Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Свами Сатьянанда Сарасвати, Свами Муктибодхананада Сарасвати - Хатха Йога Прадипика 33 страница



ЧТ?Ы 41^ГЧП|«1& кагЙЧ I ч,?тт%уччГу^ ^г-зт їйїїУ и с з и

(83) При установившемся вслушивании в наду исчезает осознавание внешнего звука. Так йог преодолевает ментальное беспокойство за пятнадцать дней и чувствует наслаждение.

=4^ ЯТ?> їТНТ^гсй I

И ц* II

(84) Когда он сначала начинает слышать звуки во время практики, слышны только самые сильные нады, но с практикой становятся слышимыми тончайшие из тончайших.

Практикуя йони мудру и воспринимая внутренний звук, вы должны вслушиваться в него так, как если бы слушали другой звук внутри или за пределами этого звука. Все время ищите более чистые и более тонкие звуки. Четыре стадии вайкхари не отличаются от кундалини шакти. Звук вайкхари в форме мантры захватывает грубый ум и перемещает сознание за пределы сваямбхулингама, «грубого физического тела». В форме мадхьяма шабды, в сердце, сознание пробуждается через баналингам,

{ 546)

аг 3'ЭлЗ' 3'' 3'’ Э' 3' 3'Э

или «тонкое тело». Кундалини шакти в форме пашьянти нады захватывает каузальное тело, или итаралингам. Затем она перемещается к парабинду и пара наде.

На начальной стадии практики существует осознавание внешних звуков и движений, но, в конечном счете, это осознавание исчезает и остается только нада. Как во время сна внешние звуки и движения не воспринимаются, так и во время сознательного вслушивания в наду ум убирается. Когда ум поглощается в наде, там нет никаких вритти. Ум спокоен, как озеро с кристально чистой водой. Отражение, видимое внутри, есть нада.

Сватмарама утверждает, что раз нада воспринимается, то постоянное вслушивание в нее в течение пятнадцати дней успокоит ум и принесет блаженство совершенного поглощения. Каждый может проверить это на себе.

Звук существует в форме вибраций, частота которых варьируется. На самом деле, мозг непрерывно излучает сотни вибраций каждую секунду. Чем более мощным является ваше сознание, тем больше вибраций излучает ваш мозг. В зависимости от индивидуума эти вибрации варьируются по интенсивности и частоте. Как существует спектр электромагнитных и радиоволн, так существует и целый диапазон тонких звуковых волн, которые распространяются вне мозга и тех, которые могут быть восприняты внутри самого мозга.

В традиции тантры знание структуры и комбинаций грубых и тонких звуков известно как мантра шастра и считается весьма важным. Фактически, уже много раз говорилось, что без мантры нет тантры. И в Ведах и в Библии считается, что зерно, из которого прорастает грубое проявление материальной вселенной, представляет собой форму вечного звука.

Мантра существует как энергия в форме грубых и тонких звуков. В форме мантр великими йогами, риши и муни воспринимались и отслеживались различные размерности нады. Мантры могут повлечь за собой любой результат. Внутреннее знание мантр известно как мантра сиддхи и дает силу влиять на процессы творения и разрушения материального мира из каузального измерения и модифицировать их.

Следует, однако, напомнить, что проявление таких психических сил, или сиддхи, и привязанность к ним являются основным барьером к духовной реализации. Мантра должна использоваться для духовной эволюции и должна быть получена от гуру. В практике нада-йоги эти внутренние звуки используются как тропинка к пратьяхаре, дхаране, дхьяне и самадхи.

{ 547)

Шлока 88. Вслушивайся только в глубокие и более тонкие звуки

Шлока 89. Ум «прилипает» к наде и сливается с ней

Шлока 90. Будучи поглощенным в наде, ум перестает страстно желать чувственных

переживаний

(85) Первыми плодами являются звуки океана, затем грома, литавр и барабана. На средней стадии слышны раковина, гонг и рог.

