Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Технології – це життєва сила. 1 страница



(ВСЕ, КРОМЕ АЛЛАХА, ЯВЛЯЕТСЯ МИРОМ) Миром является все, кроме Аллаха, и все сотворенные вещи были названы миром (алям) потому, что они служат указанием (алям) на их Творца, Владыку и Управителя, ибо каждая вещь заключает в себе знамение Аллаха, указывающее на то, что Он – Единственный

Я соглашаюсь с этим и являюсь одним из этих миров, а это значит, что и мне Аллах вменил в обязанность поклоняться только Ему одному.

(ПОСРЕДСТВОМ ЧЕГО ПОЗНАЛ ТЫ ГОСПОДА ТВОЕГО?) То есть: если тебя спросят: «С помощью чего познал ты Аллаха Всемогущего и Великого?»-, скажи: «Я познал Его с помощью Его знамений и того, что было сотворено Им».

(ЗНАМЕНИЙ) Знамением (аят) называют знак того или иного явления, являющийся указанием на него и разъясняющий его собой

Знамения Аллаха Всевышнего бывают двух видов: знамения, проявляющиеся во всем сущем, и знамения, связанные с ниспосланием религиозного закона. К знамениям, проявляющимся во всем сущем, относится все то, что было сотворено Аллахом. Что же касается знамений, связанных с ниспосланием религиозных законов, то ими являются те откровения, которые Аллах ниспослал Своим посланникам. Исходя из этого, можно сказать, что слова автора, да помилует его Аллах: «С помощью Его знамений и того, что было сотворено Им»-, являются соединением частного с общим, если понимать под «знамениями» знамения обоих видов. Если же речь идет только о знамениях, связанных с ниспосланием религиозных законов, тогда эти слова играют роль приложения. Однако в любом случае верно то, что Аллах Всемогущий и Великий познается с помощью Его знамений, проявляющихся во всем сущем, то есть во всех Его великих творениях, являющих собой образец изумительного искусства и несравненной мудрости, а также с помощью Его знамений, связанных с ниспосланием религиозных законов, отличающихся своей справедливостью, включающих в себя все полезное и противостоящих всему дурному. Поэт сказал: «В каждой вещи есть Его знамение, указывающее на то, что Он – Единственный».

(К ЧИСЛУ ЗНАМЕНИЙ ЕГО ОТНОСЯТСЯ НОЧЬ И ДЕНЬ, СОЛНЦЕ И ЛУНА…) Все вышеупомянутые знамения Аллаха указывают на совершенство могущества, мудрости и милосердия Аллаха. Так, например, солнце является одним из знамений Аллаха Всемогущего и Великого, ибо оно пребывает в состоянии упорядоченного и изумительного движения с того времени, как Аллах Всевышний создал его, и будет двигаться таким образом до тех пор, пока Аллах не пожелает разрушить этот мир. Солнце движется к месту своего пребывания, как сказал об этом Всевышний: «И солнце бежит к местопребыванию своему. Таково установление Великого, Мудрого!» По своим размерам и воздействию оно явно относится к числу знамений Аллаха, ибо размеры его огромны. Если же говорить о его воздействии, то оно проявляется в той пользе, которую благодаря ему получают тела, деревья, реки, моря и так далее. И если обратить внимание на то огромное расстояние, которое отделяет нас от столь великого знамения, как солнце, то мы сразу вспомним о том, что, несмотря на это, мы ощущаем его тепло. Следует также обратить внимание на тот свет, который оно дает людям и благодаря которому они получают для себя много выгод, ибо в дневное время им ничего не надо тратить на освещение. И можно указать на многие другие подобные вещи, что позволяет сделать вывод о том, что это знамение во многом остается еще непознанным

И луна также относится к числу знамений Аллаха Всемогущего и Великого, который определил фазы ее так, что каждая фаза соответствует каждой новой ночи. Аллах Всевышний сказал: «И луне Мы определили изменяться по фазам, пока не делается она точно старая пальмовая ветвь». И при этом луна сначала кажется маленькой, потом увеличивается до своего полного размера, а затем снова начинает уменьшаться, и в этом отношении она напоминает собой человека, который появляется на свет слабым, потом начинает набирать силу, а потом снова возвращается к слабости. Благословен Аллах, лучший из творцов!

