Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вступление -- Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа... 2 страница



Так как все сыновья Святослава были малыми детьми (старшему, Ярополку, было всего лишь 11 лет), то за всех них правили опекуны: за Владимира -- Добрыня, за Ярополка -- варяг Свенельд. Кто правил за Олега -- неизвестно.

Опекуны вскоре после смерти Святослава начали воевать друг с другом. Первым был убит князь Олег и его древлянское княжество начало управляться киевским князем. После этого Ярополк напал на Новгород, где за Владимира правил Добрыня. Так как у новгородцев не было большого войска, то Владимир со своим дядей, Добрыней, убежали за море, к варягам. Там они собрали сильную дружину и начали борьбу с Ярополком. Через два года Ярополк был побеждён и Владимир -- семнадцатилетним юношей -- стал князем всей Русской земли и стал сам управлять ею, а в Новгороде остался его наместником Добрыня. 3.Владимир язычник

В Киеве в то время было много христиан. Владимир же, будучи язычником, воздвигает в Киеве на холме нескольких идолов и заводит жрецов и идолослужение, по варяжским обычаям (у славян это не было принято). Кроме этого, попав в Киев, который был одним из самых богатых городов того времени, Владимир начинает увлекаться весельем и пиршествами. К счастью для Владимира, занимался он этим только тогда, когда бывал в Киеве, а в Киеве он проводил очень мало времени: за первые 6 лет своего княжения он проделывает 6 дальних и тяжёлых походов.

4. Завоевания Владимира

Сразу же по вокняжении Владимир идёт в поход против ляхов (поляков), которые захватили земли бужан и бело-хорватов и отнимает у них эти земли вплоть до реки Сан. После этого он идёт против племён, отделившихся от Руси во время войн между сыновьями Святослава (972-980 гг.). Эти племена -- вятичи и радимичи были опять присоединены к Руси.

После объединения всех славянских племён Владимир наносит поражение литовскому племени ятвягов и отнимает у них земли по среднему и верхнему течению реки Неман с г. Городен, который сегодня называется Гродно. Владимир также воевал с болгарами и, таким образом, все враги Руси на время затихли и оставили Русь в покое.

5. Объединение славян

К 986 г. всё огромное пространство, занятое восточными славянами от Финского залива и Бела-озера на севере до Карпат и Чёрного моря на юге и от рек Сана и Немана на западе до реки Оки на востоке -- сливается в одно великое государство, все жители которого начинают называть себя русскими, независимо от того, из какого племени они родом. Объединение всех славян в одно государство считается первой великой заслугой Владимира.

Для управления своим огромным княжеством Владимир использовал своих наместников, обыкновенно отличившихся воинов из своей дружины. Главным делом княжеских наместников был сбор дани в их районах. Дань собиралась деньгами или -- чаще -- продуктами: мехами, мёдом, воском и т.д., а потом эти товары продавались в соседние страны.

6. Усиление славян

Во время войн Владимира за объединение славян усиливается влияние славян в Киеве. Дружина, с которой Владимир и Добрыня вернулись в Новгород для борьбы с Ярополком, была набрана из варягов, которые часто нанимались на службу к разным князьям, требуя часть дани, полученной с покорённых народов, как плату. Несмотря на то, что Киев покорился Владимиру без боя, варяги требовали с киевлян дань. Но Владимир попросил варягов подождать один месяц, а сам за это время собрал сильное славянское войско. Большинство варягов после этого ушли от Владимира, а остались и были приняты в дружину князя Владимира только те, которые согласились подчиниться Владимиру.

Вопросы. Сыновья Святослава. Укрепление Руси.

1. Почему греки выгнали Святослава из Болгарии?

2. Как погиб Святослав?

3. Как правили сыновья Святослава?

4. Что случилось с сыновьями Святослава?

5. Как Владимир пришёл к власти?

6. Что делал Владимир-язычник?

7. Расскажи (и покажи на карте) завоевания Владимира.