їїмійщ чтет: І^чецпт: и и

(86) Теперь, когда достигнута заключительная стадия, слышен звон колокольчиков, флейта, вина и жужжание пчел. Таким образом производятся различные нады, слышимые из глубин тела.

*Т^Т гтччт*ыч їтМГ?% БсПЙ I гШ ^ТТгТ 40^4 II Ч\э И

(87) Далее когда слышны звуки грома и литавр, внимание следует устремлять на еще более тонкую наду.

44^*4 5П Щ I

Г^гТ И це; II

(88) Хотя внимание может перемещаться от глубоких звуков к тонким и от тонких к глубоким, ум никогда не должен перемещаться к различным объектам, отличным от звука.

Чс*$"<дтГсг эгт»гг: I тц яя *тш и и

(89) К какой бы наде ум первоначально ни пристал, он успокаивается на этом и растворяется вместе с ней.

ч+<7< РічиФгї трєг ЦЧТ І

теші гІЧТ ^ГтТ ЙьіДінГ^ II II

{ 548)

(81) Как пчела, пьющая мед, не беспокоится об аромате, так и ум, поглощенный надой, не имеет страстного желания чувственного объекта.

В нада-йоге воспринимаются различные частоты звуков. Когда вы произносите слово вслух, то его частоты лежат в пределах ограниченного диапазона слышимых нами частот, и поэтому наше ухо может слышать его. Однако, когда вы слышите звук в глубине медитации, его частоты являются более высокими, чем частоты внешнего, слышимого звука. На самом деле, при научных исследованиях ментальной телепатии между двумя людьми стало очевидным, что чем выше частота звука, тем меньше его сила; чем больше сила звука, тем меньше частота.

Когда вы что-то говорите, сила звука возрастает и, следовательно, имеет более низкую частоту. Однако когда вы увеличиваете «кинетический момент» частоты — механическим, ментальным или психическим усилием, то звук начинает перемещаться через совсем другие поля и может быть слышен на большем расстоянии.

Современной науке известны различные энергетические поля: электромагнитные, радиоактивные и т.п. Если на чакры можно повлиять таким образом, чтобы звук приобретал некоторый «момент» частоты, то он также сможет распространяться через то, что называется психическими полями.

В символе каждой чакры в центре присутствует биджа мантра: Лам, Вам, Рам, Ям, Хам, Ом. Это означает, что каждая чакра имеет соответствующую звуковую основу. Как тело состоит из костей, костного мозга, крови, плоти, мышц, слизи и т.п., так и чакра состоит из звука, символа и света. Следовательно, когда звук достигает некоторого момента частоты, он воздействует на чакру, и значит, нада-йога также является инструментом для пробуждения кундалини.

Когда кундалини поднимается, звуки представляют собой глубокие монотонные вибрации, вроде звука волн, бьющихся о берег, удара грома и ударов различных типов барабанов. Кто-то может описать этот звук или свои ощущения его как звук реактивного самолета или стартующей ракеты. Это случается на стадиях арамбха и гхата.

На средней стадии, на стадии паричайя, ощущаются более высокие частоты, но они все еще громкие и пронзительные, охватывающие тело, как звуки гонга или рога. Слышимые звуки могут быть описаны как звуки фагота или органа — в зависимости от культурного уровня слышащего их и от того, какие звуки он ранее слышал в жизни.

На последней стадии завершения, или нишпатти, слышатся звуки более мелодичные, высокочастотные и резонирующие, вроде звуков фортепьяно, арфы или клавесина. В трактате «Хатхаратнавали» говорится: «В начале практики слышны громкие и сильные звуки различных типов. По мере прогресса в практике слышны более четкие и тонкие звуки».

