Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Экзистенциальная диалектика С.Кьеркегора. «Страх и трепет»



КЬЕ́РКЕГОР Серен (1813-55), датский теолог, философ, писатель.

Экзистенционализм — Экзистенциализм, философия существования направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы.

Для понимания идеи Кьеркегора важно иметь в виду его отношение к философии Гегеля. Умозрительная философия Гегеля, имеющая в своей основе рациональное мышление, представляется двумерной; тогда как философия Кьеркегора, вводящая экзистенциальное мышление и переживание видится как третье, объемное измерение, как бы достраивающее общую картину бытия. Отправным пунктом в рассуждениях Кьеркегора является Библейская история первородного греха. Адам и Ева, как известно, нарушили запрет Бога и вкусили плод от древа познания. Как видит эту ситуацию Кьеркегор? В этом ему видится некий качественный скачек, а именно- переход от незнания к знанию. Адам и Ева, как наши далекие прародители, обрели свободу и независимость от Бога. Этот скачек должен рассматриваться как поворотный пункт в судьбе человечества (и человека), как начало всемирной истории. После изгнания Адама и Евы из Рая, все, что не поддается разуму, считается неистинным и должно быть отброшено как таковое. Вместо “старого” Бога появился “новый” Бог — рациональная истина. Итак, первородный грех ознаменовал собой переход от древа жизни (его символом считается Иерусалим) к древу познания (его символ- столица Древней Греции Афины, родина рациональной философии). Началом философии (экзистенциализма) Кьеркегор полагает не удивление, как это было у Сократа, а отчаяние. Оно возникает тогда, когда человек осознает отсутствие возможностей. Первородный грех, порожденный желанием свободы, оборачивается страхом перед “Ничто”, т. к. Бог уже не с человеком, а далеко от него. Вот почему страх Кьеркегор называет “обмороком свободы”. Именно в этой точке духовного одиночества и незащищенности человека возникает отчаяние как осознание своей обреченности. Поиски спасения и рождают философию.

Отчаяние может отступить только в том случае, если блеснет вдалеке луч надежды. Но это произойдет только тогда, когда через бесконечное самоотречение и осознание своей вины человек возвращается к Вере. Безверие обрекает человека на гибель. Таким образом, чтобы преодолеть отчаяние, мы должны отвергнуть Разум и принять Веру, от древа познания вернуться к древу жизни. Приведенные выше рассуждения содержат одну, очень важную мысль, которая служит ключом к пониманию сути экзистенциализма. Мыслить в рамках экзистенции, по Кьеркегору, означает столкнуться с ситуацией личного выбора. Причиной экзистенциальной ситуации в конечном итоге Кьеркегору видится отчуждение человека от Бога. Чем дальше это происходит, тем больше в человеке растет чувство отчаяния. Причем в толпе (в церкви, этнической группе, в социальной общности и т. п.) человек не обретает истины, а отдаляется от нее, ибо и там действует отчуждение человека от Бога. Только личное прояснение своей сущности в Боге дает человеку освобождение от отчуждения. Этот процесс, согласно Кьеркегору, длится в форме трех последовательных фаз, которые он называет стадиями жизненного пути. На первой (эстетической) личность руководствуется своими эмоциями и внутренними импульсами. На второй (этической) стадии человек уже оставляет критерий индивидуального вкуса и принимает правила поведения, сформулированные разумом. И, наконец, религиозная стадия. Здесь человек на основе своего сугубо субъективного и поэтому уникального опыта, осознавая свою вину и переживая отчаяние делает окончательный выбор Веры и обретает себя в Боге.

