Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Технології – це життєва сила. 5 страница



Вера в предопределение включает в себя четыре составные части: ПЕРВАЯ (знание): вера в то, что Аллах Всевышний знал обо всем в целом и в деталях еще в предвечности независимо от того, идет ли речь о Его собственных делах или же о делах Его рабов

ВТОРАЯ (предписание): вера в то, что Аллах записал это на Сохраняемой Скрижали, и об этих двух вещах Аллах Всевышний сказал так: «Разве ты не знаешь, что Аллах знает о том, что в небе и на земле? Поистине, это есть в Писании, поистине, это для Аллаха легко!»

А в одном из хадисов сообщается, что Абдулла бин Амр бин аль-Ас сказал: - Я слышал, как посланник Аллаха,, сказал: «Аллах записал судьбы всего сотворенного за пятьдесят тысяч лет до того, как Он сотворил небеса и землю»

ТРЕТЬЯ (соизволение): вера в то, что независимо от того, идет ли речь о деяниях Аллаха или о делах людей, все это происходит исключительно только по воле Аллаха Всевышнего. О том, что касается Его деяний, Аллах Всевышний сказал так: «И Господь твой творит, что желает, и избирает…» Аллах Всевышний также сказал: «…и делает Аллах, что пожелает». Аллах Всевышний также сказал: «Он – тот, кто придает форму в утробах как пожелает»

Что же касается дел, совершаемых людьми, то об этом Аллах Всевышний сказал так: «А если бы пожелал Аллах, то Он, конечно, дал бы им власть над вами, и они сражались бы с вами». Аллах Всевышний также сказал: «А если бы Аллах пожелал, то они не делали бы этого. Оставь же их и то, что они измышляют!»

ЧЕТВЕРТАЯ (творение): вера в то, что сущность, атрибуты и действия всех существ сотворены Аллахом Всевышним, ибо Аллах Всевышний сказал: «Аллах – Творец всего и Он – Покровитель всего». Аллах Всевышний также сказал: «Он создал всякую вещь и определил ее судьбу». И Он сообщил, что пророк Аллаха Ибрахим, да пребудут над ним благословения и мир, сказал своим соплеменникам: «А Аллах создал вас и то, что вы делаете»

Однако вера в предопределение в том виде, как мы ее описали, не противоречит тому, что раб может обладать желанием к совершению действий по собственному выбору и способностью совершать эти действия, ибо об этом свидетельствуют, с одной стороны, Коран и сунна, а с другой стороны – реальная действительность

Если обратиться к Корану, то мы увидим, что о желании Аллах Всевышний сказал так: «…и кто пожелает, выберет возврат к своему Господу». И Он сказал также: «…приходите же на вашу ниву, когда пожелаете…» Что же касается возможностей человека, то о них Он сказал так: «Бойтесь же Аллаха, как можете, слушайте, повинуйтесь…» И он сказал также: «Не вменяет Аллах душе в обязанность ничего, кроме возможного для нее. Ей – то, что она приобрела, и против нее то, что она совершила»

Что же касается реальной действительности, то к каждому человеку известно, что он обладает волей и определенными возможностями, благодаря чему он может сделать нечто или не делать этого. При этом он понимает разницу между тем, что происходит по его воле, например, ходьбой, и тем, что от его воли не зависит, например, дрожью, однако в любом случае и воля раба и его возможности существуют по воле Аллаха Всевышнего и в силу Его могущества, ибо Аллах Всевышний сказал: «…тем, кто из вас пожелает быть прямым, но вы этого не пожелаете, если не пожелает Аллах, Господь миров»

Однако вера в предопределение в том виде, как мы ее описали, не может служить для рабов доводом, на основании которого они могли бы отказываться от выполнения своих обязанностей или совершать прегрешения, а выдвижение рабом подобных аргументов является недействительным в силу нижеследующих причин: 1 – Аллах Всевышний сказал: - Будут говорить те, которые придают Ему сотоварищей: «Если бы пожелал Аллах, то ни мы, ни наши отцы не придавали бы Ему сотоварищей и не запрещали бы ничего!» Также объявляли ложным и те, которые были до них, пока не вкусили они Нашего наказания. Скажи: «Если обладаете вы каким-либо знанием, то представьте его нам! Вы следуете только за предположениями, вы только строите догадки!» Таким образом ясно, что если бы предопределение могло бы служить для них оправдательным доводом, то Аллах не подверг бы их мучительному наказанию

2 – Аллах Всевышний сказал: «…посланников благовествующих и увещающих, чтобы не было для людей довода против Аллаха после посланников. Поистине, Аллах – Могучий, Мудрый!» Таким образом, если бы предопределение могло служить оправдательным доводом для непокорных, то он не опровергался бы фактом направления к людям посланников, и поэтому после того, как посланники были направлены к людям, они уже не должны говорить, что их неподчинение предопределено Аллахом Всевышним

