Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 2 зарождение и становление социологии как науки



Одна из важнейших тем в курсе «Социологии» – «Становление и развитие западноевропейской социологии». Эта тема предполагает привлечение огромного материала, умение ориентироваться в методологии исследования общества представителями разных социологических школ и направлений.

В процессе накапливания социологического знания сложилась картина, которая отражает многообразие и неоднозначность подходов к исследованию такого сложного, многомерного образования, как общество, то есть долгий путь исследований, находок, отбора методологии, методов, формирующий ткань истории социологии. Этот непростой путь необходимо знать для того, чтобы понимать те процессы, которые происходят в современной социологии, чтобы уметь использовать достижения социологов, уже испытанные на практике и показавшие свои достоинства и недостатки. Некоторые методологические подходы, способы постановки проблемы актуальны до настоящего времени. Исторические условия изменяются, возникает потребность в развитии новых подходов, однако зачастую новое – это хорошо забытое старое. Понимание истории социологии позволяет свободно ориентироваться в пространстве социологического знания.

Можно отметить наиболее значимые парадигмы, сыгравшие определяющую роль в становлении социологии как науки. Это, прежде всего, парадигма социальных фактов, представленная Э. Дюркгеймом и школой функционализма, парадигма понимания или социология действия. У истоков этой парадигмы стоит М. Вебер, который был убежден в том, что социальную реальность можно исследовать при условии понимания ее субъектами социального действия. Огромную роль, как в истории европейской цивилизации, так и в истории социологической мысли сыграла парадигма социально-исторического детерминизма, представленная К. Марксом и его последователями. И, наконец, парадигма психологического детерминизма, которая обязана своим рождением психоаналитической концепции З. Фрейда.

Вопрос о периодизации истории социологии на самом деле достаточно сложный.

Мы остановимся на двух подходах к периодизации истории социологии.

В фундаментальном исследовании «Классическая социология» В.П. Култыгина (2000) выделено два этапа – классический и современный, которые в свою очередь подразделяются еще на четыре этапа:

– классический этап – ранняя социологическая классика и поздняя классика. Этот этап охватывает начальный период зарождения социологии с середины 19 века и события до второй мировой войны. Рубежом, отделяющим раннюю классику от поздней, является первая мировая война и революция в России;

– современный этап датируется окончанием второй мировой войны, новейший период связывается с концом 60-х годов, когда научное сообщество начинает понимать невозможность создания единой универсальной социологической теории.

Несколько иной подход, на наш взгляд, весьма плодотворный для понимания процесса истории социологии, предлагает Д.В. Иванов в учебном пособии «Социология: теория и история». Он предлагает рассматривать эволюцию социологии как процесс, включающий в себя следующие этапы:

ü протосоциология – середина-конец 19 века. В этот период были созданы проекты науки об обществе, заложившие концептуальные основы развития социологии. Этот период связан с выходом трудов таких мыслителей, как О. Конт, К. Маркс, Г. Спенсер;

ü классическая социология – конец 19 – начало 20 веков. В этот период научное сообщество познакомилось с исследованиями таких социологов, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Ф. Теннис, Г. Зиммель, В. Зомбарт. В этот же период начинается деятельность Чикагской школы социологии, связанная с именами таких выдающихся исследователей, как А. Смолл, У. Томас, Ф. Знанецкий. Для этапа классической социологии характерна работа по определению предметной области и собственных методов социологии, а также начало институционализации социологии. В этот период, как известно, создаются кафедры социологии, появляются специализированные журналы, социологи создают профессиональные объединения;

ü неоклассическая социология – 20-50 годы 20 века. С середины двадцатых годов намечается смена проблематики исследовательской работы. На первый план выдвигается «проблематика теоретического синтеза, или создания общесоциологической теории, которая синтезировала бы теоретические достижения предшествующего периода (идеи классиков) и смогла бы обобщить результаты, полученные эмпирической социологией». В русле этой проблематики работали такие выдающиеся социологи, как П.А. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон.

С конца двадцатых годов в США, затем в Европе начинает развиваться прикладная социология. В этот период в обществе возникает потребность в повышении эффективности труда и совершенствовании организационного управления. Активно развивались исследования в области политической жизни, разрабатывались методики исследования общественного мнения. Во время войны активно изучаются массовые коммуникации как инструмент психологического воздействия и пропаганды. К середине 20 века завершается институционализация социологии. Социология получает общественное признание.