8. Какое дело Владимира считается самым главным?

9. Как дружина Владимира стала славянской?

Урок 5. КНЯЗЬ ВЛАДИМИР НАХОДИТ ИСТИННУЮ ВЕРУ

1. Первые мученики

Хотя в Киеве к 987 г. было много христиан и даже бабушка князя Владимира, Св. княгиня Ольга, была христианкой, сам Владимир оставался язычником. Один случай сильно повлиял на Владимира и заинтересовал его в христианстве.

После победы над ятвягами старейшины из дружины Владимира потребовали человеческой жертвы, что было принято у варягов. Жребий пал на сына одного христианина-варяга, которого звали Иоанн, а отца его -- Феодор. Отец отказался выдать сына и прославлял единого, истинного Бога, называя языческих богов кусками дерева. За это отец и сын были убиты толпой язычников. Но князь Владимир запомнил этот случай и, после принятия христианства, воздвиг на месте их убиения соборную "Десятинную церковь". Память этих первых христианских мучеников на Руси празднуется 12 июля (по ст. ст.).

2. Выбор веры

Прежде того, как принять христианство, князь Владимир тщательно ознакомился с различными вероисповеданиями. В 987 г. к нему пришли послы от соседних народов: католики, магометане, евреи и православные. Владимир довольно быстро отпустил всех послов, но с православными долго беседовал: ему интересно было побольше узнать о вере, за которую с такой решимостью приняли мучения Феодор и Иоанн.

После этого Владимир, посоветовавшись с дружиной и со старейшинами, послал 10 "добрых и смысленых мужей" объехать соседние страны и исследовать все веры на их местах.

Когда послы вернулись, то они больше всего хвалили "греческую веру", т.е. православную. Вот как они описывали богослужение в Царьграде, в знаменитом храме Св. Софии: "и не свемы, на небе есьмы были, ли на земле", т.е. "[стоя в храме], мы не знали, где находимся: на небе или на земле". Послы также сказали: "Не даром бабка твоя, княгиня Ольга, мудрейшая из людей, приняла греческую веру".

3. Крещение Владимира

В это время в Византии поднялось восстание против новых византийских императоров, братьев Василия и Константина. Восставшие подошли к Царьграду и императоры попросили помощи у Владимира. Тот обещал, но при условии, что он примет христианство, а императоры выдадут за него свою сестру, царевну Анну. Греки согласились и весной 988 г. шеститысячный отряд русских защитил Царьград, но греки отказались исполнить своё обещание.

Тогда Владимир осадил богатый греческий город Корсунь (теперешний Херсон) и пригрозил, что пойдёт на самый Царьград. Греки опять начали обещать выдать царевну Анну за Владимира, но он не верил им и соглашался креститься только после того, как царевна Анна приедет в Корсунь.

Хотя греки никогда раньше не выдавали своих царевен за "варваров", тут им пришлось уступить и царевна Анна приехала в Корсунь. Состоялось торжественное крещение Владимира, принявшего при этом христианское имя Василий, и его бракосочетание с царевной Анной.

Таким образом Владимир, принимая новую веру, не стал подчинённым греческих императоров, а их равным -- "братом". Больше того, так как греческие императоры были в родстве с другими европейскими императорами и королями, то Владимир породнился с тремя самыми сильными царями того времени. Конечно, по своим размерам и силе Киевская Русь была равна им. И всё-таки это было большим достижением Владимира, которому тогда было всего лишь 25 лет.

4. Крещение Руси

Вернувшись в Киев, Владимир прежде всего крестил своих детей, а после этого он сам и греки-священники, знавшие славянский язык, проповедовали на улицах Киева. Идолы были разрушены и сожжены, а самый главный идол, Перун, был с позором оттащен к Днепру и брошен в него.

После этого Владимир объявил киевлянам: "Если кто, богатый или бедный, нищий или раб, не окажется завтра на реке, тот будет против меня".

