Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

История. ­ История – это деятельность человека



Содержание

История………………………………………………………………………………стр.14

­ История – это деятельность человека.

­ Определяющая роль экономических условий

­ История идет путем борьбы классов

­ Мы почти в начале человеческой истории

­ Стремительное движение истории

­ «…Не забывать основной исторической связи

Народ массы…………………………………………………………………………..стр.17

­ Исход истории решают массы

­ Массы учатся на опыте

­ Народ в революции

­ Живое творчество масс

Общество……………………………………………………………………………….стр.19

­ Буржуазное общество

­ Коммунистическое общество

Классы, классовая борьба…………………………………………………………..….стр.20

­ Классовая борьба

­ Революционный класс

­ Уничтожение классов

Буржуа и пролетарии…………………………………………………………………стр.22

­ Развитие пролетариата обусловлено развитием буржуазии

­ Фабрикант есть капитал, а рабочий – «труд»

­ «Пролетариат борется,- буржуазия крадется к власти»

­ Рабочее движение

­ Реформизм – буржуазный обман рабочих

Рабочий класс…………………………………………………………………………..стр.24

­ Освободительная миссия пролетариата

­ Развитие классового сознания

­ В организации и единстве - сила рабочих

­ Пролетариат и демократия

­ В борьбе за новое общество

­ Пролетарский интернационализм

Буржуазия………………………………………………………………………………стр.27

­ Мелкая буржуазия

Крестьянство…………………………………………………………………………..стр.28

­ Двойная природа крестьянина

­ Крестьяне и социализм

Политика……………………………………………………………………………….стр.29

­ Сущность политики

­ Кому выгодно?

­ Буржуазная политика

­ Политическая борьба рабочего класса

­ Искусство политики

Государство……………………………………………………………………………..стр.30

­ Сущность государства

­ Политическая, государственная власть

­ Государство и право

­ Буржуазное государство

­ Республика

­ Государство и революция

­ Советское государство

­ Бюрократизм

­ Отмирание государства

Капитализм,империализм……………………………………………………………стр.34

­ Частная собственность

­ Капитал и труд

­ Сущность капитализма

­ Капиталистическое производство – производство прибавочной стоимости

­ Капитализм производит класс наемных рабочих

­ Капитализм в земледелии

­ Капитализму тесно в национальных границах

­ Капитал – сила, господствующая над обществом

­ Миром правит финансовый капитал

­ Кризисы - неизбежный спутник капитализма

­ Капитализм готовит свою собственную гибель

­ Империализм как высшая стадия капитализма

­ Поворот от демократии к политической реакции

­ Империализм и угнетение наций

­ Канун пролетарской революции

Революция……………………………………………………………………….стр.44

­ «Революция вырастает…»

­ Изменение самих себя

­ Без борьбы нет победы

­ Революционное насилие

­ Революционная тактика

­ Учиться на опыте поражений

­ Восстание – это искусство

­ Уроки революции

­ Революция и контрреволюция

­ Пролетарская, социалистическая революция

­ Великая Октябрьская социалистическая революция, ее международный характер

Революционеры……………………………………………………………………стр.49

Война и мир………………………………………………………………………..стр.50

­ Капитализм и война

­ Национальные войны

­ Гражданская война

­ Мир без войн

Свобода………………………………………………………………………..стр.52

­ Политическая свобода

­ Свобода в буржуазном обществе

­ Пролетарское понимание свободы

­ Коммунизм – царство свободы

Равенство………………………………………………………………….стр.54

Демократия………………………………………………………………….стр.55

­ Буржуазная демократия

­ «Соединять борьбу за демократию с борьбой за социализм»

­ Пролетарский, социалистический демократизм

­ Демократия и коммунизм

Диктатура………………………………………………………………..стр.56

­ Диктатура и демократия

­ Историческая необходимость диктатуры пролетариата

­ Диктатура пролетариата

­ Особая форма классового союза

Советы, советская власть……………………………………………..стр.57

­ Советы – форма пролетарской диктатуры

­ Советская власть – путь к социализму

­ «Высшая форма народоправства»

­ Международное значение Советов

Социализм, коммунизм…………………………………………………стр.58

­ Рождение нового общества

­ Две фазы коммунизма

­ Производство и распределение в новом обществе

­ Материальная основа коммунизма

­ Коммунизм строится из «материалов созданных капитализмом»