{ 549)

Свами Муктананда Парамахамса описывает различные виды над, которые он воспринимал и которые напоминали не только звуки океана, но и звуки грома, барабанов, раковины, колоколов, жужжащих насекомых, «журчанья ручья, быстро движущегося поезда и летящего самолета, потрескивание погребального костра, распевание во весь голос божественного имени большой группой поклоняющихся, крики павлинов и кукование кукушки». Он утверждает, что в то время, когда он слышал наду, его ум сводился в одну точку, а именно, на источник звука. Он наблюдал центр, который, будучи возвышен надой, испускал божественные вспышки, и все его чувства притягивались к нему.

аг 3'ЭлЗ' 3'' 3'’ Э' 3' 3'Э

Шлока 91. Нада покоряет ревущий ум и контролирует органы чувств Шлока 92. Ум, поглощенный в наде, становится неподвижным Шлока 93. Желающий достичь состояния йоги должен вслушиваться в наду

чччЫ ОтаяЦ ОтчийП(и^!н: и и

(91) Острым стрекалом нады можно обуздать ум, который подобно разъяренному слону мечется в саду чувств.

fe$^чет: и и

(92) Когда ум перестает быть переменчивым и объединяется, зафиксировавшись на наде, он становится неподвижным, подобно бескрылой птице.

чГ<сччч %сПЕП I

(93) Тот, кто желает полностью овладеть йогой, должен исследовать нады с внимательным умом и отсутствием всяческих мыслей.

Как слышимые звуковые частоты воздействуют на мозг, ум и тело, так и тонкие частоты воздействуют на лежащие ниже слои тела и ума. Когда вы слушаете музыку, это возбуждает различные эмоции и состояния ума. Различные инструменты по-разному воздействуют на различные области и центры тела. Не следует недооценивать возможности музыкальной терапии для больных людей и людей с расстроенными нервами.

Звук является наиболее мощным средством успокоения беспокойного ума, и наоборот, ум может порождать звук, потому что оба являются аспектами шакти. Звук может оказывать влияние на весь мозг, на тело и ум индивидуума, который получил свое проявление благодаря той же самой силы шакти. Эта шакти, фактически, является матрицей, на которой покоится весь этот данный нам в ощущениях мир.

Ум, находящийся под властью чувств, уподобляется разъяренному слону, заключенному в небольшом саду. Затем нада, как сосуд шакти, уподобляется стрекалу, поскольку она отвлекает внимание ума от чувственных объектов и своими «уколами» побуждает его к внутреннему

{ 551)

поглощению и единению со своим источником. Как музыка может успокоить и расслабить ум, заставляя его полностью забыть все проблемы и беспокойства, так и поглощение в тонкой наде приносит забвение внешнего мира.

{ 552)

Шлока 94. Нада подобна сети, которая ловит и убивает ум Шлока 95. Нада подобна засову, запирающему ум Шлока 96. Нада подобна сере, которая заставляет отвердеть меркуриальный ум Шлока 97. Когда ум слышит наду, он гипнотизируется, как зачарованная змея

Шлока 98. Ум сжигается надой

Шлока 99. Ум привлекается к наде, как олень к музыке

ТЇ и V* и

(94) Нада подобна сети, которая ловит оленя (ум) внутри. Она также подобна охотнику, который убивает оленя (ум) внутри.

ц^гт> агт^гт: чГтащй і ^геїчтГшт^ Гчгчя^отт? ^ ч№тчт п н

(95) Она подобна засову, запирающему лошадь внутри — для того, кто может контролировать себя. Поэтому йог должен регулярно медитировать на звук.

ЧГЗГЧШРШТОТШ I чїї:чк«*яіч1Кі Йч'кмклйячч И II

(96) Как жидкая ртуть становится твердой под воздействием серы, так и ум сковывается надой и лишается своей неугомонности. Тогда йог движется в пустоте без всякой опоры.


11 11

(97) Услышав наду, ум, который подобен змее, пленяется, не обращает ни на что другое внимания и не движется куда-либо.

