Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В системе управления



(социологическая школа П.Бурдье)

Социальное пространство П.Бурдье рассматривает как совокупность полей: политики, экономики, спорта, литературы, науки, журналистики. Агенты полей действуют сообразно габитусу, выработанному опытом присутствия в поле. Габитус - это практическая интуиция, которая предполагает соответствие вырабатывающихся активных свойств агента активным свойствам поля и позволяет журналисту не задумываться каждый раз, как поступить в той или иной ситуации, а действовать на уровне бессознательного. Агенты борются за различные виды капитала: политический (доверие), экономический (материальное положение), культурный (образование) и символический (быть известным, публичным). Журналистика, особенно аудиовизуальные масс-медиа, обладают огромным объемом символической власти, который позволяет им формировать и выносить на передний план те или иные проблемы. Журналистика может создать явление силой слова, то есть навязать определенное видение мира, что достигается их широким распространением и эффективностью влияния зрительных образов на широкую публику. Поведение журналиста нельзя объяснить идеологией искреннего служения обществу или откровенной ангажированностью. На практике это крайние случаи. Деятельность журналиста П.Бурдье и П.Шампань объясняют гомологичностью (идеологических, политических, экономических и др.) позиций журналиста с позициями агентов полей экономики и политики.

Общественное мнение, согласно П.Бурдье, является артефактом, т.к. не все люди могут иметь мнение, не все мнения одинаково значимы и не существует консенсуса относительно проблематики задаваемых вопросов. Опросы существуют для легитимации определенной политики.

Содержание лекции

Организация социального пространства согласно теории П.Бурдье. Журналист как социальный агент: габитус, капитал, гомологии и практика. Борьба за автономию. Автономный и гетерогенный принципы журналистского производства. Информационные схемы. Эффект «оракула». Принципы и стратегии журналистской деятельности: журналист-техник и журналист-мыслитель, газеты-«омнибусы» и газеты-«авангард», газеты-сенсации и газеты-размышления, серьезная и желтая пресса, пресса и телевидение. Двойная зависимость журналистики от полей политики и экономики. Демократия и формирование института общественного мнения (исторические и социально-политические аспекты). Общественное мнение как социальный институт (системно-структурные представления). Общественное мнение как артефакт: критика практики опросов представителями школы П.Бурдье.

Тема 6. Коммуникация как знаковая система (семиологический подход)

Сообщения СМК образуют некое знаковое пространство. Знаки используются не произвольно, а тщательно конструируются. Семиотический анализ позволяет выявить механизмы построения сообщений. Коммуникация осуществляется посредством языковых средств. Язык – система знаков, служащая средством языкового общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, средством передачи от поколения к поколению и хранения информации. Основатели семиотики Ф.Соссюр и Ч.С.Пирс по-разному определяют структуру знака. Ф.Соссюр выделяет две характеристики: означаемое (мысль, содержание) и означающее (форма).Пирс предлагает триадную модель: репрезентамен (форма, которую принимает знак); интерпретант (смысл, который порождает знак); референт – внешний объект, к которому знак относится. Кроме того, Пирс рассматривает три типа знаков – иконические, индексные и символические, отличающихся по способу отношений между знаком, его объектом и тем, что соотносится со знаком. Другой теоретик семиологии Р.Барт изучает коммуникацию в форме первичной и вторичной семиологических систем. Первичной системой является трехчленная модель: означающее, означаемое, знак. Вторичной системой является миф. Он вводит термины «денотация» (реальные предметы) и «коннотация» (мыслимый предмет обозначения). В денотации означающее находится со своим означаемым в отношениях системной обусловленности, релевантности, без риторических и идеологических наслоений. Это очевидное значение знака, здравый смысл. Коннотативный аспект характеризует ситуацию того, как знак воспринимается в связи с чувствами, эмоциями индивида. К.Леви-Строс сформулировал идею двоичности глубинных схем восприятия и познания мира, что получило отражение в понятии бинарные оппозиции. Бинарные оппозиции используются при описании любой картины мира и носят универсальный характер: жизнь/смерть, счастье/несчастье, прошлое/будущее.

