Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Понятие мировоззрения, его место в человеческой деятельности. Уровни мировоззрения: мироощущение, миропереживание, осознанное мировоззрение, миропонимание. Исторические типы мировоззрений: мифология, религия, философия. Их особенности, сходство, различие. Предмет философии, его изменение в связи с развитием человеческой культуры. Природа философских проблем. Основные вопросы философии. Функции философии. Соотношение философии с другими формами духовной культуры /наукой, искусством, религией, моралью/. Значение философии для решения общечеловеческих проблем, преобразования общества, в жизни человека.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Введение в философию. Учебник для вузов /Под ред. И. Т. Фролова. В 2-х частях. -М., 1990. Ч.1. -С. 21-73.
2. Философия. Учебник для вузов /Под ред. В.П. Кохановского. Ростов-на-Дону, 1995. -С. 6-36, 254-262.
ДОПОЛНИТЕЛЫЕАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бабушкин В.У. О природе философского знания. -М., 1978.
2. Желнов М.В. Предмет философии в истории философии. -М., 1981.
3. Кувакин В.Л. Что такое философия? -М., 1989.
4. Лосев А.Ф. Дерзание духа. -М., 1988.
5. Макаров М.Г. Развитие понятий предмета философии в истории ее учений. -Л., 1982.
6. Маритен Ж. Философ в мире. -М., 1994.
7. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. -М., 1990.
8. Мировоззрение и развитие научного знания. -Л., 1990.
9. Орлов В.В. Человек, мир, мировоззрение. -М., 1985, -гл. 5.
10.Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? -М., 1991.
11.Франк С.Л. Духовные основы общества. -М., 1992.
12. Чанышев А.Н. Что такое мировоззрение. -М., 1990.
ТЕМА 2 ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ
Раздел I. Античная Философия
Место античной философии в системе философии древнего общества. Переход от мифологического к научно-теоретическому сознанию в античной философии / от мифа к логосу /. Мифология и научные знания как необходимые и достаточные условия возникновения античной философии. Социально-политические предпосылки. Космоцентрический характер древнегреческой философии. Основные школы в античной философии - милеты, Гераклит, пифагорийцы, элеаты, атомисты. Сократ и сократические школы, Платон и платонизм, Аристотель и перипатетики. Основные проблемы в древнегреческой философии: общее и единичное; космос, человек и общество; атомистическая картина мира, бытие и сущее; чувственное знание и теория идей; причины и начала бытия; вопросы диалектики.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Введение в философию. Учебник для вузов /Под ред. И. Т. Фролова. В 2-х частях. -М., 1990. Ч.1. -С. 80-115.
2. Философия. Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского. -Ростов-на-Дону, 1995. -С. 36-47.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Асмус В.Ф. Античная философия. -М., 1976.
2. Богомолов А.С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. -М., 1982.
3. Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. -М., 1988.
4. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. -М., 1987.
5. Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия. -М., 1993.
6. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -М., 1979.
7. Лосев А.Ф. История античной философия. -М., 1989.
8. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. -М., 1991.
Раздел 2. Философия средних веков и эпохи Возрождения
Кризис античной цивилизации и возникновение христианства. Христианизация философской мысли. Переход от космоцентризма к теоцентризму, от философского Логоса к Слову Божиему. Основные проблемы в католической философии: природа и человек как творение Бога; разуй и воля, учение о "священной истории"; сущность и существование. Аврелий Августин о "граде Божием". Проблемы: соотношения веры и знания, доказательства бытия Бога в системе Фомы Аквинского. Теологическая интерпретация идей Платона и Аристотеля. Реализм и номинализм в споре о природе универсалий. Философия Византии и мусульманского Востока.
Философия Ренессанса. Характерные черты эпохи, их отражение в философской мысли. Антропоцентрический характер философии Возрождения. Гуманизм как свободомыслие, как индивидуалистическое самоутверждение человека на земле, первая ступень атеизма, "отпадения от Бога". Новое обращение к античной культуре, особенно в искусстве. Натурфилософия Возрождения. Диалектика Николая Кузанского. Рождение новой науки. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной / Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей /. Протестантизм и Реформация в Европе. Позитивные и негативные последствия Реформации для сознания человека. Новые социальные учения.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Введение в философию. Учебник для вузов /Под ред. И.Т. Фролова. В 2-х частях. -М.» 1990.Ч.1. -С. 115-146.
2. Философия. Учебник для вузов /Под ред. В.П. Кохановского. Ростов-на-Дону, 1995. -С. 47-62.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. -М., 1989.
2. Время, истина, субстанция: от античной рациональности к средневековой. -М., 1991.