Само имя Иоханнес де Силенцио взято Кьеркегором из сказки братьев Гримм "Верный слуга". Персонаж сказки Иоганн Молчаливый, вопреки своему прозвищу, отнюдь не молчит — он предупреждает своего хозяина, молодого короля, о трех грозящих тому опасностях, зная, что, сделав это, он тотчас же превратится в камень. Позднее королевская чета жертвует жизнью двух своих сыновей, для того чтобы вернуть Иоганна к жизни, и, само собой разумеется, верный Иоганн после своего спасения воскрешает погибших мальчиков. И тема верного служения, и тема жертвы, и тема молчания — все они по-своему преломляются в "Страхе и трепете". Героем книги является ветхозаветный Авраам, от которого Бог потребовал принести в жертву любимого сына, основным же предметом исследования — рождение религиозной веры. Авраам как "отец веры" в трактовке Кьеркегора отличается от других героев духа отнюдь не тем, что он подвигнут на полное самоотречение (это, по мнению датского теолога, есть лишь предварительный этап на пути к истинной вере — этап, на который способен и "рыцарь самоотречения", готовый пожертвовать всем ради бесконечности Абсолюта), а тем, что одновременно он сохраняет полную уверенность в обретении Исаака "силой абсурда" в этой жизни. Авраам как "рыцарь веры" абсолютно убежден, что не только он сам стоит в бесконечном отношении к Богу, но и Бог в свою очередь проявляет абсолютный интерес и заботу по отношению к его конечной жизни и конечной любви.

В композиционном плане трактат Кьеркегора распадается как бы на две части, когда первая представляет собой «лирическое» настраивание читателя, его вхождение в эмоционально-психологическое поле притяжения библейской истории, тогда как вторая предлагает «диалектическое» исследование основных категорий, соотношения этического и религиозного, проблемы "телеологического устранения" этики и так далее.

43. Особенности русской философии. Русская философская мысль длительное время носила исключительно религиозный характер. Своё главное назначение философия усматривала в обосновании идеи русского православного царства. К примеру, в XV в. монах Филофей разработал концепцию "Москва - третий Рим". Существовало три Рима: первый - центр Римской империи, второй - Константинополь, предавшийся католичеству и павший под ударами турок-османов, а третий - Москва. Четвертому Риму не бывать. Таким образом, Филофей обосновал духовное и политическое лидерство России среди христианских стран. Тем не менее русская философская мысль по-настоящему оформилась только в петровской России.1) Исследователи выделяют следующие основные периоды развития русской философии: 1)1830-1840-е гг. и середина XIX в. Характерная черта - влияние немецкой классической философии. 2)Последняя четверть XIX в. В центре философских дискуссий находятся Владимир Соловьев, Федор Достоевский, Лев Толстой и др.3)Конец XIX - начало XX вв. Основные представители - братья С.Н. и Е.Н. Трубецкие, В.Розанов, Д.Мережковский, Вячеслав Иванов, Л.Шестов, С.Булгаков, Н.Бердяев, П.Струве и др.Период эмиграции после революции 1917 г. Многие философы уехали или были высланы за границу. В период эмиграции завершаются многие религиозно-философские системы; русская религиозная философия окончательно оформляется в качестве особой школы отечественной и мировой философской мысли 5. возрождение русской национальной философии (с 1991 г.). 2) Особенности русской философской мысли:**Лишь к XVIII в. философия в России складывается как самостоятельная форма духовного освоения мира. В это время западноевропейская философия имела уже богатую историю, включающую в себя и античность, и и средневековую схоластику, и эпоху Возрождения, и просветительские идеи. Россия, создавая собственную оригинальную философскую традицию, не могла избежать ученичества. Многие и темы в философии России были заимствованы, но вместе с тем русская философия не осталась целиком заимствованием, она смогла создать оригинальные традиции философской мысли.**Характерно внимание философов к социальной проблематике. Русские мыслители разрабатывали проекты переустройства общества, пытались построить модель будущего развития страны. Эта особенность обусловлена спецификой исторического пути России. Последний не укладывался ни в западную, ни в восточную схему смены формаций. Социально-экономический строй России - своеобразное соединение элементов восточных, западных и собственных самобытных структур. Русская философия обращается к вопросам о смысле истории и месте в ней России. Она связана не только с познанием и описанием мира, но и с его изменением. Для русской философской традиции характерно пристальное внимание к антропологии и философии истории.**Для западноевропейской философии характерно отношение к этике как своего рода служанке онтологии, гносеологии. Русские философы в этике видят основу своего философствования. Возможность познать мир зависит от нравственных качеств человека: мир открывается лишь нравственно целостной, духовной личности. Таким образом, понятие истины не только гносеологическая, но и этическая категория.­­­­­­­­­­­­­­­Глоссарий:Антропология - совокупность научных дисциплин, занимающаяся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах.Онтология - учение о сущем, о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальный принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, его принципы, структуры и закономерности.Гносеология - теория познания; раздел философии, в котором изучаются источники, формы научного познания, способности человека познавать действительность.

