Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ
Ни в одном правовом памятнике Древнего Востока мы не найдем меткого определения понятия преступления и общих принципов уголовного права. Вместе с тем, древневосточному праву были известны, выражаясь современным языком, многие уголовно-правовые понятия и институты:
формы вины, обстоятельства, отягчающие и смягчающие вину, соучастие и т.п. О различном подходе к формам вины в виде умысла и неосторожности свидетельствуют Законы Хаммурапи. Так, неосторожное ранение в драке одного человека другим освобождала от наказания свободного человека, ему следовало только оплатить врача (ст.206). Нанесение в драке побоев, повлекших смерть потерпевшего, наказывалось не смертной казнью, а штрафом, размер которого зависел от социальной принадлежности умершего (ст.207,208). Подобное отношение к формам вины было характерна и для Китая, где тяжесть наказания за телесные повреждения зависела от того, были они нанесены со "злодейским умыслом" или в драке, т.е. по неосторожности.
Рецидив как отягчающее вину обстоятельство был известен не везде. По крайней мере правовые памятники Египта и Вавилона о нем не упоминают. Этого нельзя сказать об Индии и Китае, где за повторные кражи предусматривалась более высокая ответственность. По Законам Ману при первой краже у вора отрубали два пальца, при второй - руку и ногу, при третьей он лишался жизни (IX, 227). К обстоятельствам, отягчающим вину, относились высокая степень ущерба, предварительный сговор.
Древневосточное право знало и институт соучастия. В форме недоносительства и укрывательства оно упоминается в Законах Хаммурапи применительно к содержательницам питейных заведений и лицам, укрывающим беглых рабов. Как в том, так и в другом случае соучастие наказывалось смертной казнью (ст. 16, 109,). В Китае институт соучастия был тесно связан с принципом "коллективной ответственности. Этот принцип распространялся на лиц, объединенных кровными, территориальными и административными узами. Под влиянием конфуцианства в китайском праве начинает утверждаться принцип взаимоукрывательства, несколько смягчающий первый принцип. Указ 66 г. ханьского императора Сюан-ди предписывал: "Отныне сынукрывает отца и мать, жена укрывает мужа, внук укрывает деда и бабку, и все они не должны считаться сообщниками..."[13].
Древневосточное право, давая обширный перечень присущих обществу преступлений и предписывая ответные меры воздействия на преступников, демонстрировало соотношение этих преступлений с точки зрения их большей или меньшей социальной опасности. Наряду с общими для всех стран факторами (максимально строгое отношение к тем, кто насильственно лишил жизни члена общества), иерархия преступлений формировались под воздействием религиозных, философских и иных концепций, присущих только данному обществу. Тем не менее, вполне возможно выделить общие группы преступных деяний для разных древневосточных обществ.
Первостепенное внимание право уделяло государственным преступлениям. К ним относились измена монарху, бунт, заговор, неподчинение распоряжениям монарха, фальшивомонетничество, нарушение царской монополии и пр. Впрочем, следует отметить, что за исключением Китая, в памятниках права других стран перечень государственных преступлений практически отсутствовал. Такое "упущение" можно объяснить особой тяжестью и "греховностью" подобных преступлений и очевидностью самых суровых санкций, установленных и освященных многовековой традицией. Большую группу составляли преступления против личности: убийство, телесные повреждения, оскорбление словам и действием, ложные обвинения, похищение свободного человеками пр. Суровость наказания за эти преступления зависела oт формы вины, от социального положения преступника и потерпевшего. Последнее было обусловлено тем, что в праве не существовало никакой единой (абстрактно понимаемой) цены человеческой жизни и достоинства. В Индии самым тяжким преступлением считалось убийство брахмана, в Китае - убийство родственников. Показательно, что убийство отца приравнивалось в Китае кубийству правителя: "Если сын умертвил отца, подданный убьет государя, то их нельзя освободить от обычного наказания". Весьма примечательно, что в древнеиндийском праве, применительно к трактовке убийства, фактически формулируется понятие "необходимая оборона". Законы Ману устанавливали: "Убивающий, защищая самого себя, при охране жертвенных даров, при защите женщин и брахмана по закону не совершает греха" (VIII, 349).
Социальное (сословное) положение учитывалось и при оскорблении словом или действием. По Законам Хаммурапи нанесение телесных повреждений авилумом авилуму наказывалось по принципу талиона, мушкенуму - денежной композицией (ст.ст.196-198,200). В Индии оскорбление словом и действием равного или вышестоящего наказывалось штрафом. Такое же преступление шудры в отношении "дваждырожденного" влекло телесное наказание по принципу символического талиона. Шудра, плюющийся "из наглости на высших", подвергался отрезанию губ.
Еще в одну группу объединялись преступления против собственности (имущественные преступления). К ним относились кража, грабеж, повреждение или уничтожение чужого имущества. К этим общим для всех стран преступлениям добавлялись специфические. Например, игра в кости и битье об заклад, которые в Индии рассматривались как кража. Следует отметить, что вправе Индии и Китая проводилось четкое различие между кражей и разбоем. Кражей считалось тайное или открытое присвоение чужого имущества в отсутствие владельца. Сущность грабежа состояла в похищении вещи с помощью насилия.