3 – В одном из хадисов, приводимых Бухари и Муслимом и передаваемых со слов Али бин Абу Талиба,, сообщается, что однажды пророк,, сказал: «Нет среди вас такого, за кем не было бы уже записано место его в огне или в раю». Услышав эти слова, один человек спросил: «Так не положиться ли нам на это, о посланник Аллаха?» Он ответил: «Нет, действуйте, ибо каждому будет облегчено»-, после чего прочитал: «Но тот, кто давал и был богобоязненным…». Что же касается Муслима, то в его «Сахихе» указывается, что посланник Аллаха,, сказал: «…ибо каждому будет облегчено достижение того, для чего он сотворен». Таким образом, пророк повелел действовать и запретил полагаться на предопределение

4 – Поистине, Аллаха Всевышний повелел нечто рабу Своему и нечто запретил ему, вменив ему в обязанность лишь то, что в его силах. Аллах Всевышний сказал: «Бойтесь же Аллаха, как можете…» Всевышний также сказал: «Не вменяет Аллах в обязанность душе ничего, кроме возможного для нее…» Таким образом, если бы раб принуждался к тем или иным действиям, то ему вменялось бы в обязанность то, от чего он не имел бы возможности избавиться, однако это неверно, и поэтому если они совершает прегрешение по невежеству, забывчивости или по принуждению, то он не будет нести за это ответственность, ибо у него есть оправдание

5 – Поистине, предопределение Аллаха Всевышнего является скрытой тайной, остающейся неведомой никому до тех пор, пока предопределенное не свершается. Воля раба к совершению чего-либо предшествует его действию и при этом воля его не основывается на знании о предопределении Аллаха, что заранее опровергает возможные ссылки раба на предопределение, поскольку человек не может выдвигать в качестве довода то, что является для него неизвестным

6 – Поистине, мы видим, что человек стремится к тем мирским делам, которые ему подходят, до тех пор, пока не добивается своего, и он не отступает от этого, обращаясь к тому, что является неподходящим для него, и обосновывая свои действия предопределением, так почему же люди отступают от того, что является полезным для них в делах их религии и склоняются к тому, что приносит им вред, а потом ссылаются на предопределение? Разве не подобны друг другу два этих случая?! Приведем пример, который может пояснить эту мысль. Если перед человеком окажутся две дороги, одна из которых ведет в страну, где получили распространение безвластие, убийства, грабежи, насилия, страх и голод, а другая – в страну, где воцарились порядок и безопасность и где он может безбедно жить, не опасаясь за свою жизнь, честь и имущество, то какой дорогой он пойдет? Конечно же, он выберет для себя вторую дорогу, которая приведет его в страну порядка и безопасности, ибо ни один здравомыслящий человек никогда не пойдет по той дороге, которая приведет его в страну анархии и страха, ссылаясь при этом на предопределение, так почему же когда дело касается мира иного, люди выбирают путь, ведущий их в огонь, а не в рай, аргументируя свой выбор предопределением?! Можно привести и другой пример. Мы знаем о том, что когда больному прописывают лекарство, он принимает его, хотя душа его и противится этому, а если ему запрещается употреблять в пищу нечто такое, что может принести ему вред, то он отказывается от этого, несмотря на желание своей души. Больной поступает так, желая излечиться и стать здоровым, и он не может отказываться от приема лекарств или же есть то, что принесет ему вред, ссылаясь на предопределение, так почему же человек не выполняет велений Аллаха и Его посланника или же делает то, что было запрещено Аллахом и Его посланником, а потом ссылается на предопределение?! 7 – Поистине, если на человека, обосновывающего предопределением невыполнение им своих обязанностей или совершение им прегрешений, нападет другой человек, который отнимет у него деньги или оскорбит его, а потом станет ссылаться на предопределение и скажет: «Не упрекай меня, ибо мои действия были предопределены Аллахом»-, то пострадавший, конечно, же, не примет подобных оправданий. Но почему же он не принимает ссылок на предопределение, когда кто-то нападает на него, и в то же время прибегает к использованию подобных аргументов, когда нарушает права Аллаха Всевышнего?! Сообщается, что однажды к повелителю правоверных Умару бин аль-Хаттабу,, привели вора, заслуживающего отсечения руки, а когда он повелел отсечь ему руку, тот сказал: «Не спеши, о повелитель правоверных, ибо, поистине, я украл по предопределению Аллаха!»-, на что Умар ответил: «Поистине, и мы отсечем тебе руку по предопределению Аллаха!»

