (ШАКТИ).

Посредством ПРАНАЯМЫ достигается состояние УНМАНИ мыслительного начала (МАНАС), сознание достигает счастливого блаженства. Счастлив тот, кто упражняется в ПРАНАЯМЕ!

КХЕЧАРИ-СИДДХИ есть способность к левитации. Достигается ли эта способность только посредством упражнения в высшей ступени ПРАНАЯМЫ, остаётся неясным. Этим мы не хотим сказать, что отказываем совершенному йогину (СИДДХА) в этой способности.

Обычно слово (УНМАНИ) переводится как "успокоение мышления". Но при этом не учитывают этимологию слова "МАН". "МАН" означает "мышление" и "УН" ("УД") означает "возвышение", "экзальтация". Целое слово поэтому означает "возвышение (свойств или способностей) мышления", достижение "психических" сил. Не в последнюю очередь возвышение мыслительного начала означает достижение следующей высшей ступени (медитации) и еще более высокой (САМАДХИ).

2. СУРЬЯБХЕДА ("Проникновение Солнца")

САХИТА-КУМБХАКА тебе объяснена. Теперь слушай о СУРЬЯБХЕДЕ. Вдохни внешний воздух по возможности через правую ноздрю (СУРЬЯ-НАДИ).

Задержи дыхание с большим напряжением посредством 16 ДЖАЛАНДХАРА МУДРА и продолжай эту КУМБХАКУ, пока у тебя не появится пот из-под ногтей и волос.

ПРАНА, АПАНА, САМАНА, УДАНА, ВЬЯНА, НАГА, КУРМА, КРИККАРА, ДЕВАДАТТА и ДЖАНАНДЖАЯ (суть десять видов ВАЙЮ).

ПРАНА движется постоянно в сердце, АПАНА в области прямой кишки, САМАНА в области пупа, УДАНА в области шеи и ВЬЯНА проникает через все тело. Эти, начиная с ПРАНЫ, являются главными ВАЙЮ, т. е. которые начинаются с НАГА, являются пятью (дальнейшими) ВАЙЮ.

НАГА действует в рыгании, КУРМА – в открывании (раскрытии) глаза, КРИККАРА – в чихании, ДЕВАДАТТА – при зевании и ДЖАНАНДЖАЯ проникает через все тело и не покидает его при смерти.

НАГА охватывает (бодрствующее) сознание, КУРМА вызывает открывание век, КРИК-КАРА вызывает голод и жажду, четвертый ВАЙЮ (т. е. ДЕВАДАТТА) – зевание, из ДЖАНАНДЖАИ возникает звук (речи). Эта ВАЙЮ не покидает тело ни на одно мгновение.

Ясно, что эти пять ВАЙЮ вызывают пробуждение тела со всеми к этому относящемуся явлениями (бодрствующее сознание, открывание глаз, зевота, чувство голода и жажды, и наконец, речь). Рыгание и чихание, напротив, не имеют с этим ничего общего. (Зевота указывает на то, что тело требует более сильного дыхания, чтобы стряхнуть с себя сон).

Приведи теперь все эти связанные с солнечным вдохом ВАЙЮ из корня пупа и выдохни через ИДА-НАДИ с устойчивым и непрерывным импульсом.

Снова вдыхая через СУРЬЯ-НАДИ, задержи дыхание как предписано и выдохни тем же способом еще и еще.

3. УДДЖАЙИ ("Преодолевающий")

Закрыв рот и прижав корень языка к мягкому нёбу, вдыхай через ноздри с рыдающим звуком как можно более долго. Сомкнув голосовую щель, задержи дыхание сколько можешь, затем выдохни через левую ноздрю.

Это первое нужно для концентрации на дыхании. Следующим является удлинение вдоха за счет языка (НАБХОМУДРЫ) и с жужжанием внутри себя, стараясь выбрать самый высокий голосовой тон.

УДДЖАЙИ способен подчинить воле дремлющую КУНДАЛИНИ.

4. СИТАЛИ ("Охлаждающий")

Высунув язык и свернув его трубочкой, всасывай внешний воздух через отверстие в нем. Наполни им легкие и задержи дыхание. Три корень языка о мягкое нёбо. После всего выдохни спокойно через нос.

Первое успокаивает ЧИТТУ, второе дает силу и гармонию. Посредством этого упражнения йогин достигает совершенства, его не берут болезни, старость и смерть.

