Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Советскую этическую науку вполне справедливо упрекают в схоластике. Но иногда она говорит очень правильные вещи. Так, задавшись вопросом, что такое партийная этика, она пришла к выводу, что это разновидность профессиональной морали, наподобие, скажем, медицинской этики. Под партийной этикой в таком случае понимается совокупность моральных представлений и форм поведения, свойственных профессии партийного работника. Точная констатация. Но она же является одновременно суровым приговором. В самом деле, если есть особая профессиональная мораль, значит, есть и особые интересы, которые она фиксирует. Кстати заметить, это в ряде случаев косвенно признается. А это не очень вяжется с тем, что она определяет себя как «совесть эпохи», обязуясь тем самым задавать общезначимые образцы морали.
Основную задачу нравственного оздоровления партии можно было бы определить как преодоление партийной этики в профессиональном, цеховом, ведомственном смысле слова, как отказ от психологии и морали исключительности, избранности. Во всех цивилизованных странах от политических активистов, претендующих на руководящую роль, ожидают соблюдения общепринятых в обществе норм достойного поведения; считается (и вполне оправданно!), что общечеловеческие требования честности, порядочности являются для них более обязательными, чем для лиц, которые не берут на себя претензий выражать общую волю, заведовать общими делами общества. Что касается членов коммунистических партий, то от них сверх того ждут еще известного героизма. Их поведение и в самом деле должно быть «особенным» в смысле отклонения от среднедопустимого уровня, но не вниз, а вверх, не в сторону вседозволенности, а в сторону сдержанности. Коммунистич-ность поведения всегда связана с бескорыстием. Это вытекает из самого определения.
В течение долгого периода партийная идеология насаждала образ коммуниста, большевика как человека особого склада, у которого нет никаких привилегий, кроме одной — быть впереди, там, где трудно. Справедливо критикуя такие представления, было бы неверным снижать нравственные критерии оценки политических
деятелей до среднестатистического уровня. Нет, с политического деятеля, с члена Коммунистической партии нравственный спрос намного выше, чем с обычных людей, живущих своими частными интересами.
Вопрос о том, какого рода нравственное очищение требуется партии, достаточно очевиден. Значительно более трудной, сопряженной с исторически унаследованными иллюзиями является проблема путей достижения этого. Обычное решение сводится к тому, что необходимо вести прямую, последовательную, бескомпромиссную борьбу за чистоту партийных рядов, что нужно повысить спрос с коммунистов, усилить контроль за их поведением, поставить барьеры на пути карьеристов и т. д. Все эти вещи очень важны. И в самом деле, может быть, следует ввести какие-то четко обозначенные для всех членов партии ограничения в материальных притязаниях и жажде славы, удерживающие их поведение в надлежащих границах скромности. Почему, например, не отказаться от практики награждения орденами и медалями партийных работников? Или почему не практиковать помимо партвзносов обязательные ежемесячные и вполне ощутимые (до 10 и более процентов) отчисления с зарплаты и других форм доходов членов партии в пользу обездоленных граждан? Можно даже установить более жесткие и неотвратимые кары для членов партии за злоупотребления служебным положением в личных и корыстных целях. Такого рода мероприятия будут, видимо, полезны, но они не решат дела.
Непосредственная нравственно-очистительная работа не может быть ни единственным, ни основным направлением борьбы за нравственное здоровье партии. Это тот случай, когда прямой путь к цели не является самым коротким. Достаточно сказать, что именно он, этот прямой путь «бескомпромиссной» борьбы с нарушениями норм коммунистической этики, практиковался на протяжении всей 73-летней истории нашей партии в качестве правящей, руководящей силы общества. Этому были подчинены и чистки, и создание особых контрольных органов, и обмен партбилетов, и многое другое. Много было положено трудов, проявлено выдумки, но преодолеть или хотя бы даже сдержать рост нравственно негативных явлений такими мерами не удавалось. Это очень важный урок истории партии, который совершенно не учитывают те, кто и сегодня возлагает все надежды на старые методы, желает воссоздать независимые контрольные органы, провести «общественно-политическую аттестацию» коммунистов.
Основное, решающее, более того, единственно возможное и верное, как нам представляется, направление борьбы с поразившими партию нравственными недугами — это демократизация, которая требует коренного изменения и внутрипартийной жизни, и места партии в обществе.
Демократизация самой партии имеет сегодня совершенно конкретную целевую установку. Это прежде всего и главным образом перераспределение в партии власти между, если воспользоваться терминологией 20-х годов, «верхами» и «низами» в пользу «ни-
зов». Речь идет в известном смысле о восстановлении партии как политической организации, союза единомышленников в понимании путей общественного развития. Ее решение предполагает кардинальное, качественное, подлинно революционное изменение соотношения партии и социалистического государства.
Долгое время правящая — «руководящая и направляющая» — роль партии в обществе понималась нами и реально протекала как ее прямая власть над обществом и государством. Партия отдает приказы, а все остальные их выполняют. Потому-то ее и стали олицетворять те, кто отдает приказы — аппарат, номенклатура. Нетрудно заметить, что здесь на отношение партии к общественным и государственным институтам были перенесены все черты командно-административного управления. Не случайно в общественном сознании сформировалось отношение к партийным работникам не как к политическим лидерам страны, а как к большим начальникам, командирам, чем-то напоминающим армейское начальство. Подобно тому как генерал для солдата — не политик, а командир, партийный деятель в глазах многих стал тоже чем-то вроде партийного командира, а сама партия и ее органы обрели значение партийных штабов, отдающих приказы. О том, что партия имеет отношение к политике, напоминает лишь один высший партийный орган — Политбюро, тогда как во всех остальных звеньях партийной системы эта связь полностью утратилась. Не потому ли, что вся политика партии действительно была сосредоточена лишь в руках этого органа? Надо сказать, что многие партийные работники охотно поддерживали подобное представление о своем месте в обществе. Если партия держится в обществе на приказе, то как должен смотреть на себя тот, кто отдает эти приказы? Идея правящей партии I! сознании таких работников постепенно трансформировалась в идею руководящей роли партийных деятелей, в их право на власть в обществе, ограниченное лишь занимаемыми ими партийными постами. Чем выше пост, тем больше власти.
