Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пурпурный трон Византии



"Забыта судьба Византийского трона,

Затоплено судно в зелёной воде..."

Нострадамус

В начале 90-х, в романтическую эпоху начала гласности и перестройки большинству исследователей было всё равно, где и что, собственно, искать. Была бы малейшая зацепка, а там, казалось, дело само поедет.

Из истории известно, что в начале XI века наместником правителя Византийской империи в провинциях Ассирия и Вавилон был талантливый архистратиг Никифор Комнин. В те годы Византийская империя оставалась последним осколком великого Древнего мира, Сотни королей, герцогов и князей, владевших землями от Атлантического океана до Чёрного моря, считались вассалами Пурпурных Василевсов, Великих царственных драконов Византин — истинных хранителей короны святош Константина и частей Священного Креста, на котором некогда был распят Господь.

Впрочем, единство империи было призрачным: вассалы постоянно бунтовали, жгли города, и штурмовали крепости и часто, очень часто были не прочь примерить корону.

Известно, что, следуя какому-то мистическому посланию, архистратиг Никифор Комнин совершил с небольшим отрядом дальний рейд к восточным границам империи и вернулся в Константинополь с обозом золота и драгоценностей. Найденные, по слухам, в развалинах Вавилона сокровища, позволили в 1057 году Комнинам захватить трон Византии.

Затем, за век с небольшим, на престоле Константинополя сменилось пять императоров из дома Комнинов. Почти все они продержались у власти крайне недолго. Их убивали или просто свергали родные или двоюродные братья.

Последний император этой династии Андронник I Комнин, чтобы занять трон, в 1183 году убил своего пятнадцатилетнего племянника. Через два года был отстранён от власти и затем казнён своим зятем Константином Ангелом, установившим правление новой династии.

Внук Андронника I Комнина поднял восстание против узурпатора, сумел захватить и удержать важнейшую черноморскую крепость Трапезунд и основал новую Византийско-Трапезундскую империю. Там его прямые потомки правили почти два с половиной века. Потом Трапезунд был захвачен турецкими войсками, последний её христианский правитель Давид I Комнин был казнён вместе с семью сыновьями и всей ближайшей роднёй.

Его последний родственник, последний базилевс Востока император Константин IX Палеолог-Дука-Ласкарис-Ангел-Комнин, был убит турками чуть позже в горящем дворце Цареграда.

В 1916 году русские войска высадились в Трапезунде. Мало кто знает, но вместе с армией здесь появились и археологи. В течение двух сезонов, практически в зоне боёв, археологи вели раскопки в бывшей столице империи Комнинов.

Город был основательно разрушен. Христианские церкви превратились в мечети, от дворцов остались только фрагменты стен и колоннады. Пыль и запустение царили в некогда великолепном городе. Но археологи работали. И вскоре, в одной из башен древней цитадели, им удалось обнаружить тайник. Сделанные там находки самым спешным образом, под надёжной охраной отправлены в Россию. Но там назревала революция, вскоре сменившаяся гражданской войной, и след трапезундских находок потерялся.

Однако существует версия, что ряд особо ценных предметов из так называемого наследия Комнинов укрыли вместе с рядом других ценных предметов рода Романовых в Казани. После захвата Казани силами Комитета Учредительного собрания часть имеющихся сокровищ попытались вывести, используя речной путь. На Волге произошло несколько боёв. Часть судов до цели не дошли — их затопили. Согласно одной из версий, такая судьба постигла и пароход "Александр" (или "Александрия"), перевозивший ценности Казанского банка и, в том числе, и трапезундские сокровища. В речных боях особо отличился молодой командующий красной революционной флотилией Варваци-Комнин.

Свой лагерь изыскатели расположили на одном из небольших островов, чья песчаная коса далеко вдавалась в Волгу. В этом году судов на реке было совсем мало, и никто не мешал отчаянным исследователям заниматься намеченными поисками. Используя акваланги, они кропотливо исследовали дно, разыскивая затонувший здесь пароход. Дни шли томительно, не принося долгожданной находки. Песок. Ил. Иногда камни, густо заросшие водорослями, да снующие перед глазами вездесущие стайки мелкой речной рыбы. Но вот казалось, что, наконец, удача улыбнулась. Нашли большой корабль. Старое судно, лежащее на боку и больше чем на половину занесённое песком и илом. В поднятой части борта темнело несколько пробоин. На верхней палубе хорошо сохранились элементы крепления полевых орудий. Носовой люк не закрыт. Так что в трюм вполне можно проникнуть.

Дальнейшие события изложены в пересказе одного из участников:

"Лучи солнца, проникнув сквозь отдёрнутый полог палатки, разбудили меня. Я ещё нежился в спальнике, но уже бессознательно ощутил смутное чувство тревоги. Я был один. Палатка пуста, лагерь пуст. Меня почему-то бросили одного на этом острове. От палатки хорошо видно и костровое место и излучина, где ещё вчера стоял наш катер. И вокруг множество следов. Судя по всему, пока я спокойно спал, в лагере творился настоящий бедлам. Мои товарищи, словно стадо взбесившихся обезьян, носились по острову. Вон там лежит обрушенная палатка, чуть дальше искорёженный акваланг, пара продырявленных больших канистр из-под воды, порванный рюкзак и разбросанные банки консервов. Потом с десяток довольно глубоких копаных ям, и одна, странно похожая на траншею, уходит в воду. Порванные и даже порезанные куски брезентовой ткани, а вот кусты зачем-то усердно опутаны леской.

Да, мои спутники собственными руками разгромили лагерь. А потом, похоже, здесь была драка. Вот он след, почти до самой воды тянется.

Они громили лагерь, дрались, потом словно чего-то испугались и бежали на катере. Вернувшись к костру, я машинально попытался навести хоть какой-то порядок в организованном хаосе. Постепенно у меня сложилось твёрдое убеждение, что лагерь надо сворачивать. Они оказались совершенно не готовы к подобному обороту событий. Нужно оставить затонувшее судно и всё его содержимое в покое.

Сейчас же надо разобраться, что ещё может пригодиться, а что заслуживает лишь погребения в мусорной яме. Благо, теперь их вокруг полно накопано.

Катер вернулся только к вечеру. Мотор пережгли ещё ночью и ребята поднимались назад на вёслах против течения. К этому времени я уже закончил невесёлые сборы и просто сидел на берегу, созерцая игру набегающих волн.

Ребята сидели в катере и молчали. Да и что тут можно было сказать? Потрясение было слишком велико. Можно только порадоваться, что, по большому счёту, все так дёшево отделались. Стоит ли говорить, что после такой поездки наша группа распалась, и, по возможности, мы больше старались нё встречаться".





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 278 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...