Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основное оборудование по дисциплине



№ п/п Наименование оборудования Кол-во Примечание (сведения о наличии, необходимости обновления, приобретения)
  Медиапроектор   имеется
  Экран   имеется
  Ноутбук   имеется
  Компьютер   имеется
  Видеофильмы   имеется
  Цветные слайды   имеется
  Экспозиция археологического музея   имеется

Для усиления познавательной деятельности используются наглядные средства: Видеофильмы «Степановское городище – памятник раннего железного века в Удмуртии»; «Памятники археологии Удмуртии»; «Голоса мертвецов из древних могил»; Набор цветных слайдов «Особенности археологических памятников Камско-Вятского междуречья», а также электронные учебники:

Для просмотра видеофильмов и слайдов используются технические средства – телевизор, проектор, видеомагнитофон, ноутбук.

Важным элементом знакомства с уникальными материальными остатками археологических памятников Приуралья является экспозиция археологического музея «Древняя и средневековая история Камско-Вятского междуречья».

Музей древней и средневековой истории Камско-Вятского междуречья был открыт 23 февраля 1980 г. на историческом факультете Удмуртского государственного университета. Создание музея стало закономерным результатом деятельности коллектива Камско-Вятской археологической экспедиции, которая начала работу в 1973 г. под руководством Р.Д.Голдиной, ныне профессора, доктора исторических наук, заведующей кафедрой археологии и истории первобытного общества УдГУ. К моменту открытия музея (восемь лет работы экспедиции) было изучено более 900 памятников археологии, накоплен огромный материал по древней истории населения Приуралья.

В создании музея древней и средневековой истории Камско-Вятского междуречья принимали участие студенты, специализирующиеся по археологии, и сотрудники исторического факультета УдГУ. Среди студентов был объявлен своеобразный конкурс на лучшую идею о тематико-экспозиционных планах будущего музея: как оформить витрины, какой выбрать материал и как лучше его представить в экспозиции. В конечном итоге студентами были подготовлены макеты 11 витрин, посвященных различным этапам развития населения Приуралья.

В экспозиции музея, состоящей из одиннадцати витрин, представлена история населения Камско-Вятского междуречья с древнейших времен (эпоха камня) до XVII-XIX вв. Первые витрины освещают древнейшие эпохи развития человечества - эпохи камня - палеолит, мезолит, неолит (тема 6), энеолит и эпоха бронзы (тема 7). В них размещены орудия труда и оружие, изготовленные преимущественно из кремня - основного материала, доступного в то время человеку. Здесь представлены кремневые скребки, ножи двух видов, один из которых имеет деревянную основу, проколки, сверла, микролиты для вкладышевых орудий, резцы, великолепные наконечники стрел и дротиков с тончайшей ретушью, шлифованные топоры. Заслуженное внимание привлекают и кости древних животных в витрине «Палеолит и мезолит» - мамонта, носорога, бизона. В витрине «Эпоха неолита» расположены фрагменты глиняных сосудов - первых керамических изделий, изготовленных человеком вручную, без применения гончарного круга. В витрине «Энеолит и эпоха бронзы» отражен иной этап развития человечества - начало освоения древними людьми металлов, первым из которых была медь. В экспозиции выставлено одно из первых металлических орудий того времени - медный нож, найденный на поселении Лобань I, изготовленный из местных руд. Однако, основную массу изделий продолжали делать из кремня - наконечники стрел различного размера и формы, шлифованные топоры, ножи. Кроме этого, внимание привлекают небольшие глиняные пряслица, свидетельствующие об умении женщин того времени прясть, и рисунки на фрагменте глиняного сосуда, изображающие домашних животных. Здесь же можно увидеть и реконструкции жилищ эпохи камня от первых полуземлянок и больших коллективных домов с хозяйственными пристройками эпохи камня до бревенчатых сооружений срубного типа эпохи бронзы.

Следующая витрина «Ананьинская культура» представляет иную эпоху - раннего железа (тема 8), которое люди научились получать в начале I тыс. до н.э. Наиболее примечательны здесь невыразительные, но имеющие огромную научную ценность, фрагменты железных ножей - яркие свидетельства освоения человеком железа. О развитии костерезного дела свидетельствуют многочисленные костяные предметы, например, рукояти ножей, оформленные головками различных животных (волк?, медведь, рысь?), тонкие и очень острые наконечники стрел, рыболовные гарпуны и крючки, небольшой сосуд из кости крупного животного, костяные мотыжки и лопаточки. Маленький, в несколько сантиметров длиной, фрагмент костяного изделия позволяет судить о художественных навыках древних мастеров-костерезов - настолько сложный растительно-геометрический орнамент покрывает этот предмет. Оригинальны два пряслица с изящными рисунками - на одном из них выгравирован свернувшийся хищник, вероятно, кошачьей породы, на другом - изображение «колеса солнечной телеги» - символа солнца, жизни и плодородия. Рядом представлены большой глиняный сосуд, склеенный из мелких фрагментов, и половинка литейной формы для изготовления бронзовых топоров-кельтов (технология изготовления показана на схематичном рисунке чуть выше).

