Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Современные религии Индии. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм



В современной Индии религия – индуизм. Там нет ни четкого канона, ни церковной иерархии. Нужно всего лишь признать святость «вед» (знаний). Индуизм возник на кастовой основе. Низшая каста из духовной жизни исключается. Обязательно для общения с Богом – жертвоприношение (например, покормить обезьян в зоопарке – тоже приношение). Особое почитание коровы. С точки зрения индуизма нет загробного мира. Душа через 40 дней после рождения вселяется в человека, и через 40 дней после смерти – уходит. Закон кармы.

Наиболее общая модель поклонения богам в И. связана с концепцией «Тримурти», согласно которой три высших божества пантеона рассматриваются в качестве основных манифестаций Абсолюта (Брахмана): как проявление творческого (Брахма), разрушительного (Шива) и охранительного (Вишну) начал в мире. Культ Брахмы не получил значительногоpaспространения, зато Шива и Вишну приобрели большую популярность. В настоящее время индуисты делятся на две основные группы - вишнуитов, последователей Вишну и шиваитов - последователей Шивы. Вместе с тем в И. сохраняется поклонение практически всем богам ведийского пантеона. Плюрализм индуистский системы обусловил отсутствие в ней в строгом смысле слова канонических религиозных текстов. Тем не менее литература ее обширна и многообразна. Очень велико значение текстов «Махабхараты» и «Рамаяны», являющихся энциклопедией индуистской мифологии. И. получил ограниченное распространение за пределами Индии (прежде всего, в странах, оказавшихся под влиянием индийской культуры, например, в Шри-Ланке). В настоящее время отдельные направления И. и его идеи получили распространение в странах западного мира и в России (3 религиозных объединения). В основе И. лежит реальная повседневная практика народных верований и обычаев, отличающаяся большим разнообразием в зависимости от местных этнических, национальных, социальных условий. Она состоит в совершении различных молитв, обрядов, ритуалов, предусмотренных на все более или менее важные случаи жизни верующего.Центрами отправления религиозного культа служат многочисленные храмы, священные места, но главным образом местные алтари.

В Индии есть последователи джайнизма. Его основателем был странствующий проповедник Вардхамана, которого позже стали называть Джина ("победитель") - отсюда происходит и название учения. Как и буддизм, джайнизм возник в среде придставителей касты кшатриев (воинов) и отражал то соперничество, которое еще велось между брахманами и кшатриями за лидирующее положение в обществе. Джайнизм отвергал ритуализм (прежде всего практику жертвоприношений) и абстрактный характер учения брахманизма, отвергал авторитет Вед и открыл доступ в свои общины представителям всех каст, хотя и не отказался от характерной для брахманизма кастовой системы. Основой джайнизма является учение о наличии в мире двух начал - дживы (живого), обладающего вечной душой и сознанием, и адживы (неживого), или бессознательной материи. Джива и аджива находятся в непрерывном взаимодействии, порождающем все явления жизни. Они очищали свои оболочки и строго соблюдали принцип «ахимса» (нельзя заниматься сельским хозяйством, так как нельзя ничего убивать или сокрушать).

Еще есть сикхизм. («сик» - ученик). Сикхи не стригут волос, ходят в тюрбанах и с символическим кинжалом. Сикхизм – это монотеизм. У них Бог, имя и сущность которого неизвестны. Основателем сикхизма был гуру Нанак (1469-1539 гг.). Сикхизм провозгласил равенство всех людей перед богом, независимо от их касты и социального положения, а также отверг культовую обрядность и внешние формы почитания божества. Демократические принципы, которые утверждал сикхизм, обеспечили ему популярность среди самых широких слоев населения. Характерной особенностью сикхизма является то, что в нем практически отсутствует развернутая религиозно-философская система. В основе сикхизма лежит идея божественного начала, выражающего себя во всей природе и в человеке.

20. Конфуцианство и даосизм. Кун-Цзы и Лао Цзы. «И цзин». «Дао дэ цзин».

В Китае существует традиция конфуцианства и даосизма. Идея пути в Конфуцианстве: путь – это путь правильного поведения на границе между несдержанностью и осторожностью. В Конфуцианстве – почитание императора и отца. Основателем конфуцианства считается мыслитель древнего Китая Кун-цзы (Конфуций), живший в VI-V вв. до н.э. Первоначально учение Конфуция воспринималось не как религия, а в качестве философско-этической системы. Конфуций создал идеал совершенного человека, обладающего двумя важнейшими достоинствами - гуманностью и чувством долга. Совершенный человек безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде. Всего себя он посвящает служению высоким идеалам, служению людям и поиску истины.Конфуцием были сформулированы основы социального порядка, который он хотел бы видеть в китайском обществе. Одной из важных основ социального порядка по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. В Китае рациональное начало еще в древности оттеснило эмоции и мистику, высшим божеством считалось строгое и ориентированное на добро. детель Небо, а в качестве пророка выступал не вероучитель (будь то Иисус, Моисей, Мухаммед или Будда), а мудрец Конфуций. Ицзин является наиболее ранним из известных истории китайских философских текстов. Принят конфуцианской традицией в V веке до н. э. как один из канонов конфуцианского Пятикнижия. «Кни́га Переме́н» — название, закрепившееся на Западе. Название Книги перемен объясняется тем, что главная идея, лежащая в ее основе, — это идея изменчивости. На основе этой идеи была построена теория гадания о деятельности человека: идет ли эта деятельность вразрез с ходом мирового свершения, или она гармонически включается в мир, то есть несёт ли она несчастие или счастие.

Даосизм. Одно из главных направлений древнекитайской философии и национальная религия Китая.Возник во 2-й половине I тысячелетия до н. э. Согласно традиции, основателем даосизма считается Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма — «Дао Дэ Цзин». Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма. В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Исходной идеей философии даосизма является учение о Дао ("Путь") - первооснове и закономерности бытия всего сущего. В Даосизме: путь – высший закон мироздания, это путь слияния с пустотой, с дао. В Даосизме – истинный император – тот, кого никто не замечает. Принцип «увэй» - результатом действий не должно быть никаких изменений. У Даосизма – монахи и алхимия, которое со временем перерастает в фэншуй. Эликсир жизни – это внутренняя алхимия, которая базируется на медитации, дыхании пупком – это путь бессмертия.

Конфуцианство и даосизм объединяет то, что у них нет понятия греха, но есть понятия миропорядка, человеколюбия (это отношение к человеку так, какое положение он занимает в обществе).





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 1897 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...