3. Горфункель А.Х. Философия Эпохи Возрождения. -М., 1980.
4. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. -М., 1978.
5. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. -М., 1990.
6. Рассел Б. История западной философии. В 2 томах. - Новосибирск, 1994. Т.1.
7. Соколов В.В. Средневековая философии. - М., 1979.
8. Хейзинга Й. Осень средневековья. –М., 1988.
Раздел 3. Философия Нового времени
Социальные, естественно-научные и теоретические предпосылки становления философии Нового времени. Роль мануфактурного периода развития капитализма, технического прогресса и достижений науки, географических открытий в развитии философии. Связь с философией Ренессанса. Научная революция ХУ11 в. и создание механически-материалистической картины мира, роль И. Ньютона. Важность гносеологической проблематики.
Очищение человеческого интеллекта от "идолов", индуктивный метод и обоснование опытной науки в философии Ф. Бэкона. Методологическое сомнение Р. Декарта. Самосознание субъекта и Бог в философии Декарта, учение о роли интеллектуальной интуиции, дедукции, врожденных идеях. Дуализм Декарта. Эмпирическая гносеология Д. Локка, критика теории врожденных идей. Учение Локка о возникновении идей на "чистой доске" /душе/, о первичных и вторичных качествах, о пространстве и времени, концептуализм в решении проблемы универсалий. Идеалистический эмпиризм Д. Юма, проблема причинности вего гносеологии. Рационализм и пантеизм Б. Спинозы, понятия субстанции, атрибута, модуса. Плюрализм и рационалистическая методология Г. Лейбница, открытия в математике и математической логике. Деизм и монадология Лейбница. Односторонний, ограниченный характер эмпиризма и рационализма.
Французский материализм ХУ1П в. о природе, обществе, человеке А. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д, Дидро. Социальная философия Нового времени. Значение теории общественного договора, сравнение вариантов этой теории у Т. Гоббса, Д. Локка. Ж. Руссо.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Введение в философию. Учебник для вузов. /Под ред. И.Т. Фролова. В 2-х частях. - М., 1990. Ч.1. -С. Т46-169.
2. Философия. Учебник для вузов /Под ред. В.П. Кохановского. -Ростов-на-Дону, 1995. -С. 63-75.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Декарт Р. Первоначала философии. Сочинения. В 2-х томах. - М., 1989. Т.1.
2. Декарт Р. Правила для руководства ума. Сочинения. В 2-х томах. М., 1989. Т.1.
3. Заиченко Г.А. Д. Локк.- М., 1973.
4. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени. - М., 1989.
5. Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разумении. Сочинения. В 4-х томах,- М., 1989. Т.2.
6. Локк Д. Опыт о человеческом разумении. Сочинения. В 3-х томах. М., 1985. Т. 1-2.
7. Ляткер А.Я. Декарт. - М., 1975.
8. Нарский И.С. Г. Лейбниц.- М., 1972.
9. Нарский И.С. Д. Юм. - М., 1973.
10. Рассел Б. История западной философии. В 2-х токах. - Новосибирск, 1994. Т.2.
11. Соколов В. В. Европейская философия ХУ - ХУ1П веков. М., 1984.
Раздел 4. Классическая немецкая философия и марксистская философия
И. Кант - основоположник немецкой классической философии. Различие докритического и критического периодов его философии. Альтернатива скептицизму Юма. Вещь-сама-по-себе и явление. Пространство и время как априорные формы чувственности субъекта. Обоснование возможности математики в "трансцендентальной эстетике". Рассудок как способность концентрации эмпирического материала в понятиях и суждениях. Обоснование возможности естественных наук в "трансцендентальной аналитике". Проблема синтетических суждений априори. Разум как способность объединять, синтезировать рассудочные суждения с помощью идей. Обоснование возможности философии в "трансцендентальной диалектике". Психологическая, космологическая и те-ологическая идеи. Антиномии чистого разума. Критика рациональной психологии, космологии и теологии. Нравственная философия Канта. Возможность соблюдения нравственного долга при условии обоснования свободы воли, бессмертия души и существования Бога.
Идеалистическая диалектика Г.В.Ф. Гегеля. Разрешение кантовского противопоставления вещи-самой-по-себе и явления с помощью принципа тождества мышления и бытия, носящего спекулятивный характер. Диалектический метод построения спекулятивной реальности в понятиях с помощью принципа триады: тезис-антитезис-синтез. Идея саморазвития Абсолюта и его обогащения на ступенях инобытия. Принципы диалектики: на ступени бытия - переход количества в качество и обратно; на ступени сущности - противоречие как источник раз вития; на ступени понятия - триада, пронизывающая всю логику Гегеля. Философия истории как учение о стремлении человека к свободе. Этапы движения к свободе. Историческая триада: искусство-религия-философия. Основное противоречие гегелевской философии.
