Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сыны Царства



Сейчас я хочу спросить тебя, Феодул. До сих пор ты меня спрашивал. Что ты думаешь: если разбойники уведут домочадцев из дома в темный лес, в непроходимые пропасти и ограбят и осквернят их, заморят голодом, изранят и убьют, что будет делать хозяин дома, отец семьи?

Говоришь, прежде всего нападет на разбойников, чтобы их разгромить и связать. Хорошо ты сказал. Так же мы и раньше говорили с тобой. Господь Иисус, Спаситель и Мессия, прежде всего напал на главного врага рода человеческого – на сатану и его мрачное войско. И сатана умчался от Него, словно унесенный страшным небесным вихрем, а воины сатаны, пакостные и смрадные бесы, выходили из людей с криком и воплем великим, где бы ни появлялся Он, Изгонитель бесов. Так Спаситель начал с того, что первое.

Скажи мне, Феодул, а что дальше будет делать хозяин дома, когда разбил неприятеля и домочадцев своих освободил? Введет ли сразу в дом этих освобожденных, но грязных, голодных, израненных и обезумевших от страха?

Говоришь, что нет. Он сначала их умоет, накормит, вылечит, оденет, успокоит и окадит ладаном. Поистине, даже небо и земля не могут дать лучшего ответа. Ведь такой ответ на самом деле и дало Небо через Своего Посланника, Господа Иисуса Христа.

Первое есть первое, а второе – второе. Но и первое тут было бы бессмысленно без второго. Собственно говоря, главная цель во втором, в нашем случае – чтобы домочадцы были приготовлены и удостоены войти в дом отца своего. Говорю «удостоены» потому, что сами домочадцы во многом виноваты в своем пленении и порабощении. Ведь они отложились от домохозяина и потянулись, как некогда Ева, за лживыми и заманчивыми обещаниями разбойников, пока те не завели их в мрачный лес и в непроходимые дебри, пока не превратили в голодных батраков и закованных рабов своих. И это батрачество и рабство длились тысячи лет во всех странах и народах до Пришествия Спасителя мира.

Очень мало говорил Господь Иисус с бесами, причем говорил только ради людей, чтобы люди узнали, кто враги, терзающие их. Иначе и этого не сказал бы. Он не как Будда, с бесами водящий дружбу и благожелательно предлагающий им свою нирванскую науку спасения. Он и не как маги египетские, предающие себя в полную власть бесам, лишь бы только с их помощью совершить какое-нибудь чудо. Он и не как йоги индийские, которые творят то же самое, что маги египетские и пифии дельфийские. Нет и никак нет. Он Царь света, и у Него не будет никакой дружбы с тьмой, никакого компаньонства, никакого союза со лжецами и человекоубийцами. Сосна не нуждается в помощи терновника, и горный ветер – в трупных испарениях.

С кем же тогда Он разговаривает? С кем Иисус ведет беседы тысячу дней и тысячу ночей, Феодул? Втайне – с Отцом Своим Небесным, а открыто – с людьми. О чем говорит Иисус с людьми? В основном – о трех предметах:

во-первых, о Царстве Небесном, еще неизвестном людям;

во-вторых, о Себе как единственном настоящем Друге и всесильном Спасителе людей, но враге бесов;

в-третих, о приготовлении людей к Царству Небесному, к сыновству Божию, к чему не допускается никто неверный, дерзкий, нечистый, оземлянившийся, боязливый, нераскаявшийся, небратолюбивый и так далее.

Мы уже говорили с тобой о первых двух предметах, остановимся же и на третьем и последнем. Что значит подготовка к всыновлению в Царстве Небесном?

Покаяние прежде всего.

Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное, говорит Господь[568].

Покайтесь и веруйте в Евангелие [569].

Если не покаетесь, все тАк же погибнете [570].

Говоря о поведении по отношению к грешникам, Он так заповедует: Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему [571].

На вопрос Петра: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до семиджы семидесяти раз [572].

Сказываю вам, что так на небесах больше радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии [573].

Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию [574].

Сыны Царства покаянием добровольно разрывают связь с сатаной, обманувшим и соблазнившим их, исправляются и обращаются к Царю, Отцу своему Небесному. Всем Бог оставил покаяние ко спасению [575], и язычникам дал покаяние в жизнь (ср.: Деян. 11, 18). Кто покается, того Бог прощает и принимает его в чада Свои в Царстве Своем Небесном.

В беседе на Горе[576] Господь назвал блаженными, то есть счастливыми, тех, кто нищ духом, кто плачет, кто кроток, кто алчет и жаждет правды, кто милостив, кто чист сердцем, кто миротворец, кто изгнан правды ради, кто осмеян и оклеветан Христа ради. Таковым Он говорит: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах [577].

