Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Третье наставление 3 страница



Если теперь ощущение места над мягким нёбом посредством только одного упражнения ТРАТАКА или даже посредством концентрации воли устанавливается, то начинается вторая часть ТРАТАКИ – концентрация (ДХАРАНА) в этом месте на предмете.

Она теперь является ЛАЙЯ-элементом и наступает автоматически КЕВАЛИ. Так возникает САМБХАВИ МУДРА (24), шестая концентрационная МУДРА, с БИДЖА "ОМ" (АУМ) и богом Самбху, МАНАС-ТАТТВОЙ, господствующей в АДЖНА-ЧАКРЕ или гипофизе. Сознание должно прикрепиться к АДЖНА-ЧАКРЕ и прийти к растворению (ЛАЙЯ). Тем самым устанавливается следующая ступень – медитация (ДХЬЯНА), её последняя ступень, которая характеризует РАДЖА-элемент. Дыхание становится всё незаметнее, чувство давления в ЧАКРЕ исчезает и вместе с ним также жар, но появляется новый признак – видения (ДАРШАНА). Они приходят всегда только в момент растворения (ЛАЙЯ) дыхания (ПРАНЫ) и сознания МАНАС).

"ШАТЧАКРАНИРУПАНА" (стихи 36-37), классический тантрический труд о проникновении ЧАКР (ЧАКРАБХЕДА), описывает это очень точно:

"Когда йогин свое внутреннее место сознания отключает от опоры (на внешний мир) и приводит его к растворению, то он видит в этом месте сильные блестящие искры. Он видит также горящее пламя, которое подобно лучезарному молодому Солнцу, светит между Землей и небом."

Когда приходит видение пламени, то оно указывает на последний раздел практики, на знаменитую КХЕЧАРИ МУДРУ (25), высшую из всех. Снизу поднимается язык пламени, поднимается через единственное отверстие в основании черепа (место между мягким нёбом и глоткой не является отверстием) к продолговатому мозгу вдоль турецкого седла (седла туркина) вплоть до гипофиза (АДЖНА-ЧАКРА). Отсюда он должен следовать кратчайшим путем к шишковидной железе (САХАСРАРА ПАДМА). Так странствует этот (пламенный) язык и вместе с ним сознание ведет свой путь в КХА (КХЕЧАРИ). Тем самым выполняется величайшая тайна ЙОГИ:

Объединение ХА (индивидуальной души) с ТХА (Шивой, Высочайшим Всеблаженным Богом).

Как же выполняется КХЕЧАРИ МУДРА? Эта важнейшая из всех МУДР имеет три формы:

а) в её низшей форме язык входит в отверстие нёба, йогин впадает в транс и его тонкоматериальное тело выходит из физического тела и "странствует в КХА", т. е. в астральном свете;

б) в своей более высокой форме наблюдается КХА ("небо"). Это небо не находится вовне, оно находится в самом теле, поверх нёба – вся сфера между бровями и малым мозгом является этим КХА.

Тайная формула гласит: "ОМ! Облака (моего сознания) прогоняют посредством правильного напряжения и наблюдается небо для достижения (само)обладания,"

"Облака сознания", суть мысли, – они должны быть сосредоточены на одной точке (на предмете). Тем самым они отходят друг от друга и "небо" становится ясным, в это небо теперь следует смотреть. Чудесные видения становятся уделом такого наблюдателя. Замечательные картины (см. комментарии Вивекананды к "ЙОГА-СУТРЕ"), сцены и незнакомые события, события из собственной жизни, движутся и освещены, появляются сами собой ответы на внезапно и непосредственно заданные мысленно вопросы и проблемы, лица, существа, окруженные лучистым светом, внезапно появляются перед закрытыми глазами и медленно угасают, как выключенные лампочки накаливания, – затем ясно светящее, вспыхивающее пламя и в заключение истинные картины из других миров (при этом сознание выходит из физического тела в тонкое), или из этой жизни, из будущего, настоящего или прошлого, из хроники АКАШИ (каждое событие оставляет в астральном свете (АКАША) своё точное отражение, которое вечно и неизменно), – одним словом, познание мира, как он есть;

в) в своей наивысшей форме КХЕЧАРИ является жизнью (ЧАРАНА) в БРАХМАНЕ (КХА), так как КХА означает также "БРАХМАН", Всевышний, Абсолютное. Таким образом КХЕЧАРИ МУДРА, как "седьмая концентрация", ведет к соединению ШИВЫ с ШАКТИ, ДЖИВЫ (души) и ПАРАМАТМЫ (Всеобщего духа), к самой священной и возвышенной "унис мастика" (мистическому соединению), к духовному союзу, который означает индийская "ЙОГА".

