Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Специфика философского знания. 2 страница



При таком понимании философии, она оказывается рядом с естествознанием вообще, с науками о бытии избыточной, ибо решает те же вопросы (выявление общих свойств, общих закономерностей), что и конкретные науки. Зачем особая наука об общих свойствах природы, если их успешно описывают математика, физика, биология?

Если искать место философии среди наук о духовных явлениях, об идеальном, то и здесь она оказывается излишней, поскольку эти науки сами способны решать свои общие задачи.

Позитивизм потому и потерпел поражение, что пытался свести философию только к исследованию идеального - к логике и языку науки. Итак, как среди наук о бытии, так и среди наук о явлениях идеального, философия оказывается избыточной, она вынуждена заниматься повторением того, что уже ими сказано.

Место философии - это "ничейная земля", связь материальной и идеальной реальности.

Идеальное существует пока есть сознание. Сознание присуще человеку. Следовательно философия, изучая момент связи между идеальным и материальным, не может рассматривать их вне связи с человеком.

С точки зрения системного метода предметом философии является всеобщее в системе человек - мир. Предназначение философии познать как целое, как единое эту систему. Мир состоит из материальных объектов. Человек - это часть мира. Для того, чтобы познать эту систему, нужно выделить человека и снять в познании и в практике противоречие между человеком и миром.

Философское видение мира с необходимостью предполагает различение чувственного и мыслимого бытия. Объектами рассмотрения философии могут быть самые разные явления материальной или идеальной реальности, но философским их анализ будет только тогда, когда он направлен на исследование познавательного отношения. Это означает, что философией изучается не объект сам по себе, а взаимоотношение объекта и познающего и преобразующего его субъекта.

Философия охватывает не изолированную вещь или отдельный предмет, а систему субъектно-объектных отношений.

Под объектом в философии понимают не только явления природы, которые преобразуются под воздействием человеческой деятельности и становятся предметом познания в ходе решения задач производственной практики, но и реалии духовного (идеального) мира.

Под субъектом понимают человека, группу, общество, как носителей активной преобразующей силы в процессе освоения объекта и его познания.

Под субъектно-объектными отношениями понимается взаимодействие субъекта с объектом в процессе его преобразования и познания.

Под субъектно-субъектными отношениями понимают процесс взаимодействия человека с другим человеком в ходе общения, человека с другими людьми в ходе реализации общественных отношений, повседневного поведения.

В итоге вся окружающая нас действительность предстает для философа как система отношений субъекта к объекту и к другим субъектам.

(3) Проблемное поле философии

Для философских вопросов характерна радикальность: исследуется не та или иная причинная связь, а смысл, который может быть присущ всему целому.

В XVIII в. немецкий философ И.Кант так сформулировал главные философские проблемы:

что я могу знать?,

что я должен делать?,

на что я могу надеяться?;

что есть человек?

В настоящее время проблемное поле философии значительно расширилось. Духовная жизнь общества предполагает рассмотрение проблем социальной антропологии во всем многообразии человеческих аспектов: нравственного, политического, эстетического и др.

Социокультурный способ человеческого развития позволяет ввести в проблемное поле философии воспитание и образование человека как цель человеческой деятельности и главное средство (образование) этого развития через приобретенную способность производить и осваивать культуру. Научная, нравственная, эстетическая деятельность последовательно вводят в философию проблемы истины, добра, красоты в их конкретно-историческом измерении.

Можно сказать что на путь к философии (философствованию) человека поставили те вопросы и явления, которые завораживают человека своим величием и таинством.

Философия всегда пыталась определить сущность человека, и современных условиях актуальной являются проблема человека, его будущее.

Сейчас философами разрабатывается глобалистика, которая нацелена на изучение сложно разрешимых противоречий: войны и мира, экологические проблемы, информационные, демографические изменения, расшатывание климата на планете Земля, исчерпание природных ресурсов, медицинские проблемы и т.п.

Проблемы философии можно распределить по ее основным разделам:

Онтологическая проблема - это проблема бытия. Антропологическая - проблема человека, его сознания,

психики.