Таковым дОлжно быть сынами Царства, сынами Отца Небесного и братьями друг другу.

Ибо у вас один Отец, Который на небесах; один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья [578].

Вы – соль земли [579].

Вы – свет мира [580].

Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного [581].

В подготовительной школе, то есть в Ветхом Завете, сказано: Не убий [582]. В высшей школе Христова Евангелия заповедь углубляется и запрещается даже гнев на брата[583]; здесь вырывается корень, из которого произрастает убийство.

В подготовительной школе сказано: Не прелюбодействуй [584]. В высшей школе Христовой эта заповедь углубляется до самого корня и семени прелюбодеяния: А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем [585].

В подготовительной школе еще сказано: Не нарушай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои [586]. В высшей школе Спасовой идут намного глубже и запрещается клятва вообще: А Я говорю вам: не клянись вовсе… Да будет слово ваше: да, да; нет, нет [587]. Ведь когда брат брату говорит в присутствии Отца, клятва не только не нужна, но и оскорбительна.

Еще сказано в подготовительной школе: око за око, зуб за зуб [588]. В высшем университете Христовом это считается товариществом, а для братства потребна новая заповедь: А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую [589]. Вот что значит братство. Ведь Отец Небесный со всеми Своими небесными Ангелами все видит и помнит.

Еще сказано в подготовительной, низшей школе: Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего [590]. Это только часть добра, но не совершенное добро: в высшем университете Мессии это считается недостаточным. Потому Мессия заповедует: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас [591]. Ведь люди, которые враждуют против вас и которые не по-братски поступают с вами, не знают, что делают; не знают, что их против вас гонит злой дух – человекоубийца, богоотступник и кровавый палач. Когда бы они это знали, то застыдились бы; действительно застыдились бы, что стали слугами этого стервятника и его орудием, направленным против братьев их. А вы все – сыны Царя, Домовладыки, и должны видеть в брате брата, а не врага. Ведь человек не может быть человеку врагом, пока сатана его на это не наведет и не подвигнет.

Вот высокая наука высшей школы Мессии мира. Что сосновая лучина против электрического света, то подготовительная школа против высшей школы Христовой. И что жертвование козлами и баранами против Жертвы Единородного Сына Божия, то та малая школа против этой великой. То было начало, а это конец. То символ – это действительность. То заря, а это полдень.

В высшей школе Мессии мира презирается и отвергается всякое лицемерие и всякое славолюбие. Я не принимаю славы от человеков, сказал Он[592]. И сыны Царства не должны искать никакой славы от людей. Что такое люди? Неучи и лживые свидетели того, что существует в действительности. А Отец Небесный видит все и знает все, и от Него ничто не может скрыться.

Не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас [593].

Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно [594].

Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд [595].

Так следует оказывать милосердие слабой и немощной братии своей. То же говорится и о молитве. Нельзя молиться из-за людей, чтобы люди тебя видели. Это лицемерие и глупость. Это как если бы мы обращались к одному человеку за помощью, а помощь ждали бы от другого. Значит, мы обманывали бы обоих. Но людей можно и обмануть, а Бога – никогда. Потому сын Царства, когда молится Отцу Небесному, забывает о людях и не думает о них, по заповеди Господней:

И, когда молишься Богу, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми… Ты же, когда молишься, войди в комнату твою (то есть в сердце свое) и, затворив дверь твою (то есть все чувства свои), помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно [596].

Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение [597].

Сей же род (то есть бесовский) изгоняется только молитвою и постом.

Эта заповедь относится и к посту. Сыны Царства должны поститься не напоказ людям, будто ожидают от людей похвалу и награду, но чтобы явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно [598].

Сыны Царства не должны быть двоедушными, не должны раздваивать свое сердце и служить двум господам, как сыны тьмы: Не можете служить Богу и маммоне [599].

Освобожденные от рабства сатане, сыны Царства должны теперь задуматься о возвращении в свой дом, к своему Отцу, Который ждет их с родительской любовью. Но с каким бы нетерпением Он их ни ждал, Он не примет тех, кто грязен, нераскаян, лицемерен, двоедушен и прилепился к земле. Потому Человеколюбец заповедует далее: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше [600].

Настоящий сын Царства трезвенно и сознательно забывает все, что было, и сосредоточенно смотрит только на Царя, Отца своего Небесного, и спешит в Его объятия, и украшает себя, и облачается во все добродетели, чтобы быть узнанным и признанным на пороге Царства Небесного, и потому ему некогда ни озираться на чужие пороки и беззакония, ни порицать и судить чужие проступки.