+1ь*гТ ^и+ч(?Т I ^тТ *П^Т И II

(98) Как огонь сжигает дерево и оба вместе утихают, так и ум, который движется с надой, поглощается в ней.

{ 553)

(91) Как олень, привлеченный звуками колокольчика, легко убивается опытным лучником, так и ум делается безмолвным у эксперта нада-йоги.

Какой бы процесс ни был принят для достижения состояния высшего сознания, он должен быть таким, чтобы мочь полностью поглотить ум и завладеть его вниманием. На некоторый период времени следует забыть об отождествлениях с грубыми аспектами существования или превзойти их. Мотивировкой практики должно быть расширение мирского сознания. В противном случае это будет подобно ожиданию полета на луну со всем содержимым вашего дома. Аналогичным образом, вы не можете ожидать, что достигнете высших состояний сознания с грубым умом. Некоторые вещи, такие как эмпирическое восприятие, должны быть оставлены в вашем путешествии позади.

«Сознательный» ум имеет место тогда, когда ум привлечен к внешним объектам, которые появляются отдельно от вас или вашего эго. Этот ум находится в постоянном состоянии гипноза. Он гипнотизируется внешними объектами. Этот гипноз должен стать внутренним процессом, так чтобы ум теперь гипнотизировался внутренними объектами и не обращал внимания на мирскую внешнюю реальность. Когда есть тотальная концентрация на внутреннем объекте, тогда имеет место поглощение ума.

Нада, слышимая при медитации, легко захватывает ум. Будучи воспринятой, она оказывает магнетическое воздействие на функционирующий ум. Однажды Свами Муктананда был не в состоянии спать в течение четырнадцати ночей подряд, потому что переживание нады и сон несовместимы. Его тело реагировало на последовательные изменения типов звуков умеренно болезненными подрагиваниями. «Во время этой фазы небесной музыки йог осваивает искусство танца». Он слышал нады, даже когда работал, двигался, ел, а когда он сердился, нада становилась интенсивной.

Некоторые направления йоги советуют отречение от материального мира, чтобы отучить свой ум от тенденции реагировать на внешние объекты. Хатха-йога, однако, смотрит на это по-другому. Ум есть энергия. Энергия проявляется как звук. Если сознание начнет осознавать этот звук, оно поймет свою собственную природу, потому что в конечном счете эти две силы не могут держаться отдельно друг от друга.

{ 554)

Ь9Г%^лсГТсТ 5Щ 5ТЧ^ЧТгТ*Тс1 *РТ: I +^ч^ая ЦТ^Т п1й: ЧТЧ ЧЗ*Т И Чоо Н

Человек слышит звук ненарушенного резонанса (анахата шабда); квинтэссенция этого звука есть (высший) объект (сознание). Ум становится единым с этим объектом знания и растворяется в нем. Это высшее состояние есть Вишну (стхити).

Когда вы концентрируетесь, есть осознавание объекта, осознавание процесса концентрации и осознавание самого себя, то есть концентрирующегося. Когда как осознавание того, что есть нада, так и сам звук нады растворятся в вибрации нады, тогда существует одна нада.

В трактате «Авадхута Гита» говорится: «Когда благодаря постоянной практике концентрация практикующего становится безобъектной, тогда, лишенный достоинств и недостатков, он достигает состояния полного растворения в Абсолюте через растворение объекта концентрации, но не ранее того».

Некоторые считают, что наивысшим состоянием является Вишну и что все проявляется из него. Даже Брахма (Создатель) проявляется из его пупка. Другие считают первоисточником Шиву или Брахмана — с тремя шакти и с троицей, происходящей из них.

Нада является состоянием творящего движения и поэтому не является конечным состоянием абсолютного растворения, или пралаей. В кашмирском шиваизме считают, что нада есть источник творчества. Когда она конденсируется в динамичную точку, это бинду. Из этих двух (нада и бинду) возникает проявление, и они существуют вне различения времени, пространства, субъекта и объекта. Когда два полюса становятся единой сущностью, слышна нада.

