Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Права малолетних



Личность человека формируется в детстве, и именно в этот период можно «слепить» человека так, чтобы, повзрослев, он был сильным, здоровым и правильно развитым физически, психически, социально, культурно, экономически и так далее. Как правило, на взрослого продолжает оказывать влияние всё то, к чему он привык в детстве. Человек не может забыть своё детство со всем хорошим и плохим, что в нём было, со всеми его радостями и ошибками. События, происходившие с человеком в детстве, и различные картины из его жизни остаются в его памяти. Ибн Сина сказал о ребёнке или же о человеке в общем:

Ты думаешь, что ты всего лишь маленькое тельце, А ведь в тебе сокрыт огромный мир...

1. Внимание, которое уделяют факыхи нормам Шариата, связанным

с детьми, в различных областях фикха. Человек становится религиозно обязанным и начинает отвечать за свои поступки с момента

вступления в совершеннолетие или с пятнадцатилетнего возраста, а до

этого на него не возлагаются практически никакие религиозные обязанности, как сказано в хадисе: «Подняты перья от троих: от

умалишённого — до тех пор, пока к нему не вернётся разум, от

спящего — пока он не проснётся, и от ребёнка — пока он не достигнет совершеннолетия» [Ахмад; Абу Давуд; ан-Насаи;

аль-Хаким; Ибн Маджа. Со слов Аиши] — и ОН ни за что не отвечает,

кроме совершённых им преступлений. Несмотря на это, учёные ислама упоминают в различных областях фикха многочисленные

нормы, связанные с детьми, не отделяя эти нормы от норм, связанных со взрослыми.

И вместе с этим имам и выдающийся факых Мухаммад ибн Махмуд

ибн аль-Хусейн аль-Астарушини аль-Ханафи (ум. в 652 г. х.] собрал эти нормы в отдельную книгу, назвав её «Джами' ахкам ас-сыгар» («Сборник шариатских норм, касающихся детей»). В этой книге содержатся нормы, связанные с ритуальным очищением, поклонением, гражданскими делами и всем, что с ними связано, а также шариатскими наказаниями и преступлениями, договорами, находками, незаконным присвоением имущества, возмещением нанесённого ущерба, исками, свидетельствами и признаниями, протоколами и судопроизводством, фамильной принадлежностью, принуждением, ребёнком, находящимся в утробе матери, жертвоприношениями, завещанием имущества на благотворительные цели (вакф), завещаниями и наследованием.

Всё это было сделано для того, чтобы мы могли знать нормы Шариата Всевышнего, связанные с действиями тех, кто не относится к

категории мукалляф. Эти нормы позволяют дать оценку их действиям и упорядочивают их поведение. Мы находим разъяснение того, какие последствия влекут за собой слова и действия детей, и какое наказание

полагается за преступления, совершённые ими. Кроме того, мы узнаём о связи детей с покровителями, опекунами и судьями. Знание всех этих норм позволяет нам правильно, в соответствии с исламом,

воспитывать своих детей, прививая им любовь к покорности Всевышнему и отвращение к ослушанию Его.

Знатоки основ фикха изучили и разъяснили тему правоспособности,

её разделов, этапов и того, что нарушает её. Они разъясняют нормы, связанные с ребёнком, находящимся в утробе матери, далее — нормы, связанные с родившимся ребёнком, затем — нормы, связанные с ребёнком после достижения совершеннолетия, а также после дости- жения возраста благоразумия, а также нормы, связанные с детством как естественным препятствием, мешающим человеку обладать правоспособностью в полной мере, и нормы, касающиеся гражданских действий ребёнка и преступлений, совершаемых им.

Обычно факыхи выделяют специальную главу в книгах, в которых рассматриваются похожие вопросы (ашбах ва назаир), для

разъяснения шариатских норм, связанных с детьми, и в этих главах

разъясняется достаточно. Выдающийся учёный аль-Карафи в своей книге «Аль-фурук», в двадцать шестой главе, посвящённой разнице

между велением взяться за совершение чего-то обязательного (хитаб ат-таклиф) и велением, в котором речь идёт о снятии с людей какой-либо обязанности (хитаб аль-вад'), разъясняется очень важный

вопрос, а именно: если ребёнок испортил чужое имущество, его опекун обязан возместить нанесённый ущерб из средств, принадлежащих ребёнку. Уничтожение имущества — причина для

возмещения ущерба, и речь идёт о хитаб аль-вад'. А если стоимость испорченной вещи не была выплачена из его средств, сам он обязан выплатить эту сумму после достижения совершеннолетия. То есть, причина имела место в детстве, а последствие отложилось до достижения совершеннолетия94.