­ Сближать и объединять промышленность и земледелие

­ Социализм – это учет и контроль

­ Самое важное для победы коммунизма

­ Организованность, дисциплина труда

­ Массы – творцы нового общества

­ Учиться вести дело

Идеология, идеи………………………………………………………стр.63

­ Идеология буржуазная и социалистическая

Марксизм……………………………………………………………..стр.67

­ Глубокое и разностороннее учение

­ Руководство к действию

­ Не доктрина, а метод

Марксист, коммунист…………………………………………………стр.67

Партии, партийность…………………………………………………..стр.68

Партия коммунистов……………………………………………………стр.68

­ Необходимость независимой рабочей партии

­ Сила – в организации

­ Партия и массы, партия и класс

­ Авангард рабочего класса

­ Членство в партии

­ «Без программы партия невозможна…»

­ Тактика партии

­ Партийная дисциплина

­ Партия у власти

­ Говорить народу правду

­ Самокритика необходима партии

Профсоюзы……………………………………………………………..стр.73

­ В борьбе против капитала

­ Школа коммунизма

Нации, народы, национальный вопрос……………………………….стр.73

­ Национальная независимость

­ Господство пролетариата устранит национальную рознь

­ Братание наций

­ Марксизм и национализм

­ Национализм и интернационализм

­ Добиваться единства рабочих угнетенной и угнетающей наций

Женское движение……………………………………………………………..стр.76

­ Пробуждение социальной активности женщин

­ Женщины в социалистическом строительстве

Наука…………………………………………………………………………….стр.77

­ Развитие науки

­ Крах экономики капитализма

­ Философия – «духовное оружие» пролетариата

­ Изучение противоречия в самой сущности предметов

­ Капитализм и наука

­ Социализм и наука

Культура, воспитание, образование……………………………………………..стр.83

Искусство, литература…………………………………………………………стр.84

Печать………………………………………………………………………….стр.85

­ Печать – средство воздействия на массы

­ Средство просвещения и сплочения передовых классов

­ Свобода печати

­ Печать – орудие социалистического строительства

Религия…………………………………………………………………………стр.87

­ Происхождение религии

­ Сущность религии, ее корни

­ Религия и история

­ Классовый характер религии

­ Марксизм и религия

­ Борьба с религией и религиозностью

Мораль…………………………………………………………………………стр.90

­ Буржуазная мораль

­ Пролетарская, коммунистическая нравственность

Брак и семья………………………………………………………………..стр.91

­ Брак в эксплуататорском обществе

­ Семья

­ Отношения полов в коммунистическом обществе

О любви и дружбе………………………………………………………….стр.93

Человек…………………………………………………………………….стр.95

­ Человек – это мир человека

­ Человек и природа

­ «Быть рабом – недостойная вещь»

­ Свойства человеческие

МАРКСИЗМ И РЕВИЗИОНИЗМ


Написано во второй половине марта— не позднее 3 (16) апреля 1908 г.

Напечатано между 25 сентября и 2 октября (8 и 15 октября) 1908 г. в сборнике: «Карл Маркс (1818—1883)». С.-Петербург, изд. О. и М. Кедровых Подпись: В л. Ильин

Печатается по тексту сборника

Известное изречение гласит, что если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, то они наверное опровергались бы. Естественно-исторические теории, задевавшие старые предрассудки теологии, вызвали и вызывают до сих пор самую бешеную борьбу. Неудивительно, что учение Маркса, которое прямо служит просвещению и организации передового класса современного общества, указывает задачи этого класса и доказывает неизбежную — в силу экономического развития — замену современного строя новыми порядками, неудивительно, что это учение должно было с боя брать каждый свой шаг на жизненном пути.

Нечего говорить о буржуазной науке и философии, по-казенному преподаваемых казенными профессорами для оглупления подрастающей молодежи из имущих классов и для «натаскивания» ее на врагов внешних и внутренних. Эта наука и слышать не хочет о марксизме, объявляя его опровергнутым и уничтоженным; и молодые ученые, делающие себе карьеру на опровержении социализма, и ветхие старцы, хранящие завет всевозможных обветшалых «систем», с одинаковым усердием нападают на Маркса. Рост марксизма, распространение и укрепление его идей в рабочем классе, неизбежно вызывает учащение и обострение этих буржуазных вылазок против марксизма, который после каждого «уничтожения» его официальной наукой становится все крепче, закаленнее и жизненнее.

Но и среди учений, связанных с борьбой рабочего класса, распространенных преимущественно среди пролетариата, марксизм далеко и далеко не сразу укрепил свое положение. Первые полвека своего существования (с 40-х годов XIX века) марксизм боролся с теориями, которые были в корне враждебны ему. В первой половине 40-х годов Маркс и Энгельс свели счеты с радикальными младогегельянцами, стоявшими на точке зрения философского идеализма. В конце 40-х годов выступает борьба в области экономических учений — против прудонизма17. Пятидесятые годы завершают эту борьбу: критика партий и учений, проявивших себя в бурный 1848 год. В 60-х годах борьба переносится из области общей теории в более близкую непосредственному рабочему движению область: изгнание бакунизма из Интернационала18. В начале 70-х годов в Германии на короткое время выдвигается прудонист Мюльбергер; — в конце 70-х годов позитивист Дюринг. Но влияние того и другого на пролетариат уже совершенно ничтожно. Марксизм уже побеждает безусловно все прочие идеологии рабочего движения.

