Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Майкопская культура — 4 тыс лет до н.э



Археологическая культура распространённая в предгорьях Северного Кавказа в раннем бронзовом веке. Названа по Майкопскому кургану, исследованному в 1897 году археологом Н. И. Веселовским.

Основные характеристика носителей майкопской культуры:

· владея искусством добычи и обработки металлов, изготавливали из бронзы, золота и других местных руд различные предметы быта, посуду, оружие, ножи, наконечники стрел, разного рода крашения, ритуальные фигурки животных

· владея гончарным делом, изготавливали различную посуду и другую утварь

· селились в горных ущельях, в труднодоступные и удобные для обороны места, поселения огороживали мощными каменными стенами (видимо вели множество войн)

· на тело умерших вождей посыпали красную краску (охру) и хоронили их в курганах, рядом с умершим важдями клали многочисленные посмертные дары - оружие, украшения, посуду, одежду, а также делали жертвоприношения людей и животных. Вокруг захоронения устанавливали каменный круг - кромлех.

Кромлех — древнее (времен неолита, бронзового века и позднее, вплоть до раннего Средневековья) сооружение, представляющее собой группу одиночных вертикально стоящих камней до 20 м высотой (Менгиров), образующих круг или полукруг. Иногда в центре таких сооружений находится другой объект: скала, менгир, каирн, дольмен, галерея или даже целый мегалитический комплекс. Кромлехи встречаются практически везде. Их назначение не всегда до конца ясно. Среди известных применений — ритуальное ограждение священного пространства с образованием «храма под открытым небом», календарная система визиров с отслеживанием положений Солнца и возможно, Луны. Существуют теории, связывающие некоторые кромлехи с астрономическими наблюдениями. Есть кромлехи, выполняющие чисто технологические функции. Так, многие курганы обкладывались камнями и скалами для предотвращения расползания искусственного холма. И, конечно, существуют системы, в которых каждая из этих функций присутствует в той или иной степени. На территории современной России кромлехи присутствуют повсеместно в самом разнообразном виде. Это и отдельные технологические кромлехи-обкладки дольменной культуры Кавказа, и обкладки курганов майкопской культуры.

Общественный строй племён Майкопской культуры — предположительно первобытнообщинный, с далеко зашедшем имущественным неравенством. Майкопцы знали и использовали колесо и гончарный круг, причём производили преимущественно красную, лощёную, иногда орнаментированную керамику. Ведущие формы хозяйства — скотоводство, в котором на первом месте находилось овцеводство, а также земледелие. Найдены орудиями труда и оружие: наряду с каменными сверлёными топорами, вкладышами для ножей и серпов, наконечниками стрел были медные топоры, мотыги, долота, ножи, кинжалы, вилы, наконечники копий. Культура представлена многочисленными поселениями и курганами, а на позднем этапе каменными гробницами и дольменами.

Появление культуры датируется примерно 38 -36 веками до н. э., период среднего, позднего Урука в Месопотамии и древнего государства Шумеров. Различные памятники майкопской культуры датируются временем 3950 - 3650 – 3610 - 2980 до н.э. (вторая четверть IV-го - вторая половина IV-го - начало III-го тысчелетия до н.э.).

Культура представлена не только курганами, но и бытовыми памятниками. В конце 50-х - 60-х годах была открыта большая группа поселений в бассейне реки Белой и по р. Фарс южнее Майкопа. Планировка этих поселений восстанавливается "как круг или овал из жилищ, пристроенных к оборонительной стене с площадью - загоном для скота в центре" (исследователь А. А. Формозов). Жилища майкопцев представляли собой легкие каркасные постройки, обмазанные глиной, которые опирались на деревянные столбы. Дома были прямоугольные, площадью примерно 12x4 м.

