Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О стилях, ката и кумитэ



В любом виде искусства или науки обязательно су-

ществуют школы и направления, которые отличаются

друг от друга по каким-то особенным признакам. В

боевых единоборствах также существуют деления по

географическим, национальным, целевым и другим

признакам. Однако в наше время процесс образования

новых направлений и стилей приобрёл лавинообраз-

ный характер. Наиболее бурно этот процесс идёт в ка-

ратэ, где количество стилей, образованных как в Япо-

нии, так и за её пределами и без её участия, не поддаёт-

ся учёту. Причина подобного явления не только в осо-

бенности людей делать одно и то же дело по-разному,

приспосабливая его под свой менталитет и анатомо-

физические особенности, но и в повсеместной коммер-

циализации каратэ, превращении искусства в доход-

ное дело. Там, где деньги являются самоцелью, не мо-

жет быть большого искусства. Для получения доходов

дельцам необходимо привлекать массы, в то время как

глубина искусства доступна не очень многим. Поэто-

му большинство «основателей» современных стилей

мистифицируют публику, добиваясь одной цели —

маркетинговой, т.е. продвижения своего детища на

рынке услуг по каратэ. Можно, конечно, предположить,

что подобные проявления нужны обществу, как и вы-

сокое искусство. Для многих людей важнее форма, чем

содержание, желание показать при помощи каких-то

средств идентификации свою личную причастность к

популярному явлению, чем овладение истинными зна-

ниями через повседневную работу над собой.

Однако здесь я не ставлю задачу социологического

исследования причин появления столь огромного ко-

личества стилей в каратэ. Меня интересует их практи-

ческая и методическая ценность, но для того чтобы ра-

зобраться в этом, важно понять, что же такое стиль в

каратэ. Часто в обиходе в качестве синонимов исполь-

зуются такие термины, как «школа», «направление»,

«стиль», хотя это и разные по смыслу слова. Кроме того,

практически все стили современного каратэ представ-

ляются как обособленные виды единоборства, имею-

щие особое, только им присущее содержание. Вот та-

кое несоответствие смысла слова в его употреблении

и выпячивание несуществующих особенностей очень

характерно для современных стилей каратэ. Я уже упо-

минал о том, что прообразом современного каратэ яв-

ляется окинавское воинское искусство тодэй, сформи-

ровавшееся под влиянием китайского кулачного боя и

ставшее школой рукопашного боя, которая выделилась

в самостоятельное направление по географическому

признаку. В свою очередь, взяв за основу двигатель-

ную структуру тодэй и придав ей некоторое своеобра-

зие, каратэ выделилось в самостоятельное направле-

ние или школу по национальному признаку. Другими

словами, каратэ — это обособленное направление на-

ряду с другими национальными и географическими об-

разованиями, например ушу или тае-квондо, объеди-

нёнными под общим названием «боевые искусства».

Стиль же вопреки честолюбивым замыслам «основа-

телей» не может быть обособленным единоборством,

так как стили являются разновидностью выполнения

одних и тех же действий. Особенно наглядно это вид-

но в современном спортивном каратэ, где стилевые гра-

ницы стираются полностью.

Средствами нападения и защиты в каратэ являют-

ся руки и ноги, и ничего другого стили предложить не

могут, иначе это будет уже не каратэ. Поскольку все

люди выполняют одно и то же движение по-разному, в

силу индивидуальности человека, то, по сути, стилей

в каратэ столько, сколько людей, которые каратэ пре-

подают. Каратэ едино, а стиль — это отражение инди-

видуальности мастера, его профессионального опыта

и знаний, это система педагогического воздействия,

одна из целей которой обучить искусству ведения ру-

копашного боя. Сегодня появление новых стилей —

это, за редким исключением, не результат обобщения

опыта и знаний практикующего мастера, а результат

деятельности профессионально необразованных вы-

скочек, занятых дележом рынка каратэ.

Что же сегодня мы можем услышать о том или ином

стиле каратэ? Есть ли принципиальные стилевые от-

личия, влияющие на уровень мастерства в каратэ? Во-

первых, каждое новообразование заявляет о том, что

оно самое боевое из всех боевых. В отношении подоб-

ных заявлений следует сказать, что бесконечные спо-

ры о боевом преимуществе одного стиля перед другим

вообще не имеют смысла, так как оценить прикладную

значимость стиля можно только в реальном бою как с

вооруженным, так и невооруженным противником.