К 90-м годам прошлого века эта победа была в основных своих чертах завершена. Даже в романских странах, где всего дольше держались традиции прудонизма, рабочие партии фактически построили свои программы и тактику на марксистской основе. Возобновившаяся международная организация рабочего движения — в виде периодических интернациональных съездов — сразу и почти без борьбы стала во всем существенном на почву марксизма. Но когда марксизм вытеснил все сколько-нибудь цельные враждебные ему учения, — те тенденции, которые выражались в этих учениях, стали искать себе иных путей. Изменились формы и поводы борьбы, но борьба продолжалась. И вторые полвека существования марксизма начались (90-ые годы прошлого века) с борьбы враждебного марксизму течения внутри марксизма.

Бывший ортодоксальный марксист Бернштейн дал имя этому течению19, выступив с наибольшим шумом и с наиболее цельным выражением поправок к Марксу,

пересмотра Маркса, ревизионизма. Даже в России, где немарксистский социализм естественно, — в силу экономической отсталости страны и преобладания крестьянского населения, придавленного остатками крепостничества, — держался всего более долго, даже в России он явственно перерастает у нас на глазах в ревизионизм. И в аграрном вопросе (программа муниципализации всей земли), и в общих вопросах программы и тактики наши социал-народники все больше и больше заменяют «поправками» к Марксу отмирающие, отпадающие остатки старой, по-своему цельной и враждебной в корне марксизму системы.

Домарксистский социализм разбит. Он продолжает борьбу уже не на своей самостоятельной почве, а на общей почве марксизма, как ревизионизм. Посмотрим же, каково идейное содержание ревизионизма.

В области философии ревизионизм шел в хвосте буржуазной профессорской «науки». Профессора шли «назад к Канту», — и ревизионизм тащился за неокантианцами20, профессора повторяли тысячу раз сказанные поповские пошлости против философского материализма, — и ревизионисты, снисходительно улыбаясь, бормотали (слово в слово по последнему хандбуху), что материализм давно «опровергнут»; профессора третировали Гегеля, как «мертвую собаку»21, и, проповедуя сами идеализм, только в тысячу раз более мелкий и пошлый, чем гегелевский, презрительно пожимали плечами по поводу диалектики, — и ревизионисты лезли за ними в болото философского опошления науки, заменяя «хитрую» (и революционную) диалектику «простой» (и спокойной) «эволюцией»; профессора отрабатывали свое казенное жалованье, подгоняя и идеалистические и «критические» свои системы к господствовавшей средневековой «философии» (т. е. к теологии), — и ревизионисты пододвигались к ним, стараясь сделать религию «частным делом» не по отношению к современному государству, а по отношению к партии передового класса.

Какое действительное классовое значение имели подобные «поправки» к Марксу, об этом не приходится

говорить — дело ясно само собой. Мы отметим только, что единственным марксистом в международной социал-демократии, давшим критику тех невероятных пошлостей, которые наговорили здесь ревизионисты, с точки зрения последовательного диалектического материализма, был Плеханов. Это тем более необходимо решительно подчеркнуть, что в наше время делаются глубоко ошибочные попытки провести старый и реакционный философский хлам под флагом критики тактического оппортунизма Плеханова*.

Переходя к политической экономии, надо отметить, прежде всего, что в этой области «поправки» ревизионистов были гораздо более разносторонни и обстоятельны; на публику старались подействовать «новыми данными хозяйственного развития». Говорили, что концентрации и вытеснения крупным производством мелкого не происходит в области сельского хозяйства вовсе, а в области торговли и промышленности происходит она крайне медленно. Говорили, что кризисы теперь стали реже, слабее, вероятно, картели и тресты дадут возможность капиталу совсем устранить кризисы. Говорили, что «теория краха», к которому идет капитализм, несостоятельна ввиду тенденции к притуплению и смягчению классовых противоречий. Говорили, наконец, что и теорию стоимости Маркса не мешает исправить по Бем-Баверку.