«Авадхута Гита» далее утверждает: «Он достигает высшего, вечного Я, из которого рождается сущность вселенной живых и неживых объектов; в чем она покоится и в чем она растворяется; как пена и пузырьки рождаются из трансформации воды».

Шлока 101. Пока слышна нада, существует акаша таттва Шлока 102. Звук есть шакти, он растворяется в сознании

сТгЧТ ЩЦ ЧЧЧ1с*)^Т II ^оИ

(101) Понятие акаши (субстрата звука) существует все то время, как слышен звук. Безмолвие, которое есть высшая реальность, называется высшей атмой.

ЭттгрттГ я гг,* «ттщсн:: и 403 и

(102) Все, что слышится в виде мистической нады, есть, в действительности, шакти. То, в чем растворяются все элементы (панча таттва), есть бесформенное существо, высший владыка (Парамешвара).

Таким образом заканчивается исследование нады.

Каждый из пяти первоэлементов (таттвы, или махабхуты) имеет свое особое качество. Звук — это качество акаша таттвы, чистейшего и тончайшего из пяти элементов. Пока есть осознавание существования звука или даже когда вы сами издаете звук, растворение в высшем состоянии не может быть достигнуто.

Про атму нельзя сказать, что в ней что-то «существует» или «не существует». Нельзя сказать, что в ней есть звук или что в ней нет звука. Сейчас мы думаем, что мы не в атме. Мы в ней, но нет осознавания этого состояния. Это похоже на утверждение старика, который говорит, что никогда не был ребенком, потому что не помнит этого. Индивидуальное существование, подобно волнам в океане, кажется отдельным, но, тем не менее, является частью целого.

Адвайта имеет две школы. Одна из них настаивает на том, что существует только сознание и что шакти существует только как майя (иллюзия). Чит, или высшая реальность (Брахман или Атма), не проявляется в виде действий или изменений, а является чистой джняной, или знанием (пракашей). Следовательно, вселенная есть митхья, или «нереальное». Другая школа, однако, считает, что чит — это как сознание, так и созидательный потенциал. Проявление вселенной — это проявление созидающей первопричины. Поэтому творение является реальным. Какое бы из этих положений ни было верным, в конечном состоянии атмы присутствует целостность.

Атма известна в соответствии со своими атрибутами как сатчидананда (бытие-сознание-

блаженство). В трактате «Дриг-дришья-вивека» объясняется: «Атрибуты существования, сознания и блаженства, равным образом присутствуют в первоэлементах эфира, воздуха, огня, воды и земли, а также в богах, животных, людях и т.д. Только имена и формы отличают одно от другого. Я есть Бытие, Сознание, Блаженство, непривязанное, самоосвещаемое и свободное от двойственности. Это известно как савикальпа самадхи, связанное со звуком (объектом)».

Сверхсознание, или атма, есть состояние, в котором сознание охватывает собой и пропитывает даже потенциальную силу шакти. Говорят, что в этом состоянии шакти является безмолвным наблюдателем. В процессе творения шакти является активной, а про сознание можно сказать, что оно является безмолвным наблюдателем. Поэтому троица «Существование-Сознание-Блаженство» присутствует даже в таттвах. При растворении таттвы оседают в сознании.

«Он достигает высшего, вечного Я, которое лишено многообразия, однообразия, единства, множества и «других»; которое лишено деталей, длины и размеров; которое лишено знания, познаваемости и схожести с чем-либо». («Авадхута Гита»)

{ 557)



(104)
 
 

Таттва есть семя, хатха есть душа, тотальное отсутствие желаний (вайрагья) есть вода. Из этих трех немедленно произрастает кальпа врикша (дерево исполнения желаний), которое есть унмани авастха (состояние без ума).