Все киевляне собрались к реке и в 988 г. состоялось Крещение Руси, положившее начало православию на Руси. За последующие три года вера Христова распространилась по всему "великому пути из варяг в греки".

Вопросы. Князь Владимир находит истинную веру.

1. Были ли христиане в Киеве до Крещения Руси?

2. Какой случай сильно повлиял на князя Владимира?

3. Как Владимир выбирал веру?

4. Что говорили послы о греческой вере?

5. Как собирался креститься Владимир?

6. Как был крещён Киев?

7. За сколько времени была крещена вся Русь?

Урок 6. ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ ДЛЯ РУСИ

1. Истинная вера

Православие имело огромное значение и определило пути развития России на последующее тысячелетие.

Прежде всего, православие открыло славянам истинного Бога. Это, в свою очередь, повлияло на всю жизнь государства.

Православие смягчило нравы, начало бороться с кровной местью, с жестоким рабством, проповедуя, что рабы тоже люди.

Православие полностью изменило языческое понятие о семье, так как по православным законам многожёнство было запрещено и брак стал пожизненным союзом мужа и жены, освящённым и скреплённым церковным таинством венчания.

С самого начала православная церковь стала "заведовать" духовно-моральной жизнью на Руси. Церковь разбирала ссоры между членами семьи, решала все вопросы, касающиеся брака (до революции 1917 г. в России не было "гражданского" брака, а только церковный). При этом церкви подчинялись все граждане и все классы общества, включая и князей. 2.Православие объединяет Русь

Православие сыграло огромную роль в последующем объединении славян в одно мощное русское государство, а потом -- в сохранении и расширении России. Когда, через два века, на Русь напали татары, то православная церковь оказалась той духовной силой, которая объединила Русь для борьбы с татарами. Через шесть веков после Крещения, единство веры сыграло решающую роль в воссоединении Украины и России.

2. Православие даёт культуру

Православная церковь на многие годы стала носительницей и кормилицей русской культуры. Славянская азбука, созданная на основе греческой двумя монахами, Кириллом и Мефодием, за 100 лет до Крещения Руси, дала славянам письменность, без которой невозможна никакая культура. Появившиеся вскоре монастыри явились, вплоть до их уничтожения коммунистической властью, своего рода университетами, в которых учёные монахи занимались науками, развитием сельского хозяйства (без использования рабов) и просвещением народа.

3. Иконопись и живопись

Иконопись положила начало русской живописи. Хотя вначале русские иконописцы придерживались византийского стиля, очень скоро был выработан свой, русский стиль и Русь дала целый ряд знаменитых иконописцев, прославивших себя и русскую иконопись на весь мир. До сих пор русские иконы, разворованные Советской властью из русских церквей, служат коммунистам и их после-перестроечным наследникам лёгким способом добывать иностранную "валюту".

4. Летописи и история

Православие также сыграло решающую роль в создании летописей, или своего рода дневников, в которых монахи записывали исторические факты. Записи эти велись на основании наблюдений самих летописцев, по рассказам очевидцев, а также со слов воинов, принимавших участие в боях и походах русских князей. Наши знания о далёком прошлом нашей Родины, в основном, черпаются из летописей. В монастырях устраивались библиотеки и почти все писатели древней Руси вышли из монастырей.

5. Строятся церкви

Православие также положило начало русскому зодчеству -- архитектуре. В языческой Руси не было храмов. Принятие же христианства в скором времени привело к строительству громадных каменных сооружений в главных центрах Руси, сначала по византийским образцам (русско-византийское зодчество), а потом -- в своём, русском стиле. Это строительство повлекло за собой развитие других искусств и художественных ремесел: ювелирного дела, производства эмали и пр.