Ещё в начале 20 века, в найденых украшениях, учёные установили наличие местного, майкопского звериного стиля в найденных артефактах, который возможно послужил эталоном создания изделий звериного стиля для более поздних археологических культур, то есть следует иметь ввиду что майкопский звериный стиль более чем на тысячу лет старше скифского, сарматского и кельтского, меотского звериных стилей. С.Н. Коренвский установил нижеследующие виды символизма и культы майкопской культуры, а именно:

· Военно-охотничья символика,

· Военно - бигменская символика

· Символика могильного пространства и места в нем погребенного

· Символизм очистительных обрядов

· Комплекс страха перед умершим

· Символика гробниц новосвободненской группы

· Символика гробниц на Терке долинского варианта

· Охра в обрядах и отражение магии отдельных частей тела

· Символика курганной насыпи

· Особое ритуальное отношение к отдельным предметам

· Символика благородных металлов и полудрагоценных камней

· Символика ритуальной сцены: медведь и дерево на серебряном кубке

· Символика изображений на сосуде из Сунженского могильника

«Звери данного стиля более реалистичны: они статичные и грациозные, выглядят более натурально, отличаются выразительностью и лаконичностью силуэта. Также наблюдается сочетание скульптурных форм с графической проработкой стилизованных анатомических деталей. Образам не присуща схематизация в сравнении с аналогами из других культур. Майкопский стиль – словно ядро: он отличается особенным богатством и колоритом. Уникальная черта майкопского звериного стиля – это и технология создания предметов. Например, скульптуры Майкопских бычков на штандартах – полностью полые и литы. Это невероятно сложная технология, и даже сегодня ее с трудом воссоздают, используя новейшее оборудование...» Б.В. Фармаковский

М.В. Андрева проводила исследования изображений на двух серебряных сосудах из Майкопского кургана, а также и всей металлопластики данного кургана, и установила следующие характерные особенности и выводы:

· определенный набор животных, изображения которых занимают центральное место

· композиционное оформление в виде процессии или ряда фигур

· отсутствие фантастических существ

· предельная типизация образов

· простота и геометризм рисунка

· четко видимая связь изображений животных с космогоническими представлениями

· есть значительные различия между майкопскими изделиями и произведениями шумерского искусства второй четверти - конца III тысячелетия до н.э., что исключает возможность их объединения в рамках одной художественной традиции

· наличие в сюжета майкопских изображений "процессии животных" встречается в искусстве Двуречья конца IV-начала III тысячелетия до н.э., что указывает на культурную близость майкопских образцов с памятникам первой половины Протописьменного периода в Южной Месопотамии

· однако, есть и значимые различия в пропорциях и деталях рисунка, которые не позволяют объединить шедевры ювелирного искусства из Майкопа с шумерскими центрами ремесла

Есть мнение, что истоки скифского звериного стиля — местные, южнорусские и уходят корнями к нач. III тыс. до н. э. а именно к Майкопскому кургану. При сравнении фигур из Майкопского кургана с найденными в курганах скифской эпохи, видно лишь некоторое стилистическое единство (при этом Майкопский курган на тысячу лет старше скифских). Восточные, среднеазиатские и сибирские изделия имеют отличительный знак – использование стилизации, а здесь побеждал «реализм». Также утверждается - в Греции в III тыс. до н. э. изделий, подобных украшениям из Майкопского кургана, обнаружено не было. Даже пресловутые сокровища из микенских гробниц датируются многими веками позднее, начиная с XVI в. до н. э.

1-ый феномен. Производство бронзы на местном сырье. Кузнецы племен майкопской культуры работали на кавказском сырье. Наряду с изделиями из бронзы, майкопцы продолжали пользоваться каменными топорами и стрелами с кремневыми наконечниками.

2-ой феномен. Коневодство. Уже в те времена представители выделявшейся майкопской знати пользовались конем для верховой езды. Так как появление майкопской культуры датируется началом 4 тыс. до н. э., то этот факт может служить указатем на определенный приоритет в коневодстве и возможно в использовании лошадей в военном деле. При этом следует отметить, что майкопцы жили оседлой жизнью, а в выращиваемых ими стадах, лошади составляли очень невысокий процент, а большую часть составляли свиньи и крупно рогатый скот.

Псалии - часть древнего уздечного набора, представляет собой пару вертикальных стержней, прикреплявшихся перпендикулярно к концам удил для закрепления их во рту верхового коня. Самые первые, древнейшие, примитивные псалии очевидно были из кости. На следующем этапе развития появились бронзовые псалии. Наиболее древнейшими из сохранившихся "бронзовых псалии" обнаружены в при раскопках в рамках Майкопской археологической культуры, которая датируется концом IV тыс. до н.э. Археологи обнаружили уникальной формы бронзовые псалии майкопской культуры, которые представляют собой бронзовый стержень с закрученной петлей в середине с продетым через неё узлом, которым заканчивались мягкие удила, повод и ремень оголовья. Насечки и выпуклости на краях псалии служили, очевидно, для закрепления наносного и подгубного ремней.