Раджа-йога означает реализацию, постижение, достижение Шивы, Брахмана, Атмы, Я, космического сознания или пребывание в этом состоянии. Хатха-йога — это то же самое переживание, но в виде отражения на первичную шакти, то есть перед нирвана самадхи. В высшем состоянии раджа-йоги нет никакого отражения в шакти; шива и шакти находятся в покое. Хатха-йога является средством для переживания этого; шакти, или таттва, есть инструмент.

Согласно этой шлоке через хатха-йогу и поглощение ума и праны, то есть лайю, достигается унмани авастха. Унмани — это условие, при котором конечный ум прекращает функционировать. Авастха — это состояние, достигаемое некоторым усилием, но оно не постоянно. Это означает, что хатха-йога будет порождать состояние унмани, но пока оно не станет установившимся, или естественным, состоянием, стхити, вы будете оставаться на уровне хатха-йоги и не достигнете раджа-йоги. Высшее достижение хатха-йоги заключается в единении иды, пингалы и сушумны в аджна чакре, в то время как раджа-йога дает больше — в ней кундалини достигает сахасрара чакры.

«Высшее» не есть ни состояние, ни переживание, ни условие. Не существует слов, которые могли бы выразить это точно, но Упанишады и другие описания пытаются делать это. Это просто «наличие бытия, существования, жизни».

В шлоке 104 Сватмарама упоминает о кальпа врикше, которая является «деревом исполнения желаний». Оно расположено в тонком теле, чуть ниже околоплодника анахата чакры, в сердечном центре. Кальпа врикша находится внутри красного повернутого вверх восьми лепесткового лотоса и считается одним из божественных деревьев на небесах Индры.

Когда пробуждается анахата чакра, исполняются все желания человека, будь то большие или маленькие. То же случается, когда пробуждается чакра, в которой растет кальпа врикша. В некоторой степени вы можете даже ощутить это на самом себе. Иногда вы желаете чего-то, и спустя короткий период времени или даже через пять лет это случается. В действительности существуют люди, которые развили в себе эти способности и которые могут материализовать любой предмет усилием воли.

Есть рассказ об одном йоге, который практиковал свою садхану в джунглях и пробудил свою анахата чакру. Однажды он сидел в медитации и подумал: «Что, если придет тигр и съест меня?» В тот же момент из-за деревьев появился тиф и сделал в точности то, что он подумал. Он съел его. Это является иллюстрацией того, что необходима ментальная чистота на пути духовной жизни. Развиваемая вами сила все время растет, но направление ее использования зависит от ваших желаний и воли.

{ 559)

Кальпа врикша имеет одно превосходное качество — она дает не только то, что вы просите у нее, но и дарует мокшу. Это, на самом деле, не дерево, а символ определенного состояния на пути духовной эволюции. В верхней части символа анахата чакры находится символ акханд джьоти, «вечного пламени», который символизирует существование дживатмы и состояние сознания, не затрагиваемое внешним миром. На этом уровне сознания вайрагья становится самопроизвольной и ум находится в совершенных спокойствии и невозмутимости.

Поэтому Сватмарама утверждает, что, когда йог достигает этого уровня сознания, то есть когда кундалини пронизывает анахату, он достигает унмани авастхи. Следует, однако, помнить, что это состояние, достигаемое усилием, и что следует прилагать дальнейшие усилия для достижения более высокого состояния.

Шлока 106. В состоянии унмани тело становится неподвижным и не слышна даже

нада

Шлока 107. Кто выше трех состояний ума, освободился от мыслей и кажется

мертвым, тот достиг освобождения

Шлока 108. В самадхи йог не подвержен влиянию времени, кармы и других воздействий

Шлока 109. В самадхи нет ощущений и восприятия эго

Шлока 110. Освобожденный не спит и не бодрствует, он не является ни сознательным,

ни бессознательным

Шлока 111. В самадхи нет переживаний двойственности

Шлока 112. Кто кажется спящим, но не спит, кто без дыхания, но здоров, тот

освобожден

НТГ I

ГнПнн ГмлккЛ м и

(101) «Плохая карма» (грех) разрушается постоянной концентрацией на наде. Конечный ум и прана растворяются в безупречности (ниранджана).

