Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В прошлом, когда поединок (СИАЙ) был встречей
со смертью, возникали другие важные проблемы, ко-
торые необходимо было преодолеть. Поражение фак-
тически означало смерть, поэтому борьба сопровожда-
лась страхом, беспокойством, обманом, непредвиден-
ностью, другими волнениями. Именно поэтому суще-
ствовала необходимость в способе закалки организма,
который открывал бы путь к спокойствию и самооб-
ладанию. Конкретными примерами этого являются
ДЗЭН, РОГЕ (способ особой закалки в холодной воде
водопада), другие пути аскетизма. Большое влияние
на развитие систем духовного совершенствования ока-
зал дзэн-буддизм. Это проявилось и в терминах тра-
диционного военного искусства.
С одной стороны, дух был направлен к жизни, с дру-
гой — люди ясно понимали неизбежность смерти. Сей-
час такой взгляд вызовет, наверное, немало критики,
но для того времени он был очень естественным. Мы
должны также понять, что такая философия была ос-
нована не на принципе ТАРИКИ ХОНГАН (надежда
на постороннюю силу), а на принципе ДЗИРИКИ
ХОНГАН (надежда на свои силы): человек сам дол-
жен пройти через испытания и закалить себя.
Не нужно критиковать БУДО за то, что иногда в нём
проявляется мистицизм и религиозность. Несмотря на
то что иногда мы находим в нём признаки религиозно-
сти, военное искусство не является религией, и поэто-
му такие признаки должны когда-нибудь неизбежно
исчезнуть. Я не хочу приукрашать БУДО. Просто я хо-
тел бы сказать, что игнорировать учения и подходы
древних, называть это устарелым, называть это заблуж-
дением — значит разделять заблуждения современной
эпохи.
И сегодня опора духа, закалка духа являются очень
важными задачами. Хотя мы и говорим: «Стань безмолв-
ным!» или «Избавься от дурных мыслей!» — понять, как
этого добиться, довольно сложно. Это элемент внут-
реннего мира человека, и выразить его простым сло-
вом он не сможет. Многие критикуют древний способ
передачи знаний, когда использовались предания и
тайные песни. Я думаю, что нельзя смешивать способ
передачи знаний с содержанием этих древних песен.
На мой взгляд, суть этого способа заключалась в том,
что с помощью песен можно было передать некий внут-
ренний духовный опыт, который невозможно выразить
простым словом. Каким способом можно объяснить
опору духа? Это чрезвычайно сложно.
Во время ДЗА-ДЗЭН (медитация в правильной
позе) часто говорят: «Смотри за своим духом на кон-
чике носа!», «Погрузи дух в нижнюю часть живота!» и
так далее. Есть также дзэнский афоризм: «Спокойствие
духа - это и есть путь» (ХЭЙДЗЁСИН КОРЭ ДО).
Однако одно спокойствие духа без техники — это
просто слабый идеализм. В узком смысле это дух, ко-
торый может вверить своё тело противнику. Однако,
вверив своё тело противнику, нужно сохранить гармо-
нию, нужно сохранить своё достоинство, нужно изме-
няться вслед за противником. Поэтому совершенно не
имеет смысла, если ваш дух не опирается на техниче-
ское мастерство. Если нет техники, ты будешь уничто-
жен. Я думаю, что опора духа необходима во время
поединка, необходима тогда, когда проявляется насто-
ящее искусство.
Дух — это преодоление самого себя. Он рождается
во время тренировок, когда ты преодолеваешь различ-
ные трудности, ведёшь борьбу с различными обстоя-
тельствами. Для этого используется духовная закалка
в виде КАНТЮ КЭЙКО (холодная тренировка — за-
нятие в холодном помещении или на улице в холод-
ную погоду).
СЁТЮ КЭЙКО (горячая тренировка — трениров-
ка в жаркую погоду) в изменённом виде сохранилась и
в современном военном искусстве. Её смысл состоит в
том, чтобы научиться преодолевать обстоятельства.
Глубина японского военного искусства заключает-
ся в том, что в нём соединяются техника и дух, что в
процесс тренировки включаются различные элементы,
предназначенные в конечном счёте для того, чтобы по-
бедить. Достойна поклонения мудрость древних, соз-
давших в эпоху, когда борьба была делом жизни и смер-
ти, «Путь гармонии» (ВА-НО ДО).
Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 251 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!