Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О чем молчал Будда



Глава I. Будда Шакьямуни

1. Жизнь Будды

2. Последняя проповедь

Глава II. Вечный Будда

1. Милосердие и обеты Будды

2. Спасение и рука помощи Будды

3. Вечный Будда

Глава III. Образы Будды и его добродетели

1. Три образа Будды

2. Появление Будды

3. Добродетели Будды

ДХАРМА

Глава I. Причинность

1. Четыре истины

2. Удивительная связь

3. Взаимосвязь

Глава II. Душа и истинное положение вещей

1. Все имеющееся не имеет постоянной сущности

2. Душа

3. Истинное положение вещей

4. Средний путь

Глава III. Семена просветления

1. Чистая душа

2. Скрытое сокровище

3. Свобода от привязанностей

Глава IV. Мирские страсти

1. Скверна души

2. Характер человека

3. Жизнь человека

4. Реальная жизнь человека

Глава V. Спасение Будды

1. Обеты Будды

2. Счастливая земля

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Глава I. Путь к просветлению

1. Очищение души

2. Добрые дела

3. Учение Будды в древних притчах

Глава II. Практика совершенствования

1. Поиски истины

2. Различные пути к просветлению

3. Путь веры

4. Священные слова

БРАТСТВО

Глава I. Обязанности братства

1. Жизнь монаха

2. Путь верующего

Глава II. Руководство в жизни

1. Семейное счастье

2. Жизнь женщины

3. Для всех

Глава III. Строительство счастливой земли Будды

1. Дружная община

2. Мир Будды

3. Опора мира Будды

О чем молчал Будда

И я открыл ту глубинную Истину, столь трудно воспринимаемую, с трудом постигаемую, успокаивающую и величественную, которая не может быть достигнута обычным рассудком, но зрима только мудрым.

(Маджджхима-Никайя, 26)

Двадцать пять веков назад в Индии царице Майе приснился сон о сверхъестественном зачатии принца Сидхартхи, когда в правый бок ее тела вошла небесная звезда или маленький белый слон, спустившийся с неба Тушита. Царица родила принца в священной роще деревьев сал, держась рукой за ветвь. Он вышел из правого бока матери и сразу же встал на ноги. Его приняли стражи четырех сторон света. Принц повернулся лицом к востоку, осмотрел все тысячи миров Вселенной и не увидел никого, равного себе. Затем он обратил свой взор к северу и сделал в этом направлении семь шагов. На последнем шаге Будда голосом, подобным рычанию льва, возвестил, что он самый старший и всех превосходящий, и что это его последнее рождение.

Семью шагами в сторону севера он взошел через семь областей на вершину мира к Полярной звезде - центру вращения небесных сфер, на которую опирается ось колесницы Солнца. Его сопровождали боги, державшие в руках все символические атрибуты королевской власти. Будда был коронован, т. е. прошел инициацию, что означало обретение сверхъестественных божественных свойств.

Так рассказывается о появлении Будды в текстах «Nidana Katha». Этим описанием утверждается, что зачатие и рождение Будды-Шакьямуни было сверхъестественным, а сакральный статус его являлся космическим, и он был определен законом бытия всей Вселенной.

Будда - не обыкновенное божество, а дэватидэва - верховный бог богов, высший по мудрости и мощи. Он был извечно и являлся творцом всех боддхисаттв1: «Я - отец мира, который возник из меня самого», - говорил Будда.

Но трактовка природы Будды смешала черты божественного и человеческого. Ортодоксальная хинаяна2 считает, что Будда был всего лишь человеком, не являясь ни божественным, ни сверхъестественным, а отличался от других святых лишь тем, что он не только открыл истины спасения, но и возвестил их миру.

С чем же пришел Будда на землю в своем последнем воплощении?

Владыка небесного царства явился для подвига спасения мира и человечества. Он говорил: «Я - один из длинного ряда будд. Многие были рождены прежде, и многие родятся в будущем. Когда зло и насилие правят в мире, тогда рождается будда для того, чтобы утвердить на земле царство справедливости».

Будучи принцем, в нем вызывали тревогу преходящесть и изменчивость жизни, он остро чувствовал, как гибнут множество человеческих существ, став жертвою темноты и греха. Подавленный пустотой чувственных вещей, принц Гаутама отверг все блага мира и стал аскетом, погрузившись в размышление о поиске истины.

Он быстро освоил приемы аскезы, но после шести лет сурового послушания, не испытав удовлетворения от постигнутого, пришел к убеждению, что измученная плоть не может принести открытие истины, ибо аскет - это не тот, кто умерщвляет тело, а тот, кто очищает душу. Но он не отвернулся от мира с презрением и отрицанием, а стал рассматривать его как путь, ведущий к вневременному знанию через очищение и сублимацию качеств настоящего существования.

