Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Свами Сатьянанда Сарасвати, Свами Муктибодхананада Сарасвати - Хатха Йога Прадипика 34 страница



По мере того, как вы вычищаете свое эго, то есть понятие двойственности, осознавание своего эго становится все более слабым и зыбким, пока в нашей жизни не наступит весьма невероятный момент. Он приходит в жизни далеко не каждого индивидуума. Это редкий момент, когда эго полностью растворяется и исчезает. В этот момент есть только переживание и нет переживающего это переживание. Такое переживание известно как однородное переживание или абсолютное переживание. У этого состояния имеются различные названия — некоторые называют его трансцендентальным переживанием, или нирвикальпа самадхи, некоторые называют его нирваной, освобождением, мокшей, некоторые называют его адвайта анубхути, переживанием недвойственности. Время от времени различные люди дают этому состоянию различные названия; в тантре оно называется даршаном.

{ 563)

Это переживание — это то переживание, которое имел каждый великий человек. Это переживание имел каждый великий йог. Без этого не может быть йога. Тот, кто не держит время в одной руке, а пространство в другой, а затем не кладет их вместе в один карман, не может быть йогом.

Только тогда, когда преодолена двойственность времени и пространства, вы можете иметь даршан истинного Я. Даршан означает способность видеть, но не глазами. Когда глаза и все другие органы чувств закрыты, когда ум изъят и эго постоянно под замком, тогда имеет место видение, которое является более реальным, чем прежнее. В этот момент вы находитесь лицом к лицу с тем, что называется «Бог». Вы находитесь лицом к лицу с тем, что называется вашим гуру.

В течение тысячелетий великие люди в Индии учили, что если вы обладаете даршаном этой внутренней сущности, то в мире не остается ничего, что бы вам еще было нужно, потому что даршан есть самое драгоценное сокровище. Иметь даршан — это переживание не для обезьяны, не для осла, не для собаки. Только человек может иметь эволюцию внутреннего видения; это только для него одного.

Даршан означает выпрыгивание из ума, отбрасывание материи. Здесь нет никакого огня, но огонь здесь. Здесь нет никакого внешнего света, но вы все же видите свет. Здесь нет никого, создающего звук, но все же вы слышите звуки. Здесь нет никакой субстанции для жизни, но все же вы живете. Что это означает? Это означает просветление. Это означает нирвану. Это не имеет никакого отношения к телу, уму, чувствам или эмоциям.

Тотальность существования подразделяется на две внешние реальности. Одна есть материя, другая — сознание. Тантра называет их шивой и шакти. Философская система Самкхья называет их пурушей и пракрити. Ученые начали говорить о материи и энергии. Материя есть низшая эмпирическая субстанция, а сознание есть высшая и трансцендентальная субстанция. В нашем существовании обе эти сущности взаимодействуют друг с другом. Вы должны извлечь себя из пракрити и научиться осознавать пурушу, сознание. Это называется нирваной. Это определение тантры, хатха-йоги и раджа-йоги.

В шлоке 108 утверждается, что никакие действия и никакая карма не оказывают влияния на того, кто имел самадхи, то есть освобождение, или мокшу. Слово карма имеет два значения — «причина и следствие» и «действие». После нирвикальпа, или нирвана, самадхи, когда йог возвращается в мирское состояние, он делает это как дживанмукта, или «освобожденная душа». Что бы он потом ни делал, это не будет оказывать никакого влияния на его индивидуальное сознание с точки зрения его духовной эволюции.

Общепринято следующее деление кармы, или действия, на отдельные категории — сакам карма и нишкама карма. Они далее могут быть разбиты на нитьякарму, наймиттика карму и камья карму.

{ 564)

У вас есть, например, активные желания, или иччха, а также латентные желания, или васаны. Вы имеете самскары, или впечатления, которые являются причиной васан. Хотите вы или нет, но вы носите их с собой. Что вы можете сделать? Даже если вы не хотите, вы вынуждены будете что-то делать. Это то, о чем Кришна говорил Арджуне перед битвой, описанной в Махабхарате, — даже если тебе не нравится это, ты вынужден будешь сражаться. Потому что желания (иччха), латентные желания (васаны) и впечатления (самскары) заставят тебя действовать; даже если ты хочешь отказаться от кармы, или действия, ты не сможешь отказаться от нее. Такова твоя природа.