Борьба с ревизионистами по этим вопросам дала такое же плодотворное оживление теоретической мысли международного социализма, как полемика Энгельса с Дюрингом за двадцать лет перед тем. Доводы ревизионистов разбирались с фактами и цифрами в руках. Было доказано, что ревизионисты систематически подкрашивают современное мелкое производство. Факт технического и коммерческого превосходства крупного производства над мелким не только в промышленности, но и в земледелии доказывают неопровержимые данные. Но в земледелии гораздо слабее развито товарное производство, и современные статистики и экономисты плохо умеют обыкновенно выделять те специальные отрасли (иногда даже операции) земледелия, которые выражают прогрессивное вовлечение земледелия в обмен мирового хозяйства. На развалинах натурального хозяйства мелкое производство держится бесконечным ухудшением питания, хронической голодовкой, удлинением рабочего дня, ухудшением качества скота и ухода за ним, одним словом, теми же средствами, которыми держалось и кустарное производство против капиталистической мануфактуры. Каждый шаг вперед науки и техники подрывает неизбежно и неумолимо основы мелкого производства в капиталистическом обществе, и задача социалистической экономии — исследовать этот процесс во всех его, нередко сложных и запутанных, формах, — доказывать мелкому производителю невозможность удержаться при капитализме, безвыходность крестьянского хозяйства при капитализме, необходимость перехода крестьянина на точку зрения пролетария. Ревизионисты в данном вопросе грешили в научном отношении поверхностным обобщением односторонне-выхваченных фактов, вне связи их со всем строем капитализма, — в политическом же отношении они грешили тем, что неизбежно, вольно или невольно, звали крестьянина, или толкали крестьянина на точку зрения хозяина (т. е. точку зрения буржуазии) вместо того, чтобы толкать его на точку зрения революционного пролетария.

С теорией кризисов и теорией краха дела ревизионизма обстояли еще хуже. Только самое короткое время и только самые близорукие люди могли думать о переделке основ учения Маркса под влиянием нескольких лет промышленного подъема и процветания. Что кризисы не отжили свое время, это показала ревизионистам очень быстро действительность: кризис наступил после процветания. Изменились формы, последовательность, картина отдельных кризисов, но кризисы остались неизбежной составной частью капиталистического строя.

Картели и тресты, объединяя производство, в то же время усиливали на глазах у всех анархию производства, необеспеченность пролетариата и гнет капитала, обостряя таким образом в невиданной еще степени классовые противоречия. Что капитализм идет к краху — и в смысле отдельных политических и экономических кризисов и в смысле полного крушения всего капиталистического строя, — это с особенной наглядностью и в особенно широких размерах показали как раз новейшие гигантские тресты. Недавний финансовый кризис в Америке, страшное обострение безработицы во всей Европе, не говоря уже о близком промышленном кризисе, на который указывают многие признаки, — все это привело к тому, что недавние «теории» ревизионистов забыты всеми, кажется, многими и из них самих. Не следует только забывать тех уроков, которые эта интеллигентская неустойчивость дала рабочему классу.

О теории стоимости надо только сказать, что, кроме намеков и воздыханий, весьма туманных, по Бем-Баверку, ревизионисты не дали тут решительно ничего и не оставили поэтому никаких следов в развитии научной мысли.

В области политики ревизионизм попытался пересмотреть действительно основу марксизма, именно: учение о классовой борьбе. Политическая свобода, демократия, всеобщее избирательное право уничтожают почву для классовой борьбы, — говорили нам, — и делают неверным старое положение «Коммунистического манифеста»: рабочие не имеют отечества. В демократии, раз господствует «воля большинства», нельзя дескать ни смотреть на государство, как на орган классового господства, ни отказываться от союзов с прогрессивной, социал-реформаторской буржуазией против реакционеров.

Неоспоримо, что эти возражения ревизионистов сводились к довольно стройной системе взглядов, — именно: давно известных либерально-буржуазных взглядов. Либералы всегда говорили, что буржуазный парламентаризм уничтожает классы и классовые деления, раз право голоса, право участия в государственных делах

имеют все граждане без различия. Вся история Европы во 2-й половине XIX века, вся история русской революции в начале XX века показывает воочию, как нелепы подобные взгляды. Экономические различия не ослабляются, а усиливаются и обостряются при свободе «демократического» капитализма. Парламентаризм не устраняет, а обнажает сущность самых демократических буржуазных республик, как органа классового угнетения. Помогая просветить и организовать неизмеримо более широкие массы населения, чем те, которые прежде участвовали активно в политических событиях, парламентаризм подготовляет этим не устранение кризисов и политических революций, а наибольшее обострение гражданской войны во время этих революций. Парижские события весной 1871 года и русские зимой 1905 года показали яснее ясного, как неизбежно наступает такое обострение. Французская буржуазия, ни секунды не колеблясь, вошла в сделку с общенациональным врагом, с чужестранным войском, разорившим ее отечество, для подавления пролетарского движения. Кто не понимает неизбежной внутренней диалектики парламентаризма и буржуазного демократизма, приводящей к еще более резкому, чем в прежние времена, решению спора массовым насилием, — тот никогда не сумеет на почве этого парламентаризма вести принципиально выдержанной пропаганды и агитации, действительно готовящей рабочие массы к победоносному участию в таких «спорах». Опыт союзов, соглашений, блоков с социал-реформаторским либерализмом на Западе, с либеральным реформизмом (кадеты) в русской революции показал убедительно, что эти соглашения только притупляют сознание масс, не усиливая, а ослабляя действительное значение их борьбы, связывая борющихся с элементами, наименее способными бороться, наиболее шаткими и предательскими. Французский мильеранизм22 — самый крупный опыт применения ревизионистской политической тактики в широком, действительно национальном масштабе, — дал такую практическую оценку ревизионизма, которую никогда не забудет пролетариат всего мира.

