Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Субъект-объектная социокультурная парадигма



Какою же парадигмой предпосылаются общезначимые типы человеческого мышления, поведения и общения, порождающие в итоге социальные институты и устойчивые общепризнанные структуры общественной жизни?

В течение всей новоевропейской эпохи человек выступает субъектом, а мир, в котором живет субъект, является для него объективной реальностью, объектом.

Раздвоение действительности на субъект и объект началось еще в первобытные времена, когда человек отделился от природной среды, осознал ее и противопоставил себя предметам своей среды, то есть, стал отчужденным от природы. В течение истории менялись культурные эпохи, в каждую из них люди по-разному выступали в качестве субъекта и объекта, в иные эпохи они даже забывали, что именно они являются действительными субъектами. Однако, разделение на субъект и объект фундаментально для любого рационального познания, для практики и общественной жизни в целом.

Любая человеческая культура опирается на парадигму, обладающую субъект-объектными признаками, однако наиболее явно они господствуют в культурах европейского типа.

Субъект-объектную парадигму глазами не увидишь, она не очевидна, и ее надо строить теоретически. На рис. 2. изображена модель субъект-объектной парадигмы в период ее расцвета (XVIII – первая половина XX века).

Рис.2. Модель субъект-объектной парадигмы европейской культуры Нового времени.

Познание в европейской культуре опирается на представление о том, что действительность, раздвоена на субъект и объект. Познающий человек исходит из того, что есть он как субъект, и есть объект его познания, и что субъект от объекта отличается и ему противостоит. Отличие субъекта от объекта предзадается разумом и устанавливается потому, что человек сам отличает себя от вещей объективного мира, не желая быть таким же, как они.

В литературе существует множество теоретических описаний субъект-объектной парадигмы (см. 6,7). Каждое из них выражает одну из граней этой сложной идеи. Повторимся, в нашей работе говорится не только об общих теоретических представлениях, но и о действительных субъекте и объекте, скрытых за этими представлениями, о фундаментальных характеристиках культуры, присущих всем ее ценностям и выступающих нормативными требованиями, предъявляемыми к человеческому поведению. Их признаки можно обнаружить, сравнивая различные взгляды и находя общее между ними.

Рассмотрим классическую субъект-объектную парадигму, еще недавно всецело господствовавшую в европейских культурах. Она, хотя и переживает сегодня острейший кризис, тем не менее, является ближайшей и важнейшей предпосылкой, определяющей как современную критику общественной жизни, так и сущностные черты новой, сегодня рождающейся парадигмы.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 1079 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...