Аксиологическая - проблема ценностей.

Гносеологическая - проблема познания.

Праксиологическая - проблема деятельности человека.

(4) Функции философии.

Функции философии можно вывести из ее проблематики:

1) Мировоззренческая - обоснование, оправдание и анализ мировоззрения;

2) Методологическая - разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.

3) Синтезирующая (теоретическая) - синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта;

4) Гносеологическая - рассмотрение познавательных возможностей человека, различных форм познания.

Можно назвать и другие функции:

5) Этическая;

6) Эстетическая;

7) Эвристическая;

8) Аксиологическая;

9) Дидактическая.

10) Социально-коммуникативная и др.

При этом следует заметить, что основными функциями философии являются: мировоззренческая и - тесно связанная с ней и зависимая от нее - методологическая.

3) Философия как система знаний.

Философия - особая система знаний предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных проблем, возникающих и в естественно-научном исследовании, и в историческом познании, и в повседневной практике частной жизни и в общественной, политической деятельности.

Содержательное наполнение термина философия

первоначально было представлено синкретическим (т.е.

нерасчлененным, слитным) знанием о мире и человеке,

размышлениями об устройстве мира и природе человека, о месте

человека в мире (философия - царица наук, наука наук).

В рамках диалектического материализма принято следующее определение: "то, что сегодня зовут философией охватывает диалектику, логику и теорию познания - это у Маркса в "Капитале" одно и тоже" (Ленин).

Иногда выделяют общие разделы философии:

Метафизику (онтологию, космологию, философскую антропологию, философию существования, теологию);

Теорию познания (логика, гносеологию, эпистемологию) и др.

Сейчас, как правило, выделяют следующие разделы современной философии:

Онтология - учение о наиболее общих принципах бытия и отношении человека к этому бытию (описывает всеобщие свойства и структуру объекта)

Гносеология - теория познания, сформировавшаяся несколько позже онтологии и на ее основе (она исследует всеобщие стороны человеческого познания, общие закономерности познавательного процесса, наиболее общие методы движения к истинному знанию);

Логика формулирует законы правильного, то есть связного, последовательного и доказательного мышления, наука о формах мышления (формальное, математическое и т.д.).

Методология - теория общенаучных методов познания (анализ, индукция и т.д.).

Философия истории (и культуры) - учение о наиболее общих принципах, законах, причинах, лежащих в основе общественной жизни и исторического процесса (и развития культуры)

Социальная (и экономическая) философия - разрабатывает социальные (и экономические) аспекты бытия.

Философия права,

Этика

Эстетика (и философия искусства),

Религиозная философия,

Натурфилософия - философия природы

Психология - учение о душе и душевном.

Следует подчеркнуть, что выделенные разделы не являются самостоятельными дисциплинами философии. Решение тем или иным философом теоретико-познавательных проблем, вопросов общественного развития во многом зависело от понимания общих принципов бытия, которые он принимал за основу.

Все названные разделы объединяет то, что все они в конечном счете подчинены задаче изучения человека и мира.

Философию всегда интересовал не мир сам по себе, а в связи с человеком. Поэтому философию можно назвать наукой о человеке и его месте в мире, о том, как он познает этот мир, как относится к обществу и другим людям. Разумеется, сам характер такого осмысления зависел от исторических условий, социальной позиции философа и потому менялся от эпохи к эпохе.

Наличие общей проблематики, то есть изучение всеобщих принципов бытия и познания, связывает различные школы и течения в общую, единую науку.

Философия, как единая система научного знания, рефлексируя, разрабатывает свою историю.

История философии - важнейший раздел философского знания.

**************

4. Проблемы научности философского мировоззрения.

1) Роль философии в жизни человека и общества

В современном динамичном мире роль философии возрастает по нескольким причинам:

- во-первых, философия служит пониманию современного состояния мира (природы и общества);

- во-вторых, философия призвана отстаивать идеалы социальной справедливости, пропагандировать общечеловеческие ценности, обосновывать принципы гуманизма.