6. Православие -- основа монархии

Православие, наконец, стало краеугольным камнем русской монархии, т.е. такой формы государственной власти, где монарх -- царь, в отличие от диктатора или выборного главы государства, имеет неоспоримое, Богом данное право на полную власть над своими подданными. Именно поэтому некоторые историки, понимающие православную сущность русской монархии, называли её диктатурой совести. Другими словами, русские цари, хотя и имели юридическое право казнить любого подданного по своему хотенью, не делали этого, будучи православными государями, т.е. правили "по совести".

Православная вера также придала необычайную крепость русскому государству, строящемуся с этих пор на принципах терпимости и твёрдого убеждения в том, что не в силе Бог, а в правде. Именно это помогло русским впоследствии перенести татарское иго, частые нашествия врагов и -- после каждого бедствия -- оказаться сильнее, чем до него. Только в XX столетии, растеряв своё православное наследие, Россия не смогла противостоять марксизму, подвергшему её неслыханному духовному и физическому разгрому, и пришла в ничтожество.

Вопросы. Значение православия для развития Руси.

1. Что есть главное в принятии православия?

2. Как повлияло православие на семейные отношения, на культуру, на живопись, на написание истории, на зодчество, на государственное устройство, на крепость страны?

Урок 7. ПРАВЛЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА-ХРИСТИАНИНА.

Владимир правил 9 лет будучи язычником и 26 лет -- христианином. За это время он заслужил в народе славу и уважение. Вот самые главные дела Владимира-христианина:

1. Укрепление православия

Для этого Владимир устраивал школы при церквах. За свои заслуги в деле распространения православия он был назван Равноапостольным и был причислен к лику святых.

2. Объединение славян

Как до принятия крещения, так и после, Владимир заботился об объединении всех славян. Когда поляки захватили русские земли у реки Сан, Владимир пошёл на них войной и разбил войско польского князя Болеслава Храброго у г. Кракова и вернул земли у р. Сана русским. Он также успешно воевал с дунайскими и волжскими болгарами. Волжских болгар он заставил дать русским право свободно торговать на реке Волге.

3. Забота о бедных

Владимир много заботился о бедных. По воскресеньям и праздникам он созывал их на трапезу в Киев на свой княжеский двор. Кроме еды и питья, бедным также выдавались деньги, чтобы те могли покупать себе всё необходимое и в другие дни. Проявляя заботу о бедных стариках, которые не могли приходить на эти трапезы, Владимир устраивает обоз, который развозит им еду по городу.

4. Духовное единение

Ещё больше заботился Владимир о духовном объединении всех восточных славян в единый русский народ. Делать это было чрезвычайно трудно, так как Русь была огромным государством и люди из дальних мест никогда не встречались друг с другом. Трудно было доказать вятичу на реке Оке и белохорвату в Карпатских горах, что они принадлежат к одному народу.

Чтобы сблизить людей, Владимир устраивает большие празднества, большей частью церковные, на которые приглашает старейшин и лучших людей со всего государства. Уже здесь мы видим зачатки русской монархической демократии, так как лучшие люди, приглашаемые Владимиров на празднества в Киев, являлись народными представителями. Празднуя годовщину своей победы над печенегами, Владимир воздвигает около Киева большой храм. На его освящение он созывает множество людей со всех, даже самых отдалённых, окраин Руси. Собравшись все вместе, эти люди ходят в храм на различные богослужения и восемь дней пируют с Владимиром и его приближёнными. За это время они знакомятся друг с другом, а также узнают о нуждах и задачах всего русского государства, слушают речи старейшин из разных концов русской земли и начинают убеждаться в том, что вся Русская Земля -- земля одного народа, имеющего одну веру и говорящего на одном языке. Они также видят, что все вместе русские и другие, живущие среди русских, племена, представляют силу, с которой должны считаться даже самые сильные враги.

Важность этих собраний была отмечена народом в многочисленных песнях о Владимире, в которых воспеваются пиры князя Красного Солнышка: Владимир вошёл в историю под этим, данным ему народом, именем. В этих песнях особенно отмечается деловое значение этих пиров.

