Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Стихи 3-4



Услышь от Меня вкратце о кшетре, его качествах, его причинно-следственном принципе и его искажающих влияниях; а также о том, кто есть Он (Кшетраджна) и о природе Его способностей – истины, которые были четко установлены ришами многими способами: в различных песнопениях в Ведах и в определительных аналитических рассуждениях афоризмов о Брахмане.

Да слушает каждый ученик с полным вниманием, как делал Арджуна, Господне объяснение Кшетры и Кшетраджны: Пракрити и Пуруши, Материи и Духа!

Стихи 5-6

Вкратце, кшетра и его модификации составлены из Непроявленного (Мула-Пракрити, неразделенной Природы), пяти космических элементов, десяти чувств и одного чувственного ума, рассудка (интеллекта), эгоизма, пяти объектов чувств; желания, ненависти, наслаждения, боли, аггрегации (тела, комбинации разнообразных сил), сознания и живучести.

Станза 5 перечисляет двадцать четыре принципа творения, согласно учению философии Санкхья в Индии.* В книге Откровения в Христьянской Библии об этих принципах говорится, как о “двадцати четырех старцах”.**

В Мула-Пракрити, непроявленной или неразделенной Природе, заключены потенциальности проявленного субъективного сознания: читта (чувство); * ахамкара (эго); буддхи (различительный 24 принципа творения, развивающие рассудок); и манас (чувственный ум). “поле” тела и космоса Отсюда возникают потенциальности объективного проявления: махататтвы (пять тонких вибраторных элементов земли, воды, огня, воздуха и эфира) и производные от индрий пять инструментов восприятия и пять – действия, а также пяти пран (жизненных сил, которые вместе с пятью тонкими вибраторными элементами, под влиянием трех гун: саттвы, раджаса и тамаса, производят “пять объектов чувств”, сначала в их тонкой форме, и наконец в грубой материи, “аггрегации” или материальной форме этих разнообразных сил).

_______________________________________________________________________

* См. также II:39. ** Откровение 4:4.

Сочетание этих двадцати четырех искажающих космических качеств сотворяет объективное кшетра, космическую физическую природу; а также сцепление микрокосмических иллюзорных двадцати четырех качеств производит человеческое тело, миниатюрный объект (кшетру). Все эти двадцать четыре качествапринадлежат к области космической природы и человеческого тела, а не Богу, Пуруше, или Кшетраджне – субъективному Познающему объективногго Космоса.

Макрокосмическое кшетра, природа, есть космическое тело Бога, через которое оперирует Его сознание. Микрокосмическое кшетра, человеческое тело, является оперирующим инструментом души. Единственная реальность есть Бог и Его отражение, человеческая душа: эти два Кшетраджны, субъективный принцип в космосе и человеке.

Но объективный принцип, космическая природа и телесный инструмент, устанавливают свою кажущуюся реальность через майю и ее законы относительности – силу Бога и Его отраженных душ, которой чистое сознание становится разделенным в мириадах форм. О макро- и микрокосмическом объективных принципах, этих двух кшетрах, говорится как о модификациях или искажениях реальности. Тени относительностей и атрибуты трансформируют свет Бога в феноменальные формы объективной космической природы и объективного телесного инструмента..

Сказано что никто не может познать, что есть Пракрити; она известна только через следствия, развивающиеся от Нее. Так Пракрити здесь называется “Непроявленным”, авьякта, неописуемым состоянием нераздельной Первичной Материи. От этого Непроявленного приходит проявление. Пракрити, поэтому, есть причина и следствие Господнего триединого макро- и микрокосмического творения (причинного, астрального и материального).

Когда Трансцендентный Бог впервые развил разумную Космическую Природу, Святой Дух, или Пара-Пракрити, Он сделал это в невидимых чистых причинной и астральной формах, наделенных 24-я тонкими качествами – сущностными потенциальностями проявления. Эта супруга Бога, через дальнейшую деятельность майи, космической иллюзии, материализовалась, как несовершенный заслоняющий Бога физический космос; эта супруга тогда называется Апара-Пракрити, или Нечистая Природа, обманывающая все Божьи твари тройственными качествами (тамасом, раджасом, и саттвой), а также желанием и отвращением (привлечением и отталкиванием), чувственными наслаждениями, страданием, испытываемым через материальное сознание, или чувство.

Чистая Космическая Природа, Святой Дух, или Пара-Пракрити, есть существо – сознательная разумная сила. Как супруга, или творческий аспект, Бога, она обладает эго-сознанием, космическим разумом, умом чувством, пятью космическими элементами эфира, воздуха, огня и земли; макрокосмическими пятью чувствами познания (зрением, слухом, обонянием, вкусом и осязанием); пятью инструментами космической активности (макрокомической вибраторной силой, схватывающим движением, передвижением, творческой и выделительной способностью.); и пятью космическими жизненными силами, формирующими всю материю – кристализирующим, метаболическим,ассимиляционным, циркулирующим и выделительным токами.

Космический эфир, космический воздух, космический огонь, космическая влага и космическая материя называются махабхутами или махататтвами. Они суть основы проявления, причинная сущность “объектов чувств”. Эти махабхуты остаются неискаженными в непроявленном состоянии тонкой чистой Природы. Но во время творения они пробуждаются и активизируются гунами, производя десять индрий (чувств) восприятия и действия и праны, одущевляющие материю. (См. ХIII:1)

Эти пять пран суть Природные тонкие или астральные силы жизни. На материальном плане они одушевляют и оживляют материю. Кристализующая сила удерживает земные атомы в существовании. Через ассимилирующий ток земля получает в свою почву семена всех растений, животных и человеческих существ. Циркулирующий ток способствует течению жизни через атомы земли. Через метаболический ток “ткани” земли преобразуются в камни и минералы, растительность, а также животные и человеческие тела. Посредством выделительного тока земля содержится очищенной*.

