Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Специфика философского знания. 4 страница



Онтология - учение о наиболее общих принципах бытия и отношении человека к этому бытию (описывает всеобщие свойства и структуру объекта)

Гносеология - теория познания, сформировавшаяся несколько позже онтологии и на ее основе (она исследует всеобщие стороны человеческого познания, общие закономерности познавательного процесса, наиболее общие методы движения к истинному знанию);

Логика формулирует законы правильного, то есть связного, последовательного и доказательного мышления, наука о формах мышления (формальное, математическое и т.д.).

Методология - теория общенаучных методов познания (анализ, индукция и т.д.).

Философия истории (и культуры) - учение о наиболее общих принципах, законах, причинах, лежащих в основе общественной жизни и исторического процесса (и развития культуры)

Социальная (и экономическая) философия - разрабатывает социальные (и экономические) аспекты бытия.

Философия права,

Этика

Эстетика (и философия искусства),

Религиозная философия,

Натурфилософия - философия природы

Психология - учение о душе и душевном.

Следует подчеркнуть, что выделенные разделы не являются самостоятельными дисциплинами философии. Решение тем или иным философом теоретико-познавательных проблем, вопросов общественного развития во многом зависело от понимания общих принципов бытия, которые он принимал за основу.

Все названные разделы объединяет то, что все они в конечном счете подчинены задаче изучения человека и мира.

Философию всегда интересовал не мир сам по себе, а в связи с человеком. Поэтому философию можно назвать наукой о человеке и его месте в мире, о том, как он познает этот мир, как относится к обществу и другим людям. Разумеется, сам характер такого осмысления зависел от исторических условий, социальной позиции философа и потому менялся от эпохи к эпохе.

Наличие общей проблематики, то есть изучение всеобщих принципов бытия и познания, связывает различные школы и течения в общую, единую науку.

Философия, как единая система научного знания, рефлексируя, разрабатывает свою историю.

История философии - важнейший раздел философского знания.

**************

4. Проблемы научности философского мировоззрения.

1) Роль философии в жизни человека и общества

В современном динамичном мире роль философии возрастает по нескольким причинам:

- во-первых, философия служит пониманию современного состояния мира (природы и общества);

- во-вторых, философия призвана отстаивать идеалы социальной справедливости, пропагандировать общечеловеческие ценности, обосновывать принципы гуманизма.

- в третьих, философия дает перспективу развития человечества. Она обосновывает оптимум, утверждающее кредо для разрешения сложнейших противоречий современности.

В этом основное предназначение философии.

В сознании некоторой части людей философия отождествляется с какими-то абстрактно-заумными рассуждениями, не имеющими связи с практическими нуждами и делами человека. Нет ничего ошибочнее такой точки зрения.

На протяжении длительной истории развития философия лишь постепенно обретала свой предмет, выявляя круг проблем, специфичных именно для данной науки. Часть вопросов, первоначально входивших в общее нерасчлененное знание о мире, вычленялась затем в самостоятельные области знания, и на этой основе формировались конкретные естественные науки - механика, математика, астрономия, медицина. Каждая из естественнонаучных или общественных дисциплин исследует законы каких-то конкретных сторон или областей природы и общества и тем самым служит человеческой практике.

Мир людей - это не простая сумма разнообразных природных и общественных структур. Подобно тому как, например, отдельные физические объекты причиняются общим физическим законам, так и различные стороны природного и общественного бытия подчиняются наиболее общим законам. Наличие такого рода всеобщего как раз и было объективной основой формирования философского знания и постепенного отделения от него знания частнонаучного. Поэтому, несмотря на то что многие философы были одновременно и естествоиспытателями и часто включали в свои системы конкретный естественнонаучный материал (например, Аристотель), тем не менее ни физика, ни геометрия, ни астрономия никогда не были философскими науками.

Философия с самого начала складывалась как наука о всеобщем, хотя знания о нем выделялись не сразу и первоначально тесно переплетались со сведениями более частного характера.

Астрономия помогала путешественникам и торговцам, механика - в строительстве и военном деле, геометрия - в землемерии, но всеобщее - зачем оно? Аристотель выводил науки из любознательности, а занятия философией объяснял мудростью, присущей лишь немногим.