Индийская медицина знает три "жидкости", которые причиняют болезни: ВАТА ("ветер"), КАПХА ("слизь") и ПИТТА ("желчь"). Если они находятся в расстроенном состоянии, то должны возникнуть:

от ВАТА – газы в кишечнике, ревматизм (?) и т. д.

от КАПХА – мокротные заболевания и

от ПИТТА – возникают расстройства пищеварения.

Эти жидкости находятся в тесной взаимосвязи с кровообращением (ВАТА), функциями слизистых оболочек (КАПХА) и пищеварительными соками, как желудочный сок, желчь и пр. (ПИТТА). Тем самым объясняются не имеющие связи с газами в кишечнике ревматические боли, которые вызваны расстройствами кровообращения, или такие страдания, как астма и насморк, которые обязаны своим возникновением раздражению или заболеванию слизистой оболочки и поэтому часто встречаются одновременно.

В таких аллегорических обозначениях скрываются тайные сокровища. Наиболее ярким примером в древнеиндийских трактатах является представление о половых процессах в теле. В текстах можно найти замечательную теорию, согласно которой мужское семя (РЕТАС) при воздержании превращается в высшей степени духовную силу (ОДЖАС) и тем самым дает йогину высшее духовное познание. Из этого один комментатор делает поспешный вывод, что посредством этого полового воздержания, которое при этом объясняется безусловной предпосылкой духовного развития, мистическая КУНДАЛИНИ находит единственно верный путь, поднимаясь по каналу СУШУМНА, вступая в брак с "богом Шивой".

Во-первых, КУНДАЛИНИ не тождественна с грубоматериальной спермой или с половой жизненной силой. Во-вторых, эта сперма которая отсутствует у женщин и поэтому, если бы такая теория оказалась верной, совершенно лишила бы их возможности этого мистического познания, никоим образом не может превращаться в какую-либо силу – это абсурд, подобно тому, как кусок угля мог бы превращаться в энергию при соприкосновении с огнем.

Наша современная физиология могла бы этот процесс объяснить тем, что половые клетки производят двоякие вещества: экскрет, который служит только для продолжения рода и никоим образом не переходит в духовные силы, и инкрет (половой гормон), который непосредственно попадает в кровообращение и непосредственно служит при общем обмене веществ и других жизненно важных процессах – не в последнюю очередь при духовном развитии.

Когда человек воздержанный, то у него это образование гормона происходит в повышенном количестве за счет образования веществ для размножения, вследствии чего мозг и все духовные функции, включая деятельность шишковидной железы, испытывают сильное повышение. Как известно, у мужчин шишковидная железа является, в некотором роде, половым тормозом и предохраняет, поэтому, от преждевременной половой зрелости, но постепенно сморщивается при развитии половой железы. Воздержание рекомендуется, чтобы дать шишковидной железе еще большую возможность дальнейшей повышенной деятельности.

Все такие и подобные им представления индийских писаний являются аллегорическими, духовными и должны в высшей степени пониматься в смысле современных знаний о физиологии.

Так часто встречающаяся в ТАНТРАХ формула: "Сохранение семени есть жизнь, потеря семени есть смерть" (МАРАНАМ БИНДУПАТЕНА, ДЖИВАТАМ БИНДУДХАРАНАТ), может,

согласно апостолу Павлу, означать следующее: "Так как те, которые плотские, то и мыслят плотски, но те, которые духовные, те и мыслят духовно", "Но мыслить плотски есть смерть, а мыслить духовно есть жизнь и мир", "Так как вы живете во плоти, так вы и должны умереть, но если вы посредством духа умертвите плотское, то вы будете жить" (Послание ремлянам, VIII, 5, 6, 13). "Пребывайте в духе и тогда вы не поддадитесь похотям плоти" (Послание галатам, V, 6).

5. БХАСТРИКА ("Кузнечные меха")

Точно также как мехи кузнеца постоянно движутся, так плавно проводи воздух вовнутрь и наружу. Совершив это 20 раз выполни КУМБХАКУ. После ее окончания выдохни, как указано выше.

Мудрый выполняет эту БХАСТРИКУ-КУМБХАКУ трижды (одну за другой). Он не имеет ни болезней, ни болей и каждый день здоров.