Смысл жизни человека и вселенной лежит не вне, а внутри его, и пока он смотрит на мир через узость обыденного сознания, то понимание жизни найти невозможно. Спасение приходит не извне, а только изнутри человека; «свет рождается из собственной темноты». Будда оставил людям практику постижения глубинного сознания, следовательно, остается лишь пробудить внутри себя его и постичь то состояние, которое он назвал «Просветление», что является путем реализации Буддовости внутри нас самих. «Я был один в мыслительном экстазе... пока не поднялся над восприятием внешнего мира в бесконечную сферу познания, и она, в свою очередь, превратилась в ничто... Пришло прозрение, и я различал небесным зрением путь мира, стремление людей и их появление на свет - прошлое, настоящее и будущее», - говорил Шакьямуни.

Значение того, что называется «высшей реальностью», невыразимо на человеческом языке, его невозможно объяснить, поэтому Будда отказался дать описание того состояния, которое называется «Нирвана», и не оставил прямого ответа о ее природе, настаивая на нашем собственном опыте. Но из его учения можно понять, что Нирвана - это не падение в пустоту, не полное уничтожение, но остановка непрерывного потока новых рождений, которое ощущается как состояние покоя, мира, блаженное освобождение.

Просветление Будды длилось сорок девять дней, события которых повествуют о спуске в подземные миры и о космических путешествиях его по всем кардинальным направлениям вселенной. Он вошел в промежуточную сферу между прошлой и будущей жизнью, что в «Тибетской книге мертвых» называется «бардо». И, наверное, число сорок девять совсем не случайно здесь, так как, согласно этой же книге, умерший путешествует после смерти сорок девять дней, и лишь затем происходит новое рождение.

События Просветления Будды, приведенные во «Введениях к джатакам», происходят при жизни его, но между тем сохраняются детали, указывающие на действия и явления, вытекающие из обрядов смерти: Сидхартха разделил пинду3 на сорок девять шариков, съел их и в течение следующих семи недель не прикасался к еде. В роще деревьев Сал, подойдя к дереву Боддхи, он попытался сесть под ним с южной стороны, но она опустилась до ада Авичи, а северная поднялась до вершины неба. То же произошло, когда он пришел на западную и северную сторону, но когда Будда сел на восточной стороне дерева - земля не шелохнулась4. Только здесь нашел Шакьямуни неподвижное место. И эта позиция обусловила исход поединка с Марой5. Будда прошел через семь миров Майа, связанных в планетарную цепь, в каждом из которых осуществлялось по семь состояний активной трансформации, что в сумме дает сорок девять видов существования. Описание Просветления Будды является приобретением сакрального статуса по законам инициации, - все это говорит о космической природе его божественности.

Когда Шакьямуни обрел просветление, то счел своей обязанностью рассказать обреченному миру о пути к вечному счастью. В священных текстах хинаяны подчеркивается, что решение Будды проповедовать свое учение Дхарму было принято после колебаний, вызванных опасениями, что его не поймут, поэтому он не занимался проповедью абстрактных истин, а лишь говорил о методе, позволявшем человеку самому достигать уровня видения истины и пройти путь внутреннего переживания. Любое суждение о реальности высшего порядка должно быть основано на собственном опыте, так как только таким образом обретенное знание имеет ценность. Целью духовной практики стало изменение и преодоление ритма человеческого сознания, что ведет к восприятию более глубокой реальности и переживанию более высоких мировых уровней.

Будда не сообщает никаких откровений, но он показывает «срединный» или благородный восьмеричный путь, что значит: правильные взгляды, стремление, речь, поведение, образ жизни, направленность мысли и экстаз, - это и стало основой буддийской морали.

«Срединный» путь должен быть пройден сознательно, открывая глаза и наделяя разумом, ведя к прозрению высшей мудрости, к Нирване, к уничтожению страдания, в отличие от первых двух путей: во-первых, привязанности к чувственным объектам, страстям и удовольствиям и, во-вторых, аскетической практики самоумерщвления. Он указывает, что состояние Просветленного сознания не следует искать ни в сакральных книгах, ни в потусторонних мирах, — но только в самих себе, когда с помощью усилия, тренировки и знания человек может выработать в себе силу и добродетель, которые сделают его независимым от всех вещей и страданий, избавление от которого является основным мотивом учения Будды. Никто не сможет победить человека, если он сам победит себя.

Основой буддизма стало знание как продукт непосредственного опыта, так как только пережитое самим человеком, а не услышенное имеет истинную ценность. Знание противопоставляется неведению - коренной причине печали и страдания. Поэтому освобожденная душа называется Буддой, знающим. Это привело многих исследователей буддизма к представлению о нем, как о чисто рационалистической системе, в связи с чем подчеркивается антиметафизичность буддизма для того, чтобы доказать его несостоятельность и несовершенство как религиозной системы. Но Будда подходит к метафизическим проблемам, развивая феноменалистическое учение, через психологию, охватывая и анализируя уровни высочайших переживаний индивида, не только классифицируя духовные состояния человека, но и обучая методам применения и развития их трансцендентности.