Постклассическая социология – 60-70 годы 20 столетия – период парадигмального кризиса в социологии. В этот период подвергаются сомнению существующие парадигмы. Проблема предметной области социологии и методов вновь становится актуальной: научное сообщество стало подходить к пониманию того, что невозможно на данном этапе добиться создания единой парадигмы, определяющей подходы и методологию исследования общества. Складывается ситуация множественности парадигм. Следует отметить наиболее влиятельные подходы к исследованию социального порядка, такие как теория социального обмена, привлекшая внимание социологов, благодаря выходу в свет работы П. Блау «Обмен и власть в общественной жизни». Исследование П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности» стало поводом к использованию достижений феноменологической социологии. Возрождается интерес к идеям символического интеракционизма, а также формируется парадигма социального акционизма, последователи которой настаивали на интервенции в различного рода социальные процессы.

И, наконец, этап постмодернистской социологии: «Кризисный период завершился, когда к концу 1970-х гг. в самой социологии возобладали постмодернистские тенденции, что выразилось в ослаблении стремления к поиску новой, наилучшей парадигмы социологического знания и распространении идеи согласования между собой уже существующих парадигм, а также идеи возвращения к наследию классиков. Проблематика развития социологии на основе теоретико-методологического «воссоединения» и «ренессанса» классики стала определяющей в 1980-1990 гг. Поэтому исследовательские работы, созданные в данный период, можно в общем назвать постмодернистской социологией». В этот период создаются: теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса, теория структурации Э. Гидденса, конструктивистский структурализм П. Бурдье. Значительное влияние на развитие социологии оказали работы представителей французской постмодернистской социальной теории Мишеля Фуко, Жана Бодрийяра и других.

Периодизация истории социологии наглядно демонстрирует, что полностью изложить весь путь развития социологического знания в данном учебном пособии невозможно, поэтому мы считаем целесообразным дать представление о наиболее значимых исследователях и их понимании предмета социологии, методов социологии и места этой науки в структуре социального знания.

Огюст Конт (19 января 1798 г., Монпелье, Франция – 5 сентября 1857 г.) получил образование в Политехнической школе в Париже. С 1817 года был секретарем Сен-Симона, идеи и философские взгляды которого оказали на Конта серьезное влияние. К 1824 году обозначилось расхождение, которое закончилось разрывом отношений.

В 1826 г. Конт приступает к чтению платных публичных лекций по философии на дому. Однако из планируемых 72 публичных лекций, он прочитал всего лишь три. Вероятно, в это же время зреет план издания многотомного труда. С 1830 по 1842 гг. Конт издает 6-томный “Курс позитивной философии”. В 1832 году ему удается получить пост ассистента в Политехническом институте, а с 1837 года – еще и должность экзаменатора на приемных испытаниях.

Во второй половине 40-х годов Конт, помимо сугубо интеллектуальных занятий, обращается к проповеднической и практической организационной деятельности, пропагандируя позитивизм как политическое, религиозное и моральное учение. В 1844 году мыслитель вынужден был оставить деятельность на посту ассистента. Все силы были отданы созданию четырехтомного труда, завершенного к 1851 году и опубликованного под названием «Курс позитивной политики».

В «Курсе позитивной философии» О. Конт выделил социологию в отдельную область научного знания. Отстаивал важность экспериментального подхода. Подчеркивал взаимосвязь социальных элементов, частей или подразделений общества. Создал классификацию наук. Необходимость социологии Конт обосновал законом трех стадий развития общества и трех соответствующих им стадий развития ума. На первой стадии, названной мыслителем теологической, отсутствие научного способа познания мира оставляет возможность объяснять окружающий мир лишь только действиями сверхъестественных сил. Исходя из теологического объяснения, люди поддерживают социальный порядок. Мир устроен по промыслу божию и воплощает божественную волю.

При достижении определенного уровня знаний и совершенствования форм мышления наступает вторая стадия интеллектуальной и социальной эволюции – метафизическая. Для этой стадии характерно обращение к абстракциям при объяснении наблюдаемых явлений окружающей действительности. Человечество пытается постичь принципы, сущность и смысл различного рода явлений. Появляется возможность критиковать и отвергать существующий порядок в обществе. Метафизическая стадия – это период разрушений социального порядка, смутное время, время поиска новых форм общежития.