Все приобретает некоторый вид нитьякармы. Нитьякарма, однако, не оказывает очень глубокого влияния на существование человека. Она не зависит от вашей касты или социального происхождения. Необходимость вставать по утрам — это нитьякарма. Если эти действия правильно организованы, они могут дать вам хорошее здоровье, но они не породят никаких самскар или карм (причин и следствий).

Карма (в смысле действия), которую вы выполняете по обязанности, например, участие в свадебных торжествах или в похоронах, — это наймиттика карма. Вы должны участвовать, хотите вы этого или нет. Эти нитьякарма и наймиттика карма не заходят слишком глубоко в царство кармы (в смысле причин и следствий).

Только камья карма оказывает сильное воздействие на ум человека, его личность и жизнь. Считается также, что камья карма подразделяется на различные типы в соответствии с натурой человека. Саттвические натуры имеют свои побудительные мотивы к действиям, раджастические натуры имеют свои мотивы и тамастические натуры также имеют свои собственные мотивы. Таким образом, камья карма может быть подразделена на тамастическую, раджастическую и саттвическую камья карму. Дживанмукта выходит за пределы этого типа кармы.

Если вы желаете создать большое учреждение, или приют для сирот, или госпиталь, то это камья, или желание; это побудительный мотив, и он является саттвическим. Если вы хотите иметь много денег, автомобилей, зданий и т.п., то это тоже камья, но раджастическая. Если вам хочется убивать, вредить, мучить или беспокоить кого-то, то это тоже камья, но это тамастическая камья карма. Таким образом, в зависимости от соотношения тамаса, раджаса и саттвы камья карма оказывает различное воздействие на жизнь, личность и ум человека.

Пока вы не дживанмукта, очень трудно приобрести нишкама карму, или отделаться от отождествления с желаниями, поскольку без желаний у вас не будет мотиваций работать или делать что-либо. Однако, если вы очень глубоко входите в это, вы обнаружите, что нишкама карма придет автоматически, когда вы измените качество своего ума. Пусть, например, вы работаете в правительственном департаменте и желаете сделать что-либо определенным образом. Есть желание, но его качество другое. Это нишкама, поскольку эго в этом не участвует. Только то, что вы желаете чего-то, еще не означает, что вы создадите себе карму (в смысле причин и следствий). Вы должны

избегать связи ахамкары, абхиманы, или эго, с желанием, то есть эгоистичных желаний. Нишкама лишь означает, что вы отсоединили свое эго. Метод независимости от эго вытекает из самадхи.

Письмо от Свами Шивананды, 8-го ноября 1943 года.

Дорогие ищущие.

Самадхи — это блаженное единение с Высшим Я. Оно ведет к прямому интуитивному постижению бесконечности. Это внутреннее божественное переживание, за пределами речи и ума.

Вы должны будете постичь это для себя посредством медитации на Я. Чувства, ум и интеллект прекращают функционировать. Здесь нет ни времени, ни причинных связей.

Вы можете успокоиться в самадхи.

Шлока 113. В самадхи йог неуязвим со стороны оружия, мантр, янтр и др. видов

нападения

зщетг: <МЧІ№«П«П»ДНЧї I

зщщй чачат»т! чИї *ря: ячгіочт и <пз н

В самадхи йог неуязвим для любого оружия, недостижим для нападения, неподвержен управлению со стороны другого человека путем использования мантр и янтр.

В состоянии самадхи нет никакого индивидуального сознания и, следовательно, нет никакого воздействия, которое могло бы повлиять на него. Мантра и янтра представляют собой техники тантры, которые пробуждают потенциальную энергию в уме путем отделения и отведения его от скрытого (или основного) сознания. Мантры и янтры становятся неэффективными по отношению к йогу, находящемуся в самадхи, поскольку они направляют и фокусируют силу на индивидуальных уме и пране и не способны модифицировать вечное сознание. Даже там, где наука мантры и янтры дегенерировала и используется для оказания влияния на другого индивидуума, это влияние оказывается минимальным, если следует после самадхи, — точно так же пуля не может поразить цель, которой не существует.