Естественным дополнением экономических и политических тенденций ревизионизма явилось отношение его к конечной цели социалистического движения. «Конечная цель — ничто, движение — все», это крылатое словечко Бернштейна выражает сущность ревизионизма лучше многих длинных рассуждений. От случая к случаю определять свое поведение, приспособляться к событиям дня, к поворотам политических мелочей, забывать коренные интересы пролетариата и основные черты всего капиталистического строя, всей капиталистической эволюции, жертвовать этими коренными интересами ради действительных или предполагаемых выгод минуты, — такова ревизионистская политика. И из самого существа этой политики вытекает с очевидностью, что она может принимать бесконечно разнообразные формы и что каждый сколько-нибудь «новый» вопрос, сколько-нибудь неожиданный и непредвиденный поворот событий, хотя бы этот поворот только в миниатюрной степени и на самый недолгий срок изменял основную линию развития, — неизбежно будут вызывать всегда те или иные разновидности ревизионизма.

Неизбежность ревизионизма обусловливается его классовыми корнями в современном обществе. Ревизионизм есть интернациональное явление. Для всякого сколько-нибудь сведущего и думающего социалиста не может быть ни малейших сомнений в том, что отношение ортодоксов и бернштейнианцев в Германии, гедистов и жоресистов (теперь в особенности бруссистов) во Франции23, Социал-демократической федерации и Независимой рабочей партии в Англии24, Брукера и Вандервельда в Бельгии, интегралистов и реформистов в Италии25, большевиков и меньшевиков в России повсюду в существе своем однородно, несмотря на гигантское разнообразие национальных условий и исторических моментов в современном состоянии всех этих стран. «Разделение» внутри современного международного социализма идет, в сущности, уже теперь по одной линии в разных странах мира, документируя этим громадный шаг вперед по сравнению с тем, что было лет 30—40 тому назад, когда в разных странах боролись

неоднородные тенденции внутри единого международного социализма. И тот «ревизионизм слева», который обрисовался теперь в романских странах, как «революционный синдикализм»26, тоже приспособляется к марксизму, «исправляя» его: Лабриола в Италии, Лагардель во Франции сплошь да рядом апеллируют от Маркса, неверно понятого, к Марксу, верно понимаемому.

Мы не можем здесь останавливаться на разборе идейного содержания этого ревизионизма, который далеко не так еще развился, как ревизионизм оппортунистический, не интернационализировался, не выдержал ни одной крупной практической схватки с социалистической партией хотя бы одной страны. Мы ограничиваемся потому тем «ревизионизмом справа», который был обрисован выше.

В чем заключается его неизбежность в капиталистическом обществе? Почему он глубже, чем различия национальных особенностей и степеней развития капитализма? Потому, что во всякой капиталистической стране рядом с пролетариатом всегда стоят широкие слои мелкой буржуазии, мелких хозяев. Капитализм родился и постоянно рождается из мелкого производства. Целый ряд «средних слоев» неминуемо вновь создается капитализмом (придаток фабрики, работа на дому, мелкие мастерские, разбросанные по всей стране ввиду требований крупной, например, велосипедной и автомобильной индустрии, и т. д.). Эти новые мелкие производители так же неминуемо опять выбрасываются в ряды пролетариата. Совершенно естественно, что мелкобуржуазное мировоззрение снова и снова прорывается в рядах широких рабочих партий. Совершенно естественно, что так должно быть и будет всегда вплоть до перипетий пролетарской революции, ибо было бы глубокой ошибкой думать, что необходима «полная» пролетаризация большинства населения для осуществимости такой революции. То, что теперь мы переживаем зачастую только идейно: споры с теоретическими поправками к Марксу, — то, что теперь прорывается на практике лишь по отдельным частным вопросам рабочего движения, как тактические разногласия

с ревизионистами и расколы на этой почве, — это придется еще непременно пережить рабочему классу в несравненно более крупных размерах, когда пролетарская революция обострит все спорные вопросы, сконцентрирует все разногласия на пунктах, имеющих самое непосредственное значение для определения поведения масс, заставит в пылу борьбы отделять врагов от друзей, выбрасывать плохих союзников для нанесения решительных ударов врагу.

