Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Рассказ отца пимена



«Ну, слушай. В миру звали меня Мишей. В детстве служил пономарем, службу отлично зналчитал, пел. Шло время. Я подрос, уже парнем стал. В армию меня не брали, потому что я слабый, комиссию не прошел. Мои друзья все поженились, у них уже дети, да по двое. А я еще один. У меня подруги не было. Мне и говорят:

Миш, ну что ж ты? Вон, Мария-то Пановасмотри, де­вица какая! Женись, хорошая у вас семья будет. Детки хорошие
будут.

Я знал Марию прекрасно. Хорошая девушка. Проводил ее раз до дома, потом другой разтолько как друга проводил, не кос­нулся даже ее никак...

А потом вернулся в храм, зашел в алтарьсто поклонов земных сделал, так что даже рубашка взмокла... Пришел домой, со скотиной убрался, поужинал и лег спать. Утром встаюслабость какую-то ощущаю. День, неделя — не могу кушать, аппетит потерялся. Две недели, три недели проходит ничего не могу есть. Водички попьюи все. А ничего не болит. Уста­лость какая-тои все. Мама переживает: что с сыном?.. Пока еще крепость была, ходил, управлялся с делами. А потом уже и ходить не могу. Тогда мамка пригласила священникапоиспопедовал он меня, причастил, месяц спустя пришел еще разпособоровал. На прощание батюшка сказал мамочке:

На все Божья воля. 27

Э-э-э... Тогда мама поняла. Уж раз батюшка так сказал: на в се Божья воля — значит, дело худо. Мать вернулась — бух на колени. Поклоны, слезы. Папка пришел, рядом встал и плачет:

Господи, один сынок Миша, да такой милый, да такой хороший.

Не может слез сдержать. Давай с матерью вместе молить­ся. А я лежу в лёжку. До того истощал, что понялмне уже не жениться. Какой я женихсам себя не таскаю. И понял я, что нет мне благословения на женитьбу.

Господи, оставь меня живым, прошумаму жалко, как она плачет... Если я умруне знаю, останется ли мамочка в живых.

Папочка с мамочкой поплакали, а все-таки надо и со скоти­ной управляться... Вернулись, покушали, помолились, спать легли. Тут я мамочке говорю:

Мам, дай пить.

Ох, как она обрадовалась, что Миша попросил хоть попить! Поняла, что аппетит возвращается. А то ведь и пить не про­силнасильно приходилось поить.

После этого я помаленьку стал кушать и поправляться. По­том папе и говорю:

Пап, запрягай лошадку, вези меня в церковь.

Папа меня под руку, мать под вторуюиз саней вытаски­вают, в церковь ведут. А люди смотрят, шепчутся:

Миша приехал... Миша приехал! Слава Богу!

Рады люди. А Мария стоит, нос повесилане знает, куда определить себя. И Мария осталась одна, и я один. Вот так. Вот такая судьба...

Потом, когда уже стал я снова служить, батюшка спросил меня:

Ну что, Миша, жениться будешь или как?

Нет, какое там! Какой я жених...

Стал пономарем в Алейске. А потом рукоположили в дьяко­на, через два месяца — в священника. Стал иеромонахом. Пи­меном. Два года прослужилувидел во сне: нашу церковь ло­мать будут. И показано было, кто именно из нашего села бу­дет храм ломать. И через два года пришло это время. Те са­мые люди, которых я во сне видел, которых хорошо знал, цер­ковь -г- на замок, меня за бороду (а борода-то еще былатри волосинки), в вагони на,Колыму Ну, как везлиизвестно. В телячьих вагонах. В чем захватили, в том и поехали. Ни поду­шечки, ни ложечки, ни хлебушка. Хлебушка не дали с собой даже!

Привезли нас на Колымуа там уже тысячи людей рабо­тают. Много накопилось "врагов советской власти". 28

Мыпополнение "врагам". Заставили меня рыбу чистить. Тем одни добывают рыбу, другие чистят, иные пилят лес, а эти бочки делают. Разговаривать запрещено былокак на работе, так и за столом. И часовой стоит ночьючтобы не было никакого разговора. Заговорилбунтовщик.