Мантра — это санскритское слово, составленное из двух корней. Один корень означает «повторение», другой — «свобода». «Повторение и свобода» — вот значение слова «мантра». Оно не должно неправильно пониматься или неправильно интерпретироваться как «божественное имя». Мантра — это звук, а звук является аспектом энергии — мощной энергии, которая может воздействовать на ум.

Для того чтобы пережить медитацию и самадхи, вам необходимо некоторое качество ума. Тот, кто практикует медитацию без соответствующей подготовки ума, не имеет правильного переживания. Когда вы медитируете, ум уходит в планы подсознательного и бессознательного и оттуда он визуализирует свою собственную природу и свое собственное содержание. Поэтому, перед тем как начать практику концентрации, вы должны очистить ум. Звуки конкретных мантр заставят ум очиститься от его загрязнений и впечатлений.

В человеческий ум погружены миллионы и миллиарды впечатлений. Ваш ум окутал огромный пласт прошлого — не только из этой инкарнации, но и из всех предыдущих инкарнаций. Концентрация необходима, но для того, чтобы сделать ум более легким, существует практика мантры. Поэтому, когда вы практикуете мантру, вы не должны пытаться концентрироваться.

Мантра не подразумевает концентрацию, и при повторении мантр концентрация не является необходимой. Если вы сможете сделать свое сознание чистым, концентрация случится самопроизвольно. Когда вы практикуете свою мантру, вы должны позволить своему уму свободно

{ 567)

течь, потому что он наполнен множеством подавлений и страданий. Подавление тенденций ума препятствует духовному переживанию. Когда вы выбираете мантру и практикуете ее, вы должны просто повторять ее, словесно или мысленно, и если ваш ум беспокоен или рассеян, позвольте ему быть таким. Вы должны позволять этому случаться и должны быть достаточно смелыми, чтобы встретиться с самим собой лицом к лицу.

Вы должны встретить лицом к лицу свое собственное разочарование, свои собственные амбиции, свои собственные страсти — все, что угодно, что находится в вашем уме. Для этого вы должны полностью отсоединить себя от шатаний своего ума. Вы должны смотреть «телевизор своего ума» точно так же, как смотрите обычный телевизор.

Мантра должна выполняться так, как этому научит вас ваш гуру. Во вселенной есть тысячи звуков, но универсальным вселенским звуком является звук Ом. Ом представляет собой время, пространство, объект и трансценденцию. Кроме звука Ом существуют еще сотни тысяч других высокочастотных звуков, которые вы сейчас не можете слышать. Некоторые люди, которые повысили частоту своего ума, могут слышать их. Эти звуки, которые они слышат, известны как мантры.

Имеется множество типов мантр, но все они могут быть разбиты на три категории в зависимости от их воздействия: мантры, которые оказывают грубое, или мирское, воздействие мантры, которые оказывают тонкое воздействие, и мантры, которые оказывают духовное воздействие. Это очень известная общая классификация.

Есть также два вида мантр. Одни из них известны как биджа, что означает «семя, зерно», а другие являются комбинацией многих звуков. Это комбинации различных звуковых частот. Каждый звук имеет свою частоту, и никакие два звука не имеют в точности одной и той же частоты. «Ах» — это один звук, «аах» — другой, «ка» — третий. Конечно, они имеют различное произношение, но у них также и различные частоты. Каждый звук отличается от другого по цвету. Никакие два звука не имеют одного и того же цвета.

Три или четыре звука низкой частоты, объединенные правильным образом, могут дать звук высокой частоты, и поэтому вы найдете много мантр, которые состоят более чем из одного слога. Есть некоторые звуки, правильное сочетание которых дает звук большей силы. Мантра Ом является односложной, но другие мантры не обязательно такие. Кроме мантры Ом только биджа мантры являются односложными, такие как Клим, Айм, Хрим, Шрим. Эти односложные мантры, однако, предназначены для более быстрого очищения ума. Поэтому, когда говорят о мантре, имеют в виду соответствующую звуковую энергию во вселенной.

Есть много видов энергии — электрическая, ядерная и т.д. Звук также является энергией, которая может передаваться через пространство. Мантра является настолько мощным источником энергии,

что она может оказывать воздействие на вас, а также на объекты вселенной.