Любой текст организован в соответствии с кодами, отражающими определенные ценности, установки, практики. Предполагается, что интерпретатор погружен в контекст конкретной культуры (макро-кода, состоящего из множества кодов, которые социальные группы используют для понимания реальности). В целом культура – это своеобразная кодифицированная система, организующая понимание посредством формирования конкретных «смысловых образов». Это определяет необходимость анализа системы кодов, которые используются в тексте. Коммуникация – процесс кодирования (т.е. институциональные практики и организованные условия производства текстов СМК) и декодирования (т.е. потребление слушателем-читателем-зрителем текста с акцентом на активном участии в конструировании смысла послания). Текст отражает результаты знаково-символического конструирования послания СМК.

Содержание лекции

Истоки семиотики как науки о знаках. Ф.Соссюр и Ч.С.Пирс как основатели семиологии. Структура знака. Означающее и означаемое. Социологический подход к проблеме значения и знака. Типы и организация знаков и знаковых систем. Структура мифа в семиологии по Р.Барту. Вторичная система означивания. Понятие «бинарные оппозиции» К.Леви-Строса. Специфика семиотического подхода к изучению текстов СМК: дискурсивные характеристики С.Холла и стратегии поляризации Ван Дайка. Семиотика в практике изучения телевидения и рекламы.

Тема 7. Конструирование социальной реальности средствами массовой коммуникации

Теоретические истоки данного подхода содержатся в идеях феноменологии, разработанной А.Шюцем, и конструктивизма П.Бергера и Т.Лукмана. Направление исходит из предположения о контекстуальности мышления и познания, о влиянии наблюдения на сущность наблюдаемых явлений, о множественности жизненных миров, смыслов, значений, т.е. множественности субъективных реальностей, вследствие чего становится возможным существование объективной реальности как самоочевидной. Объективная реальность есть продукт познания людьми социальной реальности и следствие их социальной деятельности. Условно данный подход можно разделить на два направления: организационное и конструкционистское. Первое интересуется конструированием медиа-сообщений на уровне журналистских организаций, фокус внимания направлен на повседневные журналистские практики отбора тех или иных сообщений, которые «достойны» освещения в масс медиа. Методом включенного наблюдения исследуется профессиональная идеология журналистов, которая обусловлена спецификой профессиональной деятельности. Среди принципов журналистского отбора называются следующие: стремление к тематизации, сотрудничество с другими СМИ; наличие источников информации; роль властей, давление со стороны издателей, соответствие события категории «новость», соответствие ежедневному ритму СМИ и др.

Конструкционистский подход отталкивается от положения, что социальные проблемы конструируются членами общества в ходе их попыток привлечь внимание к ситуациям, находимым невыносимыми, и мобилизировать существующие институты для того, чтобы что-то предпринять в отношении этих ситуаций. При выдвижении утверждений, что какая-то ситуация недопустима, и требований ее изменить, используются мониторинги опросов общественного мнения, обращение с письмами протеста, предъявление судебных исков, выступления в парламенте, проведение пресс-конференций, демонстраций, маршей протеста, принятие резолюций, активное участие в ток-шоу и др. При этом некоторые силы в обществе могут предпринимать попытки деконструирования социальных проблем, депроблематизируя те или иные условия, совершая контрдеятельность, препятствующую выдвижению утверждений-требований. СМК выступают одной из публичных арен для конструирования социальных проблем и обладают достаточно высокой пропускной способностью. Социальная проблема для успешной карьеры в масс-медиа должна соответствовать следующим критериям: драматичность, новизна, насыщение, динамичность, соответствие институциональным ритмам определенного СМИ и др.

Содержание лекции

Символический интеракционизм, конструктивизм и социология организаций как теоретические истоки организационного подхода. Повседневные журналистские практики как предмет исследования. Журналистская организация как предприятие «по деланию» новостей. Теоретические истоки конструкционистской перспективы (подход ценностного конфликта Р.Фуллера и Р.Майерса, интеракционистский подход И.Гоффмана, Э.Лемерта, Г.Беккера). Представление социальной проблемы как объективного условия и субъективного определения. Социальные проблемы как публичная риторика (конструкционистский подход в работах Г.Блумера, Дж.Беста, Д.Полач, М.Спектора и Дж.Китсьюза). Виды конструкционизма. СМК как публичная арена в концепции С.Хилгартнера и Ч.Л.Боска. Конструирование различных социальных проблем средствами массовой коммуникации (на примере прикладных исследований).