5.Укрепление обороны Руси

Владимир много сделал для обороны Руси от кочевников-печенегов на востоке и от поляков -- на западе. За время правления Владимира одних только больших набегов печенегов было пять, а между большими набегами происходили постоянные нападения на русские границы. Часто поляки и печенеги нападали одновременно и русским приходилось вести войну на два фронта сразу. Для защиты от печенегов Владимир построил укрепления вдоль границы с печенегами и поселил там лучших (храбрейших) людей из словен, кривичей, чуди и вятичей.

6. Смерть Владимира

В последние годы правления Владимира его сын Святополк, женатый на польской княжне, дочери Болеслава Храброго, задумал изменить отцу и подчинить Русь себе, а русскую церковь -- папе римскому. Хотя Святополку помогали поляки и печенеги, Владимир отстоял Русскую Землю.

Вскоре после этого Владимир заболел и умер 15 июля 1015 г. Народ горько оплакивал своего князя, похороненного в Десятинной церкви. После его смерти, в течение четырёх лет, продолжалась борьба его сыновей за великокняжескую власть.

Вопросы. Правление Владимира-христианина.

1. Сколько лет Владимир правил как язычник? Как христианин?

2. Как Владимир укреплял православие?

3. Как Владимир объединял русские земли?

4. Как Владимир объединял славян духовно?

5. Какое было значение пиров Владимира с точки зрения русской православной монархии?

6. Что Владимир делал для обороны Руси?

7. Какое горе постигло Владимира в конце его жизни?

8. Что началось после смерти Владимира в ______ году?

Урок 8. БОРЬБА СЫНОВЕЙ СВ. ВЛАДИМИРА

1. Свв. Глеб и Борис

Сразу после смерти Владимира Святого его сын Святополк, незадолго до этого прощённый отцом за измену, силой захватил великокняжеский стол в Киеве. По примеру своего тестя, польского короля Болеслава Храброго, он решил перебить всех своих братьев, чтобы никто из них не мог соперничать с ним за великое княжение. В год смерти св. Владимира (1015), ему удалось убить троих: Святослава, Бориса и Глеба. Особенно поразило русских людей убийство Бориса и Глеба, самых младших братьев. Оба брата, дети греческой царевны Анны, были очень кротки и очень дружны между собой. Когда дружинники сказали Борису, что Святополк собирается его убить и уговаривали Бориса пойти против брата, то он отказался, говоря, что он не может идти против старшего брата. Поступок Бориса и Глеба навсегда сохранился в народной памяти как идеальный пример братолюбия и страдания за русскую землю и они были причислены к лику святых. Ряд преданий рассказывает о том, как святые Борис и Глеб являлись русским воинам в трудные минуты и помогали побеждать врагов Руси и России.

2. Проклятие Святополка

После убийства трёх братьев, Святополк, в отличие от своего тестя, не только не добился власти, но был проклят народом и прозван Святополком Окаянным. Пример Святополка навсегда остался в народной памяти, как пример злодея и врага русской земли. В отличие от западных стран и Византии, где убийство было обычным способом получения власти, это решительно осуждалось у славян даже в самом начале периода создания Святой Руси.

После убийства трёх братьев, оставались в живых братья Ярослав и Мстислав. Святополк послал убийц, чтобы они убили Ярослава, но его предупредила сестра Предслава и Ярослав успел приготовиться и начать борьбу со Святополком.

Сначала Ярославу удалось выгнать Святополка из Киева и стать великим князем. Но тогда Святополк призвал на помощь своего тестя, Болеслава Храброго, печенегов, немцев и венгров. С ними он напал на Русь и разбил войско Ярослава. Сам Ярослав спасся с несколькими воинами и убежал в Новгород.

3. Конец Святополка

Хотя Ярослав думал, что он больше не сможет бороться со Святополком, новгородцы собрали деньги и большое войско и пошли походом на Киев. В Киеве в это время уже правил, со страшной жестокостью, сам Болеслав Храбрый. Во время его правления поляки сразу начали бороться с православием и силой насаждать католичество.