Третью стадию эволюции Конт называет научной или позитивной. Отвлеченное метафизическое знание сменяется истинным знанием, опирающимся на научные достижения своего времени. Социальный порядок выстраивается на основе знания, постигающего истинную природу вещей. На этой стадии эволюции появляется необходимость в создании социологии – науки, способной дать истинное знание о природе и законах развития общества. Социология способна дать истинное знание, поскольку эта новая наука исследует общество, используя методы естествознания. Конт отделил друг от друга социальную статику, которая изучает условия существования и законы функционирования социума, и социальную динамику, исследующую законы развития и изменения общества. Основной единицей общества считал семью, где существуют все виды общественных отношений. «Семья по Конту есть моральный и эмоциональный союз, основанный на привязанности и взаимной симпатии супругов. Роль семьи состоит в том, что она является связкой между индивидом и родом. Ее главные идеи – воспитание молодежи в духе альтруизма, преодоление внутреннего эгоизма. Семья источник нашего нравственного воспитания, естественная основа политической организации».

Наиболее важные принципы позитивизма:

1. Принцип онтологического натурализма, или утверждение о том, что социокультурные и природные явления качественно однородны. Поэтому общественные процессы должны анализироваться с помощью познания законов природы.

2. Методологический натурализм, состоящий в утверждении, что система социологического знания должна строиться по модели физических наук.

3. Преувеличение роли опыта и чувственных данных в социологическом познании в противовес умозрительным выводам, нередко преобладавшим в социальной философии.

4. Принцип "ценностной нейтральности", согласно которому социолог как ученый должен воздерживаться от любых ценностных суждений относительно природы изучаемых явлений и процессов и получаемых результатов.

5. Признание инструментального характера научного знания и связанная с этим ориентация на социальную инженерию как особый тип социальной практики, социальной терапии – лечения социальных болезней.

Джон Стюарт Милль (1806-1873) – видный английский философ, историк и экономист, сторонник буржуазной демократии и умеренных либеральных реформ. Особенно значимой была его работа "Система логики силлогической и индуктивной", в которой он изложил четыре метода опытного исследования, используемых до сих пор.

1. Метод сходства: если в нескольких случаях при исследовании какого-либо явления имеется лишь одно общее обстоятельство, то оно и является причиной (или следствием) данного явления.

2. Метод различия: если в случаях, когда данное явление происходит и не происходит, все обстоятельства одинаковы, кроме одного, то это последнее и является причиной (или следствием) данного явления.

3. Метод остатков: из явления удаляются те части, причины которых известны из прежних индукций. Оставшийся факт является следствием оставшейся причины.

4. Метод сопутствующих изменений: явление всегда изменяется при определенном изменении другого явления, связанного с этим последним причинной связью.

Джон Милль признавал умственное совершенствование человека основой социального развития, а "умозрения и убеждения" – его решающими факторами. Однако указывал, что в общественной жизни люди обладают лишь такими свойствами, которые вытекают из законов природы человека и могут быть к ним сведены. Он стоял на позициях примата индивидуальности, роли личности в истории и отрицал роль народных масс в развитии исторического процесса.

Герберт Спенсер (27 апреля 1820 г. – 8 декабря 1903 г.) – английский философ и социолог. Получил техническое образование, несколько лет работал техником на железной дороге и затем долгие годы занимался науками: биологией, психологией, социологией, этикой, математикой. До 1953 г. работал в журнале «Экономист». Г. Спенсер рассматривал социологию как естественную науку. Он считал, что в обществе действуют биологические законы эволюции и сохранения энергии, а также борьбы за существование. Знание этих законов позволяет объяснить динамику общественного развития, переход общества от более низких форм к высшим. Главные произведения Спенсера: "Основные начала" (1862 г.), "Основания биологии" (2 тома – 1864, 1867 гг.), "Основания психологии" (3 тома – 1870-1872 гг.), "Основания социологии" (3 тома – 1876, 1884, 1886 гг.) "Основания этики" (1873 г.).