{ 561)

«Н'ач^Рччш Я Я 5Ф1М?Т Ф<4М»1 I Ц7П55^ПЧ% ^ 8ТЯЧ II Ч<>4 И

(106) В унмани авастхе тело становится подобным бревну, и даже звук раковины или барабана не проникает в йога.


(107) Йог, который вышел за пределы всех состояний (сознания), который освободился от мыслей, который кажется мертвым (невосприимчивым к воздействиям), несомненно освободился.

Я Ъ грТ^Я Я Я ЧЯТЧТТ I

ШЩЯ Я Я %ЯТРг Я^ЯУ «*и(€1ЯТ II ^ое; и

(108) В самадхи йог не поглощается процессом времени (смертью), не подвергается действиям (карме) и не поддается никаким влияниям.

я я?а я тя я я тч 1я:*яяя I чкчи я чт %% дя>: чшГеит и и

(109) В самадхи йог не знает ни запаха, ни вкуса, ни формы, ни прикосновения, ни звука (танматры); он не осознает ни свое «я», ни «я» других людей.


(110) Тот, чей ум не спит и не бодрствует, чей ум лишен памяти и свойства забывать и не является ни активным, ни рассеянным, воистину освобожден.

Я Й5ГМ|Гя $Т*Я>Я Я §:1§Г Я ЯЯТ I

я чтя ятччн я я>т* дя>: нчтГшп II <ПЧ II

(111) В самадхи йог не осознает различий между теплом и холодом, болью и удовольствием, честью и бесчестьем.


(112) Кто кажется спящим в бодрствующем состоянии, кто не дышит, но совершенно здоров, тот воистину освобожден.

{ 562)

В состоянии самадхи наблюдается полное обращение органов чувств внутрь самого себя и прекращение мыслительных процессов; остается только сознание. Сначала устраняется чувство запаха, потом чувство вкуса, зрение, осязание, слух, и, наконец, исчезает эго. Это соответствует подъему шакти из муладхара чакры последовательно в свадхистхану, манипуру, анахату, вишуддхи и аджну и окончательному пребыванию в сахасрара чакре, где остается одно лишь сознание. Это состояние сознания не является больше индивидуальным осознаванием, а является тем, что зовется универсальным, или космическим, сознанием.

В это время исчезают все индивидуальные аспекты личности. Каждый аспект сознательного, подсознательного и бессознательного царств сливается с коллективным существованием и не существованием. Нет больше страха, смерти, времени, пространства, сна, голода, жажды, эмоций, кармы — ничего. Это все и ничто.

Когда вы в своей садхане превосходите свое тело, а также материю вообще, в этот момент внутри вас освещается объект. Двойственность перестает существовать. Остается только переживание. Это нирвана, или просветление.

Внутри нас есть две реальности — время и пространство, — которые являются категориями ума. До тех пор, пока они разделены, существует осознавание внешнего. Когда вы сводите время и пространство вместе, наступает момент, когда они объединяются друг с другом. В тот момент, когда время и пространство объединяются, индивидуальность теряется, осознавание ограниченного «я», исчезает и начинается великое переживание. Это может быть переживанием истины. Это может быть переживанием божественности. Во время этого переживания нет никакой двойственности. Здесь нет такого понятия, как «я имею переживание».

Сейчас существует двойственность. Однако, когда вы входите внутрь себя, двойственность становится ничтожной. Еще есть двойственность — «Я испытываю воображаемые образы, я испытываю чувства, я испытываю видения», — но она становится почти неощутимой. Она больше не имеет большого значения.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 183 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.021 с)...