Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Религия. Происхождение религии



Происхождение религии

Силы природы представляются первобытному человеку чем-то чуждым, таинственным, подавляющим. На известной ступени, через которую проходят все культурные народы, он осваивается с ними путем олицетворения. Именно это стремление к олицетворению создало повсюду богов и «единогласное мнение народов», на которое ссылается доказательство бытия бога, доказывает именно лишь всеобщность этого стремления к олицетворению, как необходимой переходной ступени – а, следовательно, и всеобщность религии. Лишь действительное познание сил природы изгоняет богов или бога из одной области вслед за другой (20, 639) Ф.Энгельс

Не религиозная потребность в утешении приводила всюду к скучному вымыслу о личном бессмертии, а то простое обстоятельство, что раз признав существование души люди, в силу своей всеобщей ограниченности, никак не могли объяснить себе, куда же девается она после смерти тела (21, 282) Ф.Энгельс

Все религии древности были стихийно возникшими племенными, а позднее национальными религиями, которые выросли из общественных и политических условий каждого народа и срослись с ними (19, 312) Ф.Энгельс

Когда была создана земля, ее творцу не оставалось ничего другого как бежать на небо (7, 46) К.Маркс

…Раз возникнув, религия всегда сохраняет известный запас представлений, унаследованный от прежних времен, так как во всех вообще областях идеологии, традиция является великой консервативной силой. Но изменения, происходящие в этом запасе представлений, определяются классовыми, следовательно, экономическими отношениями людей, делающих эти изменения (21, 315-316) Ф.Энгельс

Сущность религии, ее корни

Религия – это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она, – дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа (1, 415) К.Маркс

Религия есть опиум народа. Религия – род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную жизнь (12, 143) В.Ленин

Социальная придавленность трудящихся масс, кажущаяся полная беспомощность их перед слепыми силами капитализма… вот в чем самый глубокий современный корень религии. «Страх создал богов». Страх перед слепой силой капитала, которая слепа, ибо не может быть предусмотрена массами народа, которая на каждом шагу жизни пролетария и мелкого хозяйчика грозит принести ему, и приносит, «внезапное», «неожиданное», «случайное» разорение, гибель, превращение в нищего, в паупера, в проститутку, голодную смерть – вот тот корень современной религии, который, прежде всего, и больше всего, должен иметь в виду материалист…(17, 419) В.Ленин

Религия и история

Не гибель древних религий повлекла за собой гибель древних государств, а наоборот, гибель древних государств повлекла за собой гибель древних религий (1, 99) К.Маркс

Римская эпоха была концом мифологии, так как религия римлян не внося сама никакого нового момента, вобрала в себя все религиозные представления мира, вплоть до представлений самых древних восточных религий и этим показала свою неспособность создать нечто новое (41, 217) Ф.Энгельс

…С каждым великим историческим переворотом в общественных порядках происходит также и переворот в воззрениях и представлениях людей, а значит и в их религиозных представлениях (7, 211) К.Маркс и Ф.Энгельс

…Выступление политического протеста под религиозной оболочкой, есть явление свойственное всем народам на известной стадии их развития… (4, 228) В.Ленин

Классовый характер религии

Во все периоды истории огромное большинство народа служило в той или другой форме простым оружием для обогащения привилегированной кучки. Однако, во все прошлые эпохи эта система высасывания крови действовала, прикрываясь различными моральными религиозными и политическими предлогами; священники, философы, юристы и государственные деятели твердили народу, что он обречен на нищету и голод ради своего собственного блага, потому что таково веление бога (7, 239) Ф.Энгельс

…Священные цели всегда, теснейшим образом, срастаются со священными особами, ибо они имеют чисто идеалистический характер и существуют только в голове. Все идеалисты, как философские так и религиозные, как старые так и новые, верят в наития, в откровения, в спасителей, в чудотворцев и только от степени их образования зависит, принимает ли эта вера грубую религиозную форму или же просвещенную философскую, подобно тому, как только от степени их энергии, характера, общественного положения и т.д. зависит, относятся ли они к вере в чудеса пассивно или активно, т.е. являются ли они пастырями чудотворцами или их паствой и, далее, преследуют ли они при этом теоретические или практические цели (3, 536) Ф.Энгельс

Идея бога всегда усыпляла и притупляла «социальные чувства», подменяя живое мертвечиной, будучи всегда идеей рабства (худшего безысходного рабства). Никогда идея бога не «связывала личность с обществом», а всегда связывала угнетенные классы верой в божественность угнетателей (48, 232) В.Ленин

Когда общество устроено так, что ничтожное меньшинство пользуется богатством и властью а масса постоянно терпит «лишения» и несет «тяжелые обязанности», то вполне естественно сочувствие эксплуататоров к религии, учащей «безропотно» переносить земной ад ради небесного будто бы рая (6, 265) В.Ленин

Марксизм и религия

…Когда общество, взяв во владение всю совокупность средств производства и планомерно управляя ими освободит этим путем себя и всех своих членов от того рабства, в котором ныне их держат ими же самими произведенные, но противостоящими им в качестве непреодолимой чуждой силы, средства производства, когда, следовательно, человек будет не только предполагать но и располагать, – лишь тогда исчезнет последняя чуждая сила, которая до сих пор еще отражается в религии, а вместе с тем исчезнет и само религиозное отражение, по той простой причине, что тогда уже нечего будет отражать (20, 330) Ф.Энгельс