"Вдохни быстро и полностью вплоть до сердечного лотоса. Затем снова выдохни, снова и снова вдыхая, точно также как движутся мехи кузнеца. Так движется воздух в твоем теле посредством представления. Когда наступает усталость тела, тогда отдохни пока живот не станет полным воздуха. Затем зажми нос слегка, но устойчиво, не пользуясь указательным и средним пальцами и задержав дыхание как раньше, выдохни через ИДУ. Это прекрасное упражнение устраняет слизь и ветры и повышает огонь пищеварения. Пробуждает КУНДАЛИНИ, умерщвляет грехи (зло) и приносит счастье. Уничтожает дверной засов в устах БРАХМА-НАДИ, которая целиком пронизывает три узла, находящиеся в теле. Поэтому такая КУМБХАКА, которая называется БХАСТРИКА, в особенности должна выполняться."

"ЙОГАБИДЖА"

6. БХРАМАРИ ("Подобно пчеле")

После полуночи и там, где другие создания не производят шум, должен йогин зажать уши руками, вдохнуть и задержать дыхание. В своем правом ухе он должен воспринимать только приятные внутренние звуки – сначала похожие на звук сверчка, затем на флейту, затем на раскат грома, на барабан, на пчелу, на колокол, на гонг из латуни, затем на трубу, на фанфары, на барабан МРИДАНГА, на литавры, на барабан ДУНДУБХИ.

Эти различные звуки возникают посредством постоянного упражнения на АНАХАТА-отзвуке. В этом отзвуке есть постоянное звучание.

Слово "АНАХАТА" означает "неударенный", т. е. звук пришедший не от соударения предметов (колоколов, барабанов).

В этом повторном звучании есть свет, этот свет идет в сознание. Сознание там растворяется. Это высшее состояние Вишну (Вездесущего Бога). Успех в этой БХРАМАРИ-КУМБХАКА приносит успех в САМАДХИ.

Это дыхательное упражнение приводит к особой практике, так называемому "прислушиванию к отзвуку АНАХАТА", виду ПРАТЬЯХАРЫ ЛАЙЯ-ЙОГИ. Сосредоточение мыслей является главным упражнением ЛАЙЯ-ЙОГИ. Оно называется ДХАРАНА. Оно осуществляется посредством прислушивания, так как дыхание при этом инстинктивно задерживается. К этому добавляется еще созерцание света (АНАХАТА-ЧАКРЕ).

С точки зрения дыхательных упражнений нас интересует прежде всего, что при БХРАМАРИ-КУМБХАКА воздух вдыхается как можно дольше.

После описания последнего вида дыхания (КЕВАЛА-КУМБХАКА) мы покажем, почему это столь важно.

7. МУРЧХА ("Обморок")

Предпринятая задержка дыхания направляется вместе с мышлением (МАНАС) на место между бровями, в то время как оно лишается всех чувственных предметов. Это приносящее счастье притупление (МУРЧХА) мыслительного начала. От этой связи мыслительного начала (МАНАС) и Я (АТМАН) обязательно возникает счастье.

Обычно смысл этого стиха передается так, что дыхание надо задерживать так долго, пока не появится чувство, что сейчас наступит обморок, и только тогда следует медленно выдыхать. Но слово "СУКХЕНА" тексте указывает ясно, что КУМБХАКА должна выполняться "приятно, без усилия и напряжения".

С другой стороны говорится в "ХАТХА-ЙОГЕ": "В конце вдоха делается глубокая ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХА и медленный выдох – это есть так называемая МУРЧХА, приносящая счастье и притупление МАНАСА."

От легкой задержки обморок, однако, не наступает. Следовательно, здесь должна идти речь о другой технике. Какой же? Читателю следует принять, что первый текст не упоминает о задержке дыхания.

Но точная техника находится у Патанджали. Когда он говорит о различных средствах для достижения совершенного покоя и ясности мыслительного вещества (ЧИТТА-ПРАСАДАНА), он упоминает такое средство:

"… или посредством (полного) выдоха и задержки дыхания." ("ЙОГА-СУТРА" 1, 34).

Употребленное им слово ПРАЧЧХАРДАНА, которое приблизительно переводится как "вы-дох", означает гораздо большее, чем это: корень ПРА+ЧХАРД означает "испустить рвоту, выплюнуть, удалить из себя" и означает полный выдох, при котором удаляется даже остаточный воздух (см. описанный случай переживания Парамахамсой Йоганандой случай космического сознания, причем он имел чувство, как будто ему выкачали весь воздух из легких. См. главы 14 и 22 его "Автобиографии йогина").

