Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Этика, таким образом, яв­ляется наукой о «должном», она регламентирует то, как "должен" по­ступать человек (формулирует нравственные нормы и принципы)



Сложнейшие этические проблемы возникают с осознанием морали как сферы самостоятельного выбора. Проблема самостоятельности выбора и его этического измерения становится одной из ведущих в XIX-XX веках. Появляются новые аспекты изучения. Так, серьезный интерес у А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, 3. Фрейда возникает к исследова­нию скрытых (иногда порочных) мотивов поведения человека.

Немецкий исследователь Эрих Фромм (1900-1980) отмечает, что со времен классической и средневековой литературы вплоть до конца XIX в. было потрачено много усилий на описание образа достойного человека и достойного общества, XX век блистает отсутствием таких образов. Внимание сосредоточилось на критическом анализе человека и общества, положительный образ человека лишь подразумевается.

Между тем "иррациональные влечения входят в число самых мощных источников... Человек, движимый язвительностью, мазохиз­мом, завистью, ревностью и всеми другими формами алчности, нахо­дится в подчинении у своих влечений; его действия не свободны и не разумны, они противоположны разуму иинтересам этого человека как человеческого существа. Человек, одержимый этимивлечениями, повторяет себя, становясь все более негибким, все более стереотип­ным. Он активен, но он не плодотворен».

Во второй половине XX столетия появляется идея отказа от попыт­ки определить основные моральные категории, поскольку описать их в рамках существующей научной традиции невозможно. Возникает метаэтика, главной своей задачей ставящая попытку анализа языка морали. Раскрывая сущностные особенности этики, необходимо обратить внимание на ее универсальное значение. Универсальность этики соот­носится с ее надындивидуальным (т.е. распространяющимся на всех людей) и жизнеопределяющим (необходимым для существования лю­дей) характером. Это означает, что этика связана с изучением фунда­ментальных ценностей человеческой жизни (добро и зло, любовь, сча­стье, долг, справедливость и др.) и является основополагающим эле­ментом всей культуры, всего общества. Гуманист XX века, лауреат Нобелевской премии Альберт Швейцер (1875-1965) в своей знамени­той книге «Культура и этика» писал, что этическое является конструи­рующим элементом культуры. Общество основывается на началах нравственных, на мясе, на экономической идее, на претворении камней в хлебы ничего не основывается.

Вместе с тем, постоянный поиск решений многочисленных нравст­венных вопросов обнаруживает аналитический уровень моральных про­блем. Неслучайно в конце XX века широкое распространение получает прикладная этика. Это направление возникает как ответ на практические потребности и запросы современного общества. Возникает профессио­нальная этика, отражающая специализированные формы деятельности людей (этика бизнеса, этика делового общения, политическая этика, медицинская этика, педагогическая этика, этика цензуры и др.).

Высказывания многих великих мыслителей свидетельствуют о том, что этические понятия и нравственные проблемы являются одним из важней­ших критериев существования человека и общества в целом (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Великие мыслители об этике (высказывания, цитаты, комментарии)