44 Философия Русского Духовного Ренессанса. А. Бердяев «Философия свободы», гл. 6 Русский духовный ренессанс следует рассматривать в следующих аспектах:во-первых, в культурологическом – как период развития культуры, синонимом ему может быть понятие Серебряный век. Процессы, происходившие в элитарном и народном пластах культуры в России на рубеже веков, по существу относятся к ренессансным, потому что связаны с «переходными» процессами, когда ускоренная модернизация вела к смене традиционного общества индустриальным; во-вторых, в социально-политическом аспекте русский духовный ренессанс можно рассматривать как движение либеральной интеллигенции, предлагавшей особый национальный путь развития России в ХХ веке, включающий достижения парламентского государства Запада с его техническими удобствами и православную систему ценностей. Этот аспект русского духовного ренессанса воплощают представители нового религиозного сознания;в-третьих, в историко-философском плане русский духовный ренессанс был периодом в развитии русской философии начала 80-х годов ХIХ века по 20-е годы ХХ века. Русский духовный ренессанс в философском плане был течением, охватившим Московскую и Петербургскую школы «новых идеалистов», стремившихся соединить идеализм с жизнью. В данном случае удобнее говорить о русском философском ренессансе.

Софиологическое направление

Соловьев Владимир Сергеевич (1853 – 1900) – русский философ-идеалист, поэт, публицист, литературный критик. Центральной в учении Соловьева является идея «всеединого сущего». Необходимость принципа всеединства (целостности) обусловлена тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга и каждый из них есть совокупность определенных сторон, связей и т.д. Даже наша Вселенная, замечает Вл. Соловьев, не есть «хаос разрозненных атомов», а представляет собой единое, связное целое.

Экзистенциалисты

Розанов Василий Васильевич (1856 – 1919) журналист, писатель. Розанов – религиозный мыслитель, но критиковавший христианство. Что не принимал Розанов в христианстве? Приоритет Логоса, Слова над актом творения.

Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948) в молодости стремился сочетать марксизм с неокантианством, но вскоре отказался от этих теорий, заинтересовался философией Владимира Соловьева и приступил затем к самостоятельной разработке христианского миросозерцания. Согласно Бердяеву, основной противоположностью, с которой мы должны начинать разработку мировоззрения, является противоположность между духом и природой, а не между психическим и физическим.

Неокантианцы

В последней четверти XIX века в России появились поборники неокантианства, не принимавшие участия в борьбе против Канта.
Наиболее выдающимся представителем неокантианства в России был Александр Иванович Введенский (1856-1925), профессор Петербургского университета с 1890 по 1925 гг. Все работы и курсы Введенского, посвященные логике, психологии и истории философии проникнуты кантовским критицизмом. Опираясь на «Критику чистого разума», Введенский разработал специфическую форму неокантианства, которую назвал логизмом. Гносеологию как науку о пределах человеческого разума он развил, опираясь на логику, посредством теории умозаключений и способов доказательства общих синтетических суждений.Введенский был последователем Канта в области этики.

Интуитивисты
Николай Онуфриевич Лосский (1870 – 1965) – экстраординарный профессор Петербургского университета. Выслан из России в 1922 году. В 1942 году избирается профессором Братиславского университета, а в 1945 году переезжает во Францию.
Много занимаясь вопросами гносеологии, он называет свое гносеологическое направление интуитивизмом, в то время как онтологические построения склонен считать теорией идеал-реализма. Основополагающей, путеводной нитью в этом вопросе, определившей специфику решения метафизических проблем, выступила попытка обоснования Реального бытия Идеальным в духе метафизики платонизма.