Когда Ярослав подошёл к Киеву со своим войском, ему удалось разбить Святополка, несмотря на то, что тому опять помогали поляки. Святополк убежал за границу и умер в изгнании.

4. Объединение Руси

Изгнание Святополка не кончило усобиц: брат Ярослава Мстислав, княживший в далёкой Тмутаракани и прославившийся своей борьбой с косогами, не подчинился Ярославу. Начавшаяся между ними война закончилась победой Мстислава в 1024 г.: Мстислав напал на Ярослава ночью, чего славяне до этих пор никогда не делали.

После этого сражения братья помирились и разделили Русскую Землю по реке Днепру. Мстислав получил все земли на восток и юг от Днепра, а Ярослав -- на запад и север. После этого усобицы прекратились и до смерти Ярослава в 1054 г. на Руси наступил покой.

Князь Мстислав умер в 1034 г. и в руках Ярослава опять оказалась вся объединённая Русская Земля. Быстро кончившаяся борьба сыновей Владимира Святого явилась первой войной удельных князей. Святые Борис и Глеб вошли в историю, как первые жертвы таких войн.

Вопросы. Борьба сыновей св. Владимира.

1. Что произошло после смерти св. Владимира?

2. Что удалось Святополку сделать в начале?

3. Как отнёсся народ к преступлению Святополка?

4. Был ли поступок Святополка нормальным для Руси?

5. Расскажи о борьбе Ярослава со Святополком.

6. Как Мстислав и Ярослав разделили Русь?

7. Как Ярослав снова стал княжить над всей Русью?

Урок 9. ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ. МЕЖДОУСОБИЦА.

1. Заслуги Ярослава

После примирения Ярослава с Мстиславом в 1024 г., междоусобицы прекратились и, по словам летописца, "бысть тишина велика в земли", ещё раз доказав преимущество единой самодержавной власти. За 30 лет правления Ярослав много сделал для укрепления русского государства, за что был назван "Мудрым".

2. Укрепление православия

Во время правления Ярослава был построен ряд церквей и храмов, из которых самые замечательные -- Св. Софии и Св. Георгия Победоносца. Освящение этих храмов до сих пор празднуется православными русскими 9 декабря. Также было устроено первое на Руси книгохранилище (библиотека).

3. Укрепление Руси

При Ярославе были возвращены русские земли до реки Сана, отвоёванные у восточных славян Болеславом Храбрым. Также были окончательно разбиты печенеги, часть которых совсем ушла из южнорусских степей, а остальные подчинились Ярославу и вошли в состав русского государства. В последний раз славянам пришлось воевать с греками.

4. Первые законы

Был разработан первый сборник русских законов в письменной форме, названный "Русской правдой". Сборник этот, отражающий подвергшиеся православному влиянию старые обычаи славян, поражает своей гуманностью: в нём нет никаких жестоких наказаний, а только "виры", т.е. штрафы. Одной из главных целей Правды было ограничить, а потом и вовсе уничтожить, древний обычай кровной мести, а также дать право наказывать за преступления властям.

5. Связи с заграницей

Ярослав много делал для развития сношений с иностранными государствами. Так, сам он был женат на шведской королевне; три его сына -- на германских принцессах, а один, Всеволод -- на дочери византийского императора, Константина Мономаха. Три его дочери стали королевами Норвегии, Венгрии и Франции. Анна Ярославовна, королева Франции, получила очень хорошее образование и подписывала государственные акты Франции, так как её муж, Генрих I, был неграмотным. Все акты того времени подписаны по-славянски и по-латыни.