НА ЭТО СЛУЖАТ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «К ЧИСЛУ ЗНАМЕНИЙ ЕГО ОТНОСЯТСЯ НОЧЬ И ДЕНЬ, СОЛНЦЕ И ЛУНА, ТАК НЕ ПАДАЙТЕ НИЦ НИ ПЕРЕД СОЛНЦЕМ, НИ ПЕРЕД ЛУНОЙ, А ПАДАЙТЕ НИЦ ПЕРЕД АЛЛАХОМ, КОТОРЫЙ СОТВОРИЛ ИХ, ЕСЛИ ВЫ ПОКЛОНЯЕТЕСЬ ЕМУ!»-, А ТАКЖЕ СЛОВА ЕГО: «ПОИСТИНЕ, ГОСПОДЬ ВАШ – АЛЛАХ, КОТОРЫЙ СОЗДАЛ НЕБЕСА И ЗЕМЛЮ В ШЕСТЬ ДНЕЙ, А ПОТОМ ВОССЕЛ НА ТРОНЕ. ОН ПОКРЫВАЕТ НОЧЬЮ ДЕНЬ, КОТОРЫЙ СПЕШИТ ЗА НЕЙ… И СОЗДАЛ ОН СОЛНЦЕ, И ЛУНУ, И ЗВЕЗДЫ, ПОДЧИНЕННЫЕ ЕГО ВЕЛЕНИЮ. РАЗВЕ НЕ ЕМУ ПРИНАДЛЕЖИТ СОЗДАНИЕ И ВЛАСТЬ?! БЛАГОСЛОВЕН АЛЛАХ, ГОСПОДЬ МИРОВ!»

(УКАЗАНИЕМ) То есть указанием на то, что ночь и день, солнце и луна относятся к числу знамений Аллаха Всемогущего и Великого, являются слова Всевышнего: «К числу знамений Его относятся ночь и день…» Это значит, что сами по себе ночь и день и различие между ними являются явными указаниями на их смысл и ту пользу, которую они по воле Аллаха приносят рабам Его. То же самое можно сказать и об упорядоченном движении солнца и луны, что идет на пользу рабам Его и отвращает от них вред

Далее, Аллах Всевышний запретил рабам Своим падать ниц перед солнцем или луной, несмотря на то, что значение их весьма велико, ибо они недостойны поклонения по той причине, что сами являются сотворенными, достоин же его Аллах Всевышний, который создал их.

(А ТАКЖЕ СЛОВА ЕГО) То есть: к числу указаний на то, что Аллах является Творцом небес и земли, относятся слова Всевышнего: «Поистине, Господь ваш, который создал небеса и землю…»-, и в этих словах содержится целый ряд упоминаний о знамениях Аллаха Всевышнего: ПЕРВОЕ: то, что Аллах создал все это великое творение за шесть дней, хотя и мог бы сделать это в течение одного мгновения, однако Он связывал причины со следствиями, сообразуясь со Своей мудростью

ВТОРОЕ: то, что он воссел на троне, то есть возвысился над ним присущим лишь Ему особым образом, который соответствует Его величию, что является признаком полноты власти

ТРЕТЬЕ: то что Он покрывает день ночью, то есть делает ее покрывалом дня, что сродни одеванию, скрывающему собой его свет

ЧЕТВЕРТОЕ: то, что Он подчинил солнце, и луну и звезды Своему велению, а это означает, что власть Его велика, и Он повелевает им делать то, что идет на пользу Его рабам

ПЯТОЕ: то, что Ему принадлежит абсолютная полнота власти надо всем, ибо лишь Он является хозяином творения и лишь Он может повелевать

ШЕСТОЕ: то, что Он является единственным Творцом и путеводителем для всех миров.

ГОСПОДЬ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТОМ ПОКЛОНЕНИЯ, НА ЧТО УКАЗЫВАЮТ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «О ЛЮДИ! ПОКЛОНЯЙТЕСЬ ГОСПОДУ ВАШЕМУ, КОТОРЫЙ СОТВОРИЛ ВАС И ТЕХ, КТО БЫЛ ДО ВАС, - МОЖЕТ БЫТЬ, ВЫ БУДЕТЕ БОГОБОЯЗНЕННЫ! –

(ОБЪЕКТОМ ПОКЛОНЕНИЯ) Автор, да помилует его Аллах, указывает на слова Аллаха Всемогущего и Великого: «Поистине, Господь ваш – Аллах, который создал небеса и землю в шесть дней, а потом воссел на троне. Он покрывает ночью день, который спешит за ней… И создал Он солнце, и луну, и звезды, подчиненные его велению. Разве не Ему принадлежит создание и власть?! Благословен Аллах, Господь миров!» Господь является объектом поклонения, то есть тем, кто достоин того, чтобы Ему поклонялись. Иначе говоря, Ему поклоняются потому, что Он достоин поклонения, но это не значит, что каждый из тех, кому поклоняются люди, является Господом, ибо те божества, которым они могут поклоняться помимо Аллаха и которых поклоняющиеся им считают господами, на самом деле таковыми не являются

Господом же является Творец всего, Владыка всего и Управитель всего.