Вера в предопределение приносит много важных плодов, в том числе: 1 – Человек, верующий в предопределение, уповает на Аллаха в том, что касается результатов действия различных причин, не полагаясь на сами эти причины, ибо все предопределено Аллахом Всевышним

2 – Достигая желаемого, человек, который верит в предопределение, не восхищается самим собой, ибо обретение этого является милостью Аллаха Всевышнего, предопределившего, что это должно стать причиной блага и успеха, в то время как самолюбование заставляет человека забывать о благодарности за эту милость

3 – Спокойствие души человека, которое не нарушается, когда свершается нечто предопределенное Аллахом Всевышним. Человек, верующий в предопределение, не волнуется в тех случаях, когда он упускает нечто желанное, или же когда происходит нечто неприятное для него, так как все это происходит в силу предопределения Аллаха, которому принадлежит власть над небесами и землей, а человек в силу своего подчиненного положения не может избежать этого. И об этом Аллах Всевышний говорит так: «Что бы ни случилось на земле или с вашими душами, это уже есть в Писании до того, как Мы создали это. Поистине, это для Аллаха легко! -, чтобы не печалились вы о том, что вас миновало, и не радовались тому, что к вам пришло. Не любит Аллах всякого гордеца хвастливого…» Пророк же,, сказал: «Достойно удивления положение верующего, ибо, поистине, все в положении его является благом, которым никто, кроме верующих не пользуется! Если приходит к нему радость, то он благодарит, и это идет ему во благо, а если постигает его несчастье, то он проявляет терпение, и это тоже становится благом для него!» Относительно того, что связано с предопределением, впали в заблуждение две группы

Первую из них составляли собой джабариты, считавшие, что раб принуждаем к своим действиям, и он не обладает ни способностью к их совершению, ни собственной волей

Ко второй группе относились кадариты, утверждавшие, что в своих действиях раб обладает полной свободой воли и возможностью совершения своих действий, в то время как воля и могущество Аллаха Всевышнего не имеют к этому никакого отношения

Воззрения джабаритов опровергаются как шариатом, так и фактами реальной действительности

Если обратиться к шариату, то мы увидим, что Аллах Всевышний подтверждает факт обладания рабом его собственной волей, желанием и способностью к действию, ибо Аллах Всевышний сказал: «…есть среди вас те, кто желает мира этого, и есть среди вас те, кто желает мира иного…» Аллах Всевышний также сказал: «И скажи: ‘Истина – от вашего Господа: кто хочет, пусть верует, а кто хочет, путь не верует’. Мы уготовили для несправедливых огонь, который окружит их подобно шатру». Аллах Всевышний также сказал: «Сделавший благое сделал это для себя, а сделавший дурное сделал это против себя, а Господь твой не обидчик для рабов»

Если же говорить о фактах реальной действительности, то можно указать на то, что каждый человек знает о разнице между теми действиями, которые он совершает по своей воле, когда ест, пьет, продает или покупает что-нибудь, и тем, что происходит с ним помимо его воли, примером чего может служить дрожь, вызываемая лихорадкой, или падение с крыши. В первом случае он совершает то или иное действие по своей собственной воле и без всякого принуждения, во втором же он лишен возможности выбора и не желает делать это

Воззрения кадаритов также опровергается и шариатом и фактами реальной действительности

Если обратиться к шариату, то можно указать на то, что Аллах Всевышний является Творцом всего, и поэтому все сущее возникает в силу Его желания. В Своей Книге Аллах Всевышний разъяснил, что действия рабов совершаются по воле Его, сказав: «А если бы Аллах захотел, то не сражались бы те, кто был после них, после того, как пришли к ним ясные доказательства. Однако они разошлись во мнениях, и оказались среди них те, кто уверовал, и такие, кто не уверовал, и если бы пожелал Аллах, то не сражались бы они, но Аллах делает то, что пожелает». Аллах Всевышний также сказал: «Если бы Мы пожелали, то каждую душу вывели бы на прямой путь, но истинным было слово Мое: ‘Обязательно наполню Я геенну и джиннами и людьми!’» Если же прибегнуть к рациональным доводам, то можно указать на то обстоятельство, что вся Вселенная подвластна Аллаху Всевышнему, но поскольку человек является частью Вселенной, то и Он подвластен Всемогущему и Великому, а тот, над кем властвуют, не может распоряжаться имуществом Властителя без Его соизволения и желания.

ТРЕТЬЕЙ СТУПЕНЬЮ ЯВЛЯЕТСЯ ИСКРЕННОСТЬ (БЛАГОДЕЯНИЕ), ОСНОВЫВАЮЩАЯСЯ НА ОДНОМ СТОЛПЕ, А ИМЕННО – НА ТОМ, ЧТОБЫ ТЫ ПОКЛОНЯЛСЯ АЛЛАХУ ТАК, БУДТО ТЫ ВИДИШЬ ЕГО, А ЕСЛИ ТЫ ЕГО НЕ ВИДИШЬ, ТО ПОМНЯ О ТОМ, ЧТО ОН ВИДИТ ТЕБЯ. УКАЗАНИЕМ НА ЭТО ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «ПОИСТИНЕ, АЛЛАХ С БОГОБОЯЗНЕННЫМИ И ТЕМИ, КТО ТВОРИТ ДОБРО!» АЛЛАХ ВСЕВЫШНИЙ ТАКЖЕ СКАЗАЛ: «И УПОВАЙ НА МОГУЧЕГО, МИЛОСЕРДНОГО, КОТОРЫЙ ВИДИТ ТЕБЯ, КОГДА ТЫ ВСТАЕШЬ, И ВИДИТ, ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ СРЕДИ СОВЕРШАЮЩИХ ЗЕМНЫЕ ПОКЛОНЫ. ПОИСТИНЕ, ОН – СЛЫШАЩИЙ, ЗНАЮЩИЙ!» АЛЛАХ ВСЕВЫШНИЙ ТАКЖЕ СКАЗАЛ: «В КАКОМ БЫ ТЫ НИ БЫЛ СОСТОЯНИИ И ЧТО БЫ НИ ЧИТАЛ ИЗ КОРАНА, И ЧТО БЫ ВЫ НИ ДЕЛАЛИ, МЫ БУДЕМ СВИДЕТЕЛЯМИ ВАШЕГО ДЕЛА, КОГДА ВЫ ОТДАДИТЕСЬ ЕМУ».