Когда вы получаете мантру от своего гуру, вы, фактически, получаете от него порцию энергии в форме потенциального семени. Если вы практикуете эту мантру и она не приводит вас к концентрации, это не имеет значения, поскольку на начальной стадии мантра создает основные разрушения в уме, а уж потом концентрация придет сама собой.

Мантра является самой основой йоги, тантры и духовной жизни. Мантра может принести удовлетворение, а также может повлиять на ваши характер и личность. Мантра может привести к связи между различными людьми в астральной плоскости; мантра может оказать влияние на мозг, тело и на царства подсознательного и бессознательного. Янтра есть форма мантры; мантра — это звук, а янтра — форма этого звука. Это точным образом сформированные геометрические фигуры, через которые действует мантра шакти. Мантра и янтра, однако, не могут оказывать воздействие на сознание в состоянии самадхи, или в турийе, в четвертом измерении.

{ 569)

Шлока 114. Тот, кто говорит о духовном знании, но не активизировал свою сушумну, не стабилизировал свое бинду или не достиг спонтанной медитации, произносит ложные

 
 

слова

ЧМГї£*І те: 5ГПЇЇїїТгГЯГ^Шсї I

ЧИ4ЧЙ Фг ЯтЧ

с1Ы«г1М 3«Ч№»<ШМІЧ: II «И* II

Сватмарама утверждает, что говорить о пробуждении шакти и сознания, когда этого на самом деле нет, является лицемерием. Тот, кто говорит на эту тему, должен иметь некоторый вид реализации, иначе он не понимает самого этого явления. Чтобы быть в состоянии понять саму идею, нужен некоторый вид пробуждения. Принципом хатха-йоги и тантры является «практикуй и достигай», а не пустые разговоры и философствование. Это действия, которые говорят громче, чем слова, и это практика, которая дает результат.

Вот почему практикующий кундалини йогу не будет только проповедником или учителем. Другие могут занимать себя учением о духовности, но йог должен жить этим. Его жизнь — вот его учение, и тот, кто имеет глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, будут в состоянии приобрести все от него без каких-либо усилий в процессе прямой передачи. Те, кто, глядя на мир, видят только свои предвзятые мнения, должны будут удовлетвориться слушанием проповедников — пока их собственные блокировки не ослабнут и их восприятие не прояснится.

Что является полным переживанием? Слышать о шоколаде и представлять себе его вкус по рассказам о нем или попробовать его самому? Слышать об очаровательной музыке или слышать ее самому? Видеть прекрасный пейзаж на картине или присутствовать там самому? Слышать о каком-то физическом, психическом или духовном переживании и воображать, что это переживание может быть понято из этого, или иметь самому это переживание — вот разница между учителем и йогом.

{ 570)

Словарь

А

абхинивеша (abhinivesha) — последняя из клеш; страх смерти, цепляние за жизнь абхьяса (abhyasa) — постоянная, регулярная и непрерывающаяся практика абхьяси (abhyasi) — человек, регулярно занимающийся какой-либо практикой аварана шакти (avarana shakti) — хираньягарбха, космическое тонкое тело

аварохан (awarohan) — психический/пранический канал в тонком теле, который идет вниз от бинду к аджне, затем внутри позвоночника через каждую чакру к муладхаре

авастха (avastha) — условие или состояние ума и сознания, достигаемое посредством усилий

аватара (avatara) — нисхождение или инкарнация высшего сознания, например, Рама, Кришна.

авидья (avidya) — невежество, полное неосознавание, неведение, агностицизм

авидья видья (avidya vidya) — одна из канчук, которая ограничивает способности человека к познанию авьякта (avyakta) — непроявленное

агама (agama) — свидетельство, откровение; философия и тексты, в которых Шива учит Шакти. Последние книги Вед, соответствующие кали юге; тантра шастра агни ^пі) — огонь

агни таттва ^пі tattwa) — одна из пяти таттв; первоэлемент «огонь»

агнисара крийя (agnisara kriya) — одна из шаткарм, то же самое, что вахнисара дхоути

адвайта (adwaita) — буквально означает «не два, не двойственное»; монистическая философия, утверждающая, что существует только одно состояние чистого сознания, все двойственности иллюзорны