Кормили нас одними вареными рыбьими головками. Полный таз этих головок принесут, кружка или две кипятка, без завар­ки, без сахара (сахар и не спрашивай!)вот и все пропитание. Все обовшивели, грязные-прегрязные, уставшие-преуставшие. Жили в казармах. На нары из бревен веток накидаютвот и постель. Одежды никакой не давали. В чем приехали — в том и работали, одежда нашаи постель нам, и подушка. Мыла когда дадут по кусочку, когда не дадут. Зато кипятка сколько хочешь. Ну, ладно, мы хоть этими головками наедались. Рыбу жесолили и в бочках катили на пароход. Работали только заключенные, а конвоиры были гражданские. Вооруженные: И плетки у них были. Работали мы буквально до смерти. Кто не можетрасстреливали и закапывали, как собак... И вот я насмелилсясказал как-то вслух:

Вот, нас пасут, как скотинушку, и кормят, как скотинушку.
А часовой хоть и у двери стоял (а я шестой был от края), увидел и услышал.

Кто это говорит?!

Подошел. За руку меня поймал, руки как клещи:А ну-ка, бунтовщик! Выходи! Вытащил меня из-за скамейки. Вывел на улицу, шапку снял с меня. С крыши капельснег и дождь. Поставил под капель. Каплет мне прямо в темечко. Я стою. Чувствуюголова со­всем замерзает. А часовой мне кричит:

Стой!

И еще раз со злобой:

—Стой!!!

Хотел прикладом меня ударитьразмахнулся. Думаю: то пи сейчас зубы вылетят, то ли глаза, то ли нос перебьет.

Но не ударил, так как я стою смирно. Думаю: что будетто и будь... Потом голова закружилась, закачался я, упалне помню как. 29

Когда очнулсяуже лежал на кровати в больнице. Головакак будто в огне горит, и кажется огромной, как бочка!

Температура страшная. Аппетит исчез. Долгое время даже слова сказать не могтакая адская боль была. И не знал что со мной. Потом узнал, что у меня менингитстрашная болезнь. Ко мне подходили, спрашивали:

- Ты зачем сюда приехал?

- Не знаю...

- Откуда? А я только:

- Мама, мама! Папа, папа! Возьмите меня!

В это время на Колыму привезли пополнение, и конвоирам когда они направлялись обратно, велели:

- Возьмите вон того мальчика, который все кричит: "мама, мама!". Увезите его, он еще молодой...

Короче, списали меня как<совсем негодного к работе, как не жильца на этом свете. Отдали документы. Конвоиры доставили меня домой, в Алейск, в отцовский дом, — прямо по адресу. Перешагнули через порогпапочка дома был, мамочки не было.

Как папочка увидал менятак и упал на колени.

Ой!!! Миша приехал!

Мамка пришла вскоре. Наплакались. А потом покормили, чем милиционеров. Они уехали. Оказались—добрые люди, эти милиционеры. Хорошо, говорят, что меня привезли. А я упал — не знаю, сколько и спал. А проснулсяголова болит, и болит, и болит. Стану молиться мне легче. Сяду молитьсямне легче. Взялся читать Псалтирь. Читал, читал и упал, не знаю, сколько я спал. Когда упалменя не стали трогать. Так и стал читать до тех пор, пока не упаду и не засну. Очнусьначинаю снова. Только молитва мне и помогала.

А потом соседка приносит газету:

—Батюшка, смотри-ка, приказ Сталина — надеть погоны, открыть церквя...

Это был 1943 год. Что-то изменилось в стране, если случилось такое. Прочитали, поплакали, порадовались, селичайку попили, молча посидели. Потом ушла соседка. Через 2 часа приезжает председатель Алейского исполкома, а с ним два дедули.

Здравствуйте, батюшка. Вот газета вышла. Приказ Сталинаоткрыть церкви! Мы церковь уже освободили, зерно убрали, почистили, помыли все. Люди стоятждут. Приехали за вами. Как ваше здоровье? Вы сможете служить?

А я на них смотрю, молчуне знаю, как отвечать. Какое мое здоровье? Только что сижу, только что едва хожу. Про здоровье говорить нечего. Сильно голова болит, менингитэто ужасная болезнь. Они меня второй, третий раз спрашивают:

Батюшка, ну что вы не отвечаете? Сможете служить?

Поедимте!

А я молчуне знаю, как отвечать.

Батюшка, вот смотрите, снова начали они, церкви открыли а ведь ни одного священника нет, всех порасстрепяли, только вы один остались.

Я подумалподумал, поднимаю палец, на восток показываю и го ворю:

Ладно, давайте одежду!
Одели меня, посадили на телегу, привезли к той самой церкей, из которой брали. Как я глянул — упал на колени, слезы потекли ручьем. Не мог своими ногами идти. Страшно вспоминать даже... На коленях полз я до алтаря, и все плакал. Люди встали на колени — и тоже плакали...