(УКАЗЫВАЮТ) То есть указывают на то, что Господь достоин поклонения.

(О ЛЮДИ!) Этот призыв обращен ко всем людям, которым Аллах Всемогущий и Великий повелел поклоняться только Ему, не имеющему сотоварищей, и не приравнивать к Нему никого, разъяснив им, что Он достоин поклонения потому, что Он является единственным Творцом, не имеющим сотоварищей.

(…КОТОРЫЙ СОТВОРИЛ ВАС…) Эти слова объясняют собой причину сказанного ранее и означают: поклоняйтесь Ему, ибо Он – Господь ваш, который создал вас, и в силу того, что Он является Господом и Творцом, вам следует поклоняться Ему. И поэтому мы говорим, что каждому из тех, кто признает Аллаха Творцом, надлежит поклоняться только Ему, иначе он вступит в противоречие с самим собой.

(- МОЖЕТ БЫТЬ, ВЫ БУДЕТЕ БОГОБОЯЗНЕННЫ!) То есть для того, чтобы вы обрели богобоязненность, которая представляет собой соблюдение мер предосторожности, ограждающих человека от наказания Аллаха Всемогущего и Великого и состоящих в выполнении Его велений и воздержания от всего того, что было Им запрещено.

КОТОРЫЙ СДЕЛАЛ ЗЕМЛЮ ДЛЯ ВАС ЛОЖЕМ, А НЕБО – СТРОЕНИЕМ, И НИЗВЕЛ С НЕБА ВОДУ И ВЫВЕЛ ПОСРЕДСТВОМ ЕЕ ПЛОДЫ КАК ПРОПИТАНИЕ ДЛЯ ВАС. НЕ ПРИРАВНИВАЙТЕ ЖЕ К АЛЛАХУ НИКОГО, В ТО ВРЕМЯ КАК ВЫ ЗНАЕТЕ!»

(ЛОЖЕМ) То есть Он сделал ее подобной ложу, и мы наслаждаемся на ней, не испытывая затруднений или усталости, также как делает это человек, спящий на своей постели.

(СТРОЕНИЕМ) То есть тем, что находится над нами. Небо является строением для живущих на земле или же «крышей хранимой», как назвал его Аллах Всевышний, который сказал: «И Мы сделали небо крышей хранимой, а они от знамений Его отвращаются!»

(НИЗВЕЛ С НЕБА ВОДУ) То есть Он ниспослал для вас с находящихся в вышине облаков чистую воду, которая дает вам питье и позволяет расти деревьям, как говорится об этом в суре «Пчелы»: «Он – тот, который низводит с небес воду…»

(КАК ПРОПИТАНИЕ) То есть как нечто, дарованное вам. В другом же аяте говорится: «…для пользования вам и вашему скоту…»

(НЕ ПРИРАВНИВАЙТЕ) То есть не приравнивайте к тому, кто сотворил вас и тех, кто был до вас, и сделал землю для вас ложем, а небо – строением, и низвел для вас с неба воду, посредством которой Он вывел плоды как пропитание для вас, никого, поклоняясь ему, как поклоняетесь вы Аллаху, или же любя его, как любите вы Аллаха, ибо это не приличествует вам ни с точки зрения здравого смысла, ни с точки зрения шариата.

(В ТО ВРЕМЯ КАК ВЫ ЗНАЕТЕ) То есть в то время как вы знаете, что нет Ему равного и что в Его руках творение, пропитание и управление, так не придавайте же Ему сотоварищей в поклонении.

ИБН КЯСИР, ДА ПОМИЛУЕТ ЕГО АЛЛАХ ВСЕВЫШНИЙ, СКАЗАЛ: «ТВОРЕЦ ВСЕГО ЭТОГО, ОН ДОСТОИН ПОКЛОНЕНИЯ».

(ИБН КЯСИР) Ибн Кясир – Имад ад-дин Абу-ль-Фида Исмаил бин Умар аль-Кураиш ад-Димашки, толкователь Корана и историк, один из учеников шейх-уль-ислама Ибн Таймийи, умерший в 774 году хиджры.