3-ий феномен. Террасное земледелие. Строительство племенами майкопской культуры рукотворных террасовых комплексов в горах есть доказательство их оседлости, высокой плотности населения, высокого уровня сельскохозяйственных и инженерных навыков. Террасы, майкопской культуры, строились примерно начиная с IV тыс. до н. э., а все последующие культуры использовали их для сельскохозяйственных нужд. Подавляющее большинство керамики (найденные в террасовых полотнах) — посуда майкопского периода, а остатков скифской и аланской керамики меньше. В искусственных подсыпных (опорных) слоях, имеет место факт находки исключительно майкопской керамики. Террасы майкопской культуры являющиеся одними из самых древних в мире, при этом они мало исследованы. Долгожительство террас (возраст более 5 тысяч лет) позволяет считать строителей этих террас непревзойденными инженерами и мастерами.

Террасное земледелие — земледелие на искусственно созданных полях, расположенных на нескольких уровнях холмов или гор в виде широких ступеней (террас). В условиях гор и предгорий террасное земледелие это вынужденная необходимость, которой нет альтернативы и до сих пор, поэтому террасное земледелие применялось практически всеми народами живущими в горных или предгорных районах, чья экономика базировалась на земледелии. Террасное земледелие применялось в Китае, Индокитае, Индонезии, Филиппинах, Непале, а также в Южной Америке ещё со времён древнейших индейских государств (Морай — империя инков и др.), предположительно, в древнем Вавилоне (Висячие сады Семирамиды), в древнем Риме (Вилла Папирусов в Геркулануме). Террасное земледелие применялось также в древней Англии, при этом терраса называлась lynch. Хорошим примером является Lynch Mill в Лайм-Риджис, где вода поступает на мельницу через канал, проложенный по террасе.

4-ый феномен. Письменность. В Майкопе и его окрестностях найдено три памятника древнего письма: известная Майкопская плита, Петроглифы Махошкушха (рисунки на гальках), и пуантильная надпись золотого колпачка из Курджипского кургана. Все они остаются пока не расшифрованными.

Майкопская плита – нерасшифрованная, псевдоиероглифическая письменность. Предположительно, письменность носителей майкопской или более древней культуры (предварительно датируется с середины 4 тыс. до н.э. по середину 3 тыс. до н.э.). Найдена случайно в 1960 году, на территории Коэщевского городища (солярного святилища). Является самым древним материальным артефактом создания письменности на территории бывшего СССР, а значит и России. Первая публикация была в журнале Техника-молодежи № 11 за 1964 г., с.9. Единственный экземпляр каменной плиты (треугольной формы) с надписью хранится в Санкт-Петербургском этнографическом музее.

Петроглифы Махошкушха — гравированные рисунки на галечных камнях, обнаруженные в Республике Адыгея. Данные петроглифы нерасшифрованные относятся к типу «Азильские гальки» (Азильская культура). Более всего подходят к арамейскому письму. Датировка предположительно IX—VIII тыс. до н.э. В 1983 г. в карьере учащимися местной школы № 2 были найдены несколько галек с изображениями, которые они доставили в Адыгейский областной краеведческий музей. Место обнаружения — гравийный карьер горы Махошкушха, к востоку от Майкопа, на северной окраине хутора Пролетарского 1-го. Местонахождение было исследовано экспедицией АНИИ под руководством П. У. Аутлева 1983-84 гг. В результате кропотливой двухлетней работы было найдено 90 петроглифов — галек с выгравированными на них изображениями. Характер изображений: 4 жилища конической формы, 7 луков, 30 стрел, 28 дротиков, два копья, 1 лассо, на 9 петроглифах изображения 9 охотничьих сцен, слон, олень, дикая лошадь, бык, мамонт (которого нет на азильских гальках), стилизованные фигурки людей («человечки»), а также геометрические и абстрактные символы. Группы знаков на гальках расположены горизонтально в виде строк. Последние отделены друг от друга горизонтальными линиями (представлены образцы с одной и четырьмя разделительными линиями). Это — наиболее ранние образцы деления поверхности письма. Центральным сюжетом является изображение человека, исполненного в стиле геометрического схематизма, затем следуют изображения животных: мамонта, слона, быка, лошади, оленя, козла, волка и зайца. Млекопитающие животные исполнены в более или менее реалистическом стиле.

