Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пусть обладающий достатком расходует в соответствии со своим достатком. А тот, кто стеснён в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах» (65:7)



Если же муж состоятелен, то отказ содержать жену с его стороны —

несправедливость и притеснение, однако расторжение брака не является единственно возможным способом устранения несправедливости, и можно найти иной выход из положения — например, продать что-либо из его имущества без его согласия для того чтобы на вырученные средства содержать его жену. Можно также поместить его под стражу на некоторое время, чтобы принудить его обеспечивать жену.

2. Расторжение брака из-за болезни или физических недостатков одного из супругов. Большинство учёных разрешают расторжение брака по причине кастрации и полового бессилия мужчины, а также в случае болезни — сумасшествия, лепры или проказы, а также других неизлечимых или трудноизлечимых заболеваний. При этом неважно, был ли человек болен ещё до заключения брака или болезнь появилась позже, и женщина не согласилась терпеть это. Брак может быть расторгнут по причине лю- бой болезни или физического недостатка, внушающего отвращение, как у мужа, так и у жены.

А Абу Ханифа и Абу Йусуф считают, что разрешено расторжение брака только по причине физического недостатка или болезни,

связанной с половой сферой, но не по причине болезни, вызывающей отвращение и причиняющей вред209.

Расторжение брака по упомянутой причине представляет собой окончательный развод, по мнению маликитов и ханафитов. А по мнению шафиитов и ханбалитов, расторжение брака в судебном порядке не является разводом — это аннулирование брачного договора с целью устранения вреда, наносимого жене, а развод может давать только муж.

3. Расторжение брака по причине конфликта между супругами, или вреда, наносимого женщине, и плохого обращения с ней. Имеется в виду конфликт по причине унижения человеческого достоинства, а под нанесением вреда жене подразумевается, что муж поносит её и ругает, унижая её человеческое достоинство, или сильно бьёт её — так, что остаются следы (то есть не так, как разрешается

209 Бидайат аль-муджтахид. Т. 1. С. 50; Фатх аль-Кадир. Т. 3. С. 262- 268; Мугни аль-мухтадж. Т. 3. С. 202-209.


бить в воспитательных целях), а также принуждает её делать то, что запретил Аллах, или перестаёт общаться с ней без серьёзной причины, оправдывающей его поведение.

Бывает, что происходит нечто подобное, затем возникают разногласия, и отношения между супругами ухудшаются настолько,

что уладить возникший конфликт полюбовно, например, посредством

вмешательства третейских судей из числа родственников, уже не получается. В этом случае остаётся единственный выход —

расторгнуть брак в судебном порядке. Такое расторжение брака будет

считаться окончательным разводом.

По маликитскому мазхабу210 (в отличие от остальных мазхабов) разрешается расторгать брак по причине конфликта, при котором имеет место унижение человеческого достоинства. Брак расторгается

ради того, чтобы прекратить дальнейшее развитие конфликта и чтобы супружеская жизнь не превратилась в невыносимый кошмар,

поскольку Пророк сказал: «Нельзя причинять вред кому-либо пер- вым или в ответ» [Ахмад; Ибн Маджа. Со слов Ибн Аббаса].

Женщина обращается к судье, и если она сможет доказать, что муж

действительно причинял ей вред, то судья расторгает их брак. Если же у неё нет доказательств, её прошение о расторжении брака

отклоняется. Если женщина обращается к судье повторно, он

посылает двоих третейских судей из числа её родственников и родственников её мужа, и они решают между собой, как лучше

поступить в данной ситуации: сохранить брак или расторгнуть его, с

возмещением или без него...

Всевышний Аллах сказал:

«Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из её семьи»

(4:35).

Решение третейских судей о сохранении брака подлежит исполнению, по согласному мнению факыхов, без поручения

супругов.

4. Расторжение брака по причине отсутствия мужа или пребывания его в заключении. По маликитскому мазхабу разрешается расторгать брак, если муж отсутствует в течение долгого

210 Бидайат аль-муджтахид. Т. 2. С. 97.

времени или находится в заключении, в плену или под арестом. По ханбалитскому мазхабу211 брак также разрешается расторгнуть, если муж отсутствует в течение долгого времени, и его отсутствие причиняет жене вред — даже если муж оставил ей деньги, на которые она может жить в его отсутствие. Отсутствие мужа причиняет женщине серьёзный вред, а вред должен устраняться по мере

возможности, поскольку Пророк Щ. сказал: «Нельзя причинять вред кому-либо первым или в ответ». А 'Умар велел мужчинам, которые покидают своих жён, уезжая куда-нибудь, содержать их или дать им развод. Мужчина считается отсутствующим, по мнению маликитов, если он покидает жену на год и более, а по мнению ханбалитов, на полгода и более. Именно такой срок определил 'Умар для людей, которые участвовали в военных походах и сражениях. Расторжение брака по причине долгого отсутствия мужа в маликитском мазхабе считает окончательным разводом, а в ханбалитском — аннулиро- ванием брачного договора, а не разводом.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 290 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...