(БЛАГОДЕЯНИЕ) Благодеяние (ихсан) есть нечто противоположное причинению зла (иса’а). Суть благодеяний состоит в том, чтобы человек не жалел сил, творя одобряемое, и воздерживался бы от причинения вреда другим. Это означает, что он должен делать добро рабам Аллаха, используя для этого свое имущество, свое положение, свое знание и свое тело

Что касается имущества, то здесь подразумевается то, что человек тратит на подаяние и закят, причем наилучшим видом благодеяний, совершаемых посредством материальных затрат, является закят, ибо закят относится к числу столпов ислама и его великих основ, и поэтому ислам человека не может быть полноценным без выплаты закята. Для Аллаха Всемогущего и Великого закят является самой любимой из затрат, примыкает же к закяту то, что человек должен тратить на свою жену, свою мать, своего отца, своих детей, своих братьев, своих племянников, своих сестер, своих дядей и теток и так далее. За этим следует подаяние бедным и прочим людям, заслуживающим того, что чтобы им помогали подобным образом, например, ищущим знания

Что касается совершения добрых дел с помощью использования своего положения, то не следует забывать о том, что люди занимают разное положение, и среди них есть такие, кто пользуется влиянием у правителей и может использовать свое влияние в тех случаях, когда кто-нибудь просит их о заступничестве перед обладающим властью, что может выразиться в отвращении вреда или оказании человеку благодеяния

Если говорить о знании, то человек может с его помощью оказывать благодеяния рабам Аллаха, наставляя их во время общих и частных встреч, даже если речь идет о встрече за чашкой кофе. Обучение людей и наставление их относится к числу благодеяний. Если ты принимаешь участие во встрече большого количества людей, то благом будет научить их чему-либо полезному, но при этом тебе следует действовать мудро и не слишком обременять их, увещевая их и разговаривая с ними, ибо пророк,, тоже обращался к людям со своими проповедями, избегая многословия, так как душам свойственно испытывать скуку и уставать, а когда они начинают испытывать скуку, они ослабевают, что может привести к тому, что из-за многословия говорящего души почувствуют отвращение к благу

Что же касается благодеяний, оказываемых людям посредством тела, то об этом пророк, да пребудут над ним благословения и мир, сказал так: «Милостыней может считаться и та помощь, которую ты оказываешь человеку, подсаживая его, когда он садится на свое верховое животное, или помогая погрузить поклажу». Таким образом, ты можешь помочь человеку, погрузив его поклажу, или указав ему дорогу или сделав нечто подобное, и все это будет благодеянием по отношению к рабам Аллаха

Если же говорить об искренности в поклонении Аллаху, то суть ее в том, чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, как сказал об этом пророк,. Такое поклонение, то есть поклонение человека его Господу так, будто он видит Его, является поклонением страсти и желания, к которому человека приводит внутреннее побуждение, ведь этого желает тот, кого он любит, а человек поклоняется Ему, будто он видит Его, и поэтому Он стремится к Нему, обращается к Нему и хочет приблизиться к Нему, слава Ему. «…а если ты не видишь Его, то помня о том, что Он, поистине, видит тебя». Такое поклонение можно назвать поклонением бегства и страха, и поэтому эта ступень искренности является второй. То есть: если ты не можешь поклоняться Аллаху Всемогущему и Великому так, будто ты видишь Его и стремишься к Нему под воздействием внутренних побуждений, то поклоняйся ему, помня о том, что Он видит тебя. Это будет поклонением боящегося Его и убегающего от Его мучения и Его наказания, что считается более низкой ступенью, чем поклонение первого вида

О поклонении Аллаху Всевышнему, слава Ему, хорошо сказал Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах: «Поклонение Милосердному – это крайняя любовь к Нему в сочетании с покорностью поклоняющегося Ему, что и является двумя столпами этого поклонения»

Итак, в основе поклонения лежат крайняя любовь и крайняя степень покорности. Любовь подразумевает собой стремление, а покорность предполагает страх и бегство, что и указывает на искренность в поклонении Аллаху Всемогущему и Великому