Идейная борьба революционного марксизма с ревизионизмом в конце XIX века есть лишь преддверие великих революционных битв пролетариата, идущего вперед к полной победе своего дела вопреки всем шатаниям и слабостям мещанства.

Неисчерпаемо духовное наследие, оставленное этими гениями человечества. Каждый, кто вчитывается в их произведения, невольно отмечает, как ярко точно и вместе с тем лаконично они выражали свои мысли. Ф.Энгельс не раз писал об энергичном и сжатом стиле К.Маркса, для которого характерны «краткие заостренные в виде антитез предложения». И сам он оставил множество изречений, сформулированных с классической ясностью и лапидарностью. Знавшие В.Ленина восхищались его умением чеканными аргументами разбивать позиции идейных противников, формулировать неотразимые доводы в афористических, эмоционально окрашенных выражениях.

И К.Маркс, и Ф.Энгельс, и В.Ленин высоко ценили меткость фразы, ее образную силу. «Бывают такие крылатые слова, - писал В.Ленин, - которые с удивительной легкостью выражают сущность довольно сложных явлений». В народном лексиконе множество таких примеров предельной динамики слова, когда в малом вмещается великое, как в капле росы - солнце. Широко используя в своих трудах богатство народного языка, классики марксизма – ленинизма и сами создали подлинные образцы афоризмов и ставшими крылатыми изречений.

Меткие сравнения, оригинальные образы, блистательные парадоксы, иронии – все это придает их стилю особую выразительность, а афористичность фразы, поражающая предельной концентрацией мысли, художественной завершенностью, способствует запоминанию и быстрому усвоению.

Помещенные в сборнике афоризмы изречения помогают выявить и еще одну особенность: они как бы перекликаются во времени, дополняют, развивают друг друга, нередко обогащают ту или иную мысль новыми нюансами, высвечивают новые грани.

Было бы неверно воспринимать собранные изречения просто как свод цитат, своеобразную хрестоматию. Мысли К.Маркса, Ф.Энгельса, В.Ленина – та незаменимая школа, которая стимулирует самостоятельную работу ума, дает импульс к анализу, вызывает стремление полнее постичь марксистско-ленинскую теорию. Сопоставляя высказывания по самым различным проблемам с сегодняшней практикой, нельзя не отметить, прежде всего их злободневность, то, насколько созвучна, например, творческому марксизму разворачивающаяся в мире революционная ситуация. Например:

«Материалистическое понимание истории исходит из того положения, что производство а вслед за производством обмен его продуктов, составляет основу всякого общественного строя; что в каждом выступающем в истории обществе распределение продуктов, а вместе с ним и разделение общества на классы или сословия, определяется тем, что и как производится и как эти продукты производства обмениваются. Т.о. конечных причин всех изменений и политических переворотов надо искать не в головах людей, не в возрастающем понимании ими вечной истины и справедливости, а в изменениях способа производства и обмена; их надо искать не в философии, а в экономики соответствующей эпохи. Пробуждающееся понимание того, что существующие общественные установления неразумны и несправедливы, что «разумное стало бессмысленным, благо стало мучением», - является лишь симптомом того, что в методах производства и формах обмена незаметно произошли такие изменения, которым уже не соответствует общественный строй, скроенный по старым экономическим условиям. Отсюда вытекает также и то, что средства для устранения обнаруженных зол должны быть тоже налицо, – в более или менее развитом виде, – в самих изменившихся производственных отношениях. Надо не изобретать эти средства из головы, а открывать их при помощи головы в наличных материальных фактах производства». Карл Маркс и Ф.Энгельс (очерк теории)

«Если производство в своей капиталистической форме, как это происходит в настоящее время, создает гораздо большее количество средств существования и развития чем может потребить капиталистическое общество, потому что оно искусственно отстраняет огромную массу действительных производителей от потребления этих средств существования и развития; если собственный закон жизни этого общества вынуждает его к тому, чтобы постоянно расширять это, и без того уже чрезмерно большое для него, производство, и поэтому оно вынуждено периодически, каждые десять лет, уничтожать не только массу продуктов, но и сами производительные силы, – то какой же смысл имеет здесь болтовня о «борьбе за существование»? Борьба за существование может здесь заключаться еще только в том, что производящий класс отнимет руководство производством и распределением у класса, в руках которого это руководство находилось до сих пор, но который стал теперь не способным к нему, а это и есть социалистическая революция». К.Маркс т.34 с. 137-138

