Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Правовые основы, условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия



Для выполнения основного предназначения полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от противоправных посягательств Федеральный закон «О полиции» наделил сотрудников полиции правами по применению мер принуждения[1].

В юридической литературе применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия рассматривается как мера административного принуждения[2].

В соответствии с принятой в науке административного права классификацией мер административного принуждения, в основу которой положен способ и цели обеспечения правопорядка, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия отнесено к мерам административного пресечения[3].

Меры административного пресечения характеризует то, что их применение вызывается реально возникшей противоправной ситуацией. Главная определяющая цель применения этих мер состоит в обеспечении прекращения нарушения, устранения противоправной ситуации[4]. В зависимости от конкретной обстановки в качестве непосредственной цели может быть и недопущение, устранение вредных последствий противоправного поведения и создание необходимых условий для возможного в будущем привлечения виновных лиц к ответственности[5].

Данные меры используются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности лишь уполномоченными на то субъектами административной власти (в том числе полицией), что является результатом проявления их государственно-властных полномочий.

Соответственно возникает вопрос: «Что же является правовой основой применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия?» Среди юристов существуют две точки зрения по данной проблеме.

Представители первой точки зрения считают, что правовой основой применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия являются нормы действующего уголовного законодательства о необходимой обороне, крайней необходимости, задержании преступника и выполнении приказа. Так, по мнению М.И. Якубовича «Применение оружия допускается на основании законодательства о необходимой обороне и в полном его соответствии». Нормы, устанавливающие основания и порядок применения оружия, лишь конкретизируют пределы необходимой обороны применительно к определенным ситуациям и выступают, таким образом, частным проявлением института необходимой (правомерной) обороны[6]. При чем законодательство о необходимой обороне признается правовой основой применения огнестрельного оружия, как специалистами уголовного, так и административного права[7].

Ученые, представляющие данный подход, в конечном счете, определяя правомерность применения сотрудниками полиции мер принуждения, сводят все к решению вопроса о правомерности причинения вреда в результате их применения. Причем за основу при этом, по их мнению, следует брать не специальные нормы, а нормы уголовного законодательства, исключающие ответственность за вред, причиненный в результате этих действий. В.П. Барчуков относительно правомерности причинения вреда в ходе уголовно-правового задержания отмечает, что правомерность причинения вреда в этой ситуации, в конечном счете, определяется на основании уголовного закона[8]. По его мнению, «нормами других отраслей права, закрепляющими компетенцию субъектов правоприменительной деятельности, устанавливается лишь процедурный порядок реализации предписаний уголовного закона»[9].

«Нарушение того или иного пункта ведомственной инструкции или приказа не предопределяет решения вопроса о законности или незаконности действий работника ОВД»[10] – считает автор, поскольку они, по его мнению, необходимы «во-первых, для того, чтобы максимально точно определить рамки, «алгоритмизировать» поведение специальных субъектов уголовно-правового задержания (полицейских, оперативных работников и т.п.), а во-вторых, предложить критерии уголовно-правовой оценки правоприменителями (работниками прокуратуры и суда) действий по задержанию преступников». Словом «предложить», по-видимому, подчеркивается необязательность этих норм и возможность их учета указанными должностными лицами по собственному усмотрению.

При таком подходе специальные административно-правовые нормы, закрепляющие основания и порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия теряют самостоятельное юридическое значение, поскольку им отводится всего лишь вспомогательная (дублирующая) роль.

Иную точку зрения высказывает Ю.В. Баулин. Он исходит из того, что прерогативой уголовного законодательства является, прежде всего, определение правовых последствий преступного причинения вреда охраняемым законом общественным отношениям, поскольку лишь уголовный закон определяет, какие общественно опасные деяния являются преступными. Однако, когда речь идет о правовых последствиях правомерного причинения вреда объектам уголовно-правовой охраны, признание правомерности совершенного устанавливается не только и не столько уголовным, сколько иным законодательством, закрепляющим нормы, в соответствии с которыми предоставляется право на совершение рассматриваемых поступков[11].

В ныне действующем Федеральном законе «О полиции», в частности в частями 3 и 9 статьи 18, закреплено положение, в соответствии с которым «сотрудники полиции в состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства. Они не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами и Федеральным законом «О полиции»». Из этих нормативных предписаний ясно видно, что правомерность применения того или иного средства принуждения сотрудниками полиции, как меры административного принуждения, законодатель связывает не только со строгим соблюдением специальных норм, устанавливающих основания и порядок применения (т.е. нормами, которые регламентируют сами действия сотрудника полиции по их применению), но и с характером наступившего при этом вреда (т.е. последствиями, совершенных в соответствии с законом действий).

Соответственно законодательная регламентация применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции включает две разновидности правовых норм, нашедших свое отражение в Федеральном законе «О полиции».