Если человек станет поклоняться Аллаху таким образом, то можно будет сказать, что он проявляет искренность по отношению к Аллаху Всемогущему и Великому, и поклонение его не имеет ничего общего с лицемерием, так как цель его состоит не в том, чтобы снискать себе добрую славу или похвалы людей. Такого человека не интересует, знают люди об этом или нет, ибо в любом случае он остается искренним в своем поклонении. Более того, признаком совершенной искренности является желание того, чтобы люди не видели поклонения человека его Господу и оно оставалось бы тайным, если только объявление об этом не пойдет на пользу мусульманам или исламу, например, если у человека есть последователи, которые берут с него пример, или если он хочет показать другим, как следует поклоняться, или если он хочет сделать свое поклонение явным, чтобы показать пример своим коллегам, товарищам и друзьям, ибо тогда в этом будет заключено благо. Польза от такого поклонения может оказаться большей, чем от поклонения тайного, и в связи с этим Аллах Всемогущий и Великий воздает хвалу тем, кто тратит свои деньги тайно и скрыто. Поэтому если тайная форма поклонения принесет больше пользы сердцу и будет больше способствовать обретению покорности и обращению к Аллаху, то поклоняйся тайно, если же открытость поклонения пойдет на пользу исламу, поскольку продемонстрирует людям действие его установлений, и мусульманам, которые будут брать пример с человека, поступающего определенным образом, то поклоняйтесь Аллаху открыто

Верующему следует обращать внимание на то, что окажется наиболее подходящим, ибо чем больше пользы принесет его поклонение, тем лучше.

УКАЗАНИЕМ НА ЭТО МОЖЕТ СЛУЖИТЬ ИЗВЕСТНЫЙ ХАДИС О ДЖИБРИЛЕ, ПЕРЕДАВАЕМЫЙ СО СЛОВ УМАРА,, КОТОРЫЙ СКАЗАЛ: - ОДНАЖДЫ, КОГДА МЫ СИДЕЛИ ВМЕСТЕ С ПОСЛАННИКОМ АЛЛАХА,, К НАМ ПОДОШЕЛ ЧЕЛОВЕК В ОСЛЕПИТЕЛЬНО БЕЛЫХ ОДЕЖДАХ С ИССИНЯ ЧЕРНЫМИ ВОЛОСАМИ, ПО ВИДУ КОТОРОГО НЕЛЬЗЯ БЫЛО СКАЗАТЬ, ЧТО ОН ПРОДЕЛАЛ БОЬШОЙ ПУТЬ, И КОТОРОГО НИКТО ИЗ НАС НЕ ЗНАЛ, ОН СЕЛ РЯДОМ С ПРОРОКОМ,, ТАК, ЧТО КОЛЕНИ ИХ СОПРИКОСНУЛИСЬ, И СКАЗАЛ: «О МУХАММАД, ПОВЕДАЙ МНЕ ОБ ИСЛАМЕ». ПОСЛАННИК АЛЛАХА,, СКАЗАЛ: «СУТЬ ИСЛАМА В ТОМ, ЧТОБЫ ТЫ ЗАСВИДЕТЕЛЬСТВОВАЛ, ЧТО НЕТ БОЖЕСТВА, КРОМЕ АЛЛАХА, И ЧТО МУХАММАД – ПОСЛАННИК АЛЛАХА, ТВОРИЛ МОЛИТВУ, ВЫПЛАЧИВАЛ ЗАКЯТ, ПОСТИЛСЯ В РАМАДАНЕ И СОВЕРШИЛ ХАДЖЖК ДОМУ, ЕСЛИ У ТЕБЯ БУДУТ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ ПАЛОМНИЧЕСТВА СРЕДСТВА И ЗДОРОВЬЕ». ОН СКАЗАЛ: «ТЫ СКАЗАЛ ПРАВДУ»-, А МЫ УДИВИЛИСЬ ТОМУ, ЧТО ОН ЗАДАЕТ ПРОРОКУ ВОПРОСЫ И ПОДТВЕРЖДАЕТ ПРАВИЛЬНОСТЬ ОТВЕТОВ. ПОТОМ ОН СКАЗАЛ: «ПОВЕДАЙ МНЕ О ВЕРЕ». ОН СКАЗАЛ: «СУТЬ ВЕРЫ В ТОМ, ЧТОБЫ ТЫ ВЕРИЛ В АЛЛАХА, В ЕГО АНГЕЛОВ, В ЕГО ПИСАНИЯ, В ЕГО ПОСЛАННИКОВ И В ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ И ЧТОБЫ ВЕРИЛ ТЫ В ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ, КАК ХОРОШЕЕ, ТАК И ДУРНОЕ». ОН СКАЗАЛ: «ТЫ СКАЗАЛ ПРАВДУ». ПОТОМ ОН СКАЗАЛ: «ПОВЕДАЙ МНЕ ОБ ИСКРЕННОСТИ». ПРОРОК СКАЗАЛ: «СУТЬ ИСКРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТОБЫ ТЫ ПОКЛОНЯЛСЯ АЛЛАХУ ТАК, БУДТОТЫ ВИДИШЬ ЕГО, А ЕСЛИ ТЫ НЕ ВИДИШЬ ЕГО, ТО ПОМНЯ О ТОМ, ЧТО ОН, ПОИСТИНЕ, ВИДИТ ТЕБЯ». ПОТОМ ОН СКАЗАЛ: «ПОВЕДАЙ МНЕ О ЧАСЕ». ОН СКАЗАЛ: «СПРАШИВАЮЩИЙ ОБ ЭТОМ ЗНАЕТ НЕ БОЛЬШЕ ТОГО, У КОГО СПРАШИВАЮТ». ТОГДА ОН СКАЗАЛ: «ПОВЕДАЙ МНЕ О ПРИЗНАКАХ ЭТОГО ЧАСА». ПРОРОК СКАЗАЛ: «ОН ПРИБЛИЗИТСЯ, КОГДА НЕВОЛЬНИЦА РОДИТ ТУ, КОТОРАЯ ТАНЕТ ВЛАСТВОВАТЬ ЕЮ. ИКОГДА ТЫ УВИДИШЬ, ЧТО РАЗМЕРАМИ СВОИХ ЖИЛИЩ СТАНУТ КИЧИТЬСЯ БОСЫЕ, НАГИЕ И НУЖДАВШИЕСЯ ПАСТУХИ». А ПОТОМ ОН УШЕЛ, МЫ ЖЕ ДОЛГО СИДЕЛИ ТАК, ПОСЛЕ ЧЕГО ПРОРОК СКАЗАЛ: «О УМАР, ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, КТО ЗАДАВАЛ ЭТИ ВОПРОСЫ?» Я ОТВЕТИЛ: «АЛЛАХ И ПОСЛАННИК ЕГО ЗНАЮТ ЛУЧШЕ». ТОГДА ОН СКАЗАЛ: «ЭТО ДЖИБРИЛ ПРИХОДИЛ К ВАМ, ЧТОБЫ НАУЧИТЬ ВАС ВАШЕЙ РЕЛИГИИ».