Бердяев в 6 главе своего произведения «Философия свободы» говорит прежде всего о христианской свободе. Свобода в христианской религии не есть формальный принцип, как в политическом либерализме, не есть свобода безразличная, бессодержательная. Психология формальной свободы выражается в формуле: я хочу, чтобы было то, что я хочу. Психология материальной свободы выражается в иной формуле: я хочу, чтобы было то-то. В формальной свободе воля не имеет предмета избрания и устремления. В материальной свободе такой предмет есть. Для христианства не может быть безразлично содержание религиозной совести, и дорожит оно не пустой формой свободы, которую можно наполнить любым содержанием. Христианство всегда говорит "то-то" и потому никогда не смешивает свободы с произволом. Все, что я буду говорить, направлено к обнаружению той истины, что христианство есть религия свободы, т. е. что свобода есть содержание христианства, есть материальный, а не формальный принцип христианства.

45.Философия русский космизма К.Э. Циолковского, В.И Вернадский Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само существование “русского космизма” как философского течения даже в наше время вызывает острые дебаты.Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры.

Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма.

Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений - от крайне реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной цивилизации.

Учение К.Э. Циолковского (1857-1935) относится к естественнонаучному направлению, несмотря на его фантастические элементы. Мыслитель рассматривает космос как живое, одухотворенное целое (“панпсихизм”), населенное высокоразвитыми живыми существами. Мир и человек находятся в процессе восходящего развития, разум человека – орудие развития. Ученый обосновывает идею заселения человеком космоса, разрабатывает технические проекты. В 1903 году он представил теорию полета ракеты. Циолковский основное внимание уделяет другим проблемам, отличным от Космоса: 1) изложению "научного" понимания библейских текстов; 2) проблемам общества будущего, разрешаемым в социально- утопическом духе ("Горе и гений", 1916г.; "Идеальный строй жизни", 1917г. и др.); 3) проблемам строения и жизни человеческого тела ("Человек. Свойства человека", 1917г.). Циолковский подчёркивает несовершенство социальных отношений, несправедливость в обществе и др. Проблемы космизма затрагиваются в работах: "Первопричина" 1918г., "Социология (фантазия). Циолковский разрабатывает так называемый "активно-эволюционный" принцип космизма. Его смысл состоит в следующем: "Судьба Вселенной зависит от космического разума, т.е. от человечества и других космических цивилизаций, их преобразовательной деятельности"

Наиболее значительный представитель естественнонаучного направления в космизме – В.И Вернадский (1863-1945). Выдающийся ученый, создатель целого комплекса наук о Земле рассматривает феномен жизни в его связи с другими планетными сферами. Вернадский разработал теорию биосферы как совокупности живого вещества, покрывающего Землю. Введение понятия живого вещества дало естественнонаучную основу для изучению жизни, понимаемой им как космическое явление. Человек рассматривается в единстве с биосферой, исследуется его эволюционно преобразующая деятельность. Биосфера, по учению Вернадского, тесно связана с понятием живого вещества и рассматривается с ним как единое целое, в котором сосредоточена особая форма химических элементов Согласно теории В. И. Вернадского, живое вещество более или менее непрерывно распространено на земной поверхности, оно образует на ней тонкий, но сплошной покров, в котором сконцентрирована свободная химическая энергия, выработанная им из энергии Солнца. Организованность биосферы — организованность живого вещества — должны рассматриваться как равновесия, подвижные, все время колеблющиеся в историческом и геологическом времени, считает ВернадскийВернадский сделал вывод о зарождении ноосферы – сферы разума, или управляемой на основе науки природы. Становление ноосферы – объективный процесс, предполагающий развитие отношений между людьми, прекращение войн. Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете, — писал академик В. И. Вернадский. — В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой» Согласно Вернадскому, под ноосферой — сферой разума — понимается та область человеческой активности, многие процессы которой в принципе могут быть управляемы или, лучше сказать, направляемы человеком. Основное содержание учения о ноосфере, часто называемого биосферно-ноосферной концепцией Вернадского, трактуется как переход от биосферы к ноосфере, который неизбежно должен произойти К основным социально-природным предпосылкам перехода биосферы в ноосферу В. И. Вернадский относит:1. Охват мировой историей всего Земного шара и превращение человечества в единое целое.2. Преобразование средств связи и обмена.3. Открытие новых источников энергии.4. Подъем благосостояния и равенство всех людей.