АРИСТОТЕЛЬ Счастье - это некая деятельность души в полноте добродетели
ГЕГЕЛЬ В каждого человека природа поместила росток более тонких, вытекающих из моральности чувств... более далеких целей по сравнению с чистой чувственностью; что эти прекрасные ростки не задушены, что из них выросла действительная восприимчивость к моральным идеям и чувствам — это дело воспитания, образования...
ДЕЛАКРУА Не сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть...
ДЕМОКРИТ Должно стыдиться самого себя столько же, как и других людей, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому не известным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя. Забвение своих собственных прегрешений порождает бесстыдство
ДИДРО Не иметь совести, т.е. не чувствовать того, что порок безобразен. означает быть глубоко несчастным; но иметь совесть и грешить против нееозначает... обрекал себя, причем еще в этой жизни, на сожаления и непрерывные горести
КАНТ Моральный закон свят. Человек, правда, не так уж свят, но челове­чество в его лице должно быть для него святым
ЛАБРЮЙЕР Мы позволяем другим управлять нами столько же из лени, сколько по слабодушию. Перед лицом иных несчастий как-то стыдно быть счастливым
ЛАРОШФУКО Пороки души похожи на раны тела: как бы старательно их ни лёчили, они все равно оставляют рубцы и в любую минуту могут от­крыться снова. Для того чтобы воспользоваться хорошим советом со стороны, подчас требуется не меньше ума, чем для того, чтобы подать хороший совет самому себе
ПАСКАЛЬ Пусть же человек знает, чего он стоит. Пусть любит себя, ибо он способен к добру, но не становится из-за этого снисходителен к низости, заложенной в его натуре. Пусть презирает себя, ибо спо­собность к добру остается в нем втуне, но не презирает самое эту способность. Пусть и ненавидит себя, и любит: в нем есть способ­ность познать истину и стать счастливым, но познания его всегда шатки и неполны
А.С. ПУШКИН Ах! чувствую: ничто не может нас. Среди мирских печалей успокоить; Ничто, ничто... едина разве совесть. Так, здравая, она восторжествует Над злобою, над темной клеветою. Но если в ней единое пятно, Единое, случайно завелося; Тогда - беда! как язвой моровой Душа сгорит, нальется сердце ядом, Как молотком стучит в ушах упрек... И рад бежать, да некуда... ужасно! Да, жалок тот. в ком совесть нечиста....На совести усталой много зла, Быть может, тяготеет...
СЕНЕКА ...Я и не ставлю себе целью достигнуть полного совершенства, а хочу только быть лучше дурных людей. Я удовлетворяюсь тем, что ежедневно освобождаюсь от какого-нибудь порока и укоряю себя за свои ошибки
СОКРАТ Избегнуть смерти нетрудно, афиняне, а вот что гораздо труднее -это избегнуть испорченности: она настигает стремительней смер­ти. Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, и молодого, и старого, заботиться прежде всего и сильнее всего не о теле и не о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше: я говорю, что не от денег рождается добродетель, а от добродетели бывают у людей и деньги, и все прочие блага как в частной жизни. так и в общественной
Л.Н. ТОЛСТОЙ ...Уяснение нравственного закона есть не только главное, но единст­венное дело всего человечества
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ Нет ничего обольстительнее для человека как свобода его совести. но нет ничего и мучительнее. И вот вместо твердых основ для успо­коения совести человеческой раз навсегда - ты взял все. что есть необычайного, гадательного и неопределенного, взял все. что было не по силам людей...
ЦИЦЕРОН ...Если бы не важная роль совести человеческой, которая безо всякого божественного разума способна взвешивать добродетели и пороки, Не будь ее - все бы пропало
ЮВЕНАЛ Первое наказание для виновного заключается в том, что он не может оправдаться перед собственным судом

Контрольные вопросы

1. Для чего человеку необходимо знание об основных этических проблемах?

2. Каковы основные этапы формирования этики и морально-нравственных ценностей.

Список используемой литературы:

1. Медведева Г.П. Этика социальной работы. - М.: Владос, 1999. - 208 с.

2. Митрошенков О.А. Философия: учебник. Этические дилеммы и ценностные противоречия в социальной работе. М.: Гардарики, 2002. - 655 с.

3. Ример Ф.Г. Ценности и этика // Энциклопедия социальной работы.- М., 1993-1994. Т. 3.

4. Сараева Д. А. Этика социальной работы.- Томск: Изд-во ТПУ, 2002. - 86 с.

5. Склярова Т.В. Современные проблемы профессиональной этики социальной работы. - Саратов: Изд-во Саратовского ГТУ, 2002. - 54 с.

6. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М., 1993. -365 с.

7. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. М., 1998. – 96 с.

Лекция 2. Деловая российская этика. Этические традиции русского предпринимательства

План

1.Этиче­ские традиции русского предпринимательства

2. Особенности и специфика русского бизнеса

3. Русские предприниматели-меценаты

4. Особенные черты современного российского предпринимательства

Развитие этических норм бизнеса в России имеет свою специфику, обусловленную историко-культурными особенностями нашей страны. Основы российских норм экономического поведения складываются в период становления Московского царства (XV - начало XVI вв.), когда русские князья реально осознали роль предпринимательства для раз­вития государства. При этом сильная централизация власти и усиление отчужденности от Запада способствовали формированию в поведении московских купцов подозрительности к иностранцам, привычку дейст­вовать «всем миром», склонность строить на обмане торговые отно­шения с чужими, слабое уважение к «букве закона».

Первый толчок к правовому оформлению западных традиций дали реформы Петра I, а именно попытки осуществления государственного контроля за качеством ввозимых и вывозимых товаров, предоставле­ние льгот и покровительства торговым людям. Возросшее взаимное доверие между предпринимателями и государством способствовало проявлению и закреплению новых черт деловых отношений.