Древневосточное право различало кражу частного и государственного (царского, храмового) имущества. Судя по юридическим документам Египта, за кражу личного имущества полагалось возмещение в двукратном или трехкратном размере. Это наказание следует признать исключительно мягким, так как по вавилонским законам допускалось десятикратное возмещение и даже - смертная казнь. Особенно показательно, что в Египте допускалось полюбовное соглашение между вором и потерпевшим, если первый не мог уплатить штраф. Более сурово относилась египетское и вавилонское право к посягательствам на храмовое имущества. Они наказывались возмещением в тридцатикратном размере в Вавилоне. Еще более жестокими были кары в Египте. Согласно декрету о защите храма Осириса в Наури предписывалось возмещение украденных вещей в стократном размере, а за угон скота – отрубание носа и ушей, порабощение жены и детей преступника и даже сажание на кол. Весьма своеобразными были нормы, касающиеся скупки краденого. В Вавилоне скупщик карался смертью, если он не ног представить продавца и свидетелей, при которых была произведена покупка; В Египте он мог оправдаться ссылкой на неведение[14].
) |
Правовые памятники ряда стран содержали нормы, относящиеся к воинским преступлениям. К ним относились дезертирство, нарушение воинской дисциплины, бегство с поля боя, осуждение приказа начальника, переход на сторону врага. Все эти преступления карались либо смертной казнью, либо членовредительскими наказаниями.
Что касается религиозных преступлений, то их невозможно выделить в отдельную группу, так как правонарушения были одновременно нарушениями и религиозных норм..
Основной целью наказания в странах Древнего Востока являлось возмездие, предостережение от совершения преступлений и устрашение потенциальных преступников. '"Накажи одного человека и люди Поднебесной испугаются и не осмелятся своевольно совершать дурные дела», - говорилась в одном из древнекитайских сочинений. Наказание считалось основным средством, охраняющим существующий социальный порядок. Если бы царь не применял наказания, "никто не имел бы собственности и произошло бы перемещение высших и низших", "все варны испортились бы, все преграды были бы сокрушены".
В Древнем Египте, Вавилоне, Индии карательные меры были весьма разнообразны, но целостная система наказаний так и не сложилась. Существовала квалифицированная смертная казнь в форме сожжения, утопления, сажания на кол, закапывания, отдания на растерзание животным. Простая смертная казнь осуществлялась путем повешения и отрубания головы. В этих странах широко применялись телесные наказания (членовредительские и болезненные), обращение в рабство, изгнание из общины, штрафы, ссылка в рудники. В качестве дополнительных наказаний предусматривались религиозные санкции: наложение епитимий, предписание совершить жертвы.
В отличие от этих стран, в Китае разнообразные карательные меры постепенно сложились в "пять видов наказаний": клеймение (на лоб наносилась татуировка), отрезание носа, обрубание ступней ног, кастрация и смертная казнь. "Пять видов наказаний" дополнялись обращением в рабство, битьем палками и штрафами. Данная система наказаний не была первой. Еще в глубокой древности, когда действовал приоритет этической нормы над правовой, в Китае возникла система символических наказаний. Ее суть сводилась к тому, что вместо нанесения преступнику увечий и физических страданий вплоть до смертной казни, правонарушитель отлучался от коллектива и выставлялся навсеобщее осуждение. Внешними признаками отлучения служили различные части одежды осужденного. Основной целью системы символических наказаний являлось перевоспитание правонарушителя. По мере развития китайского общества и государства эта система исчезает, хотя отдельные попытки ее возрождения предпринимались в эпоху Хань.
Следует отметить, что при этой династии в Китае сформировалось представление, не имеющее себе аналогов, о связи применения наказания с природой. По этим представлениям, прочно вошедшим в позднейшие правовые теории Китая, смертные казни могли совершаться только осенью и зимой, когда природа умирала, и не в коем случае - весной и летом. Впрочем, запреты на совершение смертных казней не распространялись нагосударственных преступников и рабов, покушавшихся на хозяина[15].
Большое влияние на наказание оказывал принцип талиона. Талион мог быть материальным (наказание в этом случае соответствовало нанесенному вреду) и символическим (когда наказанию подлежала та часть тела, которым было совершено преступление). Наиболее последовательно материальный талион проводился в Законах Хаммурапи. Практиковался этот принцип и в Китае. В символической форме его можно обнаружить в Законах Ману.
Особенностью уголовного права являлось то, что наличие факта вины было не единственным основанием прив лечения к ответственности. Широкое распространение имело объективное вменение, т.е. наказание без вины. В ряде случаев объективное вменение проистекало из принципа талиона. Самым характерным примером в этой случае служит ст.230 Законов Хаммурапи. Если в результате обвала дома погибает сын хозяина, смертной казнью наказывают сына строителя. В Китае с III в. до н.э. за государственные преступления вместе с преступником подлежали смертной казнивсе его родственники по трем линиям родства – отца, матери, жены.
Нахарактер наказания оказывало влияние социальное положение преступника и потерпевшего, так какжизнь, здоровье и достоинство привилегированных сословий оценивалось дороже. В ряде случаев закон предусматривал применение к ним более мягких наказаний. Например, брахман, совершивший преступление, за которое члену другой варны грозила смертная казнь, подлежал ссылке в рудники. Освобождались брахманы и от телесных наказаний. В Китае представители знати освобождались от увечащих (членовредительских) наказаний. В конечном итоге отказ от провозглашаемого легистами принципа равенства перед законом на рубеже древности и средневековья в Китае привел к принятию "Восьми условий для (благоприятного) рассмотрения дел". Смысл этого акта сводился к тому, что представители высшей бюрократии и знати подлежали освобождению от наказания за многие преступления.
Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 3350 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!