аджапа джапа (ajapa japa) — самопроизвольное повторение мантры «сохам»

аджна чакра chakra) — психический центр, расположенный в продолговатом мозге;

местоположение интуиции, высшего знания, третьего глаза, центра управления, центра движения

Адинатх (Adinath) — буквально означает «первый господин». Первородный гуру всего; космическое

сознание. Имя Господа Шивы, первого гуру йогов направления Натх, данное ему йогами этого направления

адхара (adhara) — вместилище, хранилище, нижняя область

адхьятмик типа (adhyatmik tapa) — одна из трех тап; духовные тяжелые испытания и боль

адхибаутик тапа (adhibautik tapa) — одна из трех тап; физические тяжелые испытания и боль

адхидевик тапа (adhidevik tapa) — одна из трех тап; тяжелые испытания и боль, связанные с окружающей средой

акаша (akasha) — пространство, эфир, небо

акаша таттва (akasha tattwa) — одна из пяти таттв; первоэлемент «эфир»

акаши мудра (akashi mudra) — мудра, которая предполагает пристальное вглядывание вверх аламба (alamba) — поддерживаемый

амавасья (amavasya) — пятнадцатый день после полнолуния (или П-ой половины лунного месяца), когда на небе абсолютно нет луны

амароли (amaroli) — тантрическая практика, восходящая к йоги-ческому направлению Капалика, в которой средняя часть струи мочи выпивается или применяется наружно

амрита (amrita) — нектар; отсутствие смерти

ананда (ananda) — состояние блаженства, экстаза

ананда самадхи (ananda samadhi) — согласно Патанджали пятая стадия сабиджа самадхи после нирвичара самадхи и до асмита самадхи

анандамайя коша (anandamaya kosha) — пятый слой человеческого существования, оболочка или тело блаженства супраментального (выходящего за пределы ума) сознания

аканта (ananta) — нечто без конца; в индусской мифологии змея, символизирующая вечность; см. также Шеша

анахата чакра (anahata chakra) — психически й/пранический центр, расположенный в области сердца и солнечного сплетения, четвертая чакра в эволюции человека

анга (anga) — часть, конечность тела, составная часть

ангула (angula) — мера длины, равная ширине пальца

анима (anima) — одна из ашта сиддхи; паранормальная способность уменьшаться до любого размера по своему желанию

антар (antar) — внутренний

антар дхоути (antar dhauti) — техника внутреннего очищения, разделенная на четыре части: ватсара, варисара, агнисара, бахискрита

антар кумбхака (antar kumbhaka) — внутренняя задержка дыхания. Существенный шаг в совершенствовании пранаямы, или йогического дыхания

антармоуна (antar mouna) — внутреннее молчание; практика пра-тьяхары, состоящая из пяти последовательных стадий

антаранга (antaranga) — внутренняя часть, внутренняя стадия

антаранга тратака (antaranga trataka) — внутреннее пристальное всматривание в точку концентрации

антах карана (antah karan) — буквально означает «внутренний инструмент», внутренний орган сознания; см. манас, читта, буддхи, ахамкара

анубхава (anubhava) — духовная реализация

ануграха (anugraha) — милость

анусандхана (anusandhana) — исследование

апана (арапа) — одна из пяти вайю; поток пранического воздуха, действующий в нижней части живота и вызывающий потери через органы выделения и воспроизведения

апариграха (aparigraha) — одна из ям; отсутствие жадности и желания приобретать

апас (apas) — вода

апас таттва (apas tattwa) — одна из пяти таттв; первоэлемент «вода» арамбха (arambha) — первая стадия слышания внутреннего звука ардха (ardha) — половина

ардха дханурасана (ardha dhanurasana) — поза полулука

ардха матсиендрасана (ardha matsyendrasana) — полускручивание спины

ардха падмасана (ardha padmasana) — поза полулотоса

арохан (arohan) — психический/пранический канал в тонком теле, который идет вверх от муладхары через поле каждой чакры в передней части тела, а затем в бинду и сахасрару. По другим источникам, он идет от муладхары к вишуддхи, а затем к лалана чакре, к кончику носа, к аджне и к сахасраре