Тема 8. Постмодернистские концепции коммуникации

Постмодернистский взгляд на общество и на СМК определяется базовым предположением о том, что общество модерна сменяется состоянием постмодерна, когда «социальность» перестает существовать как таковая. СМК воссоздают то, чего уже нет: они репрезентируют спектакли (Ги Дебор), создают гиперреальность (Ж.Бодрияр) в эру пустоты (Ж.Липовецки). Гиперреальность не отражает реальность, не искажает ее, а маскирует ее отсутствие. Формируя значения социальной реальности, она не имеет к ней никакого отношения. Реальным считается то, что показано и написано. Спрос на смысл отсутствует. СМК не пытаются репрезентировать социальный мир, объективную действительность, а действуют в направлении симуляции: они посылают в массу сигналы, которые от нее отражаются и преобразуются в ответы, заранее содержащиеся в обращенных к массе вопросах. Более конкретные характеристики СМК в эпоху постмодерна следующие: переизбыток информации; иррациональность вместо рациональной коммуникации; переход от серьезной аналитики в плоскость поверхностной зрелищности, в сферу развлечений; «делание» информации на потребу апатичной, индифферентной массе, лишенной социальности.

К числу первых теоретиков постмодернистского подхода исследователи массовой коммуникации причисляют Ги Дебора, который с критических позиций рассматривал капиталистическое общество, называя его обществом спектакля. Спектаклей множество: существует спектакль политики, правосудия, медицины. Таким образом, реальность рассыпается на множество частей. Зрелища и спектакли выступают на данном этапе развития капитализма эксплуататорами, которые используют досуг человека для производства все новых и новых потребностей. Само потребление становится зрелищным, теперь оно является коммуникацией, не поддающейся сообщению. Жиль Липовецки делает довольно схожие с Дебором замечания по поводу состояния современного общества. Средства массовой информации способствовали тому, чтобы общество стало обществом потребления в крайней его точке. Члена такого общества нельзя назвать иначе как нарциссом, живущим исключительно ради самого себя. Он заинтересован в том, чтобы самовыразиться любым способом и быть услышанным хотя бы микроаудиторией. Отсюда возникают такие явления и процессы, как сообщение ради сообщения, безразличное отношение к содержанию, сообщение не имеющее ни цели, ни слушателя. Политики стремятся попасть на телевидение не в информационно-аналитические программы, а в зрелище, где используется живой стиль, устраиваются персонализированные дебаты. В глобальном масштабе наступает эра пустоты, когда общество не в состоянии пойти ни за одной из идеологий. Люди одиноки, нет больше идолов, запретов. Постмодернистское равнодушие является результатом переизбытка информации. Это следствие заискивания СМК перед публикой. Бодрийяр считает, что в системе отсутствует спрос на смысл, «Молчаливое большинство» захватывает масс медиа и поглощает их, но не занимает при этом только подчиненное положение. С одной стороны, средства массовой информации обладают гипнотическим воздействием на массы (в том смысле, что масса не мыслит критически, а воспринимает все как зрелище), с другой – масса поглощает масс-медиа своим бездействием, апатией, игнорированием смысла сообщений. Средства массовой информации самым непосредственным образом участвуют в процессе имплозии, в процессе инволюции масс, который характеризуется насилием пустоты и агрессивностью нейтрального. СМИ ускоряют процесс разрушения социального.

Содержание лекции

Эпоха общества модерна и постмодерна: социокультурное и экономическое измерение. Постмодернизм как социологическая парадигма. Концепция «глобальной деревни» М.Маклюэна. Ж.Липовецки о современном человеке-нарциссе. Индивидуализация социума и разрушение социального. Общество «спектакля» Г.Дебора. Масс-медиа как гиперреальность (по работам Ж.Бодрияра). Симуляция и симулякры. Общество как масса. Постмодернистские идеи о масс-медиа в работах отечественных исследователей (А.Согомонов, Л.Ионин и др.).

