Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Хуль': обмен или клятва?



Большинство учёных (кроме ханафитов) считают, что хуль' — обмен, и для того чтобы он был действительным, не обязательно, чтобы возмещение перешло в собственность мужчины. Если мужчина совершил хуль' а потом женщина умерла или обеднела, он берёт возмещение из оставленного ей имущества. Возмещение можно

207 Аль-инсаф. Т. 8. С. 392.

возвращать по причине изъянов, которые обнаружились в нём, поскольку непременным условием любого возмещения является отсутствие изъянов. Хуль' совершается и посредством произнесения формулы обмена, поскольку в хуль' действительно входит возмещение. Хуль' также будет действительным, если он поставлен в зависимость от какого-либо условия, поскольку он подобен разводу (таяяк). Мужчина получает право на возмещение, как только заключён договор, а свои обязательства он должен выполнить, как только получит возмещение.

— Абу Ханифа считает, что хуль' до принятия его женщиной —

клятва мужа, и он не может отказаться от неё, потому что он связал её развод с принятием от неё возмещения, а это связывание является клятвой. А для женщины хуль' — обмен, потому что она обязалась дать мужу возмещение в обмен на освобождение из-под его власти. Однако по мнению Абу Ханифы, это не совсем обмен, но он подобен добровольному пожертвованию, потому что в обмен на возмещение женщина получает то, что с точки зрения Шариата не является имуществом — это освобождение от супружества. Соответственно, хуль' не является обменом в полном смысле этого слова.

Абу Йусуф и Мухаммад считают, что хуль' — клятва, и мужчина не может отказаться от неё до принятия её женщиной.

Мужчина может связать хуль' с определённым условием, а также с

определённым временем в будущем. Однако он не имеет права ставить условие о том, что он будет иметь право выбора в течение определённого времени после совершения хуль'.

Ханбалиты не разрешают связывать хуль' с определённым условием или предоставлять жене право выбора после совершения хуль'. Маликиты и шафииты разрешают связывать хуль' с определённым условием.

Если считать хуль' обменом, похожим на добровольные пожертвования, то женщина, предложившая мужу совершить хуль', может отказаться от своего предложения до того, как мужчина примет

его. Кроме того, жена может поставить условие о том, что в течение определённого времени после совершения хуль' у неё будет право отказаться от него.

Для того чтобы хуль' был действительным, необходимо соблюдение трёх условий:

1.Мужчина должен иметь право давать развод, то есть он должен

быть совершеннолетним и разумным (мнение большинства учёных), и обладать способностью к различению (мнение ханбалитов). Хуль' того, чей развод недействителен, также недействителен. Это несовершеннолетний, умалишённый, слабоумный и тот, кто лишился разума по причине болезни или старости.

2. С женой, желающей совершить хуль', должен быть заключён действительный брак, независимо от того, вступал муж с ней в половую близость или нет, даже если она разведена, при условии, что развод неокончательный, и 'идда её ещё не закончилась. Кроме того, она должна быть из тех, чьи добровольные пожертвования действительны. То есть она должна быть совершеннолетней, разумной и не находиться под чьим-либо наблюдением и контролем по причине расточительности.

3. Возмещением при совершении хуль' может служить то, что может служить махром. По мнению ханафитов, это имущество,

которым разрешено пользоваться с точки зрения Шариата и которое

существует на момент совершения хуль'. Оно может быть известным или неизвестным, и оно может быть пользой, измеряющейся

деньгами.

А по мнению большинства факыхов, возмещением может служить всё, владение чем действительно с точки зрения Шариата. Это может

быть вещь, долг или польза.

Хуль' имеет определённые последствия:

1. Окончательный развод — даже без возмещения и намерения (мнение большинства учёных). А по мнению ханбалитов, хуль' является аннулированием брака (утверждённое мнение), если только мужчина не подразумевал под ним развод (таляк).

2. Хуль' не зависит от постановления судьи.

3. Хуль' не становится недействительным при связывании его с недействительными условиями.

4.Жена обязана выплатить мужу оговоренное возмещение.

5. По мнению имама Абу Ханифы, в результате совершения хуль' супруги лишаются всех прав в отношении друг друга, и аннулируются все долги, которые есть у них друг перед другом, при условии, что эти права и долги связаны с браком, который расторгается посредством хуль'. Это, например, махр и невыплаченное во время супружеской жизни содержание. Остальные имамы и Мухаммад ибн аль- Хасан считают, что в результате совершения хуль' супруги не лишаются своих прав, если только лишение этих прав не было оговорено при совершении хуль'.

6. Большинство учёных считают, что муж не может вернуть жену во время 'идды после совершения хуль', независимо от того, является хуль' аннулированием брака или разводом, поскольку Всевышний сказал: «... в том, чем она выкупит себя».

7. Если между супругами возникают разногласия относительно хуль' или возмещения, то есть жена утверждает, что был совершен хуль' и выплачено возмещение, а муж отрицает это, однако у него нет подтверждения, ему верят после того, как он поклянётся, что говорит правду, поскольку за основу принимается брак: о браке точно из- вестно, что он был заключён, а о хуль' неизвестно, был он совершен или нет.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 367 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...