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ВИДАХ ПОКЛОНЕНИЯ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ В СИЛУ ВЕЛЕНИЯ АЛЛАХА, ТО ИМИ ЯВЛЯЮТСЯ, НАПРИМЕР, ИСЛАМ, ВЕРА И ИСКРЕННОСТЬ (ИХСАН). К НИМ ОТНОСЯТСЯ ТАКЖЕ ОБРАЩЕНИЕ К АЛЛАХУ С МОЛЬБАМИ, СТРАХ, УПОВАНИЕ, ЖЕЛАНИЕ, БОЯЗНЬ, ПОКОРНОСТЬ, СПАСЕНИЕ, ОБРАЩЕНИЕ.

(ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ВИДАХ ПОКЛОНЕНИЯ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ) Указав на то, что мы должны поклоняться одному лишь Аллаху, у которого нет сотоварищей, автор, да помилует его Аллах Всевышний, указывает также и на некоторые виды поклонения и говорит, что к ним относятся, например, ислам, вера и искренность (ихсан)

Эти три вида поклонения и являются тремя составляющими религии, как говорится об этом в хадисе, передаваемом со слов Умара бин аль-Хаттаба,, который сказал: - Однажды, когда мы находились у посланника Аллаха,, к нам неожиданно подошел какой-то человек в ослепительно белых одеждах с иссиня черными волосами, по виду которого нельзя было предположить, что он находится в пути, и которого никто из нас не знал. И он сел рядом с пророком,, так, что колени их коснулись друг друга, положил руки ему на ноги и сказал: «О Мухаммад, скажи мне, что такое ислам?» Посланник Аллаха,, сказал: «Суть ислама в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, совершал молитвы, выплачивал закят, постился в течение рамадана и совершил хаджж к дому Аллаха, если у тебя будут необходимые для совершения паломничества средства и здоровье». Он сказал: «Ты сказал правду»

Умар сказал: - И мы удивились тому, что он спрашивает его и подтверждает его правоту, он же сказал: «Скажи мне, а что такое вера?» Он сказал: «Суть веры в том, чтобы ты верил в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников и в последний день, а также в предопределение, как в хорошее, так и в дурное». Он сказал: «Ты сказал правду». Потом он сказал: «Скажи мне, а что такое искренность?» Он сказал: «Суть искренности в том, чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если Ты Его не видишь, то помня о том, что Он, поистине, видит тебя». Он сказал: «Поведай мне о Часе». Он сказал: «Тот, у кого спрашивают, знает об этом не больше спрашивающего». Он сказал: «Тогда поведай мне о его признаках». Он сказал: «Он приблизиться тогда, когда невольница породит ту, кто станет властвовать ею, и когда ты увидишь, как те, кто раньше пас овец и был босым, раздетым и нищим, станут кичиться размерами своих жилищ». А затем он ушел, я же долгое время был в недоумении, пока пророк не сказал мне: «О Умар, знаешь ли ты, кто задавал мне эти вопросы?» Я ответил: «Аллах и посланник Его знают об этом лучше». Он сказал: «Поистине, это Джибрил явился к вам, чтобы научить вас вашей религии!» Таким образом, пророк,, указал на то, что эти вещи являются составляющими религии, ибо они включают в себя все то, что имеет к ней отношение.

ПРОСЬБЫ О ПОМОЩИ, ПРОСЬБЫ О ЗАЩИТЕ, ПРОСЬБЫ О СПАСЕНИИ, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ, ОБЕТЫ И ПРОЧИЕ ФОРМЫ ПОКЛОНЕНИЯ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ В СИЛУ ВЕЛЕНИЯ АЛЛАХА. ВСЕ ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОСВЯЩЕНЫ АЛЛАХУ ВСЕВЫШНЕМУ, НА ЧТО УКАЗЫВАЮТ СЛОВА ЕГО: «ПОИСТИНЕ, МЕСТА ПОКЛОНЕНИЯ ПРИНАДЛЕЖАТ АЛЛАХУ, ТАК НЕ ВЗЫВАЙТЕ ЖЕ НИ К КОМУ НАРЯДУ С АЛЛАХОМ!» ТОТ ЖЕ, КТО ХОТЬ ЧТО-ЛИБО ИЗ ЭТОГО ПОСВЯТИТ НЕ АЛЛАХУ, СТАНЕТ МНОГОБОЖНИКОМ И НЕВЕРНЫМ, НА ЧТО УКАЗЫВАЮТ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «ЧТО ЖЕ КАСАЕТСЯ ТОГО, КТО НАРЯДУ С АЛЛАХОМ ВЗЫВАЕТ И К КАКОМУ-ЛИБО ИНОМУ БОЖЕСТВУ, ТО НЕТ У НЕГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ЭТОМУ, И, ПОИСТИНЕ, РАССЧИТАЕТСЯ С НИМ ГОСПОДЬ ЕГО! ПОИСТИНЕ, НЕ ПРЕУСПЕЮТ НЕВЕРНЫЕ!»