Так осуществляется важнейший и большей частью тайно совершающийся праздник в Индии– Знаменитый праздник КУМБХА-МЕЛА. Согласно индийским верованиям каждый купающийся в священной воде Ганга должен очистится от всех своих грехов. Это священное купание должно происходить в определенных местах Ганга. И именно, при слиянии трех священных рек – Ганга, Ямуны и Сарасвати. Главным образом, это омовение должно происходить каждые 12 лет во время великого праздника КУМБХА-МЕЛА.

Как говорится в "АМРИТАСИДДХИ":

Течет между Гангом и Ямуной

Поток Сарасвати.

Неверующий, который у слияния обеих купался,

Должен пойти по Высокому пути.

Теперь обе реки, Ганг и Ямуна, сливаются в нынешнем Аллахабаде и поэтому при каждой КУМБХА-МЕЛА в Аллахабаде оказывается огромное скопление людей – миллионы и миллионы, причем иногда сотни людей в этой давке лишаются жизни. В 1954 году при праздновании КУМБХА-МЕЛЫ тысячи человек (женщин и детей) были задавлены насмерть. Но никто не знает точно, где подземный поток Сарасвати действительно сливается с обеими реками – и этим объясняется тот факт, что эти миллионы верующих никогда до конца не освободятся от своих грехов.

Почему они там должны очищаться от грехов? Является ли вода священного Ганга "священнее" или попросту чище, чем вода, скажем, из Иордана или какой-нибудь другой реки? Она имеет ту же самую химическую формулу (Н2О) и вдобавок некоторое число бацилл тифа, холеры, проказы, так как бедное индийское население, которое не в состоянии сжигать своих мертвецов, бросает трупы в воды Ганга и вовсе не заботится об опасности заражения других сограждан!

Конечно, мы не хотим пренебрегать чисто суггестивным действием веры, – но когда в конечном счете речь должна идти о вере, то вода, как таковая, не имеет ничего общего с этим явлением, тем более, – как мы дальше узнаём из текста, – эти три потока сливаются не в природе, а в нашем теле:

"Божественная Ямуна находится в ИДА-НАДИ,

Сарасвати в ПИНГАЛА-НАДИ,

Ганга пребывает в СУШУМНЕ.

Там существуют три слияния.

Они сливаются в половом базисе

И расходятся друг от друга в середину между бровями.

Поэтому существует соединение трех потоков (ТРИВЕНИ-ЙОГА).

Купание там приносит большую пользу.”

Под тремя слияниями понимают ЧАКРЫ: МУЛАДХАРА, АНАХАТА и АДЖНА. Купание в этой священной воде означает погружение (растворение) ПРАНЫ (КУМБХА – прекращение процесса дыхания) и сознания (забвение себя) в медитацию, в состояние САМАДХИ, на этих узловых точках, особенно в высшей (АДЖНА-ЧАКРА) – подобно тому, как святое причастие в христианской церкви является напоминанием об окончательном и действительном соединении с Богом. По словам Христа: "В тот день вы узнаете, что Я есмь в Отце моем, и вы во Мне, и Я в вас." (Евангелие от Иоанна, 16,20).

Для этой КУМБХА-МЕЛА должно стать благоприятным прохождение Юпитера через определенное место (для каждого человека различное!) один раз в 12 (точнее 11,8) лет.

И миллионы верующих все еще пребывают в своем схоластическом фанатизме, точно также как с другой стороны, они не знают истинного смысла "проглатывания языка"! До каких же пор!

И теперь последний вопрос: каким образом йогин, который изучил эти МУДРЫ и овладел ими, победил старость и смерть?

