Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Кроме того, запрещено охотиться на территории Мекки,
поскольку в хадисе сказано: «На дичь её нельзя охотиться, деревья её нельзя вырубать, и растительность её нельзя уничтожать».
Что касается игры в карты, то она является нежелательной, потому что это бесполезное развлечение, которое, к тому же отвлекает человека от поминания Аллаха. Это при условии, что речь не идёт об
азартных играх. В этом случае игра становится запретной.
К запретным играм относится бокс. Он приводит к нанесению увечий и сотрясениям мозга, а бывает, что боксёрский поединок заканчивается смертью одного из боксёров. К этой же категории
относятся шахматы, по мнению ханафитов, маликитов и ханбалитов156, поскольку они приносят вред. Как сказал Ибн 'Абидин, эта игра затягивает и увлекает человека, а пользы от неё намного меньше, чем вреда. А шафииты утверждают157, что играть в шахматы нежелательно, но не запрещено, кроме тех случаев, когда оба игрока
151 Радд аль-мухтар. Т. 9. С. 494.
152 Радд аль-мухтар. Т. 9. С. 494.
153 Мугниаль-мухтадж.Т. 4. С. 428.
делают ставки, или игра сопровождается непристойными словами и действиями, или приводит к постоянному откладыванию молитвы — намеренно или по забывчивости, а также когда человек играет в шахматы, будучи убеждённым, что это запрещено.
К этой же категории относятся бои баранов или быков, петушиные бои, а также игра в нарды — по четырём мазхабам158 — поскольку Пророк сказал: «Кто играет в нарды, тот как будто окунает руку в мясо свиньи и кровь её» [Муслим; Малик; Ахмад; Абу Давуд: «Кто играет в нарды, тот ослушивается Аллаха и Его Посланника ].
Причина запрета в том, что игроки надеются на удачу, а это похоже на гадание по стрелам, запрещённое в аяте:
О те, которые уверовали! Поистине, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники [или идолы] и гадальные стрелы являются скверной из деяний Шайтана. Сторонитесь же её, — быть может, вы преуспеете» (5:90).
Также запрещены соревнования, при которых делаются ставки с
обеих сторон. Если же приз назначает третье лицо (государство, организация или человек), то такие соревнования разрешены. Однако большинство учёных считают 159, что вознаграждение может быть только в определённых соревнованиях: скачках на лошадях и верблюдах и стрельбе из лука, поскольку Пророк сказал: «Не может быть ставки, кроме как в скачках на верблюдах и лошадях и в
стрельбе из лука» [Абу Давуд; ат-Тирмизи (хороший хадис); ан-Насаи. Со слов Абу Хурайры]. А ханафиты 160 разрешили соревнования с вознаграждением, если речь идёт о скачках на лошадях и верблюдах и стрельбе из лука и добавили состязание в беге, борьбу и скачки на мулах и ослах — потому что, как мы уже
упоминали, Пророк обогнал Аишу, и боролся с Руканой на заклад. Я считаю это мнение наиболее правильным.
Вознаграждение побуждает людей усерднее упражняться и
укреплять тело.
154 Радд аль-мухтар. Т. 9. С. 481; Мугни аль-мухтадж. Т. 4. С. 428.
155 Хашийат ад-Дусукы. Т. 2. С. 532.
156 Радд аль-мухтар. Т. 5. С. 237; Мугни аль-мухтадж. Т. 3. С. 132.
Смотреть спортивные состязания и игры на стадионах или на экранах телевизоров также разрешено, потому что Аиша передаёт:
«Поистине, я видела, как Посланник Аллаха
стоял в дверях моей комнаты, когда эфиопы играли со своими
копьями в мечети Посланника Аллаха , и закрывал меня своим плащом, чтобы я могла посмотреть на их игру, а потом стоял ради меня до тех пор, пока я не ушла... Представьте себе молодую девушку, любящую развлечения...» [Аль-Бухари; Муслим].
Необходимым условием для того, чтобы просмотр спортивных игр или состязаний по телевидению был дозволенным, является сокрытие
'ауры. У факыхов в этом вопросе есть два мнения. Большинство их
(ханафиты, маликиты и ханбалиты в наиболее правильной версии) считают, что женщине разрешается смотреть на мужчину, кроме тех
мест, которые являются 'аурой, если она не боится искушения и не
смотрит с вожделением — ведь 'Аиша смотрела на игру эфиопов.
А шафииты (в наиболее правильной версии) считают, что женщине разрешается видеть у мужчины только те места, которые мужчине
разрешается видеть у женщины, то есть лицо и руки.
Стоит отметить, что маликиты, которые считают, что 'аурой при совершении молитвы являются только срамные места, не разрешают
смотреть на бедро.
А Джархад аль-Аслями передаёт: «Пророк проходил мимо меня, а на мне был плащ, и моё бедро обнажилось, и он сказал мне: "Закрой
своё бедро, ибо, поистине, бедро — 'аура"» [Малик; Ахмад; Абу
Давуд; ат-Тирмизи (хороший хадис)].
А доказательством того, что только срамные места является 'аурой, а бедро — нет, по мнению маликитов является то, что Пророк открывал бедро при Абу Бакре и 'Умаре. Однако аш-Шаукани сказал,
что это — особенность Пророка и нет доказательств того, что мы должны брать с него пример в подобных вещах... Лучше всё же следовать хадису Джархада и другим подобным хадисам.
Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 278 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!