(ВСЕ ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОСВЯЩЕНЫ АЛЛАХУ ВСЕВЫШНЕМУ) Это означает, что все из вышеупомянутых и прочих видов поклонения должны быть посвящены только Аллаху Всевышнему, у которого нет сотоварищей, и непозволительно посвящать его кому-либо, кроме Аллаха Всевышнего.

(НА ЧТО УКАЗЫВАЮТ СЛОВА ЕГО) Автор, да помилует его Аллах Всевышний, упомянул о нескольких видах поклонения, отметив, что любой из тех, кто хоть в чем-то будет посвящать его не Аллаху станет многобожником и неверным, и приведя в качестве доказательства слова Аллаха Всевышнего: «Поистине, места поклонения принадлежат Аллаху, так не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом!»-, а также слова Его: «Что же касается того, кто наряду с Аллахом взывает и к какому-либо иному божеству, то нет у него доказательств этому, и, поистине, рассчитается с ним Господь его! Поистине, не преуспеют неверные!» В первом аяте Аллах Всевышний сообщает о том, что места поклонения или же те места, где совершаются земные поклоны, принадлежат Аллаху, после чего Он говорит: «…так не взывайте ни к кому наряду с Аллахом!» Это значит: не поклоняйтесь наряду с Ним никому иному и совершайте земные поклоны только перед Ним. Во втором же из приводимых автором аятов Аллах Всевышний, слава Ему, разъясняет, что любой из тех, кто наряду с Аллахом взывает к какому-либо иному божеству, является неверным, так как Он сказал: «Поистине, не преуспеют неверные!» Что же касается слов Его: «…нет у него доказательств этому…», то они являются указанием на то, что нет никаких доказательств того, что существует множество богов.

В ОДНОМ ИЗ ХАДИСОВ СООБЩАЕТСЯ, ЧТО ПОСЛАННИК АЛЛАХА,, СКАЗАЛ: «ОБРАЩЕНИЕ С МОЛЬБОЙ ЯВЛЯЕТСЯ СУТЬЮ ПОКЛОНЕНИЯ». УКАЗАНИЕМ НА ЭТО ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ ВАШ: ‘ВЗЫВАЙТЕ КО МНЕ, И Я ОТВЕЧУ ВАМ. ПОИСТИНЕ, ТЕ, КТО ПРЕВОЗНОСИТСЯ НАД ПОКЛОНЕНИЕМ МНЕ, ВОЙДУТ В ГЕЕННУ И ОСТАНУТСЯ ТАМ НАВЕЧНО!’»

(В ОДНОМ ИЗ ХАДИСОВ) С этих слов автор, да помилует его Аллах Всевышний, начинает приводить подтверждения необходимости тех видов поклонения, о которых он упомянул, сказав: «Если говорить о видах поклонения, являющихся обязательными в силу веления Аллаха, то к ним относятся, например, ислам, вера и искренность. К ним относятся также обращения к Аллаху с мольбами…» Как видно из текста, он, да помилует его Аллах, начал с цитирования подтверждений, касающихся обращений к Аллаху с мольбами, а ниже будут подробно приведены и подтверждения, касающиеся ислама, веры и искренности

Прежде всего в качестве доказательства, автор, да помилует его Аллах, приводит слова пророка,, который сказал: «Обращение с мольбой является сутью поклонения»-, а также слова Всевышнего: «И сказал Господь ваш: ‘Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Поистине, те, кто превозносится над поклонением Мне, войдут в геенну и останутся там навечно!’» Этот аят указывает на то, что обращение к Аллаху с мольбой является частью поклонения или же одним из видов его, в противном же случае неправилно было бы говорить: «…те, кто превозносится над поклонением Мне…» Таким образом, любой из тех, кто обращается не к Аллаху Всемогущему и Великому с мольбой о том, что по силам одному лишь Аллаху, является многобожником и неверным независимо от того, является ли тот, к кому обращены эти мольбы, живым или покойным. При этом нет ничего запретного в обращении человека с просьбой к живому и присутствующему другому человеку накормить или напоить его, но если кто-либо станет обращаться с подобными просьбами к покойному или отсутствующему, это будет означать, что он является многобожником, поскольку ни покойный, ни отсутствующий такую просьбу выполнить не в состоянии. Обращение с такой просьбой будет означать также, что обращающийся с ней верит в то, что покойный или отсутствующий человеку может управлять событиями, но именно вера в подобное и делает человека многобожником

