Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные функции и принципы профессиональной этики



Основными функциями этики работы можно счи­тать следующие:

- оценочная — дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение и дей­ствия работников;

- регулятивная — вытекает из потребности регулировать пове­дение и действия социального работника в различных формаль­ных и неформальных ситуациях;

- организационная — служит улучшению организации соци­альной работы, требуя от участников процесса деятельности творческого выполнения своих обязанностей и профессиональ­ного долга;

- управляющая — служит средством социального управления поведением и действиями социального работника в ходе про­цесса в интересах дела;

- мотивационная — служит средством формирования социаль­но и профессионально одобряемых мотивов деятельности;

- координирующая — обеспечивает сотрудничество всех участ­ников процесса оказания социальной помощи клиенту, осно­ванное на доверии и взаимной помощи;

- регламентирующая — направляет и обусловливает выбор социальным работником или социальной службой целей, мето­дов и средств оказания помощи клиенту;

- воспроизводственная — позволяет воспроизводить действия со­циальных работников и отношения социальных работников между собой и с клиентами на основах морали и нравственности;

- воспитательная — служит средством воспитания и совершен­ствования личности как социального работника, так и его кли­ента и социального окружения клиента;

- коммуникативная — служит средством коммуникации меж­ду специалистами и их клиентами;

- оптимизирующая — способствует повышению эффективно­сти и качества социальной работы, повышению статуса про­фессии в обществе, уровня его моральности;

- стабилизирующая — способствует стабилизации отношений среди социальных работников, между социальными работни­ками и клиентами и их близкими, между социальными ра­ботниками и представителями различных учреждений;

- рационализирующая — облегчает социальному работнику выбор целей, методов и средств воздействия, выбор наиболее эффективного и приемлемого с точки зрения профессиональ­ной морали решения;

- превентивная — предохраняет, предостерегает социально­го работника от поступков и действий, наносящих вред кли­енту и обществу;

- прогностическая — позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и их коллекти­вов, их этическое развитие;

- информационная — приобщает социальных работников к системе ценностей профессиональной социальной работы и профессиональной морали;

- социальная — способствует созданию условий, благоприят­ных для осуществления социальной работы в обществе;

- социализирующая — служит делу приобщения социально­го работника к господствующей в обществе системе ценностей и морали.

Многообразие функций профессиональной морали социального работника обусловлено ее высокой социальной значимостью.[7, стр.42-44]

Социальный работник в своей деятельности должен руководствоваться следующими принципами:

- соблюдение разумных интересов клиента;

- личная ответственность социального работника за неже­лательные для клиента и общества последствия его действий;

- уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий;

- принятие клиента таким, каков он есть;

- конфиденциальность;

- доброжелательность;

- бескорыстие;

- честность и открытость;

- полнота информирования клиента.

Несмотря на вышесказанное, на практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии, обществу в целом. Эти проблемы нередко расплывчаты, неопределенны и порождают неуверенность, стремление не замечать и уклоняться от них. Легко на словах, абстрактно придерживаться величественных ценностей, изложенных в монографиях и учебниках, и таким образом проявлять свою ответственность. Но применять для руководства в повседневной работе вышеозвученные ценности не всегда легко.

В силу специфики профессии социального работника существует острая необходимость в профессиональной этике, в единых нормах и правилах, которыми мог бы руководствоваться каждый сотрудник.

Профессиональная этика выполняет множество функций, способствующих качественному выполнению социальным работником своих обязанностей. А существующие провозглашенные этические принципы задают ориентиры в деятельности каждого социального работника.

Тем не менее, данные нормы применимы не во всех ситуациях, с которыми сталкивается работник социальной сферы. Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязательствами. И социальный работник всегда должен быть подготовлен к неоднозначным моментам и ситуациям, в которых ему придется руководствоваться своими собственными моральными принципами и ценностями.

4.. Формирование и история этики

Однажды перед очередным воинским походом греческий оратор Киней спросил у царя Пирра:

"Римляне - народ храбрый и воинственный. Если боги пошлют нам победу, то как мы ею воспользуемся?" На это Пирр ответил: "Если мы победим римлян, то вся Италия окажется в нашей власти". После некоторого молчания Киней спросил снова: "Ну, а когда Италия ока­жется в нашей власти, что мы будем делать после этого?" "По сосед­ству с ней, - ответил Пирр, - находится Сицилия, богатый и плодо­родный остров. Там не прекращаются народные волнения и всяческие беспорядки, и его нетрудно завоевать". "Прекрасно, - сказал Киней, -но покорение Сицилии будет ли последним нашим завоеванием?"

"Нет! - воскликнул Пирр. - Это будет только началам. Ведь из Сицилии нетрудно достигнуть Африки и овладеть Карфагеном". " А располагая такими возможностями, - продолжал Киней, - мы затем легко подчиним Македонию и вместе с тем и Грецию. Но вот, что мне не ясно: когда мы выполним все эти планы, что мы будем делать даль­ше?" "Тогда, - засмеялся Пирр, - мы будем жить в мире и спокойствии, будем проводить время в пирах, веселье и дружеских беседах". " В токам случае, - сказал Киней, - к чему эти войны, опасности, кровопролития, когда ты уже теперь располагаешь, Пирр, всеми условиями, чтобы жить в мире и спокойствии и проводить время в пирах и дружеских беседах?"