«Овладев всеми средствами производства в целях их общественного планомерного применения, общество уничтожит существующие ныне порабощение людей их собственными средствами производства. Само собой разумеется, что общество не может освободить себя не освободив каждого отдельного человека. Старый способ производства д.б. следовательно коренным образом перевернут, и в особенности должно исчезнуть старое разделение труда. На его место должна вступить такая организация производства где с одной стороны, никто не мог бы сваливать на других свою долю участия в производительном труде, этом естественном условии человеческого существования, и где с другой стороны, производительный труд, вместо того чтобы быть средством порабощения людей, стал бы средством их освобождения, предоставляя каждому возможность развивать во всех направлениях и действенно проявлять все свои способности как физические так и духовные, – где,следовательно, производительный труд из тяжелого бремени превратится в наслаждение.

Все это в настоящее время уже отнюдь не фантазия и не благочестивое пожелание. При современном развитии производительных сил достаточно уже того увеличения производства, которое будет вызвано фактом обобществления производительных сил, достаточно одного устранения проистекающих из капиталистического способа производства затруднений и помех, расточение продуктов и средств производства, чтобы при всеобщем участии в труде, рабочее время каждого было доведено до незначительных, по нынешним представлениям, размеров.» Ф.Энгельс «Анти – Дюринг»

Мы живем в период поистине революционных преобразований, а это требует серьезного, основательного изучения марксистско – ленинской теории, чтобы иметь ясное, научно обоснованное представление о закономерностях и особенностях общественного развития, – без этого невозможна разработка перспектив нашего продвижения вперед, четкой, всесторонне продуманной программы действий, определяющей как ближайшие так и отдаленные цели коммунистического созидания.

Чтобы не перегружать издание большим количеством ссылок и вместе с тем дать возможность пользоваться собранным здесь материалом с опорой на первоисточники, каждая цитата сопровождается указанием тома и страницы сочинений К.Маркса Ф.Энгельса В.Ленина. Все цитаты К.Маркса и Ф.Энгельса приводятся по второму изданию их Сочинений, цитаты В.Ленина – по пятому изданию Полного собрания сочинений.

Современное общество, как никогда, нуждается в огромной многомиллионной армии руководителей предстоящих революционных преобразований, единомышленников вооруженных общей идеологией, имя которой марксизм.

Афоризмы и изречения

История

История – это деятельность человека

Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого. Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых (8, 119) К.Маркс

Определяющая роль экономических условий

…Все исторические явления объясняются простейшим образом, и точно также представления и идеи каждого данного исторического периода объясняются в высшей степени просто экономическими условиями жизни и обусловленными ими общественными и политическими отношениями этого периода (19, 112) Ф.Энгельс

Экономическое производство и неизбежно вытекающее из него строение общества любой исторической эпохи образуют основу ее политической и умственной истории…(21, 1) Ф.Энгельс

Как Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные,случайные, «богом созданные» и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву… так и Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или все равно по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно – экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно - исторический процесс (1, 139) В.Ленин

История идет путем борьбы классов

…Общество развивалось до сих пор всегда в рамках противоположности, которая в древности была противоположностью между свободными и рабами, в средние века – между дворянством и крепостными, в новое время – между буржуазией и пролетариатом (3, 433) К.Маркс и Ф.Энгельс

…Вся история и поныне идет путем антагонизма и борьбы классов (19, 112) Ф.Энгельс

Именно Маркс впервые открыл великий закон движения истории, закон, по которому всякая историческая борьба – совершается ли она в политической, религиозной, философской или в какой либо иной идеологической области – в действительности является только более или менее ясным выражением борьбы общественных классов, а существование этих классов и вместе с тем и их столкновения между собой,в свою очередь, обуславливаются степенью развития их экономического положения, характером и способом производства и определяемого им обмена (21, 623) Ф.Энгельс

Мы почти в начале человеческой истории

Буржуазный период истории призван создать материальный базис нового мира: с одной стороны, развить мировые сношения, основанные на взаимной зависимости всего человечества, а также и средства этих сношений; с другой стороны – развить производительные силы человека и обеспечить превращение материального производства в господство при помощи науки над силами природы (9, 230) К.Маркс

Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства, антагонистического не в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидуумов; но развивающихся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества (13, 7-8) К.Маркс

Стремительное движение истории

События в наше время следуют одно за другим с поразительной быстротой, и то для чего нации требовалось целое столетие, в наше время легко совершается в несколько лет (8, 237) Ф.Энгельс

Основная причина… громадного ускорения мирового развития есть вовлечение в него новых сотен и сотен миллионов людей (45, 174) В.Ленин