Знай, что есть два вида подобных обращений: обращение с просьбой и обращение как вид поклонения

К обращению с просьбой прибегают в случае возникновения необходимости в чем-либо, и оно является одним из видов поклонения, если раб обращает эту просьбу к своему Господу, ибо подобное обращение подразумевает собой то, что раб ощущает потребность в Аллахе и поэтому прибегает к Его помощи, будучи убежденным в том, что Он – Всемогущий и Щедрый, милость и милосердие которого широки. Обращаться с просьбами можно и в том случае, когда раб просит о чем-либо кого-нибудь из сотворенных, то есть подобных ему, при том условии, что другой человек понимает, о чем идет речь, и может откликнуться на просьбу, как, например, в вышеупомянутом нами примере относительно просьбы человека о том, чтобы его накормили

Если же говорить об обращении как о виде поклонения, то к подобным обращениям прибегают в надежде на награду или из страха перед тем, кому они адресованы, и поэтому в данном случае правильным будет обращаться с подобными мольбами только к Аллаху, в противном случае это будет уже большим многобожием, которое ставит человека вне религии и на которое распространяется угроза Аллаха Всевышнего, который сказал: «Поистине, те, кто превозносится над поклонением Мне, войдут в геенну и останутся там навечно!»

УКАЗАНИЕМ НА СТРАХ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «НО НЕ БОЙТЕСЬ ИХ, А БОЙТЕСЬ МЕНЯ, ЕСЛИ ВЫ ВЕРУЮЩИЕ!»

(СТРАХОМ) Страхом является переживание особого рода, возникающее в связи с ожиданием чего-то такого, что может повлечь за собой гибель, нанесение вреда или страдание, при этом Аллах Всевышний, слава Ему, запретил бояться приближенных шайтана, повелев людям бояться только Его одного

Есть три вида страха: ВИД ПЕРВЫЙ: естественный страх, например, страх человека перед диким зверем, огнем или наводнением, за который человек порицания не заслуживает. Так, например, о Мусе, да пребудут над ним благословения и мир, Аллах Всевышний сказал: «И наутро он, охваченный страхом, оказался в городе и стал присматриваться». Однако если этот страх, как упомянул об этом шейх, да помилует его Аллах, является причиной отказа от совершения чего-либо обязательного или совершения чего-либо запретного, то он становится запретным, ибо запретным является все то, что приводит к невыполнению обязательного или совершению запретного, на что и указывают слова Всевышнего: «Но не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы верующие!» Что же касается страха перед Аллахом Всевышним, то он может быть как похвальным, так и порицаемым

Похвальным является то, что отделяет тебя от ослушания Аллаха, побуждая тебя совершать обязательное и отказываться от запретного. Если эта цель достигается, то сердце человека успокаивается и его охватывает радость из-за того, что он видит благодеяния Аллаха и надеется на Его награду

Порицаемым же является то, что заставляет раба отчаиваться в милости Аллаха, когда он начинает горевать и замыкаться в себе, в результате чего из-за силы своего отчаяния человек может долго продолжать упорствовать в своем ослушании Аллаха

ВИД ВТОРОЙ: страх как часть поклонения, когда человек боится кого-либо и поклоняется ему из страха перед ним. Подобный страх можно испытывать только перед Аллахом Всевышним, в противном же случае страх такого рода является не чем иным большим многобожием

ВИД ТРЕТИЙ: тайный страх, когда человек боится покойного или того, кто находится вдали от него и не может причинить ему никакого вреда. Страх такого рода авторитеты ислама также считали проявлением многобожия.

УКАЗАНИЕМ НА НАДЕЖДУ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «И КТО НАДЕЕТСЯ НА СТРЕЧУ С ГОСПОДОМ СВОИМ, ПУСТЬ ТВОРИТ БЛАГИЕ ДЕЛА И В ПОКЛОНЕНИИ ГОСПОДУ СВОЕМУ НЕ ПРИСОЕДИНЯЕТ К НЕМУ НИКОГО».