С работами Конта Спенсер познакомился, когда его собственные идеи были оформлены в строгую научную систему. Казалось бы, оба мыслителя шли в одном направлении, однако в их подходах к исследованию общества имеются существенные различия. Все работы Г. Спенсера объединены в единую систему знания концепцией эволюционизма. Для Спенсера эволюция есть условие всеобщего развития. В концепцию эволюции (прогресса) Спенсер впоследствии внес ряд дополнений. Он выделил две вторичные характеристики эволюционного развития: переход от однородного к разнородному, то есть количественному усложнению (дифференциация), и переход от неопределенного к структурно определенному (конкретизация).

Объекты разного рода постепенно увеличиваются, усложняются путем дифференциации их частей, выполняющих различные функции, и интеграции этих частей в единое целое. Эволюция включает в себя три стадии: неорганическую, органическую и надорганическую. Надорганическая ступень эволюции и является предметом исследования социологии.

Спенсер выделяет две фазы развития общества: милитаристскую (первобытную, примитивную) и промышленную. На первой фазе развития общества существует принудительная интеграция, обеспечивающая социальный порядок. На второй фазе социальный порядок устанавливается, благодаря добровольной интеграции, связанной с заинтересованностью индивидов, выполняющих различные функции и нуждающихся в сотрудничестве.

Основное понятие социальной теории – "общественный организм", объединяющий в единое целое индивидов. Процесс эволюции обеспечивает рост общества – организма, усложняется его структура, появляются новые органы. Социальный организм состоит из трех основных частей:

- регулятивная система, осуществляющая управление и контроль над обществом;

- поддерживающая система, обеспечивающая экономическую организацию;

- распределительная система, обеспечивающая связь между различными частями социального организма посредством разделения труда.

Общественное разделение труда - аналог "разделения труда" между органами живого тела, а развитие классового общества – проявление всеобщей прогрессивной дифференциации.

Эволюция общества представляет связанные между собой приспособительные реакции, которые возникают в ответ на конкуренцию различных структур, как внутри организма, так и на влияние внешней среды. Индивиды также отбирают все лучшее и приспосабливаются к социальному порядку. Роль индивида по отношению к обществу приоритетна, поскольку социальный организм существует для своих индивидов.

Спенсер является первым социологом, который ввел в исследовательское поле социологии такие понятия, как «система», «структура», «функция», «институт».

Карл Маркс ( Пруссия, Трир, 5 мая 1818 г. – Лондон, 14 марта 1883 г.)

Маркс не был социологом и не считал себя таковым. Хотя его творчество слишком широко, чтобы быть обозначенным термином социология, в трудах Маркса мы встречаем и социологическую теорию. Идеи Маркса нашли отклик в сердцах многих, в связи с чем прослеживался интерес к проблемам марксистской социологии, в первую очередь в Европе». Как верно отметил Дж. Ритцер, независимо от того, считал себя Маркс социологом или нет, объективно он и социолог. Более того, его теория была настолько оригинальна, что она явилась мощным стимулом для интеллектуальной деятельности других крупных социологов. Причем, следует заметить, это были не только последователи, но и мыслители, которые, отрицая социологию Маркса, создавали свои не менее оригинальные подходы к исследованию социального порядка.

Социологическая теория Маркса обретает строгие формы в таких его трудах, как «Экономическо-философские рукописи» (1844 г.), «Тезисы о Фейербахе» (1845 г.), «К критике политической экономии» (1859 г.) и др. По Марксу, устройство общества связано, прежде всего, с его экономической организацией. Человек – существо производящее и потребляющее. Уже на ранних этапах развития общества складывается определенный способ производства материальных условий жизни людей. Изменение способа производства влечет за собой изменение всех структур социума, появляется новая общественно-экономическая формация. Маркс анализирует способы производства, лежащие в основе первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической общественно-экономических формаций.

История смен социального порядка есть история борьбы за обладание средствами производства. Для Маркса общество делится на две большие группы людей, из которых одна владеет средствами производства, а вторая нет, в связи с чем, одна группа имеет возможность эксплуатировать труд и способности другой. Маркс дает определение классов, связывая принадлежность к тому или иному классу с отношением к средствам производства, местом в системе производства, доступом к распределению материальных благ.

Для развития теории социальной стратификации открытие Маркса имеет огромное значение, поскольку исследования в этой области были связаны очень часто со стремлением противостоять идее Маркса о непримиримости классовой борьбы, которая может быть остановлена лишь только при условии справедливого устройства общества, освобожденного от классового неравенства.