Стоит ли говорить о том, что авангардная роль партии, если иметь в виду норму, а не казарменно деформированную практику, принадлежит не отдельным членам партии, даже самым высокопоставленным, а всей партии в целом. Партия выступает здесь как единая политическая организация, представленная всеми ее членами, а не только руководством — выбранным и назначенным. Власть этого руководства, коль скоро она имеет место, не должна распространяться за пределы партии, да и внутри нее должна быть по возможности ограничена. Ни один член партии сам по себе, какой бы пост он в ней ни занимал, не имеет и не должен иметь никакой власти в обществе и государстве. Эту власть он может получить, лишь будучи выбран в законодательный или исполнительный орган государственной власти, да и то лишь в пределах той функции, которая предусмотрена данным органом. Иными словами, даже в условиях однопартийной системы партия, если она является партией по существу, а не только по названию, обеспечивает свой доступ к власти тем же путем, что и любая другая обществен-
ная организация,— путем свободных выборов, завоеванием большинства в Советах — местных и высших. Это единственно возможный путь, позволяющий сохранять демократическую систему.
Партия потому и есть партия, что осуществляет свои руководящие функции не через механизм власти, а через механизм выработки и принятия политических решений. Она как бы берет на себя роль политического мозга страны, ее политического лидера. Вместе с тем она берет на себя и ответственность за правильность принимаемых решений, за их соответствие требованиям времени. А критерием правильности ее политической линии, избранного ею политического курса может и должен служить только ее успех на выборах, дающий ей доступ к реальной политической власти. Власть, если угодно, здесь становится своеобразной наградой за правильно выработанную политику, соответствующую чаяниям и потребностям большинства избирателей. Чем точнее политика, тем больше власти.
В традиционных обществах правящее сословие (наследственная аристократия) еще могло сочетать свою политическую функцию со сравнительно легкой, беззаботной жизнью, но в современном обществе политика — огромный ежедневный труд и, кроме того, еще большой риск. Партия должна, что называется, постоянно ставить себя на коп. Она никогда и нигде не должна быть органом власти, она, если хотите, всегда орган борьбы за власть. Революция приводит к власти не партию, а класс, а партия обретает характер правящей не в силу завоеванной классом власти, а в силу своей идейной, политической связи с классом, со всеми трудящимися, которую после революции она должна постоянно подтверждать, в том числе и путем выборов. Ведь не только партия должна считать себя политическим авангардом класса, но и сам класс должен так думать п иметь возможность выражать это свое мнение.
В таком соотношении партии и власти перед первой всегда будет стоять угроза потери власти, которая, однако, как показывает исторический опыт, для общества менее опасна, чем узурпация, монополизация партией власти. И только наличие такой реальной угрозы может, на наш взгляд, стимулировать политическую активность партии, повысить ее творческий и теоретический потенциал, стать источником ее действительной демократизации и нравственного здоровья. Именно и только в ситуации необходимости постоянной борьбы за власть, неустанной заботы о сохранении своей правящей роли изменится и моральный климат внутри партии, повысится чувство ответственности у каждого члена партии — от рядового до руководителя, произойдет действительное, а не мнимое ее сплочение. В итоге она станет тем, чем и должна быть на деле — партией единомышленников, где каждый голос, каждое мнение имеет провс па существование, где аппарат не командует рядовыми, а чутко прислушивается к их настроениям и пожеланиям. Да и аппарат утрачивает здесь какие-либо командно-властные, административно-полномочные функции по отношению к членам партии, оставаясь лишь организационной силой, существую-
щей за счет партийных взносов и выполняющей в основном технические, секретарские (в этимологическом смысле этого слова) функции. Ибо главное назначение партии — выработка политики — осуществляется здесь не отдельными избранными, а всем составом партии. Если же политика только прерогатива высших органов и аппарата партии, то тогда зачем нужны все остальные члены партии? Она вполне могла бы сократиться до размеров самого аппарата. Требуя от рядовых членов политической сознательности, мы должны понимать под последней не беспрекословное выполнение указаний вышестоящих партийных инстанций, а способность реально участвовать в разработке политики, в принятии и утверждении политических решений. Право на политически активную деятельность — разумеется, в рамках исходных программных установок — вот что должно давать членство в партии. И в этом смысле голос каждого член» партии — от секретаря до рядового — имеет равную силу и значение. В политической жизни партии все равны, что, конечно, не исключает определенных норм дисциплинарного поведения, также одинаковых для всех.
Партия, не претендующая на монополизацию власти в обществе, не должна строиться и внутри себя как властная организация. Право большинства на принятие решения должно сопровождаться в ней признанием права меньшинства на сохранение и отстаивание своей точки зрения. Только так партия сможет включать ь себя и представлять не противоречащий ее программе широкий спектр мнений и позиций, что, несомненно, усиливает ее шансы и в предвыборной борьбе, в борьбе за власть. Общность, единство взглядов членов партии определяется только ее программой и ничем больше. По любому другому более конкретному вопросу каждый член партии может и даже обязан иметь собственное мнение, действовать самостоятельно в соответствии со своим убеждением. И никто — никакой партийный чин — ему в этом не указ. Только такая широко и свободно мыслящая партия способна, мы уверены, сохранить сегодня свое влияние на умы людей.
Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 286 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!