Кроме чисто гигиенического значения очистительных и оздоравливающих упражнений, эта техника МУДР имеет совершенно особое действие – проникновение центров (ЧАКРА-БХЕДА) посредством КУНДАЛИНИ и открытие ЧАКР вследствие этого. Полностью распустившиеся и раскрывшиеся ЧАКРЫ являются совершенной связью между духовным тонким телом и физическим телом. Последнее нуждается для своей жизни и процветания в предыдущем, как в образце, прообразе, по которому отмирающие клетки постоянно заменяются новыми и таким образом осуществляется обмен веществ – метаболическое равновесие.

В молодом возрасте преобладает строительство новых клеток над распадом отмерших. В среднем возрасте метаболические (строительные) процессы и катаболические (разрушительные) процессы находятся в равновесии, и в преклонном возрасте распад клеток преобладает над строительством новых клеток. Теоретически человек мог бы продлить свою жизнь неограниченно, если бы ему это удалось, отвлекаясь от других причин разрушения тела, поддержать это метаболическое равновесие сколь угодно долго.

Задачу, установить это равновесие устойчиво и сохранить его, выполняет, так называемое, эфирное тело – более тонкая часть физического тела, которое является мостом к тонкому или астральному телу, и которое постоянно стремится устранить и соответственно компенсировать разрушительное действие времени и других причин на физическое тело. При этом эфирное тело возмещает отмирание клеток, создавая клетки по образцу этого астрального, неразрушимого тела, но в преклонном возрасте эфирное тело теряет эту способность, которая в известных границах доступна человеческой воле. С другой стороны – эфирное тело заботится о том, чтобы не очень много более тонких энергий переходило из астрального тела в физическое через каналы ЧАКР, и защищает таким образом последнее от давящей нагрузки этих энергий. Так постепенно закрываются эти каналы и физическое тело постепенно стареет и умирает.

Но, однако, если посредством могучего дыхания огненной КУНДАЛИНИ, ЧАКРЫ полностью открываются, то эта божественная энергия в полной мере течет через ставшие теперь свободными каналы, и таким образом возникает духовный обмен веществ. Уделом йогина является вечный космический круговорот божественных сил из вселенной, и поэтому так же его физическая оболочка полностью соответствует более тонкой – йогин не стареет, не умирает пока ему это угодно.

Его тело есть СВАЧХАНДА-ДЕХА (подчиненное его воле). Поэтому отныне он имеет власть над всеми первобытными веществами (стихиями) материи и может составные части своего тела преобразовывать по своему желанию, он даже может свой или чей-либо внешний вид сохранять в юношеском состоянии.

Так говорится в "ГАНДХАРВА-МАЛИКА":

"О Парвати, тот, кто ежедневно так упражняется, освобождается от старости, смерти и всякого бедствия, так же как и от уз бытия. Если ему будет угодно, то он не должен будет снова воплощаться. Он тогда станет вечно свободным (НИТЬЯ-МУКТА)."

ВТОРОЕ НАСТАВЛЕНИЕ

ПРАНАЯМА

Гхеранда сказал:

Теперь я даю истинную систему дыхательных упражнений (ПРАНАЯМУ). Посредством её применения человек становится равным богам. Надлежащее место, затем подходящее время и урегулированное питание и, наконец, очищение нервов должны прежде всего быть приняты во внимание. Затем будет применяться ПРАНАЯМА.

ЙОГА должна быть начата не в отдаленной стране, не в лесу, не в столице вблизи людей. Если занимаются ЙОГОЙ в таких местах, то не достигают успеха (СИДДХИ). В отдаленной стране теряет (начинающий) доверие (к ЙОГЕ), в лесу он не имеет защиты, а среди людей ему будут мешать (он будет на виду у всех). Поэтому следует избегать таких вещей (мест). В хорошей стране со справедливым правлением, с богатым питанием и без (прочих) помех, построй хижину и окружи её изгородью. Внутри изгороди надлежит иметь колодец и цистерну. Хижина не должна быть ни слишком высокой, ни слишком широкой и должна быть свободна от насекомых. Обмажь так построенную хижину хорошо обожженным коровьим навозом (будучи обожженным он становится белым как снег, и пригоден, подобно извести, для всяких работ по белению и крашению).

В этом тайном месте ты должен заниматься ПРАНАЯМОЙ.