Не судите, да не судимы будете [601].

Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить [602].

И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? [603]

Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, та€к поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки [604].

Не осуждайте, и не будете осуждены [605].

Прощайте, и прощены будете [606].

Давайте, и дастся вам [607].

Сыны Царства должны беречь себя от алчности и забот мира сего:

Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения [608].

Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчились объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному [609].

Душа больше пищи [610].

Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться [611].

Отец же ваш знает, что вы имеете нужду в том [612].

Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи [613].

Сыны Божии должны просить у Отца своего прежде всего Царства Небесного[614], то есть того, что есть наибольший дар Царя Бога, а если они просят наибольшего, то все остальное приложится им как довесок.

С верой, терпением и любовью возвращаются дети из адского рабства к Отцу своему, в дом свой.

С верой – в кого? В Спасителя своего, Господа Иисуса, Мессию. Он говорит каждому раскаявшемуся грешнику и каждой скорбящей и боящейся душе: Не бойся, только веруй [615].

Вера твоя спасла тебя [616].

По вере вашей да будет вам [617].

Всё, чего ни просите в молитве с верою, полУчите [618].

Имейте веру Божию [619].

Все возможно верующему [620].

Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб [621].

Верующий в Него (Христа) не судится, а неверующий уже осужден [622].

Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни [623].

Верующий в Меня не будет жаждать никогда [624].

Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную [625].

Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет [626].

Если будешь веровать, увидишь славу Божию [627].

Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света [628].

Вот дело Божие: чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал [629].

Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет [630].

Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное [631].

Думаю, Феодул, это наиболее ясное описание правой веры, какой Спаситель требует от людей. Язычники, как несмышленые дети, уклонились в веру сатане, а он их соблазнил и в пропасть завел. Спаситель требует теперь от людей, желающих освобождения и спасения от сатаны, чтобы они, как благоразумные дети, имели совершенную веру в Него, такую совершенную, какую дети имеют к своим родителям.

О терпении говорит Проводник в Царство Небесное так:

Терпением вашим спасайте души ваши [632].

Претерпевший же до конца спасется [633].

Кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня [634].

В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир [635].

Эти и другие слова о терпении и страдании лучше всего восприняли святые апостолы Христовы; они и стали первыми страдальцами и мучениками. Терпение страшно для того, кто не ожидает награды в конце. Страдание и мученическая смерть невыносимы для того, кто не знает об Отце Небесном, о Царстве Небесном и о жизни вечной. Об этом дивно говорит страдалец Павел, сказавший о себе: Много раз я был в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение… в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (ср.: 2 Кор. 11, 23–25, 26–27). И он, испытавший столь многое, говорит об этом так: нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас [636]. История мира не видела более сияющего ореола над мрачным страданием человеческим, чем этот.

Наконец, любовь – на вершине вершин любовь. Как свет солнца, делающий излишним свет всех звезд, так любовь, когда засветится, делает излишними все остальные заповеди и все законы на свете.

Весь Новый Завет сияет под знаком любви. Мессия – Бог любви. Отцовство Божие открывается через любовь к людям; сыновство людей проявляется через любовь к Богу, Отцу Небесному.

Мессия мира больше не высекает десяти заповедей на каменных скрижалях, но две заповеди врезает в сердца человеческие. Первая заповедь: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душею твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим. А вторая заповедь: возлюби ближнего твоего, как самого себя [637].

После многовекового страха перед ложными, пакостными богами и после многовековой ненависти человека к своему ближнему эти две заповеди выглядели бы поистине невероятными и фантастическими, если бы Он прежде всего не показал любовь к нам, как пишет святой Иоанн евангелист[638], и не послал бы Сына Своего Иисуса, чтобы Он нас, рабов бесовских, спас ценой Своей жизни; и далее еще: если бы Сын Божий с Креста в смертных муках не произнес этих никогда не слыханных слов: Отче! прости им, ибо не знают, что делают [639].

Достичь любви к Богу и ближнему – самая большая задача после освобождения от сатаны. Ведь если Христос освободил человека от сатаны, а он себя не очистил, не омыл, не переодел, не очеловечил, не обОжил и любовью себя не просветил и не согрел, то остается по-прежнему беззаконником. Первое это первое, а второе – второе. Первое – извлечение из дегтя, а второе – очищение; первое – освобождение от гадких бесов, а второе – приведение к Отцу света. Без этого первого не было бы и второго, а без второго не было бы ничего.

Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие [640].

Ясно, следовательно, из этого, Феодул, что недостаточно перестать быть бесовскими, но необходимо стать Божиими.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 234 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...