На витринах, представляющих материалы чегандинской, ломоватовской и неволинской культур (тема 9), размещен многочисленный материал преимущественно из средневековых могильников. В витрине «Чегнадинская культура» обращают на себя внимание крупные бусы из халцедона молочно-белого и голубоватого цветов - элемент женского ожерелья, пояс, украшенный бронзовыми накладками и двумя круглыми бронзовыми бляхами, эполетообразные застежки, которые использовались для застегивания верхней одежды. Небольшая бронзовая застежка с неподвижным крючком, увеличенный рисунок которой здесь можно увидеть, отчасти отражает веру древних людей в духов - она показывает «жертвенную позу медведя», элемент охотничьих ритуалов.

В следующей витрине «Азелинская и мазунинская культуры» (тема 9) студентам следует обратить внимание на бронзовые и стеклянные украшения женского костюма, крупные застежки-фибулы, маленькую зооморфную подвеску-лошадку. Кроме того, здесь расположены две круглые раковины каури, которые носили на кожаных поясах, и орудия, с помощью которых мастера отливали различные украшения из бронзы.

Ломоватовская культура (тема 9) представлена различного рода украшениями, предметами вооружения и конской упряжи. Наиболее яркое впечатление остается от привозных разноцветных бус, выполненных из стекла, сердолика, халцедона. Интересны небольшие бронзовые накладки - зооморфная в виде птицы, антропоморфная в виде лица человека с плотно сжатыми губами, усами и бородой, и третья, изображающая космогонические представления древних: на ней показаны три мира - мир подземных духов, мир людей и мир воздушных духов (богов). На той же витрине расположены бронзовые зооморфные пронизки-обереги в виде птиц и медведя, использовавшиеся для привешивания к поясу, шумящие подвески с головами коней, которые издавна почитались у предков удмуртов как священные животные, круглые ажурные подвески, символизирующие солнце, небольшие круглые и овальные бронзовые ложечки, также украшавшие одежду. Из оружия можно увидеть длинные железные мечи и наконечники копий, из конской упряжи - железные удила, псалии и стремя.

В витрине «Неволинская культура» (тема 9) наибольшее впечатление у экскурсантов всегда остается от скелета - здесь представлен образец захоронения из Неволинского могильника VII-IX вв.н.э., по которому культура и получила свое название. Погребение дает возможность представить, что же остается археологам - кости, металлические украшения, оружие и орудия труда, глиняные сосуды. Богатый поясной набор неволинского типа - прекрасно сохранившаяся кожаная основа ремня, пряжечка и бронзовые накладки - имеет аналогии среди материалов Среднего и Верхнего Прикамья, р.Чусовой, финского побережья Балтийского моря. Железные боевые топоры и мечи свидетельствуют о высоком мастерстве местных мастеров-оружейников.

В витрине «Родановская культура» (тема 9) можно ознакомиться с картой-схемой, на которой показаны предметы неместного изготовления, поступавшие с территории Волжской Болгарии, Византии, Золотой Орды, Кавказа; там же представлены украшения - небольшие, похожие на средневековые щиты, поясные накладки с изящным узором (увеличенное изображение одной из них находится рядом), две бронзовые птицы, нашивавшиеся на одежду и служившие, возможно, оберегами своим хозяевам. Бронзовые перстни (пять экземпляров) удивляют своим разнообразием: один витой из толстой проволоки, другой - с округлым бронзовым щитком, а рядом перстень, имеющий сердоликовую вставку. Пряжки подтверждают мысль об изменчивости моды уже и в те далекие времена. Помимо этого, здесь показан образец мужского охотничьего ожерелья из клыков животных - охотник верил, что сила убитого им в лесу зверя перейдет к нему.

