Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
содержание современного каратэ
Отсутствие понятия, т.е. логически оформленной
мысли о каратэ как о социальном явлении, привело к
тому, что сегодня каратэ дают такие определения, кото-
рые не соответствуют тому, что есть в действительности.
Чаще всего используется термин «боевое искусство»,
хотя его использование применительно к тому, что сегод-
ня имеет распространение и отождествляется с каратэ,
просто не уместно. Под боевым искусством в первую оче-
редь понимается военная наука, система знаний о веде-
нии военных действий, постоянная готовность к воору-
жённым столкновениям. Большинство же традиционно
использует этот термин, но вкладывает в него совсем иной
смысл, подразумевая специфические движения рук и ног,
сопровождаемые сдавленными шипениями или протяж-
ными воплями. Если говорить о каратэ как о восточном
боевом искусстве, особенно в современном представле-
нии, то в качестве предмета следует, конечно, видеть не
армейские подразделения, а скорее индивидуума, одна-
ко это не даёт основания упрощать до примитива значе-
ние термина «боевое искусство».
В современном мире традиционное каратэ, как сис-
тема формирования личности воина, утратило свою ак-
туальность, но как уникальная педагогическая систе-
ма представляет интерес и сейчас. Сегодня под боевым
искусством, на мой взгляд, следует понимать систему
формирования личности, как многолетний процесс, в
основе которого лежит ежедневная работа, направлен-
ная на физическое и интеллектуально-нравственное
воспитание в русле избранной специализации. Тело
формируется с помощью комплекса мероприятий, на-
правленных на изучение и совершенствование при-
ёмов реального боя. Интеллект — через научные изыс-
кания в области истории, философии и методики пред-
мета, изучение дисциплин, способствующих понима-
нию процессов формирования мастерства в единобор-
ствах. Нравственное воспитание достигается путём
познания общечеловеческих нравственных принципов,
понятий греха и добродетели с точки зрения воинской
морали. Но то, что мы наблюдаем сегодня повсемест-
но, ни по значимости, ни по содержанию не соответ-
ствует тому понятию, которое вкладывается в термин
«боевое искусство каратэ».
Если не брать во внимание крайние проявления, ког-
да за каратэ выдаются особо жестокие способы физиче-
ского воздействия, такие как выкалывание глаз, отрыва-
ние ушей, разрывание рта и т.п., или, как противополож-
ность этому, рафинированные стили оздоровительной на-
правленности, то всю деятельность, которая сегодня
отождествляется с каратэ, можно условно разделить по
целевому назначению на три направления:
1. Физкультурно-массовое каратэ — система фи-
зического воспитания, направленная на совершенство-
вание специальных физических качеств и сохранение
двигательной активности.
2. Спортивное каратэ — современный вид спортив-
ного единоборства, направленный на формирование
навыков ведения спортивной борьбы для достижения
первенства в соревнованиях.
3. Боевое единоборство каратэ — специальная или
военная дисциплина, направленная на обучение при-
ёмам рукопашного боя для решения боевых задач.
Подобное разделение отображает то, чем сегодня
реально занимаются люди, желающие как-то реализо-
ваться в каратэ. Эти три направления деятельности
имеют различные социальные назначения, а также ме-
тоды и формы обучения. Однако большинство людей
не видят этих различий и до конца не понимают, чем
они занимаются в действительности и к чему должны
прийти в результате занятий.
О физкультурно-массовом каратэ. Я говорил вы-
ше — то, чем занимаются подавляющее большинство
людей в мире, есть уникальная система физического
воспитания, в основе которой заложены двигательные
формы, привнесённые из боевого единоборства тодэй.
Уникальность её заключается в том, что, формируя
тело и осознание причастности к настоящему мужско-
му делу, она не даёт реальных навыков ведения боя,
особенно с вооружённым противником. Более того, эта
система даже тормозит развитие некоторых качеств,
необходимых для реального единоборства. Кто профес-
сионально связан с настоящей боевой подготовкой, это
хорошо знает. Достаточно проанализировать темати-
ческие разделы КИХОН, КАТА и КУМИТЭ любого
современного стиля каратэ на предмет содержания,
логической взаимосвязи и методики обучения, как ста-
новится понятна гуманитарная сущность этой систе-
мы. Этому есть объяснение — именно эту цель пресле-
довал Ангаки Итосу, модернизируя тодэй.
