Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социологическая методология



Социологическая методология относится, вместе с формально-логической и диалектической, к базовым для теории государства и права методологиям. Их единство обеспечивает необходимую глубину и, в сущности, требуемую полноту теоретического знания о праве и государстве и с точки зрения их сущности, и с точки зрения их проявлений.

Общая характеристика социологической методологии такова:

- во-первых, она является научной по своим исходным установкам и принципам;

- во-вторых, в основу ее положены позитивистские философские установки;

- в-третьих, она не носит общенаучного характера, поскольку предметной областью социологической методологии во всем объеме ее видов и уровней выступает только общественная жизнь;

- в-четвертых, она связана с познанием общественной жизни по ее проявлениям (и только в этом аспекте в ее предметную область входят проявления духовности);

- в-пятых, в контексте социологической методологии различимы лишь закономерности и особенности (но не разовость и индивидуальность), а случайности являются отражением низкого уровня типичности наблюдаемых связей, отношений;

- в-шестых, социологическая методология позволяет получить богатое, разностороннее, дифференцированное, конкретное и т.д. знание явлений и сфер общественной жизни, однако это знание носит принципиально мозаичный характер;

- в-седьмых, в развитие предыдущего, социологическая методология носит ограниченный характер, поскольку социология имеет тенденцию отходить от принципов строго научного мышления;

- в-восьмых, социологическое знание носит в той или иной мере тенденциозный, субъективный характер; его интерпретации подвержены сильному влиянию исходных идейных установок (идеологем);

- в-девятых, выводы и обобщения, добываемые с помощью социологической методологии, опираются на многофакторную обусловленность явлений, что сообщает социологическому знанию ту или иную степень неопределенности, приблизительности;

- в-десятых, применение социологической методологии связано с пониманием права и государства в целом и отдельных их элементов исключительно как внешне обусловленных явлений;

- в-одиннадцатых, сущность права и государства ограничена пониманием их функционального предназначения;

- в-двенадцатых, природа явлений общественной жизни на основе социологической методологии не познается и, следовательно, внимание ограничено только обслуживающей ролью права и государства.

Вопрос о применимости социологической методологии в теории государства и права решается в контексте разделения социологической методологии на уровни.

Социологическая методология имеет как минимум три уровня: а) общесоциологический уровень, связанный с изучением характеристик, касающихся всего общества на определенном историческом этапе его существования (как было отмечено, это чаще всего псевдонаучный уровень); б) среднесоциологический уровень, связанный с изучением отдельных сфер и родов предметной деятельности, социально-групповых характеристик и т.п., но на основе методов общесоциологического уровня; в) конкретно-социологический уровень, связанный с использованием методов и средств эмпирического (статистического, количественного) анализа. Следует отметить, что данное деление произведено - с формально-логической точки зрения - не строго, не по единому основанию. Сочетание указанных уровней в принципе, возможно, и используется, но чаще всего оно все же некорректно. Так, неадекватным будет использование количественных параметров конкретно-социологического уровня применительно к общесоциальным процессам, например, при выяснении общественного мнения по общеполитическим вопросам и актам (выборы), поскольку они дают весьма поверхностную картину и часто просто вводят в заблуждение, потому что отражают информацию, получаемую, как правило, от малокомпетентных или вовсе некомпетентных людей ("отштемпелеванных" как граждане, электорат и т.п.). Таковы и многие формальные процедуры, символизирующие коллегиальность или демократичность принятия решений (например, в законотворческой сфере).

Кроме того, специфичным для области социальных явлений можно считать то, что они не имеют существенных количественных характеристик; закономерность процессов и проявлений носит хотя и относительно необходимый характер, но их частотность и статистичность никогда не оказывается исключительно случайной и бессодержательной.

Социологическая методология находит в теории государства и права широкое, но, тем не менее, вполне обозримое применение. Во-первых, социологическая методология вообще неприменима к юридической догматике, бессмысленна в ней; она также неприменима к вопросам, касающимся специфики правосознания, исторического аспекта в характеристиках государства и права и т.п. В целом социологическая методология оппозиционна формально-логической методологии, положенной в основу юридической догматики.

Во-вторых, в теории государства и права неприменима методология конкретно-социологического анализа и социологии среднего уровня, хотя их результаты, конечно, могут быть использованы как иллюстративно-эмпирическая основа для теоретических утверждений. В отличие от общесоциологической методологии, указанные два уровня неспецифичны для теории государства и права.