Разумеется, что не каждый автор современного стиля

пойдёт на такое испытание, поскольку большинство из

них не имеют практического опыта таких боёв, а их си-

стемы строятся в основном на умозаключениях и дви-

гательных фантазиях. Во-вторых, все современные сти-

ли пытаются доказать свою генеалогическую связь с

первоисточником. В этом тоже нет никакого смысла,

поскольку каратэ в целом, а следовательно, и все сти-

ли имеют косвенное отношение к шаолиньской систе-

ме рукопашного боя, но этот факт не даёт никому ка-

ких-либо преимуществ. В-третьих, многие говорят о

подлинности ката, которые и составляют истинную

ценность стиля и являются его секретным оружием.

Набор ката и характер их выполнения — это единствен-

ное, что отличает один стиль от другого, но даёт ли это

какое-то преимущество — вопрос спорный. На мой

взгляд, преимущество одного стиля перед другим мо-

жет дать только грамотно построенное организацион-

но-методическое обеспечение процесса обучения, ос-

нованное на опыте мастеров нескольких поколений и

достижений современной науки. Однако организаци-

онно-методические вопросы в современном каратэ

практически не раскрываются, что говорит об отсут-

ствии методологии, а без этого все разговоры о преиму-

ществах недоказательны.

Сегодня стиль в каратэ — это в большей степени юри-

дическое образование, отстаивающее корпоративные

интересы, а по сути, интересы круга лиц близких к осно-

вателю или главе стиля. Данный интерес не предусмат-

ривает быстрого и эффективного обучения и роста мас-

терства всех последователей, а скорее направлен на их

длительное сдерживание в стилевых рамках. Одним из

инструментов сдерживания являются ката (формальные

упражнения), то единственное, что отличает один стиль

от другого. В современном каратэ по качеству выполне-

ния ката определяют уровень мастерства единоборца, что

само по себе уже странно, так как здравый смысл говорит

о том, что главным критерием мастерства в единоборстве

может быть только само единоборство. Кроме того, вы-

работать ясные и объективные критерии оценки выпол-

нения ката просто невозможно. Поэтому оценка всегда

будет зависеть от субъективных факторов.

Что представляют ката по своей сути? Какое место

эти формальные комплексы занимают в процессе обу-

чения собственно единоборству? О важности ката пи-

шут и говорят очень много. Из всего этого можно сде-

лать вывод, что с помощью ката формируются навыки

ведения реального боя. Однако я не нахожу прямой ло-

гической и методической взаимосвязи ката и кумитэ и

думаю, что место ката и их значение зависят от цели,

которую преследует человек, занимаясь каратэ. Выше

упоминалось о том, что в современном каратэ естествен-

ным образом определились три направления деятель-

ности — физкультурное, спортивное и прикладное. В

спортивном каратэ ката никак не влияют на формиро-

вание навыков ведения спортивного поединка, что хо-

рошо известно всем спортсменам. По существу, эти два

вида спортивных состязаний лишь условно объедине-

ны в рамках одного вида спорта и сегодня вполне могут

быть самостоятельными спортивными дисциплинами.

В физкультурном каратэ вообще не ставится задача обу-

чения реальному бою. В данном случае ката выполня-

ют функцию специализированных упражнений, форми-

рующих тело, расширяющих двигательный диапазон и

сохраняющих двигательную активность. Если же обоб-

щить все высказывания о прикладной сущности ката,

то можно выделить две точки зрения, которые в какой-

то степени определяют суть ката. Первая и наиболее рас-

пространённая: ката — это имитация боя с нескольки-

ми противниками за жизнь, причём бой обязательно за-

канчивается победой. Вторая и более близкая к истине:

ката — это средство отработки приёмов боя. Вместе с

тем современные знания о ката не дают ответов на очень

важные с методической точки зрения вопросы — какое

количество ката необходимо и достаточно практиковать,

чтобы сформировать и поддерживать боевые качества,

какие ката наиболее эффективны в этом смысле, как

собственно их использовать в процессе обучения бое-

вому единоборству? Чтобы ответить на эти вопросы, не-

обходимо понять изначальную суть и причину появле-

ния ката. Основываясь на научном анализе многих из-

вестных ката, я позволю себе высказать собственную

точку зрения на эту тему.