Начало ЙОГИ не должно быть ни зимой, ни ранней весной, ни летом, ни в период дождей. Если в это время (начало) будет сделано, то ЙОГА принесёт болезни. Начало ЙОГИ должно быть весной или осенью. Тогда ЙОГА приносит успех и выполняется без напряжения.

Смысл этих замечаний о климатических обстоятельствах в Индии, где, как известно, в жаркие месяцы – май, июнь, июль – упражнения ЙОГИ трудны даже для индийцев, состоит в подчеркивании того, что только умеренные температуры весны или осени наиболее подходят для этих упражнений. Как чрезмерная жара, так и сильный мороз могут вредно действовать и занимающийся при таких условиях может получить заболевания – вследствие жары возникает опасность повышенного прилива крови к голове, при холоде возникает опасность простуды при дыхательных упражнениях.

Эти предписания применимы более к индийским условиям, чем к европейским. На Западе, если не говорить о действительно холодных странах, как Скандинавия, Канада и другие, вряд ли эти предписания имеют большую ценность. Западные времена года являются другими, а также месяцы (индийцы считают месяцы в астрологическом календаре, примерно в зависимости от того, когда Солнце становится в соответствующий знак Зодиака). Поэтому следует порекомендовать учитывать эти предупреждения против чрезмерной жары и против чрезмерного холода. В остальном следует полагаться на свой разум и на местные условия.

Кто начинает ЙОГУ без диеты (предпринимаемой для неё), навлекает только различные заболевания на себя и остаётся без успеха.

В качестве пищи йогин должен есть рис, ячменную муку, пшеничную муку, бобы, турецкий горох (льняные семечки) и т. д., которые чисты и не имеют стручков. Огурцы, бананы, фиги, незрелые бананы, маленькие бананы, банановые стебли и корни, молодые зеленые овощи, Черные овощи. Чистая, сладкая и неострая пища, которая вкусна и приятна, должна наполнить половину желудка – это известно как умеренное питание (МИТАХАРА). Половина желудка должна быть наполнена пищей, четверть водой, другая четверть остаётся свободной для движения (образования) газов. ПРАНАЯМА выполняется только на пустой желудок (по меньшей мере через два часа после еды, когда принятая пища уже оставила желудок).

ВАЙЮ означает "ветер", а ЧАРАНА – "движение". Это должны в особенности заметить полные люди, их чрезмерный охват живота основан больше всего на раздутом желудке и кишечнике (потому что для образования газов не остаётся свободного пространства), а не на "жировой подушке". Может быть по этой причине индийцы придают столь большую ценность так называемой ГАНЕША-КРИЙЯ.

Вначале занятий ЙОГОЙ следует избегать всего острого, горького, кислого, соленого и жаренного, точно также как кислого молока, разбавленной пахты, тяжелых овощей, алкоголя, орехов винной пальмы, лимонов, чеснока.

Аре Ваэрланд и его приверженцы, может быть правы, когда они ценят чеснок выше всего – с их точки зрения. Но для йогина чеснок и лук ещё хуже, чем мясо. Это себе должны сказать все, кто не хочет отказаться от этих загрязняющих растений, если они занимаются ЙОГОЙ!

Свами Шивананда говорит:

"Чеснок удаляет газы из кишечника, укрепляет желудок, благотворно действует на тело, делает его более жидким и удаляет отбросы, повышает выделение мочи и убивает трихинов и ленточных червей.

Чеснок полезен при глухоте и при заболевании ушей, при хроническом бронхите, астме, туберкулезе, шоках и нервном потрясении, дизентерии, геморроях, лихорадке, слабости и пр. Полезен при обмывании ран, в которые попала инфекция, гнойных нарывах. Чесночный сок полезен при воспалении легких и предписывается при коклюше. Понижает давление."

"Практические домашние лекарства"

"Луки имеют целебное действие, они полезны при холере. Раздробляют несколько луковиц и дают их сок холерному больному. Он убивает болезнетворных зародышей, луки содержат серу и поэтому полезны для всех, кто страдает геморроями.