У меня дома был подрясник, крестнадел все. Заполз кое- как в алтарь, старички со мною зашли. Престол был закрыт клеенками, простынями. Раскрылина престоле крестик маленький лежит и Евангелие. Слава Богухоть Евангелие сохранилось! Принесли свечизажгли. Пришел псаломщик.

— Давай, батюшка, возглас!

Поставили меня на ноги. А я не могу стоять - плачу. Слезы сдавили горло. Два старичка меня подняли один справа, другой слева, держат под руки, помогли поднять руки, я только сказал:

Благословен Бог!..и упал. Не мог стоять на ногах. Залился слезами. Люди снова заплакали. Снова подняли меня.

- Батюшка, давай возглас!

Я тогда набрался силы, только сказал:

Благословен Бог наш и ныне и присно и во веки веков!..и упал опять. Они тогда сами сказали:Аминь!и пошла служба.31

Просфоры постряпалипринесли, чашу принесли, кагор, все у людей нашлось. Трое суток я не выходил из церквитрое суток молился. Не кушал, не пил, даже на улочку не ходил по естеству. Голова упадетзадремлю ненадолго, проснусьи опять служба. Ночью и днем. Люди не хотели уходить из церквитак наскучались по службе. Настолько были рады, настолько хотели молиться!.. Одни уходятдругие прихо­дят:

Батюшка, нам бы покреститься, исповедаться...

На четвертые сутки совсем без сил я вышел в церковный двор. Мне говорят:

Батюшка, вам сторожку истопили, вычистили, вымыли.
Пойдем туда!

Я упал и спалне знаю сколько... Две недели прошло, я ду­маю: "Надо бы домой за бельем съездить". Двое прихожан взя­лись проводить меня. Лошадку привели, Я только за ворота вышел, только перекрестилсяу меня голова закружилась. Упал яи не помню, как упал. И слышу, как в душе у меня слова звучат: «Молись! Пошли человекабелье принесут. Молись!»

И я очнулся. Боже! Бог повелевает молиться! Даже упали то молись. Вернули меня в сторожку. Потом белье принесли, вымылся я горячей водичкой. Ислава Богу! И стал молиться.

Вот с этого момента Господь даровал мне прозорливость. Вижу каждого человекакаков он. Мысли вижу людей. Будущее знаю каждого человека. Страшно говорить даже об этом. Ни­кому до того не рассказывал. Тебе же, Валентин, говорю, как сыну: это не мое, это Господь даровал такую крепость силы...

Заранее открыто было мне, что Никита Сергеевич Хрущев закроет нашу церковь. Я сказал тем самым двум старичкам, которые привели меня в церковь в 1943 году:

Завтра мы служим последнюю службу. После службы к нам придут церковь закрывать по приказу Хрущева.

Так все и случилось. Убрали мы все святыни, книги. Выхо­дим из алтаря. Смотримстоят четыре человека. Два мили­ционера и двое из исполкома. У них уже замки свои, пломбы свои.

Я говорю моим старичкам:

Идите со мной рядом. Сейчас к нам подойдут и назовут меня по имени-отчеству.

Двинулись эти люди к нам навстречу.

Вот, Михаил...называют меня по имени-отчеству, по приказу Хрущева ваша церковь закрывается.

Я только сказал им:

Не наша воля, а ваша воля. Пока...

Они свои два замка повесилина обе двери, а также две пломбы.

Был у меня антиминс, и стал я совершать службу дома, по ночам, в спаленке, где помещалось человек пять. Стали помо­гать мне монахиня, матушка Мария Яковлевна, и несколько старушек. Все делалось втайне, на службу приходили только доверенные люди. Ну и у кого какая нуждатребы тоже ис­полнял помаленьку,..

Приближалась Пасха, готовились совершать ночную служ­бу. Но языки довелимилиция об этом узнала. Ну, и я, по мило­сти Божией, знал, что в эту Пасху, в 5 часов утра, придут пять милиционеров, чтобы захватить насза то, что мы совер­шаем службу. Служили мы, завешивая окна одеялами, чтобы свет не просвечивался,и на улице, и у соседей, и возле дома много глаз. Службу закончили пораньше: уже в 3 часа ночи все ушли. Открыли двери, освежили комнату, чтоб в воздухе не чув­ствовался запах ладана. Все прибраличтобы признака не было, что здесь проходила служба. Я стою, молюсь, канон чи­таю Пасхальный. В епитрахили, с крестом. Свечи горят, сени открыты, двери открыты, калитка открыта. В пятом часу в дверь стучатся. Матушка Мария Яковлевна приглашает:

Заходите!

