Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Погребения. Погребения под курганами



Погребения под курганами. Основной объединяющий признак ямной культуры – погребальные памятники, захоронения в положении лёжа на спине, с согнутыми коленями под курганами (древнейшими из известных доныне).

Тела посыпались охрой. Захоронения в курганах были множестве

Я́мная культу́ра (точнее — Древнея́мная культу́рно-истори́ческая о́бщность) — археологическая культура эпохи позднего медного века — раннего бронзового века (3600—2300 до н. э.). Занимала территорию от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере. нными, и зачастую производились в разное время.


Катакомбная культура

Катакомбная культура

археологическая культура эпохи раннего бронзового века, распространённая в 1-й половине и 3-й четверти 2-го тыс. до н. э. в Северном Причерноморье и Нижнем Поволжье. Выделена в начале 20 в. В. А. Городцовым. Носителями К. к. была группа родственных племён, генетически связанных с жившими в 3-м тыс. до н. э. на этой же территории племенами ямной культуры. Для К. к. характерны родовые посёлки и курганные могильники (захоронения в подкурганных катакомбах (См. Катакомбы), в скорченном положении на боку, посыпаны красной краской, символизирующей огонь). Инвентарь: глиняная посуда с орнаментом, нанесённым верёвочными штампами (характер узоров позволяет включить К. к. в более широкий круг Шнуровой керамики культуры), каменного и бронзового орудия и оружие, костяные и бронзовых украшения. Племена К. к. занимались скотоводством и земледелием, знали металлургию меди и бронзы, вели обмен с окружающими племенами, особенно с племенами Кавказа, а через них были связаны с Передней Азией, Ираном, Египтом. У племён К. к. материнский род сменился отцовским, возникли предпосылки для имущественной дифференциации (погребения вождей и родовых старейшин отличаются более богатым инвентарём). К концу 3-й четверти 2-го тыс. до н. э. племена К. к. были вытеснены продвинувшимися из района Средней Волги племенами срубной культуры (См. Срубная культура).

Катако́мбная культу́рно-истори́ческая о́бщность — этнокультурное объединение эпохи средней бронзы (XXV—XX вв. до н. э.), распространённое в степной и лесостепной полосе от Приуралья и Северного Кавказа до низовий Дуная. Была изначально выделена как археологическая культура в 1901—1903 гг. В. А. Городцовым. Позднее исследователями были выделены локальные варианты, которые были выделены в самостоятельные археологические культуры. В научный оборот было введено понятие «катакомбная культурно-историческая общность». Представлена памятниками раннекатакомбной (XXV—XXIII вв. до н. э.), донецкой (XXIII—XX вв. до н. э.), харьковско-воронежской или среднедонской (XXVIII/XXVII—XX вв. до н. э.) и ингульской катакомбных культур (XXVIII—XX вв. до н. э.). Первооткрывателем катакомбной культуры является В. А. Городцов, который в 1901—1903 годах в процессе исследования курганных древностей Северского Донца обратил свое внимание на погребения в катакомбах — специфическое погребальное сооружение, состоящее из вертикального колодца (входной ямы), дромоса (проход в виде коридора) и погребальной камеры (место погребения). В соответствии с конструктивными особенностями погребального сооружения, выделенная им культура, получила название катакомбной[1]. Позже исследователи обратили своё внимание на неоднородность катакомбных памятников на различных территориях, что способствовало выделению в 50-60-х годах ХХ века ряда локальных вариантов[2][3]. С накоплением археологического материала создались предпосылки для осмысления локальных вариантов в качестве самостоятельных археологических культур единой катакомбной культурно-исторической общности, что в конечном итоге и было проделано в начале 70-х годов ХХ века исследователями Л. С. Клейном и О. Г. Шапошниковой[4]. Проблема происхождения катакомбной культуры (позднее катакомбной культурно-исторической общности) была поставлена в начале XX века В. А. Городцовым, почти сразу после открытия на Северском Донце подкурганных захоронений в катакомбах, но до сих пор остаётся дискуссионной. Исследователями обсуждаются автохтонная и миграционная теории происхождения племён катакомбной общности. Приверженцы автохтонной теории считают, что появление катакомбной общности следует связывать с дальнейшим развитием местного ямного населения[5]. Сторонники миграционной теории высказывают мысль о том, что катакомбные племена восходят генетически к ямному, но возникают под сильным миграционным воздействием популяций Предкавказья. Понятие «раннекатакомбного времени» и «раннекатакомбной культуры» широко используются исследователями, хотя и не имеет чётко сформулированного статуса. В раннекатакомбное время в среде ямных племён распространяется обряд погребения в катакомбах, но эти изменения не сопровождаются сменой населения. На это указывают антропологические материалы и характер материальной культуры, которая всё ещё насыщена ямными чертами. Отмечается определённое сосуществование позднеямной и раннекатакомбной культур, с последующим доминированием последней Тип хозяйства[править | править исходный текст]

Тип хозяйства носителей катакомбной культурно-исторической общности определялся экологическими условиями степной и лесостепной зон. Так, в степи укоренилось пастушеское или отгонное скотоводство кочевого типа, которое было основано на разведении крупного и мелкого рогатого скота. В лесостепи распространяется модель пастушеского или стойлового скотоводства с преобладанием в стаде крупного рогатого скота и свиней. Земледелие если и было, то имело в системе жизнеобеспечения местного катакомбного населения подсобный характер.

Посуда катакомбной культуры лепная, преимущественно с плоским дном.

Этническая принадлежность[править | править исходный текст]

Относительно этнической принадлежности носителей катакомбной культуры нет сколько-нибудь достоверных сведений. Автохтонная версия происхождения катакомбников выводит эту культуру из более ранней ямной культуры. Ямная культура в свою очередь отождествляется некоторыми исследователями с носителями предков индо-иранских языков[5]. Л. С. Клейн выдвинул гипотезу о том, что катакомбная общность представляла собой ранний этап культур-носителей индоарийских языков.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 567 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...