Чепецкая культура (тема 9) представлена материалами, добытыми экспедицией УдНИИ под руководством д.и.н., профессора М.Г.Ивановой. Среди них железные изделия - коса-горбуша, лемех, топоры, ножи, наконечники стрел. Есть и украшения - голубые и желтые бусы из глухого стекла с глазками, небольшие бронзовые шумящие подвески, костяные копоушки и два умело выполненных костяных гребня, тонкие зубцы которых и красивое оформление свидетельствуют о высоком мастерстве ремесленников-костерезов. Да и костяные наконечники стрел позволяют судить о том, что кость в качестве рабочего материала использовалась вплоть до XV в. Фрагмент глиняного ручного сосуда позволяет оценить мастерство древних гончаров, а фрагменты первых гончарных глиняных сосудов болгарского изготовления дают возможность сравнить две совершенно разные традиции изготовления посуды.

В последней витрине представлены материалы, оставленные первыми русскими поселенцами, которые появились здесь в XII в. (тема 9). Преобладают повседневные железные вещи, среди которых - пряжки, гвозди, подкова и шпора для обуви, ножи, рыболовный крючок, наконечники стрел, фрагменты цепи, замки и очень любопытные ключи к ним - в виде небольших прямоугольных палочек. Глиняные предметы - это невысокая чашка с носиком и днища трех сосудов, на которых видны гончарные клейма. Но вопросы всегда вызывает предмет высотой всего около 2 см - его увеличенное изображение, как правило, напоминает всем пивную кружку, хотя на самом деле - это шахматная фигурка из кости. Необходимо отметить, что на всех витринах присутствует сопроводительный текст и подписи к каждому предмету, рисунки, фотографии и карты размещения памятников представляемых археологических культур. В целом, в выставочной экспозиции музея находится более 2800 единиц хранения основного фонда музея.

В настоящее время выставочная площадь музея занимает 70 кв.м., фонды музея занимают площадь в 140 кв.м. Материалы музея постоянно пополняются из более чем 1500 памятников, исследованных Камско-Вятской археологической экспедицией за почти тридцатилетний срок работы. Сейчас основной фонд музея состоит более чем из 160 тысяч единиц хранения, научно-вспомогательный - из 144 единиц, обменный - из более чем 13 тысяч единиц.

Материалы экспозиции музея древней и средневековой истории Камско-Вятского междуречья используются как наглядный материал в ходе освоения студентами курса археологии России на первом курсе исторического факультета, а также курсов по истории Урала и Удмуртии и археологии Урала. Основные направления деятельности музея - учебное, научно-экспозиционное, научно-хранительское, включая реставрационные работы. Кроме того, музей занимается популяризацией научных знаний - ежегодно в музее проводится более 100 экскурсий для студентов-историков и школьников, интересующихся археологией; сотрудники кафедры и музея читают лекции в школах и летних лагерях.

Музей обладает огромным потенциалом для дальнейших исследований. Это разработка новых лекционных курсов, написание дипломных, диссертационных кандидатских и докторских работ; компоновка учебных коллекций (археологический материал, фото- и графические коллекции); разработка учебных пособий и программ; использование материалов фондов в лекционной работе в качестве вспомогательного и иллюстративного материала. Музейная работа - возможность расширения музейной экспозиции за счет вновь обнаруженных, отреставрированных и восстановленных материалов; реставрационно-восстановительная работа - разработка и опробование новых схем, методов и способов реставрации, которые могут быть использованы для работы с археологическими и музейными материалами.

Следует также отметить, что музей древней и средневековой истории Камско-Вятского междуречья Удмуртского государственного университета поддерживает тесные связи с другими музеями нашего региона, в частности, часть археологических материалов была передана в музеи г.Ижевска - Национальный музей УР и Удмуртский Республиканский музей изобразительных искусств, в музеи других городов - Сарапула (Музей истории и культуры Среднего Прикамья), Кирова (Кировский областной краеведческий музей), Твери (Калининский государственный объединенный историко-архитектурный и литературный музей), в Кыйлудский народный музей, в музей пос.Ува, народный музей колхоза «Искра» (Кировская область). Всего было передано более 15000 единиц хранения основных фондов.

Экспозиция музея археологии, древней и средневековой истории Камско-Вятского междуречья Удмуртского государственного университета постоянно пополняется новыми материалами, позволяющими изучать археологию, древнюю и средневековую историю населения нашего края.*

Студенты осваивают экспозицию музея под руководством преподавателя, который проводит экскурсии по музею в ходе изучения отдельных тем семинарских занятий. При этом дается не только характеристика отдельной эпохи, но и каждого конкретного предмета, выставленного в экспозиции, обращается внимание на оригинальные реконструкции использования предметов и древних памятников Прикамья. Визуальное знакомство с проявлениями древней жизни делает процесс освоения курса «Археология» живым и увлекательным.

Экспериментальная база - археологические коллекции из фондов музея «Древняя и средневековая история Камско-Вятского междуречья»,

используемые при изучении курса «Археология»





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 209 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...