Заходят пятеро милиционеров. А я приготовил в прихожей 6 стульев: 5 в ряд и один напротив. Они входят, как в фуражках пришли, так и стоят. Я знаю, что они благословения брать не будут. Подхожукаждому ручку подаю:

Ну, здравствуй, Иван Петрович, здравствуй, Григорий Ва­сильевич!

Каждого называю по имени-отчеству. Один милиционер сни­мает фуражку и говорит:

Я таких людей еще не видел. Не знает нас, а по имени-отчеству назвал...

А я им отвечаю:

Садитесь, милые сынки, вы пришли меня поймать, да сами попались!

Они думают: как попались? Что это, засада какая-то? Ог­лядываются кругомнет, никого нет, никакой помехи. Тогда я и говорю им:

Мы живем в мире, где царствует грех. А грехи такие быва­ют...33

И начал. Рассказал одному все его грехи«от» и «до».

Другому и третьему. Они:

Батюшка! Так это вы про меня говорите!

И другой. И третий так же. А я то жеи четвертому, и пятому. Тогда они обомлели.

Батюшка! Учи нас! Мы ничего не понимаем. Только не го­вори никому про это!

Вы сами не скажите,отвечаю. Я-то не скажу. А то вы придете домойсвоим супругам: то-то-то.

Нет, нет! Не скажем никому.

А у тебя вот супруга некрещеная,говорю, у тебя мать некрещеная... А ты сам некрещеный... А они опять просят:

Батюшка, учи нас! Покрести нас. Прощаясь, сказали:

Батюшка, что надоговори! Во всем поможем.

Итак они стали помогатьс большой любовью помогали. В ночное время огород копали. Посадили ночью, чтобы никто не видел, а сами нарядились так, чтобы их не узнали. Дров при­везли. Колодец вычистили. Оградку отремонтировали. Картош­ку окучили и всю выкопалиспаси их Господи. Не давали мне ничего делать:

Батюшка, учи нас, учи!

Все покрестились. Всех их повенчал тут, в домике. Такие стали друзья с ними!..»

Вот как бывает в жизни. Вот видите, что значит правда Божия. В душу благодать входит, потому что она нужна, потому что она истина, любовь — это не поддельная, не искусственная любовь, а истинная любовь, правда Небесная. Она входит в душу — и че­ловек начинает понимать ее и становится из врага великим дру­гом.

Чтобы понять это, всем нам нужен был такой молитвенник, как отец Пимен. Он ведь девственник был, женского пола ни разу не коснулся. Условия его жизни были только скорбные. Он сам был худеньким, слабеньким, даже больным, а духом — такая сила! Вот и судите — зло или благо болезнь, если телесный недуг помо­гал держать душу в чистоте...

Через два года после нашей встречи отец Пимен отошел ко Господу. А его уроки до сих пор у меня в памяти. Прощаясь, я по­клонился и сказал ему:

—Спасибо вам большое!

А он — грозно так на меня глаза вскинул:

—Проси прощения!

А за что? — удивился я.

—Неправильное ты слово сказал.
А как надо?

—Спаси Бог! — громко произнес о. Пимен. Только так. Иначе говорить — это грех. Что такое «спаси»? Это же Самому Спа­сителю. Кого мы просим о спасении? Бога, а не какое-то «бо». Так и надо говорить: Спаси Бог, Спаси Христос! Спаси Господь! Ска­жи всем...

И я тоже с тех пор все о том наговариваю. «Спасибо» это гово­рить даже стыдно. Ведь Спаситель и Бог пришел всех нас спасти. Л мы даже ленимся или не хотим полностью, правильно выгово­рить слово — Бог. Мы не думаем! какое это повреждение нашей жизни. Подумаешь, мол буква! А, к слову, скажет преподаватель:

— Ребята, напишите «стол».

Они напишут, а последнюю букву не допишут. Получится не «стол», а — «сто»! Ох! Куда попали. Таких примеров много. По­пробуй торговый работник в отчете — одну цифру пропусти. Что будет? О-хо-хо! Сердце заколотится! Давление повысится. А по-юм ревизия проверит — все товары целы. А что случилось? Да цифру пропустили! Вот, как одна цифра действует в жизни. А тут - закон Божий: написан. Закон! Божий! А мы его полностью про­пускаем! И не одну букву, а все буквы. Так куда же мы попадаем?