Только социологическая методология первого уровня характерна для теории государства и права. По крайней мере, при определенных общепознавательных и философских установках теорию государства и права можно рассмотреть как общесоциологическую. Но именно по этой причине теорию государства и права вряд ли можно считать строго научной теорией. Ее фундаментальность и мировоззренческий характер проистекают не из научности, хотя принцип научности в определенном контексте является одним из существенных для теории государства и права.

Общесоциологическая методология позволяет формировать идеологически ориентированные знания, что, однако, вступает в противоречие с научными установками самой социологии. На уровне общей социологии, в том числе и в предметной области теории государства и права, она представляет собой в известной мере "игру в науку", равно как на уровне эмпирической социологии мы нередко сталкиваемся с иллюзией познания предмета.

Из сказанного становится понятным качественное отличие теории государства и права от социологии права. Последняя рассматривает главным образом функциональность права и его эффективность (действие), но не затрагивает, например, вопроса о правопонимании и государствопонимании, а это, как известно, узловые проблемы теории государства и права. Кроме того, для социологии права вполне адекватна эмпирическая социология.

Сущность социологической методологии заключена в выявлении возможностей рассуждения об обществе, государстве и т.п. системах в целом по их фрагментарным проявлениям, в определении предельных приближений к целому, опираясь при этом на частное знание. Научная индукция здесь играет лишь принципиальное, установочное значение, но не определяет особенностей (и не сглаживает их) в области познания социальных явлений. В той мере, в какой социологическая методология последовательно научна, она эмпирична и описательна (выступает своего рода введением к идейно-ценностным обобщениям); в той мере, в какой она связана с обобщениями, она является моделированием (конструированием) социальной реальности на основе вненаучных (но наукообразных) идей.

Назначение социологической методологии состоит в следующем: а) получение дифференцированного (детализированного) знания как условие упорядочения (или ограничения) круга факторов, связанных с исследуемым явлением, а также тем или иным типом связи; б) выявление закономерностей различных уровней общности и вероятности; в) построение (формирование) моделей исследуемых отношений и на их основе - создание социальных структурных образований.

Следующая группа вопросов касается содержательных особенностей различных элементов структуры социологической методологии.

К адекватному в рамках социологической методологии понятийному аппарату теории относятся, во-первых, понятия онтологического (а именно - социологического) смыслового ряда. К ним относятся, прежде всего, понятия правовой жизни (общественной и индивидуальной), правоотношения, действия права, правового статуса, правотворческого процесса, государственного аппарата и т.п. Все они имеют эмпирические аналоги, хотя эти аналоги далеко не исчерпывают содержания понятий.

Во-вторых, специфичным для данного типа понятий является то, что их содержанием являются исключительно свойства и отношения с точки зрения их эмпирической (наблюдаемой) проявленности.

В-третьих, указанные понятия являются отрицанием предметов теории государства и права в их, так сказать, понятии (всеобщности или универсальности). Исходные понятия теории государства и права - понятия права и государства - не являются социологическими.

В-четвертых, развитие адекватного смыслового аппарата происходит посредством непрерывной дифференциации содержания понятий, а не "разбухания" понятийного аппарата, характерного для юридической догматики, опирающейся на формально-логическую методологию.

В-пятых, артикуляция и закрепление понятий могут опираться на практику определений. При этом базовыми следует считать генетические определения.

Примером познавательных парадигм, определяющих направленность применения социологической методологии, могут быть следующие утверждения:

- сущности правовых и государственных явлений и процессов познаются посредством установления причин, их порождающих;

- изменения, происходящие в правовой и государственной жизни, носят необратимый характер;

- значимыми для познания права и государства в их действительности являются лишь эмпирические наблюдаемые социальные факты;

- все, являющееся предметом изучения, имеет свойства структуры и тенденцию к структурированию;

- количественные характеристики социальных явлений и процессов непосредственно выражают их качественную определенность (могут считаться их заместителями);

- социологически обнаруживаемые явления и их количественные характеристики обладают свойством репрезентативности;

- нет однозначно интерпретируемых социальных явлений.