(ХАДИС) Ранее нами уже было дано объяснение большей части этого хадиса.

ТРЕТЬЯ ОСНОВА: ПОЗНАНИЕ ВАШЕГО ПРОРОКА МУХАММАДА,, ТО ЕСТЬ МУХАММАДА БИН АБДУЛЛЫ БИН АБД аль-МУТТАЛИБА БИН ХАШИМА. ХАШИМ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ РОДОВ ПЛЕМЕНИ КУРАЙШ, КУРАЙШ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ АРАБСКИХ ПЛМЕН, А АРАБЫ ЯВЛЯЮТСЯ ПОТОМКАМИ ИСМАИЛА, СЫНА ДРУГА АЛЛАХА ИБРАХИМА, ДА ПРЕБУДУТ НАД НИМ И НАШИМ ПРОРОКОМ БЛАГОСЛОВЕНИЕ И МИР. МУХАММАД ПРОЖИЛ ШЕСТЬДЕСЯТ ТРИ ГОДА, СОРОК ИЗ НИХ – ДО НАЧАЛА СВОЕЙ ПРОРОЧЕСКОЙ МИССИИ И ДВАДЦАТЬ ТРИ – В КАЧЕСТВЕ ПРОРОКА И ПОСЛАННИКА. И БЫЛО ВОЗВЕЩЕНО ЕМУ: «ЧИТАЙ!» -, И БЫЛА НИСПОСЛАНА ЕМУ СУРА «ЗАВЕРНУВШИЙСЯ». ОН РОДИЛСЯ В МЕККЕ, А ВПОСЛЕДСТВИИ ПЕРЕСЕЛИЛСЯ В МЕДИНУ

(ТРЕТЬЯ ОСНОВА) То есть: третья из тех основ, которые должен познать мусульманин. Иначе говоря, речь идет о познании рабом его Господа, его религии и его пророка

Ранее мы уже говорили о познании рабом его Господа и его религии

Что же касается познания пророка,, то оно состоит из пяти составных частей: ПЕРВАЯ: познание его путем приобретения знания о его родословной. По своему происхождению он относится к числу самых благородных людей, являясь хашимитом, курайшитом и арабом. Это – Мухаммад бин Абдулла бин Абд аль-Мутталиб бин Хашим и так далее, как было это отмечено шейхом, да помилует его Аллах Всевышний