артха (artha) — буквально означает «объект». Относится также к здоровью, одной из пурушартх

асампраджнята самадхи (asamprajnata samadhi) — негативные фазы савикальпа самадхи, которые случаются между последовательными стадиями сампраджняты, позитивных фаз

асана (asana) — согласно Патанджали устойчивая и удобная медитативная поза. Также специальное положение тела, которое канализирует прану, открывает чакры и устраняет блокировки праны

асмита (asmita) — одна из пяти клеш; эго

асмита самадхи (asmita samadhi) — шестая стадия сабиджа сам ад -хи, в которой выживают последние следы эго; непосредственно перед нирбиджа самадхи

астея (asteya) — одна из ям; честность

астикья (astikya) — одна из ниям; вера в учение Вед

атма (atma) — высшая реальность, высшее сознание; индивидуальная душа, см. дживатма

атма даршан (atma darshan) — видение Я

атма шакти (atma shakti) — сила атмы; см. кундалини шакти

атмабхава (atmabhava) — осознавание и переживание Я

Атман (Atman) — высшая реальность, высшее сознание; душа; Брахман, Шива Аум (Aum) — см. Ом ахам (aham) — эго, «я»

ахамкара (ahamkara) — свойство эго, осознавание существования «я», центр ментального,

эмоционального, психического и физического функционирования личности ахимса (ahimsa) — первая яма; принцип ненасилия, непричинения вреда ачарья (acharya) — духовный лидер или учитель ашабда (ashabda) — без звука

ашвинимудра (ashwini mudra) — практика сжатия анального сфинктера, при которой движение ануса напоминает движение ануса лошади

ашрама (ashrama) — стадия жизни; место, где сообщество людей живет духовной жизнью и практикует соответствующие практики

ашта сиддхи (ashta siddhi) — восемь основных паранормальных достижений: анима, махима, лагхима, гарима, прапти, пракамья, вашитва, ишатва

аштанга-йога (ashtanga yoga) — восьмичленная йога Патанджали; яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи

аяма (ayama) — вытягивание, удлинение, расширение

Б

баддха (baddha) — ограниченный, связанный, запертый

баддха падмасана (baddha padmasana) — «запертая поза лотоса», в которой ступни лежат на противоположных бедрах, руки скрещены за спиной и держатся за большие пальцы ног

баналингам (banalingam) — расположен в анахата чакре, представляет дживатму, или индивидуальное сознание

бандха (bandha) — связка, закрепленное состояние, поза, в которой органы и мышцы находятся в

сжатом и контролируемом состоянии, создавая замок психомышечной энергии, который изменяет направление течения энергии или праны в теле и запирает ее в определенной области

басти (basti) — третья шаткарма; йогическая клизма

бахир (bahir) — внешний

бахир кумбхака (bahir kumbhaka) — внешняя задержка дыхания

бахиранга (bahiranga) — внешняя стадия, внешняя часть

бахиранга тратака (bahiranga trataka) — вглядывание открытыми глазами и концентрация на внешнем объекте или точке, например, на пламени свечи, полной луне, лингаме

бахья (bahya) — внешний

биджа (bija) — семя, состояние семени

биджа бинду (bija bindu) — шакти бинду, потенциальное творящее бинду брахма видья (brahma vidya) — реализованное познание Брахмана

биджа мантра (bija mantra) — мантра семени, особая вибрация, которая берет свое начало в трансцендентальном сознании

бинду (bindu) — точка потенциальной энергии и сознания, ядро. В тантре и в хатха-йоге это слово также означает каплю семени

Брахма (Brahma) — один из святой троицы, космическая созидающая сила; потенциальная возможность муладхара чакры

Брахма грантхи (Brahma granthi) — физический «узел» творения, расположенный в муладхара чакре

брахма нади (brahma nadi) — расположена в самом внутреннем слое сушумна нади

Брахман (Brahman) — этимологически это означает «вечно расширяющееся, неограниченное

сознание»; название высшего сознания согласно философии Веданты. Монистическая концепция абсолютной реальности

брахмананда (brahmananda) — блаженная реализация высшей реальности

брахмарандхра (brahmarandhra) — отверстие в макушке головы, через которое душа йога проходит в окончательное самадхи