47. Экзистенциализ Сартра. Термин "экзистенциализм" происходит от лат. existentia - "существование" и означает философию существования.. Ориентация на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в современном мире, - главная характеристика экзистенциализма.. Как целостное направление экзистенциализм оформился в 1920-1940-х гг. в работах К.Яспера и Ж.-П. Сартра1) 2) Жан-Поль Сартр (1905-1980) - представитель французского экзистенциализма. Его работа "Экзистенциализм - это гуманизм".В своем труде Сартр защищает данное философское направление от обвинений в пессимистичности, нигилизации традиционных ценностей, призыву к пассивности.Бог творит человека, закладывая в него определенное понятие, благодаря которому возможно существование человека. Сартр сравнивает творение человека с изготовлением ножа: "Таким образом, понятие "человек" в божественном разуме аналогично понятию "нож" в разуме ремесленника. И Бог творит человека, сообразуясь с техникой и замыслом, точно так же, как ремесленник изготовляет нож в соответствии с его определением и техникой производства. Так же и индивид реализует какое-то понятие, содержащееся в божественном разуме". Для атеистического экзистенциализма характерен обратный взгляд. Сначала человек существует, и в начале это существование не определимо понятием по своей воле. "Для экзистенциалиста человек человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам".Под словами "делает себя сам" подразумевается наличие у человека желаний и воли, которые развиваются по ходу существования, с помощью которых человек меняется. Это у Сартра называется субъективностью. Человек для Сартра это проект, который переживается субъективно, тем он возвышается над остальной природой. До появления человека на свет не существует ничего, он сначала существует, а потом уже обретает сущность. В таком случае, человек ответственен за то, что он есть. "Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование", - подытоживает Сартр.Жан-Поль Сартр раскрывает понятия "тревога", "заброшенность", "отчаяние". Сартр утверждает: "Экзистенциалист охотно заявит, что человек - это тревога". Тревога человека возникает именно из-за того, что он своим действием утверждает идеал и ценность, выступает "законодателем".. Сартра считает, что любой человек должен испытывать это чувство, а если он не испытывает, значит он бежит от ответственности. Тревога является частью самого действия. Заброшенность - это осознание своего одиночества в мире, в отсутствие Бога, отсутствие опоры на что-либо в своем существовании. Это с другой стороны и есть свобода. Сартр приводит цитату из Достоевского: "Если Бога нет, то всё дозволен оОтчаяние приходит к человеку в момент, когда он осознает, когда он подлинно рассчитывает только на свои силы. "Ведь человек свободен, и нет никакой человеческой природы, на которой я бы мог основывать свои расчеты.Сартр обосновывает гуманность экзистенциализма. Главный его аргумент состоит в том, что данное учение не рассматривает человека как объект, в то время как материалисты ставят его наравне с неодушевленными предметами. Субъективность, постигаемая как истина, не является строго индивидуальной субъективностью, она постигается индивидом через других людей. "Экзистенциализм - не такой атеизм, который растрачивает себя на доказательства того, что Бога не существует. Скорее он заявляет следующее: даже если бы Бог существовал, это ничего бы не изменило". В человеке существование предшествует сущности. Это коренное отличие экзистенциализма от классической философской традиции, в которой сущность всегда предшествовала существованию. Человек обречен на свободу: заброшенный однажды в мир, он в ответе за всё, что делает, но ответственен не перед обществом, а перед самим собой, своим существованием. Следовательно, свобода абсолютна, а ответственность тотальна (всеохватывающая).





Дата публикования: 2015-01-13; Прочитано: 4132 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...