Попав на тот свет, Клавдия Устюжанина спрашивала:35

Господи, как я буду жить, если мое тело все изрезано? А нампонять надо, что у всех нас душа изрезана! То тело. А то —душа. Мы все пораженные. Душа у нас у всех больная. Так сдела­ем ревизию в нашей душе! Видите сколько недостатков у нас в жизни-то! В семье. В обществе. В Кремле. Если мы в земной шко­ле в тексте требуем даже запятую точно поставить. А тут — школа Небесная. А тут закон Божий у нас не исполняется. А если бы Насвоспитывали жить по закону Божиему, всех, — то у нас бы не было ни крючка, ни замка, ни сторожа, ни тюрьмы, ни убийства, ни воровства, ни насилия, никакого хульного слова. И никакого оружия смертоносного нам не нужно. Смотрите, нам добра сколь­ко делать — не переделать! А мы — не можем добро сделать.
Потому что мы калеки — и телесно, и духовно. А поэтому нам надо Господа Бога просить всюду и всегда о вразумлении и о молитве. А чтобы нехорошие мысли не лезли, как говорил отец Пимен, «надо душу свою закрывать духовно Божьим законом. Не болтовней заниматься, а с Богом разговаривать». Благодать Его любить и ценить.

«РУЖЬЕ УМНЕЕ МЕНЯ!..»

Этот случай мне рассказал старичок Георгий, ссыльный — сосед по селу Колпашеву, где я работал после войны...

Случилось это весной 1931 года в Нарымском крае в селе Тогур. Жил здесь ссыльный священник с Украины — отец Димитрий. У него не было ни копеечки, ни крошечки хлебушка. Матушку со­слали в Красноярский край, а его самого в Томскую область за­брали, в Нарым. Он ходил и подаяние собирал — старенький, обросший батюшка, в пиджачке, без подрясника, в шапочке. На­шелся один человек — пожалел его:

—Дедуль, на вот тебе удочку, на вот тебе червячков, бери лодочку и поезжай на речку, порыбачь маленечко — рыбы здесь пол­но.

Он в лодку сел, а сам качается — вот-вот упадет. Голодный, истощенный, измученный. Смотрит кустик недалеко, вниз по те­чению. Он к нему подъехал, хотел привязать лодочку и начать рыбачить. Смотрит, а там небольшая сеть стоит, а в ней рыбы полно. Веслом приподнял сеть — и чебаков (рыба такая, мелкая) себе на уху набирает в лодку. Трясется от слабости и голода, сам плачет:

—Господи, прости меня, чужую рыбку беру...

А хозяин сети — сторож сельпо — в 9 часов сменился с Поста и поехал сеть снимать. Ехал в лодочке с ружьем.

Увидел, что какой-то старик из его сетки рыбку вытаскивает поднял ружье и хотел его убить.

Я удивляюсь, как у людей хватает злобы, чтобы убить человека из-за какой-то рыбы! Не вмещается в душу такое понятие... Вски­нул сторож ружье, а оно не стреляет. Чак — и осечка! Чак — осечка!

Он второй патрон заложил — опять осечка. Он повернул па­трон — опять осечка. Что такое? Ружье никогда не осекалось. Новое, двадцатый калибр. Ствол вверх поднял — сразу же вы­стрелило. Этот дедушка, священник, оглянулся. А хозяин, раз ру­жье не берет, — давай матерками его: кто ты такой, да что ты делаешь?!

Дедуля говорит:

— Милый, сынок, я ссыльный с Украины, с Почаева. Я у тебя рыбку беру, я ведь голодный.

— Да знаю я, что ссыльный! Что ты за человек, что в тебя ружье не стреляет? Тот говорит:

—Я был священником, а теперь, видишь, — никто.
Сторож тот, Иван, закричал, заплакал:

— Батюшка, прости меня! Я хотел тебя застрелить, а ружье оказалось умнее меня... Не выстрелило в тебя ружье. Сетку с рыбой снял, привез батюшку домой, накормил.

— Ложись, отдыхай. Два месяца кормил его:

— Кушай-отдыхай. Отдыхай-кушай.

Подкормил его, подкрепил, одел. А потом помог домой вер­нуться — дал ему денег на дорогу. Кверху по течению вез его на маленькой лодочке, обласок называется. 40 километров они вме­сте гребли. Посадил на пароход и отправил до Томска, а оттуда — на поезде на Украину.

А потом, уже после войны, батюшка приглашает этого Ивана - приезжай ко мне. Уж стали друзья. Вот чудо какое.

Этот случай в то время был всем известен. Георгий, который возил меня к этому Ивану, говорил:

—Сам хозяин, который хотел застрелить батюшку рассказывает, а слезы у него текут. А как же? Ведь это Господь руководил ружьем.37

Вот как Бог удерживает своих верующих людей. Так что будьте верующие. Нам сейчас дается истинная правда вера.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 203 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с)...