брахмачари (brahmachari) — давший обет безбрачия; тот, кто движется в сознании истинной реальности; Брахман

брахмачарья (brahmacharya) — одна из ниям; самоограничение, безбрачие; состояние жизни в постоянном осознавании Брахмана

брахмачарья ашрама (brahmacharya ashrama) — первый период жизни мужчины перед женитьбой,

когда он живет с гуру как безбрачный ученик до двадцати пяти лет

буддхи (buddhi) — интеллект, проницательность, аспект ума, близкий к чистому сознанию

бхава (bhava) — интенсивное внутреннее состояние или чувство; состояние ума и тела

Бхагавад Гита (Bhagavad Gita) — часть известного индусского эпоса «Махабхарата». Учение Господа Кришны, излагаемое его ученику Арджуне перед началом битвы в Курукшетре, с объяснением основ санньяса-йоги, карма-йоги, бхакти-йоги и джняна-йоги

бхагаван (bhagavan) — бог, тот, кто обладает шестью айшаварьями, или сверхчеловеческими

способностями: способностью предвидеть будущее, силой, мудростью, бесстрастием, сиянием и всеведением (всезнанием)

бхадра (bhadra) — благодатный, милостивый

бхадрасана (bhadrasana) — «благодатная поза»; сидячая поза

Бхайрава (Bhairava) — имя Господа Шивы, означающее состояние сознания, выходящего за пределы индивидуального и мирского сознания

бхакти (bhakti) — чистая преданность

бхакти-йога (bhakti yoga) — йогический путь преданности

бхалабхати (bhalabhati) — см. капалабхати

бхаларандхра (bhalarandhra) — см. брахмарандхра

бхасма (bhasma) — очищенная основа пепла

бхастрика (bhastrika) — кузнечные мехи

бхастрика пранаяма (bhastrika pranayama) — «дыхание кузнечных мехов», в котором воздух

принудительно втягивается внутрь и выталкивается наружу через нос в равных пропорциях, как это имеет место при работе кузнечных мехов

бхедан (bhedan) — пронизывать, различать, дифференцировать

бхикша (bhiksha) — просьба милостыни, в частности пищи

бхога (bhoga) — чувственное удовлетворение, наслаждение и переживание

бхрамари (ЬЬгашап) — самец черной пчелы

бхрамари пранаяма (ЬЬгашай ргапауаша) — «дыхание с жужжащим звуком черной пчелы», в котором во время выдоха производится мягкий жужжащий звук, напоминающий жужжание пчелы

бхулока (ЬИи 1ока) — земной план существования

бхумика (ЬЬиш1ка) — пять стадий эволюции ума; см. мудха, кшип-та, викшипта, екагра, нирудха

бхувар лока (ЬЬиуаг 1ока) — промежуточная область между землей и небом, астральный план существования

бхуджанга (ЬЬи)а^а) — змея

бхуджангасана (ЬЬи|а^а8апа) — «поза кобры»; в позиции лежа на животе ладони кладутся на пол под плечами, корпус медленно прогибается назад в пояснице, голова и верхняя часть корпуса поднимаются за счет выпрямления рук

В

виджра (уа_|га) — удар молнии, оружие Господа Индры в форме кругового диска, сделанное, по преданию, из костей Риши Дадхича

ваджра нади (уа_)га па^) — второй слой сушумны, а также нади, управляющая мужскими половыми органами и процессами

ваджрасана (уа_|га8апа) — поза (удара) молнии; положение сидя на коленях

ваджроли мудра (уа_)гоП ши^а) — положение (удара) молнии, в котором мышцы мужского полового органа и нижней части мочеполового тракта сокращаются, перенаправляя сексуальную энергию вверх. Практика хатха-йоги и тантры

вайкхари нада (уа1кИап nada) — грубый звук

вайрагья (vairagya) — отсутствие чувственных страстей и желаний, непривязанность, высшая бесстрастность

вайю ^ауи) — ветер, поток пранического воздуха

вайю таттва ^ауи 1аН^а) — одна из пяти таттв, или махабхут; первоэлемент «воздух»

вак ^ак) — нада, шабда, слово, проявленный звук

вама (уаша) — левый, обратный, противоположный





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 218 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.032 с)...