5-ый феномен. Картография. Присутствующий на одном из серебряных сосудов горный пейзаж, схожий с очертаниями Кавказского хребта, считается древнейшим картографическим рисунком.

Международная научная общественность считает Майкопскую культуру археологическим феноменом вот уже более ста лет, то есть с момента первых публикаций о ней, однако определенную интригу добавляют последние, несколько сенсационные заявления о находках сделанных к.и.н. А. Д. Резепкиным, а именно:

· Самый древний бронзовый меч. Он сообщил, что в каменной гробнице «Клады» (Новосвободная) найден самый древний бронзовый меч, который уже экспонируется в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Общая длина 63 см, длина рукояти 11 см — датируется второй третью 4-го тыс. до н.э.

· Самая древняя колонна. Он сообщил, что «самую древнюю колонну придумали не древние греки, а древние жители Северного Кавказа (носители дольменной культуры в 3 тыс. до н. э.)»

· Самый древний музыкальный инструмент, струнный смычковый. Он сообщил, что обнаруженный в каменной гробнице на Северном Кавказе, музыкальный инструмент (по виду напоминающий гусли), датируется концом 4 тыс. до н. э. и являеется самым древним струнно-смычковым музыкальным инструментом. Позже, инструмент получил своё имя «Шичепшин», от адыгских реставраторов, что соотвествует наименованию адыгейского народного струнно-смычкового инструмента подобного типа. По сообщению А.Резепкина, в настоящее время инструмент хранится в Государственном Эрмитаже.

Майкопская культура - это прежде всего кавказское явление, которая достигла своего взлета на основе собственных производств прежде всего в наиболее совершенных технологиях раннего бронзового века, связанных с металлообработкой меди и бронзы, золота и серебра, керамическим производством, камнерезным делом и, вероятно, ткачеством. Северокавказские исследователи относят майкопцев к понтийской расе и считают предками таких коренных народов Западного Кавказа, как абхазы и адыги. Считается, что некоторые драгоценности и украшения прямо указывают на торговые или генетические связи племён Майкопской культуры с Древним Востоком. В частности, в Кабардино-балкарии, в кургане майкопской культуры были обнаружены лазуритовые бусы. Известно, что лазурит на Кавказе не встречается, ближайшие его месторождения находятся на Урале и в Малой Азии. Анализ состава минерала указал на его происхождение из Бадахшана (северо-восток Афганистана, на границе с Таджикистаном, Пакистаном и Китаем). Этот факт считается ещё одним доказательством культурын, торговых и иных связей Кавказа с миром шумерской цивилизации в Урукский период (вторая половина IV—III тысячелетие до н. э.). Возможно, что древнейшей родиной носителей майкопской культуры была Месопотамия (точнее — север Сирии). Основанием являетмя сходство артефактов Майкопской культуры с найденными недавно в ходе раскопок древнего города Телль Хазна l на севере Сирии, постройка которого датируется 4 тысячелетием до н. э. Согласно результатов палеоантропологических исследований, учёные сообщают, что «черепа носителей майкопской культуры более тяготеют к переднеазиатским и джараратским (пос. Джрарат, северо-восток Армении, округ Ахурян)». Аналогичные черепа были и у части носителей ямной культуры.

Передняя Азия (Западная Азия, Юго-Западная Азия) — географический регион в Азии, включающий в себя, с географической точки зрения, Закавказье, Копетдаг, Малоазиатское, Армянское и Иранское нагорья, Месопотамию, Аравийский полуостров и Левант, а с политической точки зрения три региона — Ближний Восток (без Африканской части), Средний Восток и Закавказье (Южный Кавказ).

Ямная культура (точнее — Древнеямная культурно-историческая общность) — археологическая культура эпохи позднего медного века — раннего бронзового века (3600—2300 до н. э.). Занимала территорию от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере. Ямная культура была преимущественно кочевой, с элементами земледелия вблизи рек и на некоторых городищах.