Человек строит свое поведение в соответствии с собственными представлениями о добре, зле, долге, идеалах и т.д. Характер этих представлений зависит в конечном счете от того, каким образом решает он для себя вопросы: что же такое мир как нечто целостное, единое и каково место человека в нем? Философия как раз и осмысливала эти вопросы и тем самым помогала человеку в познании и практическом преобразовании мира.

Естественные науки до конца XVIII века носили в основном эмпирический характер, а задачу теоретического объяснения природы брала на себя философия. Она решала ее в целом умозрительно, исходя из некоторых общих принципов, методами, отличными от естественнонаучных. Нередко при этом высказывались гениальные догадки (достаточно вспомнить атомистику Демокрита, рефлекторную дугу Декарта и т.д.), определявшие в значительной мере пути развития естественных наук. Но создавались и многочисленные весьма далекие от науки конструкции.

Таким образом, складывалось такое положение, когда философия выступала в роли науки, обеспечивающей теорией опытный (эмпирический) базис естествознания, то есть играла роль "науки наук". В этих условиях естествознанию отводилось место вторичное, зависимое от философии; оно было обязано согласовывать добытые результаты с общефилософскими принципами. А если этого не происходило, то, как говорил Гегель, тем хуже для фактов.

В XIX веке повзрослевшие и развившиеся естественные науки уже больше не нуждались в философии, стоявшей над ними. Между тем традиционная философия не смогла разрешить данного противоречия.

Возникла другая крайность - тенденция вообще очистить конкретные науки от философии, а ее превратить из науки о наиболее общих принципах и законах бытия и познания в частнонаучную дисциплину, изучающую язык науки. Но это было не решение проблемы, а только видимость решения, и оно не могло удовлетворить ни теорию, ни практику.

У философии есть свой предмет - наиболее общие принципы и законы бытия и познания. Она может помочь и помогает конкретным наукам не тем, что подменяет их, а тем, что вооружает эти науки знанием общих методов познания. Именно в этом своем качестве, как наука, дающая представление о мире в его целостности и о законах познания мира, философия вступает в прочный и плодотворный союз с конкретными науками. Она уточняет и развивает свои положения, опираясь на теоретические обобщения частнонаучного знания.

Но естественные и общественные науки не исчерпывают базиса философии. В ее категориях и законах обобщается культура и, что особенно важно, практика определенной исторической эпохи. По выражению Гегеля, философия - это сама эпоха, выраженная в мыслях.

Надо учитывать, что человек не только познает, но и изменяет мир в процессе практики. Более того, теоретическая деятельность только сторона основной формы деятельности - практической. Поэтому будет правильнее сказать, что философия исследует на основе общих законов бытия не только общие законы и принципы познания, но и всеобщие принципы человеческой деятельности вообще.

Возникнув как наука о всеобщем, философия лишь постепенно вычленяла, выкристаллизовывала свой собственный предмет, осознавала его особенности и связь с предметом исследования конкретных наук.

2)...

Ученым двигает познание нового, истина. Ученый использует систему доказательств.

Наука и философия отличаются предметом. [ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ]

3) Категориальный инструментарий философии.

Каждая наука рассматривает свой круг проблем. Для этого вырабатывает специальные понятия, которые применяются в строго определенной области для более или менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме философии, не занимается специально вопросом, что такое "необходимость", "случайность" и т.п., хотя может использовать их в своей области.

Такие понятия являются предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями.

Не оспаривая право философии называться наукой, укажем существенное различие науки и философии. Понятия науки должны быть точными. Философия в своей основе не имеет такой концептуальной определенности. Философские категории, выступая предельно общими понятиями, обладают широтой, которая делает их достаточно неопределенными в своих значениях, но именно эта "размытость" границ, неопределенность содержания позволяет исследователю свободно использовать категории в качестве орудий эвристического поиска истины.

4) Специфика философского знания.

Философские суждения есть суждения всеобщего (об этом говорил еще Аристотель, а позднее Кант). Аристотель говорил о философии как об учении о сверхчувственном бытии, а Кант указывал, что философский разум не непосредственно связан с чувственностью, а опосредованно, через рассудок.