(УКАЗАНИЕМ НА НАДЕЖДУ) Надеждой является желание человека обрести нечто доступное или желание того, чтобы нечто труднодоступное было сделано для него доступным

Надежды, которые подразумевают собой смирение и повиновение, можно связывать только с Аллахом Всемогущим и Великим, а если речь идет о ком-либо ином, то это становится либо малым, либо большим многобожием в зависимости от того, что именно овладеет сердцем надеющегося

В качестве довода автор приводит слова Всевышнего: «И кто надеется на встречу с Господом своим, пусть творит благие дела и в поклонении Господу своему не присоединяет к Нему никого»

Знай же, что похвальную надежду может хранить лишь тот, кто не отступает от повиновения Аллаху и надеется на Его награду или же раскаивается в своем грехе и надеется на то, что его покаяние будет принято, а если надежде не сопутствуют дела, то она превращается в самообольщение и порицаемое желание.

УКАЗАНИЕМ НА УПОВАНИЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «И НА АЛЛАХА УПОВАЙТЕ, ЕСЛИ ВЫ ВЕРУЮЩИЕ!»-, А ТАКЖЕ СЛОВА ЕГО: «А КТО ПОЛАГАЕТСЯ НА АЛЛАХА, ТО ДЛЯ НЕГО ЭТОГО ДОСТАТОЧНО».

(УПОВАНИЕ) Уповать на что-либо значит полагаться на это

Уповать на Аллаха Всевышнего значит в достаточной степени полагаться на Него в том, что касается привлечения к себе всего полезного и отвращения всего того, что приносит вред, и это свидетельствует о полноте веры и относится к числу признаков веры по слову Аллаха Всевышнего: «И на Аллаха уповайте, если вы верующие!» И если раб будет искренне полагаться на Аллаха Всевышнего, то Он избавит раба от того, что его заботит, ибо Всевышний сказал: «А кто полагается на Аллаха, то для него этого достаточно». Это значит, что достаточно положиться на Аллаха, и уповающий успокоится по слову Всевышнего: «Ведь Аллах совершает Свое дело»-, ибо для Него нет ничего непосильного

Знай, что существует несколько видов упования: ПЕРВЫЙ: упование на Аллаха Всевышнего, являющееся признаком полноты и искренности веры. Подобное упование является обязательным, и лишь благодаря ему вера может стать полной, на что уже было указано выше

ВТОРОЙ: тайное упование, когда человек полагается на покойного, считая, что тот может принести пользу или вред. Это является не чем иным как большим многобожием, ибо допускают подобное лишь те, кто верит в то, что этот покойный может тайно управлять происходящим независимо от того, кем он был при жизни: пророком, другом Аллаха или же врагом Его

ТРЕТИЙ: упование на другого человека в том, что ему подвластно, когда уповающий высоко оценивает того, на кого он уповает, и низко оценивает себя самого, что может касаться как добывания средств к существованию, так и других подобных этому вопросов. Это является проявлением малого многобожия, ибо сердце такого человека чувствует сильную привязанность к кому-то другому и полагается на него. Вместе с тем, если человек полагается на кого-то как на причину, считая, что обретение чего-либо через него предопределено Аллахом, то в этом нет ничего дурного при том условии, что этот человек действительно может как-то способствовать достижению желаемого

ЧЕТВЕРТЫЙ: упование на другого в том, что ему подвластно, выражающееся в поручении ему того, что ему можно поручить. В уповании такого рода нет ничего дурного, что подтверждается Кораном, сунной и единодушным мнением имамов. Так, например, в Коране сообщается, что Йа’куб сказал своим сыновьям: «О сыны мои! Ступайте и разузнайте о Йусуфе и его брате…» Известно, например, что пророк,, поручал определенным людям собирать и хранить закят и применять установления шариата по отношению к другим, а в день прощального паломничества он,, поручил Али бин Абу Талибу,, раздать бедным шкуры и мясо своего жертвенного скота, а также принести за него в жертву то, что осталось от сотни голов после того, как сам он,, заколол шестьдесят три животных. И подобное в целом является допустимым, по общему мнению имамов.

УКАЗАНИЕМ НА ЖЕЛАНИЕ, БОЯЗНЬ И ПОКОРНОСТЬ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «ПОИСТИНЕ, ОНИ СПЕШИЛИ К СОВЕРШЕНИЮ БЛАГОГО, И ВЗЫВАЛИ К НАМ, ЖЕЛАЯ И БОЯСЬ, И БЫЛИ ПОКОРНЫМИ НАМ!»