Эмиль Дюркгейм (15 апреля 1858 г., Эпиналь, Франция – 15 ноября 1917 г., Фонтенбло). Учился в Ecole Normale Superiere в Париже. Стал первым во Франции профессором социологии, преподавал в Бордосском университете до 1902 года, затем в Сорбонне. Первые три работы Э. Дюркгейма увидели мир, когда он трудился в Бордо: «О разделении общественного труда» (1893), «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство» (1897). Спустя пятнадцать лет была издана работа «Элементарные формы религиозной жизни (1912).

В Сорбонне вокруг Дюркгейма объединилась группа молодых ученых, которые поддерживали идеи мыслителя. Дюркгейм руководил изданием журнала «Социологический ежегодник» (было издано 12 томов журнала). Сотрудники журнала, приверженцы дюркгеймовских идей, образовали научную школу, получившую название «Французская социологическая школа».

Дюркгейм активно участвовал в различных общественных организациях и движениях. Был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях.

Он выделял социальную реальность (общество) как особую форму реальности. Утверждал примат социальной реальности по отношению к индивидуальной. Поскольку общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, постольку социологический способ объяснения провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающим их в себя.

Социология в результате выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и др.

Поскольку общество – часть природы, постольку наука об обществе – социология – подобна наукам о природе в отношении методологии.

Проблема социальной солидарности – главная тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него – синоним общественного состояния.

Дюркгейм утверждает, что разделение труда – это тот фактор, который создает и воссоздает единство обществ, в которых традиционные верования утратили былую силу и привлекательность.

Социальный порядок, то есть солидарность бывает двух типов: механическая и органическая. Механическая солидарность свойственна неразвитым, архаическим обществам. При таком социальном порядке солидарность обеспечивается сходством составляющих общество индивидов. В обществах подобного типа функции, выполняемые его членами, весьма сходны вследствие слабой структурированности социального организма. Коллективное сознание определяет поведение каждого индивида, является очень интенсивным, обеспечивая единство и целостность. Законы в обществе механической солидарности имеют репрессивный характер. Нарушение установленного порядка сурово пресекается.

С развитием общества, более глубоким разделением труда, усложнением функций индивидов и функций самого социума, изменяется социальный порядок. Такой тип солидарности Дюркгейм называет органической. Разделение труда становится основным источником социальной солидарности, одновременно оно становится и основой нравственного порядка. Законы в обществе органической солидарности ориентированы на воспитание и перевоспитание индивида, ценность которого при данном типе социального порядка необычайно возрастает.

Дюркгейм создал один из первых вариантов структурного функционализма в социологии. Исследование социальной функции рассматриваемого явления он считал главной познавательной целью социологии.

Понятием «аномия» Дюркгейм обозначает состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов в развитии обществ, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились. Понятие аномии, в дальнейшем, получит развитие в трудах такого известного социолога как Р. Мертон.

Важное значение в социологии Дюркгейма имела трактовка общества как преимущественно нравственной реальности. Мораль Дюркгейм понимал как практическую, действенную, реальную силу; все, что не имеет серьезного нравственного основания, с его точки зрения, носит непрочный и временный характер.

Дюркгейм внес важнейший вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы. Он подчеркивал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым набором правил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными.

Отдельная работа Э. Дюркгейма посвящена анализу такого социального явления, как самоубийство. На огромном фактическом материале социолог исследовал гипотезу, утверждающую, что самоубийство прямо связано со степенью интеграции индивида в социальную общность.

В процессе исследования социолог выявил четыре типа самоубийства:

· эгоистическое самоубийство связано со слабыми социальными связями. Индивид полностью выходит из-под влияния социальной группы, дезинтеграция приводит к изоляции, человек понимает, что он лишний, что у него нет функции, необходимой данному обществу. Крайний индивидуализм рождает социальный порядок, при котором индивиды разобщены;

· альтруистическое самоубийство вызвано полным подчинением личности интересам группы, в этом случае происходит полная идентификация личных интересов с интересами общественными, причем последние доминируют. Человек готов отдать жизнь во имя процветания целого;

· аномическое самоубийство вызывают потрясения в обществе, когда индивид утрачивает способность адаптироваться к новым социальным требованиям в связи с разрушением социального порядка, привычных стереотипов и норм поведения;





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 804 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...