Майкопская культура охватила следующие территории:

· равнины и предгорья Предкавказья (до правого берега р. Бейсуг - самая северная находка майкопского погребения близ р. Чограй в Ставропольском крае)

· занимая Закубанье (на запад вплоть до Таманского полуострова)

· верхнее Прикубанье

· Терские наклонные равнины Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии и Чечни (вплоть до с. Бачи-Юрт в Чечне).

Западное Предкавказья (Майкопский район) считается большинством ученых как центр формирования культуры, откуда её носители могли расселяться на восток. Наибольшая концентрация памятников МНО в Майкопском районе, в бассейнах р.Белой и Фарса. Граничила на севере с нижнемихайловской, позднее с новотиторовской культурой. Найденные Н. И. Веселовским в одном из Ульских курганов богатые захоронения меотского вождя также относятся к Майкопской культуре. На южной части ореала, со временем майкопская культура сменилась дольменной культурой, а в северной части северокавказской культурой, которые позже сменила меотская и другие культуры.

АФАНАСЬЕВСКАЯ КУЛЬТУРА, распространена в горных районах Алтая, Минусинской котлови­не, прилегающих районах Тувы, Монгольского Алтая и Синцзяна. Относится к эпохе ранней бронзы (IV — первая половина II тыс. до н. э.).