Понимая, что некоторые люди занимаются йогическими упражнениями для приобретения сверхъестественных способностей, он запретил своим ученикам совершать чудеса напоказ, заявляя, что способности могут быть приобретены только праведной и мудрой жизнью. Эгоистическое желание не возникает в уме, озаренном мудростью, а лишь приводит к обманчивому представлению об уровне своего совершенства. Будда пытался переместить центр тяжести с почитания Бога на служение человеку, рекомендуя достигать освобождения своими силами, а не через божественное вмешательство. Поэтому в центре буддийской концепции мира стоит человек, как микрокосм, вмещающий в себя этот мир, способный превзойти его, так как в нем заложены большие возможности для самосовершенствования.

Будда не занимался проповедью абстрактных истин, в связи с чем укрепилась тенденция в толковании буддизма как религии, лишенной свойственных другим конфессиям таких понятий, как Бог, душа, сверхъестественное. Поэтому наиболее популярным стало отрицательное толкование молчания Будды на метафизические вопросы, объясняя это тем, что он не знал на них ответа.

Не вызывает сомнения факт, что Будда отказывался высказываться на такие темы, как: вечен ли мир и кто его создал; есть ли душа и что такое «я» человека; что такое смерть и бессмертен ли познавший истину? Целый ряд таких вопросов, приведенных в некоторых из диалогов, называются также «дебрями», «хождением впотьмах», «кружением на одном месте», «оковами заблуждения». Эти вопросы принадлежали к тем положениям, относительно которых Будда не допускал никаких размышлений на том основании, что они не приносят пользы ищущему спасения, и могли, по его мнению, ввести ум в заблуждение, вместо того, чтобы послужить развитию мудрости.

Но отказ отвечать на эти вопросы не уничтожил желания людей ставить их и получать ответ, поэтому разные школы вывели разные заключения из его молчания. Быть может, он не знал истины и пытался спасти свой престиж, избегая ответов на эти вопросы, утверждая, что они не являются необходимыми?

... В день «великого прозрения» под деревом Боддхи Гаутама принял для себя имя «будда», что значит «просветленный», поэтому он имел полное представление о мире и проблемах метафизики и не мог не иметь ясных убеждений относительно конечной цели всех устремлений. И как возможно утверждать, что с помощью совершенствования своей природы человек может достичь блаженства, если бы он не разгадал тайну Нирваны? Отказ же отвечать на некоторые вопросы заключался в том, что Будда познал природу всех вещей и осознал недостаточность и неточность рассуждений на эти темы. Он говорил, что будет обсуждать только те проблемы, которые имеют отношение к продвижению вперед к просветлению и святости, поэтому целью его учения была та помощь, которая позволяла избавляться от страданий, а рассуждения на указанные выше темы не могли помочь в деле освобождения.

Будда считал, что великие истины теряются в тумане метафизики, осознавая невозможность передачи их словами, но лишь преобразуя свое сознание в состоянии глубокой медитации. И все же он решил открыть истину из сострадания к людям, но ограничился тем, что показал практический путь к ее достижению.

Все, что человек постигает, есть отражение его сознания, поэтому он воспринимает мир лишь в меру своего развития, и только прошедший путем Будды сможет открыть для себя тайну «вечных вопросов», а не заниматься лишь логическим рассуждением о тех проблемах, где пустое словоблудие не поможет раскрытию божественной природы в себе самом. Будда раскрывал Свое Учение с учетом духовных наклонностей и уровня развития интеллекта тех, к кому он обращался и проповедовал им соответствующим образом.

Но как Будда ни старался уклониться от ответа на вопрос о первичной реальности, он, по-видимому, совершенно не сомневался в ней: «Есть нерожденное, непоявившееся, несделанное, несоставное; если бы его не было, не было бы спасения из мира рожденных, явившихся, сделанных и сложных».

Признает ли Будда реальность Абсолюта? Исследователи называют буддизм «атеистической религией», основываясь на том, что она лишена веры в Бога. Человек во все времена возлагал все происходящее на Бога, тем самым лишаясь свободы воли, в связи с чем Будда понимал, что единственный путь к тому, чтобы устранить страх перед богами, было их уничтожение. Но он не утверждал и не отрицал идею Бога, хотя Брахман, как вселенское единое, не упоминается буддистами, в учении которых нигде нет Бога в собственном смысле. Буддизм возражал против представления о всеблагом божестве, как о творце земного, столь несовершенного мира, поэтому он не знает ни Брамы, ни Атмана в качестве мирового духа, который бы создал наш мир.

