Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Соотношение эпохи и цивилизации



Для определения рамок эпохи и ее устойчивых признаков, позволяющих представлять общественную жизнь как своеобразный хронотоп – единство пространственных и временных горизонтов ее теоретического описания – могут использоваться ныне существующие модели общественно-экономической формации и цивилизации. В обоих случаях эпоха трактуется как ментальность, организованная их структурами и как их конкретно-историческое содержание.

Формация представляет собою целостный социальный организм, чье существование обусловлено материальными причинами. С точки зрения советской философии, это, в первую очередь, политико-хозяйственные причины. Формация как форма эпохи требует анализа общественной жизни как порождения и части материальной природы.

Цивилизация, напротив, характеризует общество как социальный организм, складывающийся и существующий под влиянием объективных духовных факторов. Эта концепция развивается в двух направлениях:

· В первом общественная жизнь трактуется с точки зрения приоритетного воздействия на нее некоей надсоциальной духовной силы (Бог, Мировой разум, космическая духовность и т.д.). Она представлена досоветской русской философией всеединства, католической европейской философией и многочисленными эзотерическими взглядами.

· Во втором и, как думается, наиболее перспективном, общество и его жизнь рассматриваются как порождение межсубъектных, и прежде всего, межиндивидных коммуникаций и экзистенциального диалога предметно различных, одушевленных и мыслящих людей (Н.А.Бердяев, французский экзистенциализм и т.д.).

В основу нашего подхода положено именно это, второе направление разработки теории цивилизации. Думается, именно оно наиболее адекватно для гуманитарных и социальных наук, а следовательно, и для правоведения.

В основе эпохи находятся факторы объективные в том смысле, что они не зависят от человеческих индивидов, от субъективных точек зрения и складываются в ходе межиндивидного экзистенциального диалога.

На сегодня существует много теорий цивилизации (7. – С.163-171). В этом учебнике мы сосредоточимся на одной из них, нормативной. (7. – С. – 171-179). Причиной нашего предпочтения является подчеркиваемая ею роль нормативной культуры, играющей особенно большую роль в правопознании и в этике.

Понятие цивилизации на опытном уровне обозначает порядок общественной жизни человека. Экзистенциальный диалог интегрирует разнообразие взглядов о порядке и формирует общезначимое представление о нем, которое в ходе совместной практики превращается в действительную упорядоченность общественной жизни и становится основой для личностной и социальной культуры, образующейся в ходе социализации и воспитания.

Цивилизация как порядок означает общезначимые способы и технологии общественной жизни индивидов, включающие в себя и предметно-вещные, и интеллектуальные условия: материальные и духовные ценности, знания, идеалы и складывающиеся на их базе организации, институты (напр., нравственности, права) и т.п.

В необходимом для исследований опыте цивилизация проявляется через общепринятые нормы жизни и деятельности людей и, в конечном счете, через их привычку к такому порядку, в каком они сформировались как личности. Нормы цивилизации выражают объективированные эталоны ее ценностей. В качестве эталонов, нормы по отношению к индивидам имеют экспектационный характер и поддерживаются всем социальным организмом как целым. Поэтому нормы инвариантны для всех явлений каждого отдельного культурного организма и выполняют функции законов культуры.

Это конечно не означает, что нормы нельзя нарушать, но их нельзя нарушить безболезненно, непременно последует ответная реакция социального организма.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 345 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...