Этот разговор происходил в начале 280 года до н.э., но мы видим что вопросы о том, как должен поступить человек, каким образом он может действовать, и где грань, разделяющая добро и зло, оказыва­ются в центре внимания, отражая основной круг нравственных про­блем. Именно размышления о долге, добре и зле, смысле жизни справедливости, счастье и совести создают особую, этическую, сфе­ру бытия людей.

Она не является отдельной, специфической областью человеческой жизнедеятельности, но присутствует в самых разнообразных взаимо­связях людей и окружающего их мира: в отношении к природе, обще­ству и конкретному человеку, к собственному делу, карьере и др. Еще в XVII веке немецкий мыслитель Г. Лейбниц отметил, что справедли­вости не видят так, как видят лошадь, но ее понимают не хуже, а ско­рее лучше.

Так что же такое этика, как она формировалась? Почему этические вопросы приобрели чрезвычайно важное значение? Для чего необхо­димо знание об основных проблемах этики?

Слово «этика» (от греч. ethos) означает нрав, характер, обычай. Его более 2300 лет назад ввел древнегреческий мудрец Аристотель (384-322 до н.э.), дав и название «науке о добродетели» - этика.

Однако формирование и развитие этики как науки, а также основ­ных морально-нравственных ориентиров в жизни людей шло сквозь всю историю культуры. Поэтому мы говорим, что понятие этики было исторически изменчивым. Оно трансформировалось и приобретало новые значения на разных этапах человеческого развития.

Так, в самых ранних культурных периодах (например, в первобыт­ном обществе) люди еще не выделяли морально-этические ценности в разряд вопросов, требующих специальных, особенных форм рефлек­сии. Это было и невозможно, так как обычай, в рамках которого про­текала жизнь человека, воспринимался как единственно верный и воз­можный. В этом случае, этика ярче всего соотносится с понятием обы­чая, укоренившейся привычки, общепринятым ритуалом, которые отражают принадлежность человека к единой для всех членов племени Ценностной системе, Когда же человек начинает задумываться над кругом моральных норм и ценностей, которым он подчиняется, то наступает совершенно иной этап в развитии и понимании этики. Так произошло в Древней Греции. Античная этика, отражая идеалы греческой культуры о гармонии человека с действительностью, его духовном и телесном равновесии» здоровом отношении к материальному благополучию и миру вещей акцентирует наше внимание на счастье человека и основных способах и условиях его достижения. В качестве основных этических доброде­телей греческие мудрецы выделяли мужество, благоразумие, доброже­лательность и честность (справедливость).

Подчеркнем, что эти добродетели были не только провозглашены «в теории», им старались следовать как важнейшим жизненным принципам и использовали их в качестве основной стратегии для достижения успе­ха. Приведем лишь один пример. Когда умирал величайший афинский правитель Перикл, друзья, сидя у его постели вспоминали, какой это был замечательный государственный деятель и сколько блестящих по­бед он одержал над врагами. Друзья думали, что умирающий их не слышит. Вдруг Перикл приподнял голову и сказал:

«Вы хвалите меня за то, что совершали и многие другие, а о самом замечательном из того, что я сделал, не говорите ни слова. Ведь за все годы моего правления по моему приказу не был казнен ни один афинский гражданин»2.

Средневековье знаменует другой этап размышлений о сущности эти­ки и морально-нравственных ориентирах. В средневековой Европе на основе христианской религии создается новая иерархия ценностей. В качестве этического приоритета выдвигаются представления о добре и зле как соотношении божественного и дьявольского начал. Христиан­ская этическая модель поведения отражена в основных заповедях, о ко­торых говорил Иисус Христос в Нагорной проповеди:

«Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благослов­ляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их лю­бят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы полу­чить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая... Не судите, и не будите судимы; не осуждайте и не будете осуждены; про­щайте и прощены будете; давайте и дастся вам: мерою доброю, утря­сенную, нагнетенную и переполненную отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам».

[Евангелие от Матфея]

В Новое время, в эпоху «неуверенности в сущем, когда каждый должен сам заботиться о своей нравственности» этические идеалы вновь получают гуманитарную направленность. Однако сфера нравст­венно-этических проблем стала все более соотноситься с процессами, происходящими в общественной жизни людей, приобретая социально-правовой характер. Немецкий философ И.Кант (1724-1804) отмечает, что «в морали человек подчинен своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству».

Показательным является и тот факт, что происходят существенные изменения в ранее тождественных друг другу понятиях этики, морали и нравственности. Теперь они наделяются специальными значениями.

Этика - это теория, а мораль и нравственность отражают реальные явления в жизни человека и общества. Причем, нравственность - это поведение, соответствующее общепринятым обычаям, традициям, ценностям и нормам. Нравственный человек автоматически поступает «как все», как послушный член социума. Он соблюдает принятые пра­вила, традиции и нормы. Таким образом, нравственность является ус­ловием вхождения человека в социум, она не требует оригинальности, творчества и индивидуального выбора; наоборот, она предполагает исполнение общепринятой нормы, подчинения традиционному образцу. Мораль - это особое явление, возникшее параллельно с правом в западной культуре. Она появляется с развитием индивидуального, са­мостоятельного начала, с возникновением самостоятельно мыслящих личностей, способных к решению и выбору.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 7864 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...