В нормах первой группы (административно-правовые), прежде всего, определяется основание и способ принудительного воздействия (ст.ст. 20-23 Федерального закона «О полиции»). В гипотезах данных норм предусматриваются основания применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, т.е. юридически факты, с которыми законодатель связывает возможность их применения. По общему правилу основанием применения принуждения является правонарушение.

Нормы второй группы (уголовно-правовые) устанавливают пределы правовой активности лица, применявшего данную меру воздействия в конкретной ситуации. Их действие определяется реальной возможностью причинения вреда в результате применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Поэтому законодательство о необходимой обороне, крайней необходимости и задержании преступника, позволяет конкретизировать пределы принудительного воздействия применительно к особенностям той или иной ситуации, т.е. определить пределы допустимого причинения вреда, исходя из конкретных обстоятельств инцидента.

На основе вышеизложенного можно согласиться с выводами таких ученых, как Князьков А.С. и Шеслер А.В., которые под правовыми основами применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции подразумевают интегрированное правовое понятие, включающие в себя: правовые основания, порядок применения, условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия[12], нашедшие свое отражение в Федеральном законе «О полиции», а для сотрудников подразделений охранно-конвойной службы и подразделения по содержанию подозреваемых и обвиняемых – в Федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления».

Эта точка зрения нашла свое юридическое подкрепление в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2012 г. № 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление», в которых указано, что «Сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие и иные лица, которым законодательством разрешено применение оружия, специальных средств, боевой и специальной техники или физической силы для исполнения возложенных на них федеральными законами обязанностей, не подлежат уголовной ответственности за причиненный вред, если они действовали в соответствии с требованиями законов, уставов, положений и иных нормативных правовых актов, предусматривающих основания и порядок применения оружия, специальных средств, боевой и специальной техники или физической силы»[13].

Таким образом, Верховный Суд РФ ориентировал суды при определении правомерности причинении вреда в результате применения оружия брать за основу специальные нормы, устанавливающие основания (случаи) и порядок применения оружия, спецсредств и физической силы.

В части 1 статьи 18 Федерального закона «О полиции» указано, что «сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом «О полиции» и другими федеральными законами». Помимо этого статьи 18 и 19 говорят, об условиях и пределах применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также об определенном порядке их использования, который включает в себя законодательно установленные действия сотрудника полиции перед, в момент и после применения силы и оружия.

Под условиями применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия понимаются законодательно установленные обстоятельства, от которых зависят конкретные действия сотрудника полиции перед, в момент и после применения им физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Одним из условий применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, является обязанность сотрудников полиции проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Пределы применения физической силы специальных средств и огнестрельного оружия – это законодательно установленные границы применения силы и оружия, выход за которые влечет материальную, дисциплинарную либо уголовную ответственность сотрудников полиции.

Порядок применения физической силы специальных средств и огнестрельного оружия – это предусмотренная законом процедура, которой обязан следовать сотрудник полиции при возникновении условий, наличие которых позволяет ему прибегнуть к силе и оружию. Статья 19 Федерального закона «О полиции» предусматривает следующие обязательные действия сотрудника полиции:

а) предупредить о намерении их применить. Закон прямо не говорит, какие действия сотрудников полиции являются предупредительными. Так, на практике предупреждение о применении оружия подаются:

– голосом;

– выстрелом вверх или в ином безопасном направлении, исключающем поражение людей или повреждения имущества прямым попаданием или рикошетом пули;

б) предоставить возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции, за исключением тех случаев, когда:

– промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции;

– может повлечь иные тяжкие последствия;

в) применяя их, действовать с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления, стремясь к минимизации любого ущерба;

г) оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок;

д) в течение 24 часов уведомить прокурора о всех случаях ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, а также предоставить рапорт непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции;

е) сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом.

Данная статья устанавливает ряд обязательных правил применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции. Соблюдение их обеспечивает, с одной стороны, реализацию задач полиции в условиях активного действия ее сотрудника, а с другой – позволяет избежать причинения необоснованных ситуацией повреждений правонарушителям (преступникам), в ходе предотвращения и пресечения их противоправной деятельности, при их задержании и конвоировании. То есть в закон закладывается принципиально важное правило: применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия должно быть адекватно сложившейся обстановке и сопровождаться причинением минимального вреда здоровью и жизни правонарушителя. Применение названных способов воздействия на нарушителя – не цель полиции, а средство обеспечения ее сотрудниками стоящих перед ними задач по охране общественного порядка. В связи с этим Федеральный закон «О полиции» устанавливает ряд жестких условий, так называемый алгоритм действий сотрудников полиции, регламентирующий основания и порядок применения указанных средств и методов предотвращения, пресечения и задержания правонарушителя (преступника). Данный алгоритм описан выше.

Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия обязан руководствоваться положениями Федеральным законом «О полиции», уметь их применять на практике, что является одним из условий его правовой защищенности.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 7811 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...