Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Изучать цивилизацию, значит, предметно исследовать ее нормы и человеческие стереотипы восприятия, мышления и поведения



Социальная культура характеризует субъективный аспект общественной жизни людей. Это может быть экономическая культура, нравственная, религиозная, научная, политическая, правовая, художественная и т.д. Она организована социокультурной парадигмой, создающей ее внутреннюю ритмичность. Ритмы культуры выступают для людей нормами совместной жизни: экономики (например, нормы торговли), права (законы), политики (нормы государственного управления), морали (нравственные нормы), технологии (нормы производства ценностей), науки (парадигмы и методы познания) и т.д.

Для индивида цивилизация выступает как вся совокупность общезначимых норм его социальной культуры, проявляющаяся в привычках и предпочтениях определенного порядка. В разных культурах она может принимать различный облик. Так в современной России со времен СССР, а может быть, и с более древних времен, преобладает политическая технология, в США – экономическая технология. В нынешней Западной Европе доминирует гуманитарно-правовая технология, закрепленная, в частности, в «правах человека». В исламском мире сегодня господствуют теократические технологии, в Китае по-прежнему на первом месте находятся технологии бытового традиционализма.

Цивилизация образуется в ходе диалога не всех индивидов, но только тех, кто выступает субъектом культуротворчества, т.е. осознавших самих себя и других людей высшими общественными и личными ценностями. В этом диалоге объективируется их разум, он становится внутренней упорядоченностью познающего и оценивающего мышления, общей рациональностью. Цивилизация поэтому выступает системой норм рационального мышления, поведения, коммуникаций и, как следствие, общественных отношений. В этом смысле, цивилизация инвариантна для всех явлений культуры и может рассматриваться как ее закон.

Цивилизация – совокупность объективированных законов культуры и субъективно-обусловленных законов общественной жизни.

Нормы цивилизации существуют в двух основных разновидностях: исторически сложившиеся традиции и вновь создаваемые искусственные нормы, еще не успевшие сформировать своей традиции.

Люди создают предмет, например, обувную фабрику, город или политическую партию. Фабрика побуждает к появлению сопутствующих производств по выделке кожи, по изготовлению деревянных колодок, обувных гвоздей. Жители узнают, что есть такая фабрика, начинают собственные производства и везут свои изделия, а фабрика дает им заказы. Вокруг нее появляются целые кварталы кожевников, кузнецов и пр., у каждого свои производственные секреты и, по прошествии 2-3 столетий, в этих кварталах выделка кожи и ковка гвоздей становится традицией, в которой воспитываются великолепные мастера. А фабрика начинает традиционно славиться своей обувью. Ее покупают по всему свету, у фабрики появляется личная марка лучшего в мире обувщика. Носить ее обувь престижно. Пусть потом будут сотни таких фабрик, но престижна именно эта марка. Пусть другие фабрики делают лучше, но только у этой фабрики престижно покупать из-за традиционности ее марки.

Если построен город на берегу моря, он традиционно может прославиться городом рыбаков. Если создана партия защиты домашних сверчков и озерных лягушек, как бы за столетия ни поменялись ее цели, она традиционно известна любовью к сверчкам и лягушкам.

Цивилизация является единством материальных и интеллектуальных ценностей, норм и институтов, воспроизводящих друг друга как целостную и устойчивую систему.

Общество представляет собой некий надындивидуальный организм, впрочем, берущий начало в индивидах и помимо них невозможный. Поэтому культура и цивилизация в общественной жизни дополняют друг друга, позволяя обществу одновременно и оставаться целостной системой, и непрерывно изменяться.

Цивилизация, неотъемлема от общественной жизни и социальной культуры, это их форма - скелет, придающий им целостность. Общественная жизнь - бурно волнующееся море, химическая реакция, кипящая вода, а цивилизация - берега и дно, законы реакции, физические законы кипения. Цивилизация – причина и форма устойчивости общественного организма, а культура – способ его изменчивости. Думается, что О.Шпенглер, показавший цивилизацию как завершающий этап в развитии культуры, на самом деле подчеркнул противоречие между культурой и цивилизацией, а так же, дисбаланс, характерный для завершающего периода в эволюции общественного организма, когда культура угасает и цивилизация со своими нормами выходит на поверхность. Так иногда происходит в старости, ткани высыхают, и в глаза бросается скелет, обтянутый кожей.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 471 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...