______________________________________________________________

* Следующий отрывок из статьи Джерита Вершчура в Научном Дайджесе (Июль 1981) суммирует биологические взгляды, что земля, и даже вселенная, могут справедливо считаться живыми существами:

“Никто не сомневается в утверждении, что человеческое тело есть живое существо, состоящее из бесчисленных клеток, каждая из которых жива. От признания, что тело живо, не так далеко до согласия с тем, что ученые называют гипотезой Гайя: состоящей в том, что земная биосфера + ее атмосфера = живое существо. Внутри защитной мембраны атмосферы земные формы жизни и та атмосфера непрерывно обмениваются химическими продуктами – как делают части тела – чтобы поддерживать экологическое, живое равновесие.

“Может ли наша планета считаться живой? Где мы проводим границу между живым и неживым? Ученые, кажется, согласны, что все живые системы воспроизводятся и все они используют энергию; они вбирают питательные вещества, преобразуют их, выделяют энергию и выделяют ненужные продукты. Мы можем легко наблюдать этот процесс в работе в наших ближних; он также происходитна клеточном уровне и на планетном уровне. Земля вбирает солнечный свет; ненужный продукт, жар, излучается вовне в пространство. Это преобразование энергии или субстанций из одной формы в другую, чтобы поддерживать функционирование организма есть ее метаболизм. Земля имеет метаболизм; она жива. А если земля жива, почему не вселенная?

“Импульс быстро ответить: “Невозможно!” является, возможно, результатом человеческого предрассудка о времени. Из-за того, что мы так привыкли измерять живое в терминах десятилетий или столетий, мы артачимся перед идеей метаболического процесса, продолжающегося милиарды и миллиарды лет. Но тысячеления нашей шкалы времени являются простыми секундами космических часов. Представьте астрономический феномен на более человеческой шкале времени, и идею живой вселенной становится легче вообразить и воспринять. Представляя одно тысячелетие равным одной минуте, подумайте об эволюции звезды. Что вы видете? Облако водорода стягивается в компактное ядро и затем трансформируется в более тяжелые атомы, изготовленные ядерным пламенем в центре звезды. Эти тяжелые атомы выбрасываются в форме звездного ветра или активного взрыва. Как другие живые существа, звезды воспроизводятся; их продукты выброса вбираются другими регионами пространства, где они становятся частью новых сжимающихся облаков (туманностей), которым суждено стать звездами, внутри которых энергия обменяется и более продуктов выбросится. Наш ускоренный обзор того, что происходит в пространстве, выявляет постоянную эволюцию и движение.

Девятнадцать тонких принципов в чистой Космической Природе, вместе с пятью невидимыми великими элементами, становятся материализованными в астральный космос. До этого момента Космическая Природа остается в чистом состоянии, создавая удивительных астральных существ и объекты. Но как только чистая Космическая Природа, посредством дальнейшей деятельности майи, проектируется как грубая физическая вселенная, Природа становится нечистой, Апара-Пракрити, пряча и искажая присутствие Бога, Кшетраджны, верховного Пуруши, или Параматмана, или Пара-Брахмы. Так, Космическая Физическая Природа является искаженной кшетрой, модифицированной или дифференцированной объективной вселенной.

Аналогично, миниатюрное воплощение Природы, форма человека, маленькое кшетра, или модифицированная Природа, содержит эго, интеллект, ум и чувство, десять чувств, пять жизненных сил и пять объектов чувств (телесный эфир, воздух, жар, кровь и плоть, материализации махататтв эфира, воздуха, огня, воды и земли). Все эти качества и элементы составляют и влияют на смертного человека, но не душу.

Объективное человеческое тело, с его субъективной жизнью и сознанием, не есть лишь искажение микрокосмических двадцати четырех сущностных атрибутов Космической Природы, но далее вводится в заблуждение человеческими желаниями, отвращением, наслаждением, страданием и материальным сознанием.

Дхрити, настойчивость или стойкость (сила духа), есть принцип, которым различные компоненты человеческого тела и ума унифицируются.

Тело называется сангхата, “аггрегация”, потому что оно есть набор разных двадцати четырех элементов, а также качеств, возникающих от них. Следовательно, человек является кшетрой, полем, на котором происходят войны страстей и непредсказуемых нашествийразличных настроений и мыслей. Цель йога состоит в том, чтобы растворить сложности в Простоту, пробуждением своей памяти неизменной души.

________________________________________________________________________________

“Эти маленькие центры жизни, эти клетки, называемые нами звездами, суть части больших живых организмов, галлактик. Ядро галлактики можно сравнить с сердцем. Мы знаем, что оно качает плазму –водород с некоторыми примесями (“продуктами питания”) – вовне в окружающие “вены”, спиральные руки, несущие интергаллактический водород, простирающийся вовне и касающийся соседних галлактик.И, если наш мир создается из живых галлактик, разве он неживой тогда?

“Для митохондрии и бактерии, огранизм, частью которого они являются, настолько же обширен и загадочен, как вселенная для нас. Как органеллы, мы можем быть частями некоего пока еще непостижимого живого существа, сделанного из организмов на всех уровнях: галлактик, газовых туманностей, звездных скоплений, звещзд, планет, животных, клеток и микроорганизмов.

“Нам следует серьезно подумать о смещении границы между живыми и неживыми организмами. Я более не верю, что она лежит на границе телесного эридерма или на границе атмосферы земли Она на границе вселенной». (Заметка издателя).

Черты мудрости





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 220 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...