2. Ислам заботится о ребёнке с того периода, когда он находится в

утробе матери, и даже ещё раньше, предписывая мужчине-мусульманину тщательно подбирать жену (важнейшие

нормы, касающиеся ребёнка, который ещё находится в материнской

утробе). Дети — плод супружеской жизни. Человек оставляет их после себя. Они живут вместе с ним и в большинстве случаев продолжают

жить после его смерти. Дети считаются одним из приобретений

человека в этой жизни и плодов, которые приносят ему его труды. Если дети праведны, то родители счастливы даже в могилах, а если

дети скверные, то родители расстраиваются и страдают оттого, что

дети создают им дурную славу, и оттого, что они оставили скверный след. Бывает, что сами родители (или один из них) скверные, и дети

растут такими же. Праведность потомства часто зависит от

праведности предков. Немалую роль играет выбор жены: мужчина-мусульманин должен выбрать религиозную, благонравную и

хорошо воспитанную мать для своих будущих детей. Поэтому ислам

побуждает человека серьёзно подходить к выбору жены и стараться

выбрать лучшее. Пророк сказал: «Люди бывают разного сорта, подобно золоту и серебру, и те, которые были лучшими во времена невежества, остаются лучшими и в исламе, если только они обрели понимание религии. Душ — великое множество, и те, которые узнают друг друга [в мире душ], ладят друг с другом [после соединения с телами], а те, которые не знали друг друга [в мире душ],

не тянутся друг к другу [после соединения с телами]»95.

Пророк разъяснил, как именно молодой человек должен выбирать себе жену, и его указания расходятся с предпочтениями

многих молодых людей сегодня. Он сказал: «На женщине женятся из-за четырёх вещей: богатства, происхождения, красоты и религии. Старайся же заполучить обладательницу религии, да покроются

пылью руки твои!» [Аль-Бухари; Муслим. Со слов Абу Хурайры]. Ан-Навави разъясняет смысл этого хадиса в своём сборнике «Рийад ас-салихин» («Сады праведных»): «Обычно люди ищут в женщине эти

четыре вещи, ты же стремись взять в жёны обладательницу религии. А кто откажется поступать так, того ждёт нищета, и жизнь его будет

93 Аль-фурук. Т. 1. С. 161.

94 Согласно другому толкованию, имеются в виду праведники и грешники. Праведники тянутся друг к другу а грешники — друг к другу. Или же представители партии Милосердного тянутся друг к другу

несчастной, потому что он не пожелал приобрести то, что обеспечило бы ему счастье, благополучие и благоденствие. Это подтверждает другой хадис:

"Поистине, мир этот даётся во временное пользование, и лучшее из того, что можно получить в нём — праведная жена"» [Муслим].

Супруги должны заботиться о том, чтобы с момента зачатия

ребёнок питался только благим и дозволенным. Ведь если он, пребывая в утробе матери, питался от неё благим и дозволенным, то и его формирование и развитие будет благим. А если он питался запретным и скверным, то и его формирование и развитие будет скверным. Особенно внимательной мать должна быть во время беременности, когда появляются особые пристрастия в еде — она должна питаться только благим и дозволенным, избегая скверного, запретного и сомнительного. Если мать ест и пьёт только благое, то и ребёнок будет расти и развиваться наилучшим образом. представители партии Шайтана — друг к другу. Или же души, созданные похожими, тянутся друг к другу, а созданные разными — нет.

Мусульманские учёные не забыли и о том периоде, когда ребёнок находится в утробе матери. Они разъяснили нормы Шариата, связанные с этим периодом жизни ребёнка, и его права. Они сделали это, оберегая жизнь ребёнка и заботясь о его будущем, защищая его от опасностей. Они понимали, что ребёнок не должен превращаться в обузу для других, и у него не должны возникать разного рода ком- плексы. Мусульманские учёные понимали, насколько важно сделать так, чтобы ребенок не затаивал злость на всех людей из-за того, что родители плохо обращались с ним и не соблюдали его моральные и материальные права.

Что же касается норм, связанных с ребёнком, находящимся в утробе матери, то они напрямую зависят от его правоспособности. Правоспособность бывает двух видов: правоспособность обязательности и правоспособность исполнения. Правоспособность обоих видов бывает либо неполной, либо полной, что напрямую зависит от этапа жизни с её начала и до совершеннолетия.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 226 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...