Тема 9. СМК и современная система либерально- демократических отношений в условиях глобализации

Независимые СМИ атрибут демократического общества, когда компетентные граждане принимают осознанные политические решения в условиях открытого информационного пространства. СМИ служат равному доступу к средствам выражения мнений и, по сути, обеспечивают базовые права и свободы личности, обеспечивают контроль, противодействие злоупотреблениям власти. Концепт о свободе печати в истории социально-политической мысли имел 4 аргумента: теологический (Дж.Милтон), естественно-правовой (Дж.Локк), утилитарный (И.Бентама) и аргумент «истинности» (Дж.Ст. Милль). В первой половине XX в. о роли СМИ в демократическом обществе писали американские исследователи У.Липпман и Дж. Дьюи. Первый акцентировал внимание на влиянии стереотипов восприятия, которые мешают процессу передачи точной и объективной информации. Дьюи подчеркивал эффективность СМИ при создании пространства для диалога и видел в коммуникации средство обсуждения. Сторонник радикального подхода в американской науке Ч.Р.Миллс критиковал СМИ за то, что они не формируют низовые демократический ячейки общественности. Посредством атомизации и деперсонализации СМК превращают американское общество в пассивную инертную массу. Ю.Хабермас, рассуждая о политической коммуникации, вводит понятие публичной сферы общества, где обеспечивается возможность ассоциациям граждан обсуждать и влиять на политические решения. Он замечает, что публичная сфера существовала в Древней Греции, исчезла в Средневековье, а потом возродилась в XVII-XIX вв. в форме рационально-критических дебатов на страницах журналов, газет, в салонах и клубах. Сегодня происходит рефеодализация, когда стирается разделение частного и публичного, граждане превращаются в потребителей, политики – в шоуменов.

В современных условиях идет активное обсуждение концепции общественного вещания, для которого должно быть характерно неприятие коммерциализации, максимальная доступность, наличие унифицированного контроля, высокие стандартны качества, политическая нейтральность, независимость от государства, удовлетворение интересов большинства граждан. Нормативные модели медиа включают следующий перечень, расположенный в порядке усиления влияния государства на СМК: модель независимой прессы (свободный рынок идей), модель социальной ответственности, модель демократического представительства, авторитарная модель, модель стран третьего мира, советская модель.

Согласно исследованиям в регионах России сложились следующие модели взаимодействия рынка, СМИ и власти: авторитарный вариант советской медийной модели, депрессивная модель, конфронтационная модель, модернизированная советская модель (в Республике Татарстан), патерналистский вариант советской модели, переходная рыночная модель, рыночная модель.

Если вспомнить последние десятилетия развития отношений между медиа, государством и бизнесом в России, то важно выделить следующие вехи. В поздний советский период журналисты продолжали решать идеологические задачи и СМИ имели достаточно высокий уровень доверия. В годы перестройки официальная пропаганда исчезла, партийный контроль над медиа был солаблен. Вследствие сохранения государственного обеспечения, появления политических свобод и запрета цензуры в 1989-1991 гг. наблюдается небывалый рост тиражей. Однако вскоре в связи с либерализацией, ростом цен на производственную деятельность и уходом государства-монополиста с рынка СМИ, перед изданиями и каналами встают серьезные проблемы, и представители крупного российского капитала включаются в медиа-бизнес. Кремль и олигархи на протяжении 90-х находятся в противоречивых отношениях, то, вступая в консенсус (президентские выборы 1996 г.), то, выходя из него (борьба с олигополиями в конце 90-х).

Тенденции глобализации современных российских медиа проявляются в следующем: бурный прогресс технологий и развитие Интернет; экономическое доминирование рыночных отношений, глобализация производства и глобальное распространение материалов массовой коммуникации (что означает доминирование «рыночной цензуры» в форме рейтинга); трансляция содержания ценностей глобальной, прежде всего, западной культуры с выраженным уклоном на индивидуализацию, рационализацию, прагматичность, потребление, с потерей национальной идентичности.

Содержание лекции

Принцип свободы печати: прошлое и настоящее. СМК и публичная сфера общества в концепции Ю.Хабермаса. СМК и государства: анализ нормативных теорий взаимодействия. Анализ моделей средств массовой коммуникации в регионах России по данным проекта «Общественная экспертиза: анатомия свободы слова». Особенности системы СМК в Республике Татарстан. Деонтологические принципы журналистской деятельности. Властные интересы и «информационные войны» в России. Пресса и телевидение: эволюция форм собственности. Формы частного владения средствами массовой коммуникации и государство. Отсутствие регулирования в сфере СМК: доводы за и против. Коммерческая, политическая и социальная реклама в СМИ. Российские медиа в новых экономических условиях. Экономические, политические и технологические факторы глобализации как социального процесса. Тенденции глобализации в медиа индустрии. Культурно-идеологические последствия процессов глобализации. Глобализация медиа: российский контекст.