Концептуальными идеями, согласующимися с социологической методологией, могут быть следующие утверждения:

- базовыми понятиями теории государства и права являются государственная и правовая жизнь, которые аналогичны роли идей права и государства, исчерпывающих все содержание государственно-правовой реальности в философском плане;

- право является лишь идеальной основой правовой жизни, а его образование - одной из сторон правовой жизни;

- правоотношения являются первичными по отношению к массиву норм, их обеспечивающих;

- действительное право существует только в многообразии форм и видов, единство которых представляет собой правовую систему общества;

- порядок является собственно правовым явлением, поэтому все другие формы общественного порядка являются лишь формами правопорядка;

- обслуживающая роль права делает систему его функций открытой, а возможности распространения правовых регуляторов на общественные отношения - неограниченными;

- реальная, эмпирически наблюдаемая правовая жизнь протекает на групповом и индивидуальном уровне, а на общественном (государственном и международном) уровне она носит опосредованный характер, является следствием обобщений, определенных познавательными установками.

К принципам, на основе которых реализуется социологическая методология, можно отнести:

- принцип научности, согласно которому интерес и значение имеют только те знания (утверждения), которые обладают эмпирической адекватностью и инструментальностью;

- принцип обусловленности, в соответствии с которым любое социальное явление, связь или процесс должны рассматриваться как результат наличия (и действия) определенных причин, факторов, обстоятельств, условий, т.е. как не имеющие произвольного, чисто случайного характера;

- принцип многофакторности, согласно которому любое социальное явление, связь или процесс не носят причинного характера, неоднозначны, а потому могут быть только сынтерпретированы различным образом в зависимости от того, какое множество факторов и какого плана принимаются исследователем во внимание;

- принцип закономерности, согласно которому любое социальное явление, связь или процесс не носят разовый (единичный) характер, но имеют свойство повторяемости на той или иной основе, чаще всего вследствие цикличности, неслучайности или существенности;

- принцип функциональности, требующий не ограничиваться констатацией какого-либо социального явления, связи или процесса, самим фактом их существования (наличия) и даже их обусловленности, но рассматривать их как имеющие некоторое назначение, устойчивую "роль" и определенную ею направленность изменения;

- принцип системности, в соответствии с которым любое социальное явление или процесс возникают и функционируют не сами по себе, а, во-первых, во взаимодействии различного характера (посредством влияния или зависимости) с другими явлениями и процессами, во-вторых, в их функциональной и структурной определенности некоторыми условиями (функциями, свойствами, задачами и т.п.) более общего характера, сообщающими явлению или процессу свойства элемента, стороны, аспекта некоторой целостности;

- принцип структурирования, в соответствии с которым определенность и существенность знания достигается только на стадии выявления структурных связей процесса или явления с другими процессами и явлениями;

- принцип аналитичности, определяющий, во-первых, характер знания, пока оно строго информативное, во-вторых, направленность познания, а именно - дифференцирование знания как условие приближения к реальности;

- принцип индуктивности, указывающий на то, что эмпирические обобщения (микрообобщения) носят статистический характер, а макрообобщения, в силу своей вероятностности, не обходятся без включения идейно-установочных компонентов;

- принцип субъективности, согласно которому знания (утверждения) носят, во-первых, интерпретационный характер, во-вторых, зависят от выбора исходных позиций, в том числе и предпочтений;

- принцип фрагментарности, указывающий на то, что от степени насыщения информации о предмете полнота знаний о нем изменяется не в прямой зависимости, знание всегда носит ограниченный характер, касается только стороны или аспекта предмета исследования;

- принцип динамизма, содержащий требование, во-первых, ставить ценность знания в зависимость от его способности к изменению, к обновлению, во-вторых, считать любое знание относительным.

Преимущества и недостатки социологической методологии вытекают из характеристики ее назначения и ограниченности в применении к проблемам теории государства и права.

К положительным характеристикам социологической методологии можно отнести: содержательность; конкретность мышления государственно-правовых проблем; возможность опираться на широкое понимание права, в том числе и неюридическое; возможность объяснить правовые свойства гражданского общества исходя из природы самого этого общества; в принципе необъятный познавательный (и описательный) потенциал; возможность выстроить общеправовую концепцию на базе научного понятийного аппарата.

К отрицательным характеристикам относятся: определенная искусственность, тенденциозность (не всегда идеологического характера), обусловленная избыточным многообразием факторов, которые следует учитывать; некритичное принятие понимания природы права, правовой и государственной жизни (в основном политологического или философского понимания); манипулятивный характер социологического знания правовой жизни, в особенности на групповом и индивидуальном уровне.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 1785 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...