Первые раскопки афанасьевских памятников произведены В.В. Радловым в Горном Алтае в XIX в. Культура выделена С.А. Теплоуховым в 1927. В настоящее время на Алтае известно свыше 60 археологических памятни­ков. Лучше всего исследованы могильники (Айрыдаш-1, Арагол, Балыктыюль, Бертек-33, Ело-1, II, Первый Межелик, Пещернин Лог и др.), поселе­ния — слабее. Раскопки проводились приблизит, на 10 памятников — Алты-Айры, Малый Дуган, Кара-Тенеш и др. Интересный источник для исследования афанасьевской культуры пещерыДенисова, Иульчак, Каминная и др. На Алтае выявлены 2 афанасьевских культовых комплекса — Кара-Коба и Кучерла I (Куйлю). В Минусинской котловине культура известна прежде всего по материалам могиль­ников. Наиболее изучены Афанасьевская гора, Барсу­чиха, Каменный лог, Красный Яр, Подсуханиха и другие. Значительное количество памятников исследовано полностью. На границе Хакасии и Тувы изучено многочисленное поселение Тоора-Даш, которое впервые дало надежную стратиграфическую колон­ку. Случаи обнаружения афанасьевские памятнмики в Монголии и китайском Синцзяне пока эпизодичны, эти памятники извест­ны по отдельными находкам и захоронениям. Остатки афанась­евских жилищ обнаружены на поселении Кара-Тенеш (Горный Алтай). Вероятно, это были полуземлянки, углубленные на 0,15—0,2 м и имеющие подпрямоугольную форму, с несколькими каменными очагами, расположенные рядами вдоль стен. Конструкция стен, вероятно, срубная. Устойчива конструк­ция каменных очагов. Это кольцо диаметром 0,8—1,2 м. Камни врыты под углом от 45°. Глубина до 0,2 м. Дно выложено камнем. Такие очаги имели место на всей территории распро­странения культуры. На поселениях обнаружены кера­мика, аналогичная погребальной посуде, кости животных, ка­менные и костяные орудия. Крайне редко встречаются бронзовые изделия. На поселении Аскат-2 найден обломок литейной формы, что, не­сомненно, говорит о наличии бронзолитного производства. Яр­кие свидетельства хозяйственной деятельности полу­чены при раскопках афанасьевских слоев в пещерах, использо­вавшихся для содержания скота. В Де­нисовой пещере об­наружены мощные (около 1 м) слои ове­чьих копролитов, остатки деревянного загона, а в предвходовой части — очаги и остатки хозяйственной деятельности. Наиболее изучены погребальные комплексы Афанасьевской культуры. Надмогильные сооруже­ния представлены круглыми оградами из вертикально сто­ящих плит, кольцами, выложенными из блоков рваного камня, при этом внутри ограды устраивалось каменно-землянное сооружение. Сооружение возводилось над погребением. Для Алтая характерна 1 могила, в Минусинской котловине могло быть до 3 захоронений. В могилу поме­щали 1—2 умерших. В Минусинской котловине встречаются еще и коллективные усыпальницы на 5—8 человек, при этом имеют место вторичные погребения. Детей и подростков часто хоронили в небольших оградках — пристройках к кургану — со взрослыми. Могилы ориентированы по направлению Запад-Восток с отклонениями. В разной степени в могилах присутствует охра. Умерших помещали на спине, с согнутыми кверху коленями, в скорченном поло­жении на правом боку, а также в вытянутом на спине, чаще всего головой на ЮЗ. Основной погребальный инвентарь — глиняная посуда (1—4 горшка). Остальные предметы из камня, кости, бронзы, золота встречаются единично. Культовые комплексы представлены 2 вариантами: 1-й в виде каменного круглого сооружения с очажной ямой в цент­ре с фрагментами керамики, костями животных и т. д. 2-й вариант святилища выявлен на Кучерле. Здесь под скальным навесом обнаружены разновременные компози­ции петроглифов, а также материальные свидетельства связанных с ними культовых мистерий. Нижний, наибо­лее древний слой святилища представляет Афанасьевскую культуру, как, ве­роятно, и древнейшие изображения маралов. Афанасьевская посуда изготавливалась кольцевым ленточным спо­собом. Форма и размеры — от миниатюрных емкостей до вмещающих несколько десятков литров. Преобладают яйцевидные остродонные сосуды, круглодонные корчаги, реже встреча­ются плоскодонные горшки и чаши-курильницы. Сосуды богато украшены сплошными оттисками гладкого или зубчатого штампа, образующими различные композиции в виде горизонтальной елочки, древовидных фигур и т. д. Венчик сосуда особо подчеркнут горизонтальным зигзагом или налепными валиками. Из металлических предметов следу­ет отметить бронзовые, одно- и двулезвийные ножи, бронзовые кельт без отверстий и пазов для крепления, шилья, проколки, спиралевидные сережки. Высокого развития достигла каменная индустрия. Можно говорить о выражен­ной пластинчатой технике обработки камня. Из отщепов изготавливали наконечники стрел и дротиков, но­жи, скребки, полированные и сверленные топоры. Широко использовалась кость и рог. Носители Афанасьевской культуры разводили мелкий и крупный рогататый скот. Существенным подспорьем в экономике была охота. Проблемы возникновения Афанасьевской культуры и ее внутренняя периодизация остаются дискуссионными. Традиционной является миграционная гипотеза, связывающая носителей данной культуры с ямной, фиксируемой в Восточной Европе. Достаточно убедительным представляется кон­цепция центрально-азиатского происхождения Афанасьевской культуры на основе местного неолита. Определенное своеобразие в инвентаре, погребальном обряде и антропологических материалах позволяет ряду исследователей говорить о локальных вариантах культуры — восточной минусинской и западной горно-алтайской.

Афана́сьевская культу́ра — южносибирская археологическая культура бронзового века (III—II тысячелетия до н. э.). Название культура получила от Афанасьевской горы (близ с. Батени в Хакасии), где в 1920 году был исследован первый могильник этой культуры.

Помимо основного района — Алтая (Ело 1-2, Бике 1, Пещеркин Лог и др.) и Хакасско-Минусинской котловины, ареал памятников включает Восточный Казахстан, Западную Монголию и Синьцзян.