6. Новый порядок княжения

Ярослав также, для предотвращения споров и войн за великокняжеский стол, попытался ввести определённый порядок княжения: вся семья Рюриковичей (т.е., потомков легендарного Рюрика) княжит сообща; каждый князь получает в управление "волость", т.е., какой-то район страны. Самый старший брат садится в Киеве на великокняжеский стол, а младшие сидят в своих волостях и слушаются великого князя, как отца. В случае смерти великого князя, на его место садится не его сын, а следующий по старшинству брат, а все другие передвигаются на одну волость ближе к Киеву. После смерти второго брата великим князем становится третий, за ним -- четвёртый и т.д. до младшего брата. После смерти младшего брата великим князем становится старший сын старшего брата. Если же какой-нибудь князь умирал, не дождавшись великого княжения, то его дети теряли все права на участие в правлении. Они становились изгоями, которым уже не было "части в Русской земле"

7. Новый порядок ведёт к борьбе

Порядок княжения, заведенный Ярославом, в теории, должен был обеспечивать целость русской земли, так как князья не владели волостями, а только управляли ими какое-то время.

На деле же всё оказалось иначе. Вскоре после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. начались ссоры из-за великокняжеского стола. Сначала киевский стол по очереди занимали три сына Ярослава -- Изяслав, Святослав и Всеволод (четвёртый сын, Владимир, рано умер). Но уже среди них возникла борьба за великокняжеский стол: Изяслав был выгнан из Киева и Святослав правил при его жизни.

После смерти младшего сына Ярослава, Всеволода, как и следовало, правил старший сын Изяслава, Святополк Изяславович. Но -- после его смерти киевляне не пустили к себе Святославова сына, Олега, прозванного "Гореславовичем" за то, что он принёс много горя русской земле: он устраивал смуты и приводил кочевников разорять волости русских князей. Вместо него великим князем стал Владимир Мономах, который и навёл порядок.

8. Набеги половцев

За 59 лет со смерти Ярослава Мудрого и до вокняжения Владимира Мономаха в 1113 г. Русская земля перетерпела много бедствий из-за отсутствия единой православной самодержавной власти, приводящего к бесконечным княжеским "междоусобицам".

Кроме этого, в это же время в степях, граничащих с Русской землёй, появился новый сильный враг -- половцы. Пользуясь ссорами князей, половцы нападали на Русь, разоряли её окраины и уводили русских людей в рабство. За 150 лет, в течение которых половцы нападали на Русь, произошло около 50-ти больших половецких набегов.

Вопросы. Ярослав Мудрый. Междоусобица.

1. Каким было правление Ярослава?

2. Как Ярослав укреплял православие?

3. Как Ярослав укреплял Русь?

4. Как Ярослав укреплял связи с другими государствами?

5. Какой порядок княжения установил Ярослав? Был ли он хорош? Почему?

6. Что происходило после смерти Ярослава?

7. Какой новый враг появился у русских?

Урок 10. РОСТ ПРАВОСЛАВИЯ. ВЛАДИМИР МОНОМАХ.

1. Киево-Печерский монастырь

Несмотря на междоусобные войны в период с 1054-1113 гг., Русская земля продолжала успешно развиваться. Рос Киев и многие другие города. Были построены многие соборы и монастыри -- очаги русской православной культуры. В Киеве к этому времени уже насчитывалось около 700 церквей.

Церкви к этому времени уже строились не по греческим образцам, а в своём, русском стиле. Появилось много русских иконописцев, расписывающих соборы и церкви фресками. Был основан знаменитый Киево-Печерский монастырь.

Основан он был преподобным Антонием, русским монахом, постриженным в монахи на Афоне и вернувшимся на Русь. Он поселился в пещере, недалеко от Киева, и стал вести строгую подвижническую жизнь: проводил всё своё время в молитве, посте и тяжёлом труде. Понемногу к нему приходили другие благочестивые люди, выкапывали себе пещеры и начинали жить таким же образом. Так возник монастырь, впоследствии названный Киево-Печерским.





Дата публикования: 2015-01-13; Прочитано: 233 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...