8. КЕВАЛИ ("Исключительная задержка дыхания")

Каждое живое существо повторяет постоянно – 21600 раз за 24 часа – так называемую АДЖАПА ("не высказанную") ГАЯТРИ: со звуком "ХАМ" (АТМА) выходит из тела и со звуком "САХ" снова входит в него.

Это сочетание "ХАМСАХ" повторяется в трех местах: в МУЛАДХАРЕ, в сердечном лотосе (АНАХАТА) и в месте соединения обеих ноздрей (АДЖНА).

Эти три места указывают три узла (ГХАНТХИ), где сливаются оба нервных потока – ПИНГАЛА, или СУРЬЯ-НАДИ ("ХАМ" – ШИВА, или солнечное дыхание) и ИДА, или ЧАНДРА-НАДИ ("САХ" –ШАКТИ, или лунное дыхание).

Тело нормальным образом длиной в 96 пальцев (6 футов). Длина выдыхаемого воздуха равна 12 пальцам (9 дюймов). При пении она равна 16 пальцам (1 фут), при еде – 20 пальцам (15 дюймов), при ходьбе – 24 пальцам (18 дюймов), при сне – 30 пальцев (23,5 дюйма), при половом сношении – 36 пальцев (27 дюймов) и при физическом напряжении еще больше, чем это.

Здесь длина выдоха, очевидно, означает силу, с которой выдох происходит при различной телесной деятельности. Сила указывает на степень внутреннего возбуждения. Каждый из нас знает, что первой непосредственной реакцией на все, что вызывает гнев, возмущение и т. п., является более или менее сильный выдох; точно так же, как и при радости, неожиданности и т. п., производится быстрый вдох. Выдох, далее, производится после каждого телесного напряжения, упражнения и т. д., подобно тому, что происходит во время сна.

Этот сильный выдох, в большей степени, чем связанное телесное и душевное напряжение, означает потерю нервной силы.

При уменьшении длины естественного выдоха увеличивается продолжительность жизни, но если эта норма будет превзойдена, то продолжительность жизни уменьшится.

Нормальное дыхание означает 12 длин пальцев (9 дюймов) при вдохе и столько же при выдохе. Но как только осуществляется телесная или духовная деятельность, пусть хотя бы сон, при котором выдох становится заметно более длинным, чем вдох, тело выходит из равновесия и дышит более или менее сильно, теряет нервную силу и вредит себе в продолжительности жизни.

Пока ПРАНА пребывает в теле, не существует смерти. При соединении тела с воздухом возникает КЕВАЛА-КУМБХАКА, если полная длина воздуха удерживается в теле без того, чтобы выпустить часть этого воздуха.

При КЕВАЛИ можно задерживать дыхание в легких с воздухом и без него.

Каждое живое существо (ДЖИВА) повторяет, не считая и без понимания установленное число этих АДЖАПА-МАНТР.

Поэтому эта КЕВАЛА-КУМБХАКА должна выполняться людьми правильным образом. Когда КЕВАЛИ усвоена в некотором множестве АДЖАПА, то она называется УНМАНИ (возвышение мыслительного начала (МАНАС), см. выше).

Другое чтение: "Так как КЕВАЛИ, которая производится при некотором множестве АДЖАПА двукратна, то она становится УНМАНИ".

Посредством удвоения числа АДЖАПА, т. е. при 30 дыханий (вместо 15) в минуту, должно, что вытекает из перевода, достигаться состояние УНМАНИ.

Если учесть слова ДВИГУНА и САМБХЬЯ, то слово АДЖАПАСАМКХЬЯ надо читать как ТАТПУРУША (составное слово, в котором первая часть определяет вторую). Но, если – что так же правильно – оно относится к КЕВАЛИ, то оно становится БАХУВРИДХИ (другой тип составного слова).

Мы рассматриваем это значение искажения правильной взаимосвязи – было бы слишком легко достигнуть состояния УНМАНИ, которое мудрец Гхеранда постоянно сравнивает с САМАДХИ, но посредством этого механического удвоения числа дыханий достигается ли это? Здесь, очевидно, следует искать более глубокое значение, которое одновременно открывает всю тайну дыхательной техники (ПРАНАЯМЫ).

Вдыхая воздух через обе ноздри, выполни КЕВАЛА-КУМБХАКУ – полную задержку дыхания. В первый день, начиная, задержи воздух вплоть до 64 (единиц). Делай КЕВАЛИ один раз в каждую ЯМУ (3 часа) или 5 раз в день, как я тебе скажу.