…В истории прогресс выступает в виде отрицания существующих порядков… (20,526) Ф.Энгельс

На исторические события не сетуют, – напротив, стараются понять их причины, а вместе с тем и их результаты, которые далеко еще не исчерпаны (21, 210) Ф.Энгельс

…Представлять всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно (30, 6) В.Ленин

Творить мировую историю было бы, конечно, очень удобно, если бы борьба предпринималась только под условием непогрешимо- благоприятных шансов. С другой стороны, история носила бы очень мистический характер, если бы «случайности» не играли никакой роли. Эти случайности входят, конечно, и сами, составной частью, в общий ход развития, уравновешиваясь другими случайностями. Но ускорение и замедление в сильной степени зависят от этих «случайностей», среди которых фигурируют также и такой «случай», как характер людей, стоящих вначале во главе движения (33,175) К.Маркс

…История, пожалуй, самая жестокая из всех богинь, влекущая свою триумфальную колесницу через горы трупов не только во время войны, но и в периоды мирного экономического развития (39, 35) Ф.Энгельс

…Вся история есть не что иное, как беспрерывное изменение человеческой природы (4, 162) К.Маркс

…Не забывать основной исторической связи

Исследовать движущие причины, которые ясно или неясно, непосредственно или в идеологической, может быть даже в фантастической форме, отражаются в виде сознательных побуждений в головах действующих масс и их вождей, так называемых великих людей, – это единственный путь, ведущий к познанию законов, господствующих в истории вообще, и в ее отдельные периоды или в отдельных странах (21, 308) Ф.Энгельс

Когда…речь заходит об исследовании движущих сил, стоящих за побуждениями исторических деятелей… и образующих, в конечном счете, подлинные движущие силы истории, то надо иметь в виду не столько побуждение отдельных лиц, хотя бы и самых выдающихся, сколько те побуждения, которые приводят в движение большие массы людей, целые народы, а в каждом данном народе, в свою очередь, целые классы. Да и здесь важны не кратковременные взрывы, не скоропреходящие вспышки, а продолжительные действия, приводящие к великим историческим переменам (21, 307-308) Ф.Энгельс

…Положение – что историю делают личности – теоретически совершенно бессодержательно. История вся состоит из действий личностей, и задача общественной науки состоит в том, чтобы объяснить эти действия…(1, 415) В.Ленин

Самое надежное в вопросе общественной науки и необходимое для того, чтобы действительно приобрести навык подходить правильно к этому вопросу и не дать затеряться в массе мелочей или в громадном разнообразии борющихся мнений, – самое важное, чтобы подойти к этому вопросу с точки зрения научной, это – не забывать основной исторической связи, смотреть не каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала теперь (39, 67) В.Ленин

Буржуазия все превращает в товар, а, следовательно, также и историю. В силу самой ее природы, в силу условий ее существования ей свойственно фальсифицировать всякий товар: фальсифицировала она также и историю. Ведь лучше всего оплачивается то историческое сочинение, в котором фальсификация истории наиболее соответствует интересам буржуазии (16, 524) Ф.Энгельс

…История многоголоса. Временами она представляется плоской, похожей на пачку тщательно отобранных фотографий. Отбирают их живые, руководствуясь мертвыми схемами. Фотографии не говорят – они иллюстрируют. Документы уже более слышны, но на них лежит печать канцеляризма, позволяющая толковать их так и эдак. Мемуары говорят, если только они все не переписаны на магнитную пленку с одного оригинала (разумеется, с добавлением более или менее правдоподобных подробностей). Читая хорошую художественную литературу, ток крови в венах истории слышишь порой лучше, чем изучая научные труды.

Считайте удачей, если вы читаете мемуары, в которых свидетельства очевидца неотторжимы от большого литературного дара. Но и не забывайте, что талант не может быть бесстрастным, что каждый видит историческую правду со своей колокольни. Для истории ценны любые свидетельства, а тем более запечатленные талантливо.

Может быть, раньше других о сохранении многоголосья истории подумал В.И.Ленин. Покровскому: «Прошу сделать распоряжение, чтобы наши государственные библиотеки немедленно начали собирать и хранить белогвардейские газеты (рус. и загр.)…»

Особенно его интересовали, которые он читал внимательно, испещряя поля пометками. В его кремлевской библиотеки были «Временное правительство» Набокова, «История второй русской революции» Милюкова, а в рабочем кабинете – «Очерки русской смуты» Деникина, «Начертание зверя» Врангеля и две книги Шульгина – «Нечто фантастическое» и «1920». Все эти книги были доставлены ему из-за рубежа… Д.А.Жуков





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 235 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.04 с)...