ВТОРАЯ: знание о продолжительности его жизни, месте его рождения и его переселении, что и поясняет шейх, говоря: «Мухаммад прожил шестьдесят три года…Он родился в Мекке, а впоследствии переселился в Медину». Таким образом, он родился в Мекке и прожил в ней пятьдесят три года, после чего переселился в Медину и жил в этом городе в течение одиннадцати лет, где и умер в месяце раби аль-авваль II года хиджры (632 г. н.э.) ТРЕТЬЯ: познание его жизни в период выполнения им его пророческой миссии. Он прожил шестьдесят три года, получив первое откровение в возрасте сорока лет, о чем один из поэтов сказал так: «Исполнилось ему сорок, и засияло Солнце пророчества его в рамадане»

ЧЕТВЕРТАЯ: Обретение знания о том, почему он был пророком и посланником. Он стал пророком после того, как были ниспосланы ему слова Аллаха Всевышнего: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил, сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой – Щедрейший, который научил посредством калама, научил человека тому, чего он не знал»

Посланником же он стал после того, как ему были ниспосланы слова Всевышнего: «О завернувшийся! Встань и увещевай! И Господа твоего возвеличивай! И одежды твои очисть! И скверны избегай! И не оказывай милость, стремясь к большему! И ради Господа твоего терпи!»

И он действительно встал и начал исполнять веление Аллаха Всемогущего и Великого

По мнению обладающих знанием, разница между посланником и пророком состоит в следующем: пророком является тот, кому посредством откровения ниспосылается тот или иной религиозный закон, но при этом он не получает веления доводить его до сведения людей, посланник же получает от Аллаха не только откровение, связанное с религиозным законом, но и повеление довести его сведения людей и применять этот религиозный закон на практике. Таким образом, каждый посланник является пророком, но не каждый пророк является посланником

ПЯТАЯ: Знание о том, с чем и почему он был послан. Он был послан к людям с религией единобожия, подразумевающей собой веру в одного лишь Аллаха Всевышнего, и Его законом, требующим совершения того, что было повелено Аллахом, и отказа от запрещенного Им. Он был послан к людям как проявление милости Аллаха по отношению к мирам для того, чтобы вывести их из мрака многобожия, неверия и невежества к свету знания, веры и единобожия и чтобы благодаря этому они могли заслужить прощение Аллаха и Его благосклонность и спастись от Его наказания и Его гнева

АЛЛАХ НАПРАВИЛ ЕГО К ЛЮДЯМ С ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕМ О МНОГОБОЖИИ, А ТАКЖЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОН ПРИЗВАЛ ИХ К ЕДИНОБОЖИЮ, НА ЧТО УКАЗЫВАЮТ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «О ЗАВЕРНУВШИЙСЯ! ВСТАНЬ И УВЕЩЕВАЙ! И ГОСПОДА ТВОЕГО ВОЗВЕЛИЧИВАЙ! И ОДЕЖДЫ СВОИ ОЧИСТЬ! И СКВЕРНЫ ИЗБЕГАЙ! И НЕ ОКАЗЫВАЙ МИЛОСТЬ, СТРЕМЯСЬ К БОЛЬШЕМУ! И РАДИ ГОСПОДА ТВОЕГО ТЕРПИ!» СЛОВА «ВСТАНЬ И УВЕЩЕВАЙ!» ОЗНАЧАЮТ, ЧТО ОН ДОЛЖЕН БЫЛ ПРЕДОСТЕРЕЧЬ ЛЮДЕЙ ОБ ОПАСНОСТИ МНОГОБОЖИЯ И ПРИЗВАТЬ ИХ К ЕДИНОБОЖИЮ. «И ГОСПОДА ТВОЕГО ВОЗВЕЛИЧИВАЙ!» ЭТО ЗНАЧИТ: ПОЧИТАЙ ЕГО С ПОМОЩЬЮ ИСПОВЕДАНИЯ РЕЛИГИИ ЕДИНОБОЖИЯ. «И ОДЕЖДЫ ТВОИ ОЧИСТЬ!» ТО ЕСТЬ: ОЧИСТЬ ДЕЛА ТВОИ ОТ МНОГОБОЖИЯ. «И СКВЕРНЫ ИЗБЕГАЙ!» ПОД «СКВЕРНОЙ» ПОДРАЗУМЕВАЮТСЯ ИДОЛЫ, ИЗБЕГАТЬ ЖЕ ИХ ЗНАЧИТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ НИХ И СТАТЬ НЕПРИЧАСТНЫМ КАК К НИМ, ТАК И К ТЕМ, КТО ИМ ПОКЛОНЯЕТСЯ.

(АЛЛАХ НАПРАВИЛ ЕГО К ЛЮДЯМ С ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕМ О МНОГОБОЖИИ, А ТАКЖЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОН ПРИЗВАЛ ИХ К ЕДИНОБОЖИЮ) То есть: для того, чтобы он предостерег их от многобожия и призвал к вере в одного лишь Всемогущего и Великого Аллаха, то есть к вере в то, что Он является единственным Творцом и единственным Божеством, а также к вере в Его имена и атрибуты.

(«О ЗАВЕРНУВШИЙСЯ!») Обращение к посланнику Аллаха,.