Они, однако, имеют место быть ядом для всех имеющих религиозное стремление. Они наполняют страстью, РАДЖАСОМ, и отнимают у духа его ясность. При употреблении лука почти невозможно иметь хорошую концентрацию мыслей. Это же действие имеет также и чеснок. Стремящиеся вверх и ищущие правду должны избегать их как сильного яда."

"Здоровье и счастье"

Начинающий должен избегать: странствий, женщин, тепла огня, свежего и застарелого сливочного масла, свернувшегося молока, сахарного сока и сока сахарного тростника и т. д. Спелых бананов, кокосовых орехов, гранатов, винограда.

Йогин должен есть кардамон, мускатные орехи, пряную гвоздику, финики. Для своей сердечной радости йогин должен иметь легко перевариваемую пищу, которая приятна, не жгуча и подходяща, чтобы образовывать основные вещества (ДХАТУС) тела. Надо избегать всего, что переваривается плохо или загнивает в кишечнике, что стояло в течение ночи или является слишком горячим. Точно также он должен не принимать холодную ванну ранним утром, посты и т. д., не должен подвергать свое тело болям, не есть только один раз в день или оставаться больше чем на одну АМА (три часа) без еды.

"Шесть вещей разрушают действия упражнений ЙОГИ: переедание, тяжелая физическая работа, чрезмерные разговоры, соблюдение ненужных обетов, неразборчивые компании и неустойчивость."

"ХАТХА-ЙОГА ПРАДИПИКА"

После того, как ты свою жизнь согласно этим указаниям устроил, ты должен упражняться в ПРАНАЯМЕ. Вначале ты должен употребить немного молока с распущенным маслом два раза в день – утром и вечером.

Знание этого диетического предписания станет нам ясным, если мы осознаем, что питание, кроме его физиологического действия на тело, образует тело, т. е. доставляет основные вещества из которых это тело построено, и поэтому тело называется также АННАМАЙЯ-КОША (оболочка составленная из питания). Эти основные вещества суть семь составных частей – желудочный сок, кровь, жир, мышцы, кости, мозг и семя. К ним присоединяются также волосы, кожа и сухожилия.

Так как физическое тело состоит из этих элементов, то является важным получать эти составные части из надлежащих питательных веществ. В этом отношении пища распределяется на три больших класса.

"Пища, которая дает долгую жизнь, гармонию (САТТВА), силу, здоровье, радость и умиротворение, вкусная, маслянистая, питательная – желанна для САТТВА-человека.

Пища, которая является горькой, кислой, чрезмерно горячей, грубой и жгучей, острой, которая вызывает недомогание, жжение и болезнь – желанна для РАДЖАС-человека.

Старая, безвкусная, гнилая, переночевавшая, оставшаяся с раннего утра, смешанная с остатками утренней еды и нечистая пища – желанна для ТАМАС-человека."

"БХАГАВАДГИТА"

САТТВА-питание: коровье молоко, сливки, сыр, коровье масло, творог, топленое коровье масло (ГХИ), сладкие фрукты, яблоки, бананы, гроздья винограда, папайя, гранаты, манго, апельсины, груши, ананасы, гуава, инжир, овощи, кокосовые орехи, картофель, капуста, шпинат, помидоры, огурцы, тыква, цветная капуста, персики, миндаль, фисташки, изюм, пшеница, красный рис, неполированный рис, овсяная крупа, перловая крупа, зеленые бобы, финики, сахарный тростник, бобы, зеленые стручковые плоды, земляные орехи, хлебные злаки, имбирь, миробалан, лимоны, мёд.

РАДЖАС-питание: рыба, мясо, яйца, соль, перец, горчица, все кислое и горячее, чай, кофе, какао, сахар, морковь, репа, пряности.

ТАМАС-питание: говядина, свинина, вино, лук, чеснок, табак, прогорклая, ставшая нечистой пища, дважды приготовленная еда, все опьяняющие средства, алкогольные напитки и лекарства.

Только тот, кто наполнен САТТВОЙ (гармонией, равновесием, благоразумием и духовными представлениями) может стать йогином. Однако, если человек не обладает такими свойствами, является раздражительным или тупым, ленивым, то едва ли одна вегетарианская диета может ему помочь приобрести САТТВУ.