(ЖЕЛАНИЕ) То есть стремление к достижению желаемого.

(БОЯЗНЬ) Под боязнью понимается страх, приводящий к удалению от того, что является его источником, иначе говоря, страх в сочетании с действием.

(ПОКОРНОСТЬ) Имеется в виду покориться и смириться перед Его предопределением (судьбой), в том, что имеет отношение к бытию и установленным Им законам Шариата.

(СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО) В этом аяте Аллах Всевышний описал искренних из числа рабов своих, указав на то, что они обращаются с мольбами к Аллаху Всевышнему по своему собственному желанию и из боязни перед Ним, будучи покорными Ему. Под обращениями с мольбой здесь понимаются мольбы как часть поклонения и мольбы с выражением тех или иных просьб. Такие люди взывают к Аллаху, желая прийти к тому, что есть у Аллаха, и стремясь к награде Его, но в то же время они боятся Его наказания и последствий своих грехов. Таким образом, верующий должен стремиться к Аллаху Всевышнему, пребывая между страхом и надеждой, и при этом надежда должна преобладать в том, что касается повиновения Аллаху, чтобы активизировать исполнение человеком его религиозных обязанностей и дать ему основания ожидать, что дела его будут его приняты. Страх же должен преобладать в том случае, когда у человека возникает желание совершить какой-нибудь грех, чтобы побуждать его к отказу от совершения этого греха, что позволит ему избежать наказания за него

Один из обладавших знанием сказал: «Надежда должна преобладать в случае болезни, а страх – когда человек является здоровым, ибо больной человек слабее, и может быть так, что срок его уже близок, и он умрет, но если подобное случится, то он должен умереть, хорошо думая об Аллахе. Если же человек здоров, то он остается деятельным и имеет основания надеяться на то, что проживет еще долго, а это может привести его к заносчивости и высокомерию, и поэтому в подобном положении должен преобладать страх, что позволит человеку уберечься от подобных вещей»

Говорят также, что надежды должно быть столько же, сколько и страха, чтобы надежда не внушала человеку мыслей о том, что он может перехитрить Аллаха, а страх не заставлял бы его отчаиваться в милосердии Аллаха, ибо и то и другое отвратительно и губительно для тех, кому это присуще.

УКАЗАНИЕМ НА ОПАСЕНИЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «НЕ ОПАСАЙСЯ ЖЕ ИХ, А ОПАСАЙСЯ МЕНЯ…»

(ОПАСЕНИЕ) Под опасением подразумевается такой страх, в основе которого лежит знание о величии и полноте власти того, кого опасается человек, ибо Аллах Всевышний сказал: «Ведь бояться Аллаха из рабов Его только знающие…»-, то есть знающие о величии и всевластии Аллаха. Таким образом, это чувство отличается определенными особенностями по сравнению со страхом, а пояснить разницу между ними можно с помощью следующего примера: если ты боишься кого-либо, не зная о том, может он сделать тебе что-нибудь или нет, то это будет страхом, а если ты боишься, зная о том, что человек способен сделать тебе что-то, то это будет опасением

Если же говорить о видах опасения, то они подобны видам страха, о которых мы уже упоминали выше.

УКАЗАНИЕМ НА ОБРАЩЕНИЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «И ОБРАТИТЕСЬ К ВАШЕМУ ГОСПОДУ И ПОКОРИТЕСЬ ЕМУ…»

(ОБРАЩЕНИЕ) Обращением является возвращение к Аллаху Всевышнему с помощью повиновения Ему и удаления от непокорности Ему, что близко к покаянию, но подразумевает собой нечто более тонкое, указывая собой на доверие по отношению к Аллаху и поиски убежища у Него. Таким образом, в этом смысле обращение может быть только обращением к Аллаху Всевышнему, на что и указывают Его слова: «И обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему…» Если же говорить о слова Всевышнего «и покоритесь Ему», то здесь имеется в виду покорность (ислам), являющаяся необходимой в силу требований религиозного закона, то есть подчинение установлениям закона Аллаха. При этом следует помнить, что покорность бывает двух видов: ПЕРВЫЙ: покорность всего сущего, то есть подчинение решению Аллаха, касающемуся всего сущего и распространяющемуся на всех обитателей небес и земли, будь то верующий или неверный, благочестивый или распутный, ибо никто не в силах превознестись над этим, на что указывают слова Всевышнего: «…покорились Ему те, кто в небесах и на земле, по своей воле или против воли, и к Нему вы будете возвращены»





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 125 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...