Тема 10. СМК: аудитория, содержание, эффекты

Первые концепции эффектов массовой коммуникации Г.Лассвелла и У.Липпмана (теория «магического снаряда») в начале XX в. базировались на положении о всемогуществе СМК. В основу концепций был положен бихевиористский принцип «стимул-реакция». Однако рост сомнений в возможности воздействия СМИ, высказанные в частности П.Лазарсфельдом, предопределил появление модели двухступенчатой коммуникации, в которой учитывалось опосредованность влияния СМИ лидерами мнений.

Современный этап представлений об эффектах СМК включает в себя «концепцию полезности и удовлетворения потребностей» А.Маслоу (из СМК выбираются материалы по потребностям), подход «установление пунктов повестки дня» М.Маккомс и Д.Шоу (СМК устанавливают о чем думать, а не как думать), «спираль молчания» Э.Ноэль-Нойман (люди склонны придерживаться господствующей точки зрения, транслируемой СМК, чтобы не разделять установки в одиночестве), теорию «информационного дефицита» Г.Донохью (при большом потоке информации ее способны усваивать только образованные люди, что ведет к возрастанию социального неравенства), концепцию «усталости сострадать» (при многократном воспроизведении СМК драматических событий наблюдается феномен эмоционального выгорания).

Содержание лекции

Понятие эффекта массовой коммуникации и первые исследования. Современный этап изучения эффектов СМК. Концепции опосредованного влияния СМИ. Концепция установления пунктов политико-информационной «повестки дня» Д.Шоу, М.Маккомса. Феномен «спирали молчания» в работе Э.Ноэль-Нойман. Социально-психологические теории об эффектах СМК (Л.Фестингер, А.Маслоу). Специфика количественных и качественных подходов к изучению аудитории СМК. Основные методы сбора эмпирической информации. Виды используемых выборок. Концептуальные основания метода контент-анализа. Практика контент-аналитических исследований.

Раздел 2. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Цель проведения семинарских занятий – освоение лекционного материала и выработка определенных умений, связанных с обретением опыта использования теоретического материала для анализа социальных коммуникаций в системе управления.

Семинар 1. Введение в курс «Коммуникация в системе управления» (2 часа)

Понятие «коммуникация» и его сущность.

Виды коммуникации.

Значение коммуникации в системе управления организацией.

Информационное обеспечение государственного и муниципального управления: основные характеристики.

Информационные функции управления.

Семинар 2. Межличностная коммуникация в теории и практике управленческой деятельности (2 часа)

Определение понятия и специфика межличностной коммуникации.

Виды межличностной коммуникации.

Характеристики невербальной коммуникации.

Общение как коммуникативная деятельность.

Социальное восприятие как коммуникативный процесс.

Концепции социального взаимодействия: значение коммуникации.

Механизмы коммуникативного воздействия: заражение, подражание, внушение.

Семинар 3. Системно-структурный подход к коммуникации в системе управления (2 часа)

Структурный функционализм как парадигма в социальном знании.

Массовая коммуникация как социальная система.

Коммуникация как фактор стабильности в обществе.

Функции массовой коммуникации на уровне общества и на уровне индивида.

Структурно-функциональные модели современных систем СМК (по работам Г.Лассуэлла, П.Лазарсфельда, Т.Парсонса, Р.Мертона, А.Молля, М.Де Флюэра, Н.Лумана).

Системно-структурный взгляд на коммуникацию в исследованиях отечественных исследователей коммуникации.

Семинар 4. Идеологические аспекты коммуникации (критическая парадигма) (2 часа)

Понятие идеологии.

Роль идеологии в системе власти.

Концепция идеологии в работах К.Маркса и его последователей (А.Грамши, Л.Альтюссера).

Определение коммуникации представителями Франкфуртской школы (Т.Адорно, М.Хоркхаймер, Г.Маркузе и др.)

Критика СМИ современными исследователями (Дж.Б.Томпсон, Н.Постман и др.)





Дата публикования: 2015-01-13; Прочитано: 377 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...