Причины возникновения и развития марксистской философии в XIX в. Социально-экономические, научные и теоретические предпосылки. Философия как важная составляющая марксизма. Формирование философских взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса под влиянием философии, особенно Г. Гегеля и Л. Фейербаха. Основные принципы социальной философии и концепция общественно -исторической практики. Понятия общественного бытия и общественного сознания. Закономерности исторического процесса и субъект истории. Отношение к гегелевской диалектике и разработка материалистической диалектика в работах Маркса и Энгельса. Гносеология и диалектика в работах В.И. Ленина. Философская мысль в советский период.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Введение в философию. Учебник для вузов. /Под ред. И.Т. Фролова. В 2-х частях. - М., 1990. Ч.1. -С. Т46-169.
2. Философия. Учебник для вузов /Под ред. В.П. Кохановского. -Ростов-на-Дону, 1995. -С. 63-75.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Гегель Г.В.Ф. Наука логики //Энциклопедия философских наук. В 3-х томах. - М., 1975. Т.1.
2. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия.- М., 1986.
3. Кант И. Критика чистого разума. Сочинения. В 6 томах. –М., -. 1964. Т.3.
4. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины ХУ111 - начала XIX века. - М., 1989.
5. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч. Т. 18.
6. Нарский И.С. Кант.- М., 1976.
7. Овсянников М.Ф. Гегель.- М., 1971.
8. Ойзерман Т.И. Философия Канта как радикальная ревизия метафизики и ее новое обоснование //Вопросы философии. -1992. - № 11.
9. Ойзерман Т.И. Философия Гегеля как учение о первичности свободы //Вопроса философии. -1993. № 11.
10. Плотников Н.С. Новое исследование о гегельянстве //Вопросы философии. -1993. - № 3.
П. Энгельс Ф. Анти-Дюринг //Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20. Отдел I. Философия.
12. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии //Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 21.
Раздел 5. Русская философская мысль конца XIX - начала XX века
Традиции и особенности русской философии. Влияние православия, философии Просвещения, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля. Славянофильство и западничество как течения и как умонастроения. Философские взгляды славянофилов / А.С. Хомяков, И.В. Киреевский / и западников / А.И. Герцен, Т.Н. Грановский /, их воздействие на русских писателей / Ф.М. Достоевский, И.О. Тургенев /. Проблема выбора пути развития России.
Русская религиозная философия / Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В. С. Соловьев, П.А. Флоренский /, ее христологическая и этическая направленность. Основные философские проблемы: всеединства, соборности, святости, богочеловека, софийности. Понимание свободы, творчества, любви. Русский социализм как трансформация, "превращенная форма" русской идеи. Эсхатологические прогнозы.
Философия русского космизма / И.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский /. Возрождение античного космоцентричеокого подхода к проблеме человека на новом уровне. Критика техногенной цивилизации, гетеротрофности. Ориентация на автотрофность человечества. Идея активной эволюции человечества. Утопические концепции общественной жизни. Идея ноосферы и ее современное прочтение.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
. Введение в философию. Учебник для вузов /Под ред. И.Т. Фролова. В 2-х частях.- М., 1990. 4.1. -С. 194-208.
2. Философия. Учебник для вузов /Под ред. В.П. Кохановского. -Ростов-на-Дону, 1995. -С. 106-115.
3. Введение в русскую философию. Учебное пособие. - М., 1995.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Валицкий А. По поводу "русской идеи" в русской философии //Вопросы философии. -1994. -№ I.
2. Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание// Вопросы философии. -1994. -№ I.
3. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии //Вопросы философии. -1994. -№ I.
4. Гусейнов А.А. Л.Н. Толстой: непротивление злу насилием// Великие моралистаы. - М., 1995.
5. Даам X. Свет естественного разума в мышлении Вл.Соловьева //Вопросы философии. –1992.-№ 8.
6. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. - М., 1995.
7. Лосский Н.0. История русской философии.- М., 1994.
8. Моисеев Н.Н. Вернадский и современность //Вопросы философии, -1994. -№ 4.
9. Русский космизм.- М., 1993.
10. Сербиненко В.В. Вл. Соловьев: Запад, Восток, Россия. - М., 1994.
11. Соловьев В. С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории. Сочинения. В 2-х томах,- М., 1990. Т. 2.
12. Флоренский П.А. Общечеловеческие корни идеализма //Философские науки. -1990. -№ 12.
Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 184 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!