Если Бог существует, он должен быть единственной причиной всего, что происходит как хорошего, так и дурного, но как может совершенный Творец быть создателем несовершенного мира? И тем не менее, Будда не рассматривает мир как бессмыслицу, но видит в событиях осуществление глубокого плана, выражение действия которого он принимал через закон кармы6, закон справедливости. Человек же должен так прожить свою жизнь, чтобы она прошла в соответствии с этим законом.

Со временем в буддизме происходит конкретизация понятия о высшем божестве, благодаря милости которого разрушается мир иллюзий.

Глубокие философские истины, которые не могут быть объяснены массам людей, замалчивались в практических целях, поэтому Будда хранил «благородное молчание» в ответ на метафизические вопросы о природе Абсолюта. Любое суждение о реальности высшего порядка должно быть основано на собственном опыте. Когда же в глубине души человека происходит преображение сознания, явившееся следствием прямого опыта, то метафизическое становится открытым знанием для него, что и является просветлением. Бог находится внутри каждого «я» человека, его нужно только понять.

Человек же, как правило, находится в заблуждении, относительно своего «я», которое часто отождествляется с мелкими интересами, ошибаясь относительно своей обособленности от внешнего мира, от всех существований, прошлых и будущих, что приводит к смятению духа. Будда не говорит сколько-нибудь ясно о том, что представляет собой человеческое «я», и как оно соотносится с понятием души человека. Основываясь на буддийской канонической литературе, некоторые исследователи утверждают, что буддизм отрицает существование души. Действительно, Будда не раз говорил, что души как некой постоянной внематериальной субстанции, присущей данному индивиду, нет, но есть комплекс пяти групп скандх7 телесных и духовных элементов - дхарм8, уплотненный поток которых образует живое существо, отличающееся определенной физической и психической стабильностью на протяжении всего периода существования этого уплотнения и вплоть до его распада. Возрождение нового комплекса пяти скандх приводит к возрождению жизни, которую определяет закон кармы - ее действие зависит от духовного уровня жившего человека, что и является движущей силой процесса жизни. Кругооборот жизни и смерти обусловлен перегруппировкой сочетания телесных и духовных дхарм.

Будда отвергает бессмертие преходящих элементов, составляющих индивидуум, поэтому и о смерти он говорит как о законе всякой жизни, от которого человек не может уйти, пока не достигнет просветления, а следовательно, прерывания круга перерождений. В мире всё преходяще: и мечты, и желания, и надежды. Нигде не найти такого места, где бы человек мог жить, не будучи побежден смертью. Даже Будда был реальным человеком, чье смертное тело было подвержено превратностям земного бытия. Почувствовав приближение конца жизни, он распорядился поставить свое ложе в саловой роще между двумя деревьями-близнецами, растущими из одного корня. Деревья зацвели, хотя не было сезона цветения, и осыпались на тело Будды. Смерть физического тела и уход в Нирвану происходил как челночное чередование различных состояний через четыре транса, разных по глубине, и сферу безграничности сознания и безграничной пустоты. Несколько раз возвращался Будда в земной план, пока от первого транса совершил обратный ход до четвертого и затем уже ушел в Нирвану. Что означали эти переходы «туда - обратно» - остается тайной для всех, не достигших просветления. И здесь Будда хранит молчание. Но в знаменитой бенаресской проповеди он сказал: «Откройте ваши уши, монахи: избавление от смерти найдено! Если вы будете поступать сообразно с моим учением, то еще в этой жизни сами познаете Истину и узрите ее лицом к лицу. Больше у меня нет от вас секретов, ибо я сказал все, что надо было сказать».

Г. И. Царёва

ИЗ ДХАММАПАДЫ

Побеждающий сеет ненависть, а побежденный живет в боли. Тот, кто отстранится от побед и поражений, будет жить в покое и счастье. (201)

Голод - это наивысшая болезнь, тело - это наивысшее страдание. Тот, кто постигнет это все, как есть, поймет, что Нирвана - высшее блаженство. (203)

Пресекай свои желания, как подсекаешь осенью лотосы. Совершенствуй свою душу, внедряй в нее покой. О Нирване проповедует Просветленный. (285)

Трудно родиться человеком, трудно продолжать жить умирающему, трудно услышать благородную истину, трудно увидеть Будду. (182)

Трудно найти благородного человека. Он всюду не рождается. Племя, в котором рождается такой умный человек, живет в счастье и процветает. (193)

Рождение Будды - это счастье, услышать благородное учение Будды - счастье, единство Сангхи - счастье, объединение усилий - счастье. (194)

БУДДА

Глава I

БУДДА ШАКЬЯМУНИ





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 657 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...