(«ВСТАНЬ И УВЕЩЕВАЙ!») Аллах Всемогущий и Великий повелевает Своему пророку,, приложить серьезные усилия, предупреждая людей об опасности многобожия и предостерегая их от него, и шейх дает свое истолкование этим аятам.

ОН ВЗЯЛСЯ ЗА ЭТО И В ТЕЧЕНИЕ ДЕСЯТИ ЛЕТ ПРИЗЫВАЛ К ЕДИНОБОЖИЮ, А ЧЕРЕЗ ДЕСЯТЬ ЛЕТ БЫЛ ВОЗНЕСЕН В НЕБЕСА.

(ОН ВЗЯЛСЯ ЗА ЭТО И В ТЕЧЕНИЕ ДЕСЯТИ ЛЕТ ПРИЗЫВАЛ К ЕДИНОБОЖИЮ) Это значит, что пророк,, в течение десяти лет призывал людей к исповеданию веры в одного лишь Аллаха Всемогущего и Великого и к поклонению одному лишь Всевышнему, слава Ему.

(БЫЛ ВОЗНЕСЕН) Под «вознесением» подразумевается восхождение, а Аллах Всевышний сказал: «Восходят ангелы и дух к Нему…» Здесь речь идет об одной из великих особенностей пророка,, которой наделил его Аллах еще до того, как он покинул Мекку. Сообщается, что однажды, когда он спал в аль-хиджре около Каабы, к нему явился некто и рассек его тело от углубления в нижней части горла до нижней части живота, а потом извлек его сердце и наполнил его мудростью и верой, подготовив его к тому, чему ему предстояло заняться. После этого он привел к нему животное белого цвета, которое было ниже мула, но выше осла, по имени Бурак. И он,, сел на него и в сопровождении Джибрила отправился в путь, прибыв в Иерусалим и совершив там молитву вместе со всеми другими пророками и посланниками. И во время этой молитвы он был имамом для них, они же молились позади него, что является указанием на достоинство и высокое положение посланника Аллаха,, а также на то, что он является имамом, которым необходимо следовать всем. После этого Джибрил вознес его нижнему небу и попросил открыть врата его. Его спросили: «Кто это?» Он ответил: «Джибрил». Его спросили: «А кто пришел с тобой?» Он сказал: «Мухаммад». Его спросили: «А за ним посылали?» Он сказал: «Да». Тогда ему было сказано: «Привет ему, и прекрасно то, что он пришел!» А потом врата открылись перед ним, и он увидел, что в этих вратах стоит Адам, Джибрил же сказал: «Это – отец твой Адам, приветствуй же его!» И он приветствовал его, Адам же ответил на приветствие и сказал: «Привет хорошему сыну и праведному пророку!» И оказалось, что справа от Адама находятся души счастливых, а слева – души злосчастных из числа его потомков, и когда он смотрел направо, то радовался и смеялся, а когда смотрел налево, то плакал

Потом Джибрил вознес его ко второму небу и попросил открыть врата его…и так далее. И он увидел нам Ису и Йахйу, да пребудут над ними благословения и мир, которые при жизни были двоюродными братьями. Джибрил сказал: «Это – Йахйа и Иса, приветствуй же их!» И он приветствовал их, а они ответили на его приветствие и сказали: «Привет хорошему брату и праведному пророку!» Потом Джибрил вознес его третьему небу и попросил открыть врата его…и так далее. И он увидел Йусуфа, да пребудут над ним благословения и мир. Джибрил сказал: «Это – Йусуф, приветствуй же его!» И он приветствовал его, а Йусуф ответил на его приветствие и сказал: «Привет хорошему брату и праведному пророку!» Потом Джибрил вознес его к четвертому небу и попросил открыть врата его… и так далее. И он увидел там Идриса,. Джибрил сказал: «Это – Идрис, приветствуй же его!» И он приветствовал его, а Идрис ответил на его приветствие и сказал: «Привет хорошему брату и праведному пророку!» Потом Джибрил вознес его к пятому небу и попросил открыть врата его… и так далее. И он увидел там Харуна, сына Имрана и брата Мусы,. Джибрил сказал: «Это – Харун, приветствуй же его!» И он приветствовал его, а Харун ответил на его приветствие и сказал: «Привет хорошему брату и праведному пророку!» Потом Джибрил вознес его к шестому небу и попросил открыть врата его… и так далее. И он увидел там Мусу,. Джибрил сказал: «Это – Муса, приветствуй же его!» И он приветствовал его, а Муса ответил на его приветствие и сказал: «Привет хорошему брату и праведному пророку!» Когда же он покидал его, Муса заплакал. Его спросили: «Что заставляет тебя плакать?» Он ответил: «Я плачу потому, что в рай войдет больше членов общины того, кто был послан к людям после меня, чем членов моей общины!» И Муса плакал не от зависти к общине Мухаммада,, а от печали, вызванной тем, что его община была лишена многих достоинств





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 147 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...