ЯМНАЯ КУЛЬТУРА

точнее ямная (древнеямная) культурно-истори- ческая область, - условное наименование ряда близких археол. культур, распространенных в каспийско-черноморских степях в 3-нач. 2-го тыс. до н. э. Первые памятники Я. к. открыты и определены В. А. Городцовым в 1901 на Северском Донце. Терр. Я. к. в период ее расцвета простиралась от Юж. Приуралья на В. до р. Днестр на З., от Самарской Луки на С. до pp.Терека и Кубани на Ю. Внутри нее выделен ряд вариантов, соответствующих конкретным племенным группам и отдельным, хотя и тесно исторически связанным, культурам. Осн. варианты: Волжско-Уральский, Предкавказский, Донской, Северско-Донецкий, Приазовский, Крымский, Нижнеднепровский, Юго-Западный (Буго-Днестровское междуречье), Северо- Западный (правобережье среднего Днепра). Осн. объединяющими признаками Я. к. являются: характерный погребальный обряд - индивидуальные подкурганные погребения со скорченными, окрашенными охрой костяками, а также специфич. формы круглодонных сосудов. В развитии Я. к. выделяются 3 хронологич. периода. 1-й - древнейший (1-я пол. 3-го тыс. до н. э.) с наибольшей четкостью представлен в Волжско-Уральском, Предкавказском и Донском вариантах. Для него характерны скорченное положение погребенных на спине, вост. ориентировка, обилие охры, остродонные горшки, целиком покрытые штампованным и поперечным орнаментом, кремневые и кварцитовые орудия (ножи, скребки, наконечники стрел), украшения из кости и раковин, кам. навершия - скипетры. Поселения этого периода представлены лишь временными стоянками подвижных скотоводч. групп. В течение 1-го периода племена Я. к. распространились на З., вступив в тесное взаимодействие с поздненеолитич. населением Приазовья и Поднепровья (Днепродонецкая культура и культура Среднего Стога II). Для 1-го периода характерно наибольшее культурное единство по всей терр. Я. к. 2-й период (3-я и нач. 4-й четв. 3-го тыс. до н. э.) отмечен началом дифференциации внутри Я. к., обусловленной спецификой развития разных р-нов и особенностями их культурных контактов. Древние традиции прочнее всего сохранились в Волжско-Уральском варианте. Погребальный обряд здесь остался прежним, сосуды круглодонные, орнамент более скромный, геометрический, к прежним орнаментальным приемам прибавляются отпечатки шнура. Появляются первые медные изделия (шилья и короткие ножи), костяные украшения и трубки ("флейты"). На Дону и в Приазовье обряд менее стабилен (погребения на боку, различная ориентировка). Здесь наблюдается сильное воздействие сев.-кавк. майкопской культуры (плоскодонные сосуды, медные изделия). Своеобразие зап. вариантов Я. к. в этот период обусловлено усиливающейся ролью местных культур Поднепровья (наряду с курганными - бескурганные погребения, кам. закладки, зап. ориентировка, специфич. формы сосудов, шнуровая орнаментация). Взаимодействие с раннеземледельч. культурами сев.-зап. Причерноморья привело к оседанию части населения Я. к. и появлению у него стационарных поселений (в Поднепровье - Михайловское поселение, Скеля Каменоломня, Дурна Скеля и др.). В Михайловском поселении ко 2-му периоду относится средний слой, отмеченный кам. основаниями домов, сочетанием круглодонных и плоскодонных сосудов, развитым кам. инвентарем, единичными медными изделиями, безусловными свидетельствами земледелия. Верхний слой этого поселения относится уже к 3-му периоду Я. к. (кон. 3-1-я четв. 2-го тыс. до н. э.). В нем открыты кам. укрепления, сложные дома, заметно возросло число металлич. орудий. 3-й период характеризуется еще большей дифференциацией и активным взаимодействием племен Я. к. с племенами катакомбной культуры и сев.-кавказскими племенами. Единство погребального обряда нарушается по всей терр., сосуществуют кругло- и плоскодонные сосуды. Распространяются изделия из кавказского металла (бронзовые ножи, тесла, шилья, подвески). Есть следы местной металлообработки. Дифференциация племен привела к исчезновению объединявших их ранее характерных черт материальной культуры, свойственных Я. к. Потомки племен Я. к. на В. сыграли осн. роль в формировании срубной культуры бронзового века, на З. они были ассимилированы рядом новых общностей (среднеднепровской, катакомбной, усатовской). Осн. отраслью х-ва племен Я. к. было скотоводство, в открытых степях - полукочевое и кочевое, в речных долинах - придомное, сочетавшееся с земледелием. Подвижность скотоводч. племен обусловила их быстрое распространение и далекие миграции: следы вторжений племен Я. к. отмечены вплоть до С. Балканского п-ова. Иск-во Я. к. представлено древнейшими антропоморфными кам. изваяниями степной полосы. Племена Я. к. сыграли значительную роль в формировании ряда групп индоевропейской языковой семьи.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 2658 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...