О спортивном каратэ. Спортивное каратэ — это про-
дукт нового времени и сегодня является частью спортив-
ного движения, наряду с другими видами спортивных
единоборств. Однако в общественном сознании спортив-
ное каратэ отождествляется с реальным боевым едино-
борством, хотя, по существу, это разные виды деятельно-
сти, между которыми нельзя ставить знак равенства, не-
смотря на некоторую схожесть процессов формирования
двигательных навыков. Когда речь идёт о спортивном
каратэ, имеется в виду не антагонистическое, строго рег-
ламентированное соперничество с использованием уни-
фицированного состава действий. Совсем другая идео-
логия заложена в боевых дисциплинах, где целевая уста-
новка направлена на уничтожение или разрушение про-
тивника средствами, выходящими за рамки гуманисти-
ческих законов спорта. Отсюда вытекают и существен-
ные различия в методах и принципах физической, пси-
хологической и тактико-технической подготовки в спорте
и боевых дисциплинах. Именно это обстоятельство и ле-
жит в основе противоречий современного каратэ и тра-
диционного боевого единоборства. Кроме того, спортив-
ное каратэ едва ли можно включить в состав группы ви-
дов спорта, которые называются спортивными единобор-
ствами. Особенно это касается соревнований.по ката, а
условность выполнения действий в кумитэ ставит под
сомнение и этот вид состязаний.
О боевом единоборстве каратэ. Спортивная вер-
сия любой боевой дисциплины теряет своё приклад-
ное значение. Например, тодэй, став физкультурно-
массовым каратэ, а затем спортивным, потерял боевую
значимость. Боевое единоборство не может быть
спортом в полном объёме в силу существующих зако-
нов спорта, а любая спортивная версия в силу услов-
ностей спорта и особенностей спортивной подготовки
не может быть использована для боевой подготовки
военнослужащих и спецподразделений. А именно это
сегодня наблюдается повсеместно. Боевое единобор-
ство каратэ в современном понимании — это разновид-
ность приёмов рукопашного боя, оформленная на ос-
нове изысканных форм, характерных для восточных
единоборств и действий, которые приемлемы для ре-
шения боевой задачи в русле специализации конкрет-
ного боевого подразделения. Таким образом, говоря о
боевом единоборстве каратэ, следует подразумевать
разновидность рукопашного боя как военной дисцип-
лины. Примерами таких дисциплин могут служить
«Прикладное каратэ», которое культивировалось в
КГБ СССР, «Оперативное каратэ» кубинского спец-
наза, наш армейский «Рукопашный бой». Однако дан-
ные дисциплины не могут быть спортом в силу своего
особого назначения, и любая попытка создать их
спортивную версию приведёт к потере прикладной зна-
чимости. Важно и то, что спорт предполагает массо-
вость, а любая военная дисциплина имеет определён-
ную степень секретности. Обучающая программа в бо-
евых дисциплинах должна учитывать специфику обу-
чаемого контингента и быть обусловлена задачами, сто-
ящими перед подразделением. Если задачи не опреде-
лены и не сформулированы, то невозможно логически
оформить программу обучения. Кроме того, объём воз-
можных действий настолько велик, что необходим вы-
бор наиболее рационального состава действий соглас-
но поставленным задачам. Обучение же действиям на
основе обобщённых принципов — это есть специальная
физическая подготовка. Для ясности приведу пример.
Задача уничтожить вооружённого противника и задача
его обезоружить средствами рукопашного боя совер-
шенно разные как по смыслу, так и по составу действий.
Вторая задача неизмеримо сложнее и требует совер-
шенно иного подхода к обучению, нежели обучение
контингента, нацеленного на уничтожение противни-
ка. В этом суть различия в подготовке, скажем, армей-
ского спецназа и милицейских спецподразделений.
Возвращаясь к понятию «боевое искусство каратэ»,
как к системе формирования личности воина, следует
сказать, что массовое и спортивное каратэ могут быть
использованы в этой системе на начальных этапах обу-
чения как составная часть педагогического процесса,
цель которого — овладение навыками реального боя.
Если ставится не эта цель, а иная, то система перестаёт
быть боевым искусством и становится либо системой
интеллектуально-нравственного воспитания, либо
физкультурно-спортивного.
Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 190 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!