Мы знаем,…что насильственные меры против религии бессмысленны; но наше мнение таково: религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм. Ее исчезновение должно произойти в результате общественного развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию К.Маркс

Борьба с религией и религиозностью

…Борьба против религии есть косвенно борьба против того мира, духовной усладой которого является религия (1, 414-415) К.Маркс

Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своем положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях (1, 415) К.Маркс

…Атеизм, как голое отрицание религии, ссылающийся постоянно на религию, сам по себе без него ничего не представляет и поэтому сам еще является религией (36, 161) Ф.Энгельс

Религиозное отражение действительного мира может вообще исчезнуть лишь тогда, когда отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой (23, 90) К.Маркс

Общественная жизнь, основу которой составляет материальное производство и связанные с ним отношения, сбросит с себя мистическое туманное покрывало лишь тогда, когда она станет продуктом свободной ассоциации людей, действующих сознательно и являющихся хозяевами их собственного общественного движения (49,181-182) К.Маркс

Никакая просветительная книжка не вытравит религии из забитых капиталистической каторгой масс, зависящих от слепых разрушительных сил капитализма пока эти массы сами не научатся объединено, организованно, планомерно, сознательно бороться против этого корня религии, против господства капитала во всех формах (17, 419) В.Ленин

Пролетарская диктатура должна неуклонно осуществлять фактическое освобождение трудящихся масс от религиозных предрассудков, добиваясь этого посредством пропаганды и повышения сознания масс, вместе с тем, заботливо избегая всякого оскорбления чувств верующей части населения и закрепления религиозного фанатизма (38, 95) В.Ленин

Религия еще долго будет нужна обществу, если изменит форму преподношения Бога и, перестав служить Мамоне, станет проповедывать Хилиазм. (комментарий)

Мораль

Над различными формами собственности, над социальными условиями существования возвышается целая надстройка различных и своеобразных чувств, иллюзий, образов мыслей и мировоззрений. Весь класс творит и формирует все это на почве своих материальных условий и соответственных общественных отношений (8, 145) К.Маркс

…Люди сознательно и бессознательно черпают свои нравственные воззрения, в последнем счете, из практических отношений, на которых основано их классовое положение, т.е. из экономических отношений, в которых совершаются производство и обмен (20, 95) Ф.Энгельс

…Всякая теория морали являлась до сих пор, в конечном счете, продуктом данного экономического положения общества. А так как общество до сих пор двигалось в классовых противоположностях, то мораль всегда была классовой моралью; она или оправдывала господство и интересы господствующего класса или же, как только угнетенный класс становился достаточно сильным, выражала его возмущение против этого господства и представляла интересы будущности угнетенных (20, 95-96) Ф.Энгельс

…Совесть зависит от знаний (В оригинале игра слов; знания – Wissen, совесть – Gewissen) и от всего образа жизни человека. У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего – иная чем у неимущего, у мыслящего – иная чем у того, кто не способен мыслить… «Совесть» привилегированных – это ведь и есть привилегированная совесть (6, 140) К.Маркс

…Стыд – это уже своего рода революция… Стыд – это своего рода гнев, только обращенный вовнутрь. И если бы целая нация действительно испытала чувство стыда, она была бы подобна льву, который весь сжимается готовясь к прыжку (1, 371) К.Маркс

Буржуазная мораль

…Чем дальше идет вперед цивилизация, тем больше она вынуждена набрасывать покров любви, на неизбежно порождаемые ею отрицательные явления, прикрашивать их или лживо отрицать, – одним словом, вводить в практику общепринятое лицемерие, которое не было известно ни более ранним формам общества, ни даже первым ступеням цивилизации, и которое, наконец, достигает высшей своей точки в утверждении: эксплуатация угнетенного класса производится эксплуатирующим классом единственно и исключительно, в интересах самого эксплуатируемого класса и, если последний этого не понимает и даже начинает восставать против этого, то это самая черная неблагодарность по отношению к благодетелям – эксплуататорам (2, 499) Ф.Энгельс

Пролетарская, коммунистическая нравственность

…Коммунисты не выдвигают ни эгоизма против самоотверженности, ни самоотверженности против эгоизма и не воспринимают теоретически эту противоположность, ни в ее сентиментальной, ни в ее выспренной, идеологической форме; они, наоборот, раскрывают ее материальные корни, с исчезновением которых, она исчезнет сама собой. Коммунисты вообще не проповедуют никакой морали…Они не предъявляют людям морального требования; любите друг друга, не будьте эгоистами и т.д.; они, наоборот, отлично знают, что как эгоизм, так и самоотверженность есть, при определенных обстоятельствах, необходимая форма самоутверждения индивидов (3,236) К.Маркс и Ф.Энгельс

Социальные принципы христианства превозносят трусость, презрение к самому себе, самоунижение, смирение, покорность словом – все качества черни, но для пролетариата, который не желает, чтобы с ним обращались как с чернью, для пролетариата смелость, сознание собственного достоинства, чувство гордости и независимости – важнее хлеба (4, 204- 205) К.Маркс

…Нравственность это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов. Коммунистическая нравственность это та, которая служит этой борьбе, которая объединяет трудящихся против всякой эксплуатации…(41, 311) В.Ленин





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 223 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...