КАПАЛАБХАТИ ("Очищение лобных пазух светом")

Различают три вида КАПАЛАБХАТИ (очищение лобных пазух): ВАМА-КРАМА (левая последовательность), ВЬЮТ-КРАМА (обратная последовательность) и СИТ-КРАМА (последовательность хлебков). Тем самым устраняются заболевания слизи.

Вдохни через ИДА-НАДИ (левую ноздрю) и выдохни через ПИНГАЛА-НАДИ (правую ноздрю). Затем вдохни через ПИНГАЛА-НАДИ и выдохни через ИДА-НАДИ. Ни вдох, ни выдох не должны быть сильными. Это упражнение устраняет заболевания слизистой оболочки.

Обеими ноздрями втяни воду и выплюнь её наружу через рот. Посредством такого постоянного питья ты устранишь заболевания слизистой оболочки носа.

Со звуком "сит" втяни воду через рот и выпусти её через обе ноздри. Это упражнение сделает тебя равным Вамадеве. Тебя не постигнут ни старость, ни лихорадка. Заболевания слизи исчезнут и твое тело станет подвластным твоей воле.

Первое из эти упражнений всегда делается попеременно – один раз вдыхать левой ноздрёй и выдыхать через правую, затем наоборот, и т. д. Это является подготовкой к дыхательным упражнениям и является первой ступенью очищения НАДИ.

Под этим термином в ЙОГЕ грубоматериально подразумевают каналы тела – они могут быть как кишками (прямая кишка), так и жилы, а также нервы. С тонкоматериальной точки зрения это астральные пути для космической энергии (ПРАНЫ) и даже когда в стихах слово "НАДИ" относится к ноздрям, собственно говоря, подразумевается астральный поток, который берет начало в одной из ноздрей (для каждой ноздри свой поток). Затем эти потоки идут через соответствующую сторону тела, но главным образом вдоль соответствующей стороны спинного мозга.

Оба упражнения втягивания в себя воды иногда даются в качестве принадлежащими НЕТИ. Они очень действенны и помогают даже при хронических катарах лобных пазух. Надо только очень осторожно начинать их. Лучше всего для этой цели налить немного воды в ладонь, зажать другой ноздрю и втянуть самое большое 2-3 капли воды в нос (но не втягивать их глубоко!). Затем зажмите обе ноздри и подождите, смотря вверх, пока вода не пройдет сквозь поверхность слизистой оболочки носа. Затем разожмите ноздри. Вода должна быть немного подсоленной и теплой. Постепенно к этому привыкают и уже можно применять более холодную воду без добавления соли и в большем количестве, пока мы не сможем одновременно втягивать воду через обе ноздри.

При обратной последовательности (изо рта в нос) требуется несколько больше тренировки. Следует, набрав полный рот воды, произвести выдох через нос. В обоих случаях надо предварительно вдохнуть, чтобы иметь достаточно воздуха в легких, в противном случае немного воды может попасть в дыхательные пути и вызвать тем самым ненужные трудности. При втором из этих упражнений следует держать голову несколько наклоненной вперед.

Если вы овладеете обоими этими упражнениями или по крайней мере первым из них, то вы можете быть уверены, что насморк, сенная лихорадка и т. д., исчезли для вас навсегда.

Итак, несомненно, что все очистительные упражнения этой главы с гигиенической и профилактической точки зрения очень полезны. Но мы воздержимся от утверждения, что они прогоняют старость и тем более смерть. Самое большее, они могут устранить факторы, которые укорачивают жизнь. Но то, что в этом направлении совершают йогины, основано на других методах.

КАПАЛАРАНДХРА-ДХАУТИ ("Массаж лобных пазух")

Большим пальцем правой руки три пазуху около лба. Посредством этого упражнения удаляется слизь.

НАДИ очищаются и возникает божественное зрение. Это должно выполняться ежедневно после еды и в конце дня.

Мы не собираемся обсуждать это утверждение, но, однако, считаем, что его надо понимать по другому. "Слизь", очевидно, имеет тонкоматериальную природу и покрывает определенный центр ясновидения, который посредством этого массажа, а скорее посредством магнетического воздействия, должен быть освобожден от этого покрова.