Философию, как умозрение, действительно отличают от "опытных" наук, если опыт понимать как наблюдение или эксперимент. Однако возможен и существует другой уровень опыта - опыт человечества, опыт истории. Человеческая история (история мысли, история духа) есть самый высший, развитый и сложный опыт. Познавая этот мир, его глубинные процессы, происходящие в человеческой истории, осмысливая перевороты в духовной жизни, в сознании, философия познает всеобщее, так как в высших проявлениях мирового развития осуществляется действительно всеобщая потенция мира. Только этим можно объяснить огромную эвристическую и прогностическую силу, которая заключена в философском знании. Философские прозрения нередко намного опережали открытия науки.

Философское знание есть знание о месте и роли человека в мире. Философская истина объективна, но переживается каждым по-своему, глубоко личностно, наполнена определенным смыслом.

Философское знание - это убеждение. Философия как убеждение есть стратегия жизни.

Философия не ограничивается объективной картиной мира. Она вписывает в нее человека. Отношение человека к миру - это вечный вопрос философии. Задача и цель философии - вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами и ценностями.

Философия - сознание элитарное, требующее таланта и профессионального знания. Органическое соединение научно-теоретического и духовно-практического определяет специфику философского мировоззрения, что особенно заметно в ее истории. Философские направления, школы, учения - грани, моменты единого целого.

************

PS.:

монизм - признание одно начала (материальное или духовное) (Фейербах, Гегель),

дуализм - признаниеи двух начал (Р.Декарт),

плюрализм - признание множества начал в природе (Лейбниц).

Философский монизм также делят на два крупных направления: идеализм и материализм.

****

Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию и компетентности в отличии от менее научного, а порой и просто легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности, в том числе и для философии. Так чем же являются результаты интеллектуальных усилий философов: надежным знанием или только мнением, пробой сил, своего рода игрой ума? Каковы гарантии истинности философских обобщений, обоснований, прогнозов? Вправе ли философия притязать на статус науки или же такие притязания беспочвенны? Попробуем ответить на эти вопросы обратившись к истории.

Первую попытку обрисовать круг задач философии, перед лицом существующих и только начинающих формироваться конкретных наук, в свое время предпринял Аристотель. В отличии от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, он определил философию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Ее теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностями частных наук и вызывала его восхищение. Он назвал эту область знания "госпожой наук" считая что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей и слова против. В размышлениях Аристотеля отражено характерное для его эпохи резкое расхождение философской мысли и специальных дисциплин по уровню их теоретической зрелости. Такая ситуация сохранялась в течении многих веков. Подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философов титулами "мать всех наук" и "наука наук".

В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей науки - само слово "философия" означает "наука". Эта наука была направлена на все, что вообще было способно или казалось способным стать объектом познания.

*******

В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучали противоположные суждения о величии науки и неполноценности философии. В это время возникло и приобрело влияние философское течение позитивизма, поставившего под сомнение познавательные возможности философии, ее научность, одним словом развенчивающее "королеву наук" в "служанки". В позитивизме был сформирован вывод о том, что философия это суррогат науки, имеющий право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание. На стадиях же развитой науки познавательные притязания философии объявляются несостоятельными. Провозглашается, что зрелая наука - сама себе философия, что именно ей посильно брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, будоражившие умы в течении столетий.

Ко всему прочему отличием философского знания от других является то, что философия - единственная из наук объясняет что такое бытие, какова его природа, соотношение материального и духовного в бытие.

Для человека, верящего в науку, наихудшим является то, что философия совершенно не имеет общезначимых результатов. В то время как науки получили в своих областях определенные обязательные и общепризнанные знания, философия не достигла ничего, несмотря на тысячелетние усилия. В философии нет единодушия, присущего сфере окончательно познанного. То, что с необходимостью признается каждым человеком, становится в силу этого научным знанием и уже не является философией, а относится к особой области знания.

В противоположность наукам философскому мышлению не присуще, не свойственно прогрессивное развитие. Конечно, мы ушли дальше, чем древнегреческий врач Гиппократ. Но едва ли мы можем сказать, что мы ушли дальше Платона. Мы ушли вперед только в том, что касается материала научного познания, использованного им. В самом же философствовании мы, может быть, только еще вновь приближаемся к нему.

Достоверность, которая может быть приобретена в философии, не является научной, т.е. одинаковой для всякого человека, это - убеждение, в достижении которого участвует вся сущность человека.

_





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 251 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...