Купеческие гильдии (от немецкого Gilde - корпорация, объедине­ние) появляются в России во времена царствования Петра I, который регламентом Главного Магистра 16 января 1721 года установил разде­ление городских жителей на гильдии, взяв за образец те, которые были в Германии. Гражданам надлежало «в две гильдии состоять». Первая -это «первостатейные» банкиры, знатные купцы, промышленники, ле­кари, золотари и серебренники. Вторая - мелкие торговцы, ремеслен­ники и все прочие «подлые люди».

Позже осуществлялись некоторые преобразования. Наиболее со­временная редакция была дана в Манифесте от 17 марта 1775 года: все жители были разделены на мещан и купцов, а последние делились натри гильдии соответственно обороту капитала. Не было речи ни о ка­кой взаимопомощи, празднествах, религиозном элементе.

Россия XIX - начала XX вв. характеризуется уже набором тради­ций, позволяющих ей встать на один уровень с ведущими нациями мира. Мировую известность получили имена Мамонтовых, Морозо­вых, Строгановых, Третьяковых, Путилова, и др. В это время в России существовал механизм, позволяющий «отсекать» от предприниматель­ства тех, кто не стремился соблюдать принятые во всем мире мораль­но-этические нормы. В каждом городе действовало купеческое обще­ство, имевшее право рекомендовать или не рекомендовать предприни­мателя в купеческую гильдию. Это право надо было заслужить добро­совестностью и личной честностью. Создавались «товарищества на вере», которые объединяли людей без всяких учредительских догово­ров, одним только купеческим словом.

Картинки из жизни московских гильдий разнообразны и колоритны как в профессиональном, так и в бытовом плане. Общеизвестна пере­сказанная В.Гиляровским легенда о соавторстве в изготовлении хлебо­булочного изделия всевластного генерал-губернатора А.А. Закревско-го и булочника Ивана Филиппова. Когда за завтраком губернатор об­наружил в сайке запеченного таракана и приказал срочно доставить булочника, то Филиппов не растерялся: «Какой таракан? Это же изюминка». Бегом вернулся в пекарню, схватил решето с изюмом, да в саечное тесто, к великому изумлению пекарей, его вывалил. Через час Филиппов угощал Закревского сайкой с изюмом, а через месяц от покупателей в Москве не было отбоя.

Однако не всяким случаем пользовался Филиппов, где можно было деньги нажить. Огромный куш «срывали» булочники к праздникам, продавая лежалый товар за полную стоимость по благотворительным заказам на подаяние заключенным. Филиппов при таком заказе нико­гда не посылал «завала», а «барыш» целиком отвозил в тюрьму и жертвовал на улучшение пищи арестантам. А сын знаменитого булоч­ника Дмитрий Филиппов, продолжатель отцовского дела, воздвиг на месте двухэтажного лома на Тверской большой дом, что стоит и по­ныне, и отделал его на заграничный манер. Там он устроил знамени­тую «филипповскую кофейню» с зеркальными окнами и лакеями в смо­кингах. В кофейне встречалась вся Москва: от студента до генерала...

А в сентябре 1905 года зеркальные стекла кофейни разлетались вдребезги во время забастовки рабочих-пекарей. Тогда же и кончился период расцвета хлебопекарного дела в Москве. Октябрьская револю­ция 1917 года на долгие десятилетия пресекла развитие гильдийского дела. Купеческая столица с гильдиями ушла в прошлое...

Однако память народная сохранила имена замечательных купцов, устроителей городского быта в Москве - Филиппова, Елисеева, Морозова, Прохорова и других. Галерея Третьякова, коллекция Щукина, театр Станиславского, труппа Дягилева... В Санкт-Петербурге извест­ны имена купцов Демидовых, Строгановых, Мамонтовых, строивших музеи, больницы и дома призрения. В Нижнем Новгороде - купцов Бугровых, Рукавишниковых, Сироткиных, построивших музей, театр, школы, церкви, дома призрения и больницы.

Эти труженики капитала умели не только лихо гулять в знаменитом «Яре» и демонстрировать свою способность к экзотическим поступ­кам, но оставили после себя настоящие духовные ценности. Ни одна страна в мире не знала такого могучего всплеска меценатства. Купече­ские семьи образовывали целые династии, которые в течение столетий создавали и приумножали не только экономический капитал, но и на­циональные духовные ценности.

Русское купечество своей благотворительностью и меценатством явило образец высочайшей нравственной культуры, оно настолько глубоко заложило моральные основы всего русского экономического общества, что уничтожить их, как показала история нашей страны, оказалось просто невозможно.

Обратившись лишь только к нескольким замечательным купече­ским фамилиям, мы уже сможем составить представление об этиче­ских традициях русского предпринимательства.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1016 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...