Существует метод магнетического воздействия, который приводит к пробуждению этот центр. Одна из тонкостей при этом состоит в положении рук, которое применяется следующим образом: кладут на лоб подопытного два больших пальца выше бровей, как если бы пальцы образовывали вторую пару бровей повыше настоящих, и трут лоб большими пальцами от середины лба вдоль бровей. Остальные пальцы растопырены по боковым сторонам головы, так что мизинцы лежат под ушными отверстиями.

Если подопытное существо достаточно сенситивно, то оно (в случае если оно подверглось магнетизации) получает ясновидение.

Если желательно испытывать это на себе, то положите кисти крест накрест (ради магнетической поляризации) – несколько затруднительная, но зато верно действующая процедура, которая при головных болях даёт немедленное облегчение.

ТРАТАКА ("Фиксирование взгляда")

Не мигая, не закрывая глаз, смотри на маленькую точку, пока не потекут слёзы. Мудрецы называют это ТРАТАКА.

Посредством этого упражнения несомненно достигается САМБХАВИ МУДРА. Исчезают болезни глаз и достигается божественная способность зрения.

Смысл этой ТРАТАКА не состоит в укреплении глаз, как многократно указывалось, и придании им ясновидческих или магнетических сил. Если отвлечься от более или менее выраженного магнетического (гипнотического) действия, то взгляд не имеет в себе никакой "магической" силы, он является лишь путем для выражения воли, которая происходит из определенного центра (АДЖНА или САХАСРАРА) и который действительно обладает этой магической силой.

Упражнение в ТРАТАКЕ имеет совсем другую, к сожалению менее известную и поэтому менее оцененную определенную задачу –укрепить взгляд.

Что это означает?

Посмотрите в течение нескольких секунд на какой-либо предмет. Вы сейчас же обнаружите, что ваш взгляд не постоянен и скользит от одной точки к другой. Вследствие раздражения сетчатки при фиксировании взгляда, скольжение каждый раз оставляет легкий "нимб", след предмета в воздухе при каждом переводе взгляда к ближайшей точке.

Теперь сделайте другой опыт. При фиксировании предмета подумайте о чем-либо и вы откроете, что ваше мышление каждый раз прерывается как только ваш взгляд прерывается, делает "прыжки в сторону". Теперь нам становится смысл ТРАТАКИ – это упражнение должно сообщить нам способность не воспрепятствовать концентрации мысли этим мерцающим взглядом. Другими словами – посредством ТРАТАКИ взгляд должен потерять свое "мерцание".

И как это достигается?

Не при помощи прямого глядения на точки в течение минут и часов, что часто выдается за истинную технику!

Свами Абхайананда, например, рекомендует выполнять такое смотрение (на нарисованный солнечный диск со знаком ОМ) в течение времени, не превышающего одного часа. Через шесть месяцев взгляд, а вместе с ним и мышление должны "раствориться", естественным следствием чего будет состояние НИРВИКАЛЬПА-САМАДХИ (высшая ступень ЙОГИ). А бедные жители Земли должны потратить по крайней мере миллион лет своего нормального развития, пока они достигнут такого состояния!…

Но они не могут успокоиться, потому что так быстро и так просто его не могут достигнуть даже йогины.

Но вернемся к нашей ТРАТАКЕ. Это свойство взгляда используется теперь таким образом, что отныне вы сами можете определять движение взгляда. Это можно делать двояким образом: либо предоставить взгляду блуждать, не влияя на него в течение даже одного мгновения, но это очень трудно, потому что ваш взгляд постоянно то и дело ускользает от вас, и этим вся ваша работа сводится на нет; или же рассматривая картину на основании главного правила, останавливайтесь на каждой детали так долго, пока взгляд не ускользая от этой детали, может выдержать, и затем переходит к другой части произвольно или намеренно, к другой детали, прежде чем взгляд в его фиксировании не прекращается помимо нашей воли. Когда упражняющийся предоставляет взгляду перепрыгивать от одной детали к другой, он портит работу и все предпринятое им оказывается бесцельным и является лишь потерей времени.

Но эта ТРАТАКА преследует также и другую цель и – хотя это в другом месте нигде не объяснено – является причиной целительного действия упражнения на глаза, обстоятельство которое по всей вероятности вызвало то, что это упражнение заслужило похвалу за достижение посредством его "божественной" способности зрения.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 152 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...