Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

История естествознания



4.1. Натурфилософия и ее место в истории естествознания

Первый период становления естествознания относится к VII-IV векам до нашей эры. Это так называемый период античной натурфилософии (от
лат. natura — природа), или философии природы.

Послед-
няя характеризовалась чисто умозрительным истолкованием
природного мира, рассматриваемого в его целостности.
Считалось, что философии — в ее натурфилософской фор-
ме — отведена роль «науки наук», «царицы наук», ибо она
является вместилищем всех человеческих знаний об окружа-
ющем мире, а естественные науки являются лишь ее состав-
ными частями.

Натурфилософское понимание природы содержало мно-
го вымышленного, фантастического, далекого от действи-
тельного понимания мира. Появление натурфилософии в
интеллектуальной истории человечества и очень длительное
ее существование объясняется рядом обстоя-
тельств.

1. Когда естественнонаучного знания (в его нынешнем
понимании) еще практически не существовало, попытки
целостного охвата, объяснения окружающей действитель-
ности были единственным и оправданным способом чело-
веческого познания мира.

2. Вплоть до XIX столетия естествознание было слабо
дифференцировано, отсутствовали многие его отрасли. Еще
в XVIII веке в качестве сформировавшихся, самостоятель-
ных наук существовали лишь механика, математика, астро-
номия и физика. Химия, биология, геология находились лишь в процессе становления. В такой ситуации натурфило-
софия, строя общую картину природы, стремилась заменить
собой отсутствующие естественные науки.

3. Отрывочному знанию об объектах, явлениях приро-
ды, которое давало тогдашнее естествознание, натурфило-
софия противопоставляла свои умозрительные представле-
ния о мире. В этих представлениях не известные еще науке
причины и действительные (но пока непознанные) связи
явлений заменялись вымышленными, фантастическими
причинами и связями. Для истолкования непонятных яв-
лений натурфилософы обычно придумывали какую-нибудь
силу (например, жизненную силу) или какое-нибудь ми-
фическое вещество (флогистон, электрическая жидкость,
эфир и т. п.). Разумеется, действительные пробелы в есте-
ственнонаучном знании восполнялись при этом лишь в во-
ображении, Это было вынужденное положение, которое,
однако, не могло продолжаться бесконечно.

Период античной натурфилософии начинается Фалесом и заканчивается Аристотелем. В течение
этого периода вырабатываются общие точки зрения на окружающий мир,
ставятся вопросы о природе материи и духа, о развитии материального мира и
законах этого развития, о строении Вселенной, о природе пространства и времени,
о природе движения, о природе света и т.д.

Возникают также мощные натурфилософские концепции, как атомистика
Демокрита и натурфилософия Аристотеля.

"В многообразных формах греческой философии уже имеются в
зародыше, в процессе возникновения, почти see позднейшие типы мировоззрений.
Поэтому и теоретическое естествознание, если оно хочет проследить историю
возникновения и развития своих теперешних общих положений, вынуждено
возвращаться к грекам" (Энгельс,"Диалектика природы").

Ученые Древней Греции были философами-энциклопедистами. Среди тех,
кто внес наиболее заметный вклад в становление натурфилософии, укажем следующих:

Фалес 625 – 547 гг. до н.э.
Анаксимандр 610 – 540 гг. до н.э.

Гераклит 544 – 483 гг. до н.э.


Анаксагор 500 – 428 гг. до н.э.


Эмпедокл 490 – 430 гг. до н.э.


Демокрит 460 – 370 гг. до н.э.


Аристотель 384 – 322 гг. до н.э.

Фалес – первый достоверно известный греческий ученый, создавший
первую школу. От него ведут начало, в частности, наши сведения по
электричеству и магнетизму.

Анаксимандр дал первую формулировку закона сохранения материи, дал
первоначальную идею об эволюции всего живого: "человек произошёл от рыбы и
вышел из воды на сушу". С именем Анаксимандра связано самое раннее
сочинение о природе, которое так и называется, – "О природе".

Гераклит сформулировал идею о саморазвитии природы. "Этот космос не
создал никакой бог или человек, но всегда oн есть, был и будет вечно живым
огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим, Жизнь
природы – непрерывный процесс движения, в нем всякая вещь переходит в свою
противоположность и это есть источник развития". Гераклит также написал
сочинение "О природе".

Анаксагор дал картину образования всех космических тел. Он объяснил
возникновение всех небесных тел из первичного, хаотичного смешения частиц
вещества в результате их вихревого вращения. В средние века эта идея нашла
развитие в трудах Канта и Лапласа.

Эмпедокл высказал идею об эволюции всего живого на Земле в результате
естественного отбора более жизнеспособных сочетаний. Написал книгу о природе
в стихах.

Демокрит и Аристотель, по сути, обобщили античную натурфилософию и сформулировали две принципиально различные концепции взглядов на
окружающий нас мир, которые включают такие вопросы:

1. Возникновение мира и Вселенной.
2. Строение Вселенной.
3. Строение материи и развитие материального мира.

4. Изучение законов движения

Демокрит изложил свои взгляды в капитальном труде "Великое строение
мира" ("Мегас Диакосмос"), а Аристотель – в серии учебников для слушателей
своей школы-лицея в Афинах: "Физика", "Метафизика", "Учение о мире", "О
душе", "Описание животных", "Этика", "Политика", "Органон" (логика).

Сравнение взглядов Демокрита и Аристотеля на возникновение и существование мира представлено в таблице.

Таблица 1.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 585 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...