Утром, в полдень, вечером, в полночь и в последнюю четверть (ночи). Или делай ее три раза в день в каждую САНДХЬЯ (утром, в полдень, вечером).

Удлинняй ежедневно продолжительность АДЖАПА от 1 до 15, пока не будет достигнуто совершенство (СИДДХИ).

Знаток ЙОГИ обозначает тогда эту ПРАНАЯМУ как КЕВАЛИ.

Дыхательные упражнения, выполненные в определенной последовательности, представляют собой одно упражнение. Конечно, читатель уже сделал предположение, что под ПРАНАЯМОЙ понимается нечто гораздо более важное и необходимое, чем только вдохи и задержки дыхания.

Что такое ПРАНАЯМА?

Это слово состоит из слов ПРАНА и АЙАМА (не ЯМА, как многие думают). ПРАНА есть

космическая энергия, из многих форм которой, только одна обуславливает дыхание в теле каждого живого существа.

Слово АЙАМА происходит от глагола А+ЙАМ, который означает "растягивать", "расширять", "тянуть", "удлиннять" и т. д. Слово АЙАМА означает "напряжение", "протяжение", "длина (пространственная и временная)". Классический индийский словарь Амарокоша дает значение слова АЙАМА как ДАТРИГХЬЯНА ("длина"), АРОХАХ ("возвышение"), ПРАТНАХО ("объем"), ВАШАЛАТА ("дальность").

Следовательно, ПРАНАЯМА должна означать "удлинение и растягивания процесса дыхания", а вовсе не контроль над дыханием, в обычном смысле!

Длина вдоха должна быть той же самой, что и длина выдоха, чтобы избежать потери энергии (ПРАНЫ).

Это правило указывает на важнейшее дыхательное упражнение – ритмическое (маятникообразное) дыхание, при котором продолжительность вдоха и выдоха остается в точности одинаковой. Этот способ дыхания – он называется ТАЛА-ЙУКТА (1) ("связанный с ритмом") – должен применяться в любом случае жизни: при работе, еде, питье, сне и т. д., он должен войти упражняющемуся в плоть и в кровь – тогда он сможет при каждой потере ПРАНЫ вновь восстанавливать равновесие. Точно также как НАБХА МУДРА имеет преимущество перед всеми другими МУДРАМИ, потому что она может выполняться постоянно, по крайней мере в качестве сосредоточения мыслей – так обстоит дело с ТАЛА-ЙУКТА.

Но растягивание или удлинение процесса дыхания затем уже недостаточно для дальнейшего – сначала тело должно быть закалено против голода, жажды, жары и холода, ядовитых веществ и т. д., и тем самым подготовлено для дальнейших дыхательных упражнений. Поэтому на следую-

щей стадии выполняется СИТАЛИ (2), соответствующее аналогичному упражнению среди МУДР – КАКИ МУДРА.

Следующее очевидное удлинение процесса дыхания дается посредством СУРЬЯБХЕДА (3), потому что требуемая там степень, при которой появляется пот, может быть достигнута только при повторных и систематически выполняемых продолжительных вдохах и выдохах. Эта СУРЬЯБХЕДА является дальнейшим развитием очищения нервов (НАДИ-САДХАНА), хотя последняя должна выполняться в обоих направлениях (вдыхая вправо и влево). Это дыхательное упражнение очищает черепную коробку (КАПАЛА, лобная область), даже когда, вследствие любого дыхания, одна ноздря заложена, то посредством практикования СУРЬЯБХЕДА, обе ноздри освобождаются.

Дальнейшим последствием является удаление некоторых червей в пищеварительном канале – безусловная предпосылка для дыхательных упражнений. Не в последнюю очередь СУРЬЯ-БХЕДА вызывает пробуждение КУНДАЛИНИ, что является целью дыхательных упражнений.

Расширением СУРЬЯБХЕДА является САХИТА (4), которая также называется СУКХА-ПУРВАК (точнее говоря, все дыхательные упражнения называются "САХИТА", т. е. "связанные со вдохом и выдохом": САХА – "вместе", ИТА – "шедший", в противоположность КЕВАЛИ – "только задержка дыхания"). Воздух теперь будет вдыхаться и выдыхаться по всем направлениям. Говоря по другому, он будет вдыхаться постоянно через одну и ту же ноздрю, через которую он только что был выдохнут, но выдыхаться он будет постоянно не через ту ноздрю, через которую он был вдохнут.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 136 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...