Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Фейербах был материалистом и первым подверг критике систему Гегеля. В начале своей деятельности был идеалистом и примыкал к левогегельянцам. В 1839 г. он выпускает книгу «К критике философии Гегеля», которая свидетельствует о переходе на позиции материализма. Критикуя позицию Гегеля, Фейербах преодолевает и диалектику, поэтому слабый стороной его философии является ее метафизическая сущность.
В трактовке самого понятия «материализм» иногда проявлял непоследовательность, отказываясь считать себя материалистом, так как для него материя – это пустая реальность. Во-вторых, в это время распространился вульгарный материализм (Бюхнер, Фогт, Молешотт), к которому Фейербах относился негативно. Вульгарный материализм трактовал мышление как физиологический процесс: «Мозг выделяет мысль как печень желчь».
Материализм Фейербаха являлся антропологическим, т.к. за основу решения философских вопросов берется человек, как природное биологическое существо. То есть тело человека является первичным, а сознание вторичным. Каково состояние тела, таково и состояние психики. Исходным пунктом познания служат ощущения. На базе ощущений у человека возникает мышление, которое связывает и анализирует чувства, выражая их в понятиях. Мыслить – значит связно читать показания органов чувств. Критерием истины он считал согласие всех людей с тем или иным суждением. Он выступал как критик религии. Считал, что религия является препятствием для возникновения государства, а в случае его существования представляет собой решающую причину его разложения. Основой морали, по Фейербаху, является врожденное стремление людей к счастью. К главным правилам морали он относил разумное самоограничение в поведении каждого человека и взаимную любовь между людьми.
Лекция №2.Современная Западная Философия XIX-XX вв.
Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 237 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!