Первоначальные навыки защиты и нападения зало-

жены в психической программе человека и обусловле-

ны инстинктом выживания. Навыки нападения помо-

гали первобытному человеку добывать пищу, а навы-

ки защиты — не быть съеденным. Эти навыки требова-

ли совершенствования, а самое лучшее средство совер-

шенствования приёмов боя, если отсутствует против-

ник, спарринг-партнёр или тренажёр, — это выполне-

ние их в виде формальных упражнений. Можно ска-

зать, что простейшие ката появились на заре челове-

чества. В нашем же случае мы сталкиваемся с особы-

ми, совершенными двигательными структурами, но вс

многом формальными, поэтому точка зрения, что кате

есть имитация боя за жизнь, кажется мне надуманной

Нет оснований полагать, что стандартные формы дви-

жений одного участника предполагаемого боя могу!

служить моделью двигательных взаимосвязей п-гс

порядка, коими является реальный поединок. Кроме

того, имитация — это воспроизведение с определённой

точностью чего-нибудь существующего, а воспроизве-

сти то, чего нет, невозможно. Будущий поединок с не-

сколькими противниками невозможно даже смодели-

ровать, так как неизвестны очень многие параметры, а

воспроизводить прошлое нет смысла, поскольку оно

уже никогда не повторится в том же виде. Формаль-

ные упражнения не могут быть имитацией боя, следо-

вательно, ката не имеют столь определяющего значе-

ния в процессе подготовки к поединку, как это следу-

ет из многих источников и как это принято считать се-

годня. Вторая точка зрения, подтверждённая научным

анализом двигательной структуры ката, исходит от

ряда известных мастеров, которые считают, что ката —

это средство индивидуальной тренировки приёмов и

действий определённого типа.

Каждое конкретное формальное упражнение пред-

ставляет собой логически увязанный набор движений,

имитирующих отдельные приёмы боя и отражающих

индивидуальные особенности мастера, автора этого ком-

плекса. Структура ката и их смысловое содержание

(бункай) построены под определённый двигательный

тип, индивидуальную энергетику и интеллектуальную

сущность конкретного человека. Вот почему не все ката

адекватно воспринимаются в процессе их изучения, а

лишь только те, которые максимально соответствуют

индивидууму. Каждый раз, выполняя несвойственную

своему типу ката, мы как бы надеваем на себя чужую

одежду не по размеру, рискуя сломать собственную ин-

дивидуальность. В этом есть опасность непродуманно-

го использования ката в процессе формирования мас-

терства. В легендах об известных мастерах каратэ часто

рассказывается о том, что тот или иной мастер всю

жизнь практиковал всего одну или две ката и, как пра- Е

вило, эти ката были авторские. Этот факт подтвержда- 1

ет версию о том, что ката создавались для индивидуаль-

ного пользования, как средство тренировки и хранения

информации. Информация, «замаскированная» в ката

и содержащая знания о бросках, болевых и удушающих

приёмах, разнообразных ударах, претерпела серьёзные

изменения и сегодня представляется в основном в виде

замысловатых движений и экзотических перемещений,

не имеющих практического смысла. Для того чтобы при-

ёмы, которые заложены в структуре ката, могли быть

реализованы в реальном поединке, необходимо исполь-

зование дополнительного состава средств и методов,

помимо собственно изучения движений.

Ввиду очевидного отсутствия логической и методи-

ческой связи в современном каратэ между ката и ку-

митэ, неправомочно говорить, что ката есть суть содер-

жания того или иного стиля каратэ. Ката различных

стилей каратэ отличает не суть, а лишь характер вы-

полнения одних и тех же движений. С методической

точки зрения ката каратэ — это средство формирова-

ния двигательных навыков и расширения двигатель-

ного диапазона. Используя ката в процессе формиро-

вания навыков, следует помнить, что требования по

выполнению ката должны быть строго индивидуаль-

ны. Безусловно, что есть люди с широким двигатель-

ным диапазоном, но как нельзя тенора заставить петь

басом, так нельзя заставить человека двигаться вопре-

ки его природной индивидуальности. По своей сути

ката не могут быть абсолютным критерием оценки ма-

стерства в единоборстве, но как один из критериев мо-

гут показывать двигательные возможности человека.

Самым важным критерием оценки мастерства в кара-

тэ является умение использовать приёмы боя не толь-

ко в демонстрационном, обусловленном поединке, но

и в реальном.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 189 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.025 с)...