- в третьих, философия дает перспективу развития человечества. Она обосновывает оптимум, утверждающее кредо для разрешения сложнейших противоречий современности.

В этом основное предназначение философии.

В сознании некоторой части людей философия отождествляется с какими-то абстрактно-заумными рассуждениями, не имеющими связи с практическими нуждами и делами человека. Нет ничего ошибочнее такой точки зрения.

На протяжении длительной истории развития философия лишь постепенно обретала свой предмет, выявляя круг проблем, специфичных именно для данной науки. Часть вопросов, первоначально входивших в общее нерасчлененное знание о мире, вычленялась затем в самостоятельные области знания, и на этой основе формировались конкретные естественные науки - механика, математика, астрономия, медицина. Каждая из естественнонаучных или общественных дисциплин исследует законы каких-то конкретных сторон или областей природы и общества и тем самым служит человеческой практике.

Мир людей - это не простая сумма разнообразных природных и общественных структур. Подобно тому как, например, отдельные физические объекты причиняются общим физическим законам, так и различные стороны природного и общественного бытия подчиняются наиболее общим законам. Наличие такого рода всеобщего как раз и было объективной основой формирования философского знания и постепенного отделения от него знания частнонаучного. Поэтому, несмотря на то что многие философы были одновременно и естествоиспытателями и часто включали в свои системы конкретный естественнонаучный материал (например, Аристотель), тем не менее ни физика, ни геометрия, ни астрономия никогда не были философскими науками.

Философия с самого начала складывалась как наука о всеобщем, хотя знания о нем выделялись не сразу и первоначально тесно переплетались со сведениями более частного характера.

Астрономия помогала путешественникам и торговцам, механика - в строительстве и военном деле, геометрия - в землемерии, но всеобщее - зачем оно? Аристотель выводил науки из любознательности, а занятия философией объяснял мудростью, присущей лишь немногим.

Человек строит свое поведение в соответствии с собственными представлениями о добре, зле, долге, идеалах и т.д. Характер этих представлений зависит в конечном счете от того, каким образом решает он для себя вопросы: что же такое мир как нечто целостное, единое и каково место человека в нем? Философия как раз и осмысливала эти вопросы и тем самым помогала человеку в познании и практическом преобразовании мира.

Естественные науки до конца XVIII века носили в основном эмпирический характер, а задачу теоретического объяснения природы брала на себя философия. Она решала ее в целом умозрительно, исходя из некоторых общих принципов, методами, отличными от естественнонаучных. Нередко при этом высказывались гениальные догадки (достаточно вспомнить атомистику Демокрита, рефлекторную дугу Декарта и т.д.), определявшие в значительной мере пути развития естественных наук. Но создавались и многочисленные весьма далекие от науки конструкции.

Таким образом, складывалось такое положение, когда философия выступала в роли науки, обеспечивающей теорией опытный (эмпирический) базис естествознания, то есть играла роль "науки наук". В этих условиях естествознанию отводилось место вторичное, зависимое от философии; оно было обязано согласовывать добытые результаты с общефилософскими принципами. А если этого не происходило, то, как говорил Гегель, тем хуже для фактов.

В XIX веке повзрослевшие и развившиеся естественные науки уже больше не нуждались в философии, стоявшей над ними. Между тем традиционная философия не смогла разрешить данного противоречия.

Возникла другая крайность - тенденция вообще очистить конкретные науки от философии, а ее превратить из науки о наиболее общих принципах и законах бытия и познания в частнонаучную дисциплину, изучающую язык науки. Но это было не решение проблемы, а только видимость решения, и оно не могло удовлетворить ни теорию, ни практику.

У философии есть свой предмет - наиболее общие принципы и законы бытия и познания. Она может помочь и помогает конкретным наукам не тем, что подменяет их, а тем, что вооружает эти науки знанием общих методов познания. Именно в этом своем качестве, как наука, дающая представление о мире в его целостности и о законах познания мира, философия вступает в прочный и плодотворный союз с конкретными науками. Она уточняет и развивает свои положения, опираясь на теоретические обобщения частнонаучного знания.

Но естественные и общественные науки не исчерпывают базиса философии. В ее категориях и законах обобщается культура и, что особенно важно, практика определенной исторической эпохи. По выражению Гегеля, философия - это сама эпоха, выраженная в мыслях.

Надо учитывать, что человек не только познает, но и изменяет мир в процессе практики. Более того, теоретическая деятельность только сторона основной формы деятельности - практической. Поэтому будет правильнее сказать, что философия исследует на основе общих законов бытия не только общие законы и принципы познания, но и всеобщие принципы человеческой деятельности вообще.

Возникнув как наука о всеобщем, философия лишь постепенно вычленяла, выкристаллизовывала свой собственный предмет, осознавала его особенности и связь с предметом исследования конкретных наук.

2)...

Ученым двигает познание нового, истина. Ученый использует систему доказательств.

Наука и философия отличаются предметом. [ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ]

3) Категориальный инструментарий философии.

Каждая наука рассматривает свой круг проблем. Для этого вырабатывает специальные понятия, которые применяются в строго определенной области для более или менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме философии, не занимается специально вопросом, что такое "необходимость", "случайность" и т.п., хотя может использовать их в своей области.

Такие понятия являются предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями.

Не оспаривая право философии называться наукой, укажем существенное различие науки и философии. Понятия науки должны быть точными. Философия в своей основе не имеет такой концептуальной определенности. Философские категории, выступая предельно общими понятиями, обладают широтой, которая делает их достаточно неопределенными в своих значениях, но именно эта "размытость" границ, неопределенность содержания позволяет исследователю свободно использовать категории в качестве орудий эвристического поиска истины.

4) Специфика философского знания.

Философские суждения есть суждения всеобщего (об этом говорил еще Аристотель, а позднее Кант). Аристотель говорил о философии как об учении о сверхчувственном бытии, а Кант указывал, что философский разум не непосредственно связан с чувственностью, а опосредованно, через рассудок.

Философию, как умозрение, действительно отличают от "опытных" наук, если опыт понимать как наблюдение или эксперимент. Однако возможен и существует другой уровень опыта - опыт человечества, опыт истории. Человеческая история (история мысли, история духа) есть самый высший, развитый и сложный опыт. Познавая этот мир, его глубинные процессы, происходящие в человеческой истории, осмысливая перевороты в духовной жизни, в сознании, философия познает всеобщее, так как в высших проявлениях мирового развития осуществляется действительно всеобщая потенция мира. Только этим можно объяснить огромную эвристическую и прогностическую силу, которая заключена в философском знании. Философские прозрения нередко намного опережали открытия науки.

Философское знание есть знание о месте и роли человека в мире. Философская истина объективна, но переживается каждым по-своему, глубоко личностно, наполнена определенным смыслом.

Философское знание - это убеждение. Философия как убеждение есть стратегия жизни.

Философия не ограничивается объективной картиной мира. Она вписывает в нее человека. Отношение человека к миру - это вечный вопрос философии. Задача и цель философии - вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами и ценностями.

Философия - сознание элитарное, требующее таланта и профессионального знания. Органическое соединение научно-теоретического и духовно-практического определяет специфику философского мировоззрения, что особенно заметно в ее истории. Философские направления, школы, учения - грани, моменты единого целого.

************

PS.:

монизм - признание одно начала (материальное или духовное) (Фейербах, Гегель),

дуализм - признаниеи двух начал (Р.Декарт),

плюрализм - признание множества начал в природе (Лейбниц).

Философский монизм также делят на два крупных направления: идеализм и материализм.

****

Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию и компетентности в отличии от менее научного, а порой и просто легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности, в том числе и для философии. Так чем же являются результаты интеллектуальных усилий философов: надежным знанием или только мнением, пробой сил, своего рода игрой ума? Каковы гарантии истинности философских обобщений, обоснований, прогнозов? Вправе ли философия притязать на статус науки или же такие притязания беспочвенны? Попробуем ответить на эти вопросы обратившись к истории.

Первую попытку обрисовать круг задач философии, перед лицом существующих и только начинающих формироваться конкретных наук, в свое время предпринял Аристотель. В отличии от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, он определил философию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Ее теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностями частных наук и вызывала его восхищение. Он назвал эту область знания "госпожой наук" считая что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей и слова против. В размышлениях Аристотеля отражено характерное для его эпохи резкое расхождение философской мысли и специальных дисциплин по уровню их теоретической зрелости. Такая ситуация сохранялась в течении многих веков. Подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философов титулами "мать всех наук" и "наука наук".

В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей науки - само слово "философия" означает "наука". Эта наука была направлена на все, что вообще было способно или казалось способным стать объектом познания.

*******

В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучали противоположные суждения о величии науки и неполноценности философии. В это время возникло и приобрело влияние философское течение позитивизма, поставившего под сомнение познавательные возможности философии, ее научность, одним словом развенчивающее "королеву наук" в "служанки". В позитивизме был сформирован вывод о том, что философия это суррогат науки, имеющий право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание. На стадиях же развитой науки познавательные притязания философии объявляются несостоятельными. Провозглашается, что зрелая наука - сама себе философия, что именно ей посильно брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, будоражившие умы в течении столетий.

Ко всему прочему отличием философского знания от других является то, что философия - единственная из наук объясняет что такое бытие, какова его природа, соотношение материального и духовного в бытие.

Для человека, верящего в науку, наихудшим является то, что философия совершенно не имеет общезначимых результатов. В то время как науки получили в своих областях определенные обязательные и общепризнанные знания, философия не достигла ничего, несмотря на тысячелетние усилия. В философии нет единодушия, присущего сфере окончательно познанного. То, что с необходимостью признается каждым человеком, становится в силу этого научным знанием и уже не является философией, а относится к особой области знания.

В противоположность наукам философскому мышлению не присуще, не свойственно прогрессивное развитие. Конечно, мы ушли дальше, чем древнегреческий врач Гиппократ. Но едва ли мы можем сказать, что мы ушли дальше Платона. Мы ушли вперед только в том, что касается материала научного познания, использованного им. В самом же философствовании мы, может быть, только еще вновь приближаемся к нему.

Достоверность, которая может быть приобретена в философии, не является научной, т.е. одинаковой для всякого человека, это - убеждение, в достижении которого участвует вся сущность человека.

_

Специфика философского знания.

1. Философия и мировоззрение.

Философия является мировоззренческой наукой.

1) Типы мировоззрения

Мировоззрение отражает социально-экономические,

политические и духовные реалии жизни данного общества.

В мировоззрении выражено общее отношение человека к действительности, которое обусловлено необходимостью целостного восприятия мира.

Целостность мировоззрения является результатом соотнесения, сочетания, связывания всех аспектов опыта. Это делает мировоззрение фактором, объединяющим все стороны и элементы сознания в сложный духовный мир.

Мировоззрение по своему содержанию может быть определено как научное или ненаучное; материалистическое или идеалистическое; революционное или реакционное; консервативное или прогрессивное; религиозное или либеральное и т.п.

Мировоззрение можно оценивать исходя из той формы общественного сознания, которая составляет его основное содержание.

Так, мировоззрение может быть мифологическим, религиозным или философским.

В познавательном отношении мировоззрение может быть догматическим или скептическим.

Догматизм утверждает и сохраняет незыблемыми те представления о мире, которые недопустимо "расшатывать" по идеологическим, политическим или иным причинам.

Догматизм агрессивен. История знает не мало примеров преследования инакомыслящих.

Cкептицизм (но не агностицизм) способствует разрушению устаревших догм и, тем самым, формированию нового мировоззрения.

Мировоззренческие позиции человека, рассмотренные через призму целей и смысла жизни также могут быть различными:

- коллективистскими (альтруистическими); или

- индивидуалистическими (эгоистическими).

При этом "разумный эгоизм" в ряде случаев является более предпочтительным, чем "неразумный" коллективизм.

С точки зрения эмоциональной окраски, мировоззрение может быть:

- оптимистическим (жизнеутверждающее); или

- пессимистическим (трагическое жизнепонимание). Отдавая предпочтение оптимистическому мировоззрению,

надо помнить о существовании меры оптимизма, нарушение которой может привести к трагическим результатам.

Перечисленные черты мировоззрения могут быть дополнены и другими характеристиками.

Так, мировоззрение может быть:

- системным (основанном на одном каком-либо философском учении) и бессистемным (эклектичным);

- последовательным и непоследовательном;

- обыденным и научным;

- рациональным и интуитивным;

- заимствованным и сформированным самостоятельно и т.п. Демократическое общество, в отличие от тотолитарного,

не предъявляет жестких требований к мировоззрению конкретного человека, считая это личным делом.

Тоталитарные типы мировоззрения навязываются, как правило, сверху, через специальные каналы идеологического воздействия. Мощным средством идеологического воздействия являются средства массовой информации.

Мировоззрение можно определить как совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение мира, понимания его и места в нем человека, а также жизненные позиции, программы деятельности и поведения людей.

********

2) Структура и функции мировоззрения.

а) Структура мировоззрения.

Структурно мировоззрение включает в себя две относительно самостоятельные части: мировосприятие (мироощущение) и миропонимание.

Мировосприятие.

Мировосприятие основано на чувственно-наглядном (эмоционально-образном) восприятии мира.

Мировосприятие выступает как совокупность

наглядно-познавательных образов мира. Оно определяет

эмоциональный настрой человека:

- восторженность или уныние,

- оптимистическое отношение к жизни или

пессимистическое,

- дружелюбие или враждебность по отношению к другим и др.

Влияют на мировоззрение и нравственные чувства, такие как стыд, укор совести, чувство долга, чувство морального удовлетворения, страдание, милосердие т.п.

Миропонимание.

Миропонимание как познавательно-интеллектуальная

сторона мировоззрения.

Миропонимание формируется на основе познавательной и практической деятельности человека. В связи с этим основными его элементами оказываются:

- истинные знания и заблуждения,

- опыт самого человека и практика всего общества.

Мировоззрение в целом - это духовный каркас личности, класса, общества.

В нем присутствуют различные компоненты: знания, убеждения, верования, настроения, стремления, ценности, нормы, идеалы и т.д.

Мировоззрение - это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства, идеалы, которые определяют жизненную позицию человека, принципы поведения и ценностные ориентации.

Важнейшие элементы мировоззрения:

- Истинное знание и заблуждение.

Основа мировоззрения - знания. Они составляют информационную сторону мировоззрения. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества.

Знания возникают как на базе опыта конкретного человека, так и в результате обобщения практики всего общества. Знание - это способ, каким существует сознание. И это нечто духовное знает, что оно существует.

- Взгляды - определенная совокупность знаний, выраженных в представлениях и понятиях: они составляют основу мировоззрения. Эти общие положения и принципы превращаются в убеждения - особое состояние знаний, характеризующееся твердой уверенностью.

- Оценка. В структуру мировоззрения входят не только знания, но и их оценка. То есть, мировоззрению присуща не только информативная, но и ценностная (аксиологическая) насыщенность. Оценка - это определение значимости тех действий или явлений, которые оказывают влияние на духовный мир человека. Для оценки необходимо наличие шкалы ценностей.

- Убеждения. Знания входят в мировоззрение в виде убеждений. Убеждения - это та призма через которую видится действительность. Убеждение - не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов, которые подчиняют себе чувства, совесть, волю и поступки человека.

Убеждения - это вера человека в свои идеалы. Убеждения бывают научными и не научными. Принято считать, что ненаучные убеждения выступают как личные мнения людей, а научные убеждения - как знания истины. Фанатические убеждения и мнения - это путь к вере.

- Сомнение. В процессе жизни человек пересматривает свои убеждения и меняет мнения, у него возникают сомнения. Сомнение - это критическая переоценка своих идеалов. Сомнение как